Сценарий открытого классного мероприятия для 5-6 классов на тему «Духовное наследие народов Саратовской области»

Вологина Людмила Витальевна

Сценарий открытого классного мероприятия для 5-6 классов на тему «Духовное наследие народов Саратовской области» в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_klassnogo_meropriyatiya.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

г. Балаково Саратовской области

Номинация: «Воспитание КЛАССного коллектива»

Тема: Сценарий открытого классного мероприятия для 5-6 классов на тему «Духовное наследие народов Саратовской области» в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Вологина Людмила Витальевна,

учитель русского языка и литературы

                                                         

Балаково

2022

Цель: формирование знаний культуре и традициями народов, проживающих в Саратовской области; формирование навыков дружеских отношений; воспитание уважительного отношения к окружающим; укрепление духовного единства многонационального народа России.

Задачи: воспитывать у учащихся уважительное отношение к различным культурам и традициям, обогащение познаний в сфере культуры; воспитание нравственных качеств и толерантности; формировать навыки взаимодействия друг с другом; формировать культуру общения и поведения; содействовать формированию дружного коллектива; воспитывать интерес к истории и народному творчеству.

Формирование УУД:

Личностные:

- формирование этического самосознания;

- познание и уважение «чужой» культуры;

- развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Коммуникативные:

- умение общаться;

- умение работать в коллективе;

- умение выстраивать концепцию мероприятия, воплощать идею.

Регулятивные:

- умение творчески представить свой опыт;

- умение вести диалог.

Познавательные:

- поиск и анализ информации при подготовке мероприятия;

- мотивация к познавательной деятельности;

- формирование представлений о культуре и традициях народов Саратовской области.

Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, колонки, мультимедийный проектор, компьютер, народные костюмы или их элементы, необходимый реквизит, мультимедийное сопровождение.

Ход мероприятия

Выступление начинается с выхода хора, исполняющего фрагмент песни «Матушка Россия». Звучит песня.

После песни выступающие выстраиваются на сцене и начинают чтение наизусть.

Первый чтец: «Россия –  то место святое на карте,

Россия – то наши душа и богатство,

Россия – людей настоящих оплот.

Сила России – наш народ (хором)».

Второй чтец: «Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся культурами и традициями»

Третий чтец: «Россия, Родина моя, так могут сказать более 200 национальностей в России на 100 языках и диалектах.

Среди наиболее распространённых разговорных языков выделяются русский, украинский, белорусский, армянский, осетинский и немецкий, татарский, чувашский и башкирский, удмуртский, марийский и эрзянский, чеченский. Этот список можно продолжать и далее».

Четвертый чтец: «В огромной стране, что зовется Россией,
Смешалось немало народов, людей,
Но в том-то и есть ее мощь, ее сила,
Что важно единство желаний, идей!»

Ведущий: «30.12.2021 г. Указом президента России В.В. Путиным 2022 год был объявлен годом культурного наследия народов России в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнической общности России».

Пятый чтец: «История Саратовской области повествует о дружбе 148 национальностей, которые проживают в согласии и трудятся, чтобы процветал наш край, сохранялись и передавать традиции».  

Шестой чтец: «Поволжский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки и поля,

Холмы, леса и горы».

Седьмой чтец: «Народы, как одна семья

Хотя язык их разный,

Но дружбой мы своей сильны,

И мы живём прекрасно!»

Восьмой чтец: «Как пестрый солнечный букет,

Башкиры и чуваши,

Татары, немцы и мордва,

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады».

Выступающие уходят со сцены. Слова ведущего.

Ведущий: Писатель Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Есть у каждого на Родине что-нибудь такое, о чем хочется сказать вслух».

А что же отличает один народ от другого? Да вы правы: язык, традиции, кухня, одежда.

На сцену выходит первая группа учащихся – 3-4 человека. В руках держат калач – подобие традиционного Саратовского калача. Плавно проходят с ним по сцене, начиная читать стихотворение, «зазывая» зрителей.

Первый чтец: «Эй, честнЫе господа –

Все пожалуйте сюда!

Торопись честