Методическая разработка "Семейный мастер-класс "Закличка весны""

Людмила Александровна Славнитская

Семейные мастер-классы в Детском технопарке «Кванториум»

Данный семейный мастер-класс был проведен в ГБУДО "ЦРТ" в рамках арт-феста и приурочен к году народной культуры. На мастер-классе дети совместно с родителями познакомились с народными традициями, обычаями и поверьями праздника встрече весны, познакомились с жанром народного музыкального творчества - "веснянкой", слепили жаворонков, разучили и исполнили веснянку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zaklichka_vesny.docx307.51 КБ
Файл Скан презентации704.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества и научно-технических инициатив Детей и молодежи»

Калининского района Санкт-Петербурга

Семейный мастер-класс

«Закличка весны»

Методическая разработка

Санкт-Петербург

2022


Цель: вызвать интерес к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить с содержанием (обряды, традиции, игры, поверья, приметы) народного праздника встречи весны;
  • ознакомить с основными способами лепки жаворонка; изготовить жаворонка;
  • ознакомить с жанром веснянки и основными приемами народного пения на примере веснянки.

Развивающие:

  • способствовать развитию мелкой моторики;
  • способствовать развитию голосового аппарата и сохранению его здоровья;
  • вырабатывать умение работать в паре;
  • развивать способность вести диалог и умение принимать совместное решение.

Воспитательные:

  • способствовать развитию, сплочению семейных отношений.
  • воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре;
  • способствовать выработке русского национального самосознания.

Планируемые результаты:

Воспитательные:

  • демонстрировать на практике возникший интерес и любовь к русской народной культуре;
  • проявление сплоченных семейных отношений, умений работать в паре и принятия совместного решения в ходе исполнения веснянки, лепки жаворонка.

Образовательные:

  • иметь общие знания русских народных обычаев и традиций встречи весны, что является показателем формирования национального самосознания.

Развивающие:

  • изготовить жаворонка, соблюдая эстетику, аккуратность выполнения работы.
  • исполнить веснянку с применением основных правил пения, сохраняя здоровье голосового аппарата.

Оснащение:

  1. Компьютер
  2. Экран
  3. Колонки
  4. Презентация (прил.2)[1]
  5. Тесто для лепки (или настоящее тесто с печью для выпекания птичек)
  6. Веточки для нанизывания готовых птичек.
  7. Клеенки (коврик) для лепки на стол.
  8. Оценочная анкета.
  9. Лист регистрации.

Методическое обеспечение:

  1. Применение здоровье сберегающей технологии: 1) пение на основе дыхания (умение правильно взять, распределить дыхание на музыкальную фразу) для сохранения здоровья связок, и также развития объёма легких и увеличение притока кислорода к органам; 2) профилактика искривления осанки.
  2. Применение методики работы в парах: родитель–ребенок, в пару объединяются более умелый и менее, причем обучают друг друга.

Алгоритм работы в парах:

Р1 — выполняет первую операцию в способе действия — он исполнитель;

Р2 — его в это время контролирует, то есть слушает, осмысливает, задает вопросы — он контролер.

Затем они меняются местами, Р2 — исполнитель, Р1 — контролер.

Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролера) по очереди.

Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник. Подводятся итоги, выясняются трудности, намечаются шаги коррекции. (Второй вариант: каждый может себя оценить перед выполнением работы, например, а затем сравнить – оправдалась ли оценка.

Готовя участников мастер-класса к совместной работе в парах, необходимо их обучать ставить вопросы друг другу для понимания и анализа поставленной задачи, формировать умения выполнять обоснованные совместные действия решения поставленной задачи.

Оценочные материалы:

  1. Оценочная анкета, которая заполняется родителем и ребенком в конце занятия. (прил. 1)

План проведения мастер-класса

  1. Вводная часть

Приветствие. Сообщение темы, цели, задач на мастер-класс. Постановка проблемы.

  1. Теоретическая часть

Сообщение новых знаний

Рассказ о содержании праздника встречи весны, народных традициях и обычаях, связанных со встречей весны. Знакомство с веснянками. Слушание исполнение веснянок. Игра «Приаукивание Весны».

Показ технологии процесса

Объяснение технологии (способов) изготовления птиц – жаворонков. Демонстрация исполнения веснянки, выполнение упражнений на умение правильно брать и распределять дыхание.

Практическая часть – создание продукта.

Изготовление жаворонков, нанизывание их на веточки.

Разучивание и исполнение веснянки.

  1. Итоговая часть

Презентация продукта: выставка работ, совместное исполнение веснянки.

Выводы. Рефлексия.


Содержание мастер-класса

с методическими рекомендациями по проведению

  1. Вводная часть

Слайд 1 - 2

– Здравствуйте. Приветствую вас на моем мастер-классе «Закличка весны». На прошлой встрече вы изготовили куклу Веснянку. Сегодня мы продолжаем встречать весну, знакомиться с обрядами и традициями русского народа.

А для начала предлагаю ответить на вопросы: «Как связана дата 22 марта со встречей весны?» «Какое отношение к встрече весны имеют птицы: сорока, жаворонок, кулик и др.?»

  1. Теоретическая часть

Слайд 3-7

Сообщение новых знаний

Рассказ о содержании праздника встречи весны, народных традициях и обычаях, связанных со встречей весны. Демонстрация слайдов презентации. (слайд 3; 4; 7; 8)

Знакомство с веснянками. Слушание исполнение веснянок. Обсуждение структуры, содержания и манеры исполнения. (слайд 4; 6)

– Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Люди верили, что, начиная с этого дня весна практически полностью вступала в свои права, что в эту дату с тёплых краёв возвращается 40 разных птиц. А вот символом этого дня у славян с древних времён был жаворонок, кулик.(слайд 4)

Игра: «Приаукивание Весны». Взрослый берет в свою руку ладонь ребенка и, массируя, приговаривает: (слайд – 5)

«Ау, ау аукаем! Весну – красну приаукиваем!

Ау, ау аукаем! Весну – красну приаукиваем!

Март, март – солнцу рад.

Апрель, апрель - откроет дверь.

Май, май – сколько хошь гуляй.

Эта игра повествует еще о древнем обычае – дети зиму находились дома, на печке. На улицу практически не выходили: не было одежды, обуви, болезни и прочее. С нетерпением ждали весну, чтобы выйти гулять на воздух. Еще игра с ребенком, массаж ладони стимулирует развитие мелкой моторики, создает приятную, доверительную атмосферу.

– По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

– А сейчас предлагаю прослушать концертное исполнение веснянки. Обратите внимание на манеру исполнения, на содержание слов. Прослушивание веснянки. (слайд 6)

– Обсуждение прослушанной веснянки. Выявление скачкообразного движения мелодии, как полет жаворонка.

В «птичьих» закличках, являвшихся основой обряда встречи весны, дети и взрослые обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли «весну красную», «красно солнышко», «тепло гнездышко», «хлеб вольный» или «добрый», «теплое лето», а унесли холодную зиму, которая надоела, так как «весь хлеб поела», изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги и т.п.

– На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Как правило, их готовили ровно 40 штук – по числу церковных Севастийских мучеников, почитаемых в эту дату. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну. (слайд 7; 8)

– Помимо детей в поле выходили женщины и просили птиц принести из-за моря… О чем просят женщины птиц попробуйте определить, слушая веснянку. Какой характер у заклички? Слушание веснянки – женское исполнение. (слайд 9)

После прослушивания в ходе обсуждения выясняется неспешный, скачкообразный характер мелодии. Женщины молили птиц принести из-за моря здоровье, травы, лепешек, горшок каши, мешок денег. За это их стремились одарить, например, предлагали пирожок.

– В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится. (слайд 10)

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

После печёных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:

«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был.

Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».

– С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева. (слайд 11)

– Таким образом, христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Существует множество песен-закличек или веснянок. Предлагаю ознакомится с пятью самыми популярными. Пожалуйста, прослушайте, определите характер, содержание: о чем просят птиц? (слайд 12)

Приметы праздника: (слайды 13; 14)

  • Птицы прилетели — скоро будет тепло.
  • Если птица поет в день Сороки, то тепло скоро придет
  • Пасха будет холодной, если 22 марта выпал снег
  • Облачно и мороз — скоро будет тепло и можно сеять.
  • Хорошая погода пророчит богатый урожай гречки.
  • Дружно тает снег — к активному наводнению и буйным травам.
  • Какая погода на Сорок святых — такая и в Петровку.
  • Осадки и мало солнца — не будет наводнения, летом не ожидается продолжительных ливней, а осень будет сухой.
  • В деревне на сороки считали полысевших мужчин: сколько найдут лысых, столько дней еще будут морозы

Практическая часть – создание продукта

Показ технологии процесса

Рассказ о существующих видах и способов лепки птиц. (слайды 15; 16)

Объяснение технологии (способов) изготовления птиц – жаворонков. (слайд 17)

Изготовление птиц возможно несколькими способами: (слайд 18)

  1. Основной – раскатывается «колбаска» диаметром 3-4 см. Затем завязывается петля. Из хвостиков делается головка и хвостик. Горошина перца или изюм вставляется вместо глазок.
  2. С крылышками: «колбаску» диаметром 3-4 см. раскатывают длиной 5-7 см. Один конец разрезают пополам, это будущие крылышки. Кончики раздвигают, приплющивают и оформляют кончики крыльев, один конец либо вниз опускают, либо поднимают вверх. Получается птичка с распахнутыми крыльями.
  3. Делается две «колбаски» диаметром 3-4 см. Затем одна (тело) кладется поперек другой (крылья) и затем формируются голова, крылья и хвост. Затем таких птичек нанизать на палочки.
  4. Изысканная. Лепятся три тонкие «колбаски», затем переплетаются в косичку. Верх косички оформляется в голову, а нижние кончики красиво оформляются в хвост. Крылышки лепятся отдельно и прилепляются к телу птички.

Изготовление жаворонков, нанизывание их на веточки (слайд 19)

Птички лепятся из теста для лепки. Процесс лепки сопровождается слушанием закличек.

Лепка жаворонков происходит методом «работа в парах»: родитель–ребенок, в пару объединяются более умелый и менее, причем обучают друг друга.

Алгоритм работы в парах:

Р1 — выполняет первую операцию в способе действия — он исполнитель;

Р2 — его в это время контролирует, то есть слушает, осмысливает, задает вопросы — он контролер.

Затем они меняются местами, Р2 — исполнитель, Р1 — контролер.

Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролера) по очереди.

Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник. Подводятся итоги, выясняются трудности, намечаются шаги коррекции. (Второй вариант: каждый может себя оценить перед выполнением работы, например, а затем сравнить – оправдалась ли оценка.

Готовя участников мастер-класса к совместной работе в парах, необходимо их обучать ставить вопросы друг другу для понимания и анализа поставленной задачи, формировать умения выполнять обоснованные совместные действия решения поставленной задачи.

После изготовления птичек, их участники мастер-класса нанизывают на веточки.

Разучивание и исполнение веснянки (слайд 20)

Демонстрация исполнения веснянки, выполнение упражнений на дыхание.

- Какие Вы молодцы! Замечательные жаворонки получились. Теперь я предлагаю разучить веснянку. Перед тем, как исполнить ее, я хочу обратить ваше внимание на характер мелодии. Итак, послушайте и определите: какой характер мелодии? Каким образом движется мелодия?»

Исполнение веснянки.

- обсуждения характера веснянки, характера движения мелодии, музыкальных фраз. Выяснить, что мелодия движется скачками, ее характер движения напоминает полет жаворонка: скачками – вверх и вниз.

Процесс разучивания:

  1. Выполнение упражнения на дыхание: положить ручку к себе на живот и дышать так, чтобы живот наполнялся воздухом. Контроль правильного выполнения. Если у кого затруднения, то можно предложить работу в парах: первый человек поворачивается спиной, второй кладет руки на плечи и контролирует, чтобы плечи не поднимались.
  2. Выполнение упражнения на распределения дыхания: набирается воздух с помощью нижнереберного дыхания. Затем медленный выдох. Для удобства поставить ладошку ко рту и медленно «задуваем свечу».
  3. Выполнение основного правила пения сидя – сидеть с прямой спиной. Взаимоконтроль за осанкой участников мастер-класса.

Процесс разучивания веснянки по фразам. Вначале первой, затем второй. Соединение двух фраз. Затем третьей и четвертой, их соединение. Обсуждение непонятных слов. Исполнение от начала и до конца.

Контроль педагогом за правильностью исполнения.

3.        Итоговая часть

Презентация продукта: выставка работ, совместное исполнение веснянки.

Выводы. Рефлексия. (слайд 21)

Подведение итогов, ответ на вопросы анкеты.


Список литературы

  1. Второе кликанье весны 20-21 марта – «Сороки» //https://www.liveinternet.ru/users/bahera/post387182441
  2. Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб. – Хотьково, Сергиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010
  3. Лыкова И.А. «Лепим с мамой» – М., «Карапуз-дидактика», 2005
  4. Пропп В.Я.: Русские аграрные праздники. Глава 3. Встреча весны. // http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/propp-russkie-agrarnye-prazdniki/vstrecha-vesny.htm
  5. Традиции наших предков. Обряды встречи птиц и заклички Весны. // https://www.newacropol.ru/activity/volonterstvo/ecology/birds/bird-day-3/


Приложение 2

Оценочная анкета

Уважаемый участник мастер-класса «Закличка весны»

С целью получения обратной связи по итогам проведения мастер-класса просим ответить на несколько вопросов

  1. ОДНИМ словом описать мастер-класс

Родитель

Ребенок

  1. Что нового узнали, оказался ли полезен данный мастер-класс

Родитель

Ребенок

  1. Изобразите смайлом свое настроение после мастер-класса

Родитель

Ребенок

Благодарю за участие в мастер-классе и ответе на вопросы анкеты.

До скорых новых встреч!


[1] В презентации использованы фото и видео, размещенные в интернете с свободном доступе.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Презентация мастер-класса «Закличка Весны»

Сканы слайдов

1.  2.   3. 

4.   5.   6. 

7.    8.   9.

10.   11.    12.

13.   14. 15. 

16.    17.   18.

19.    20.   21.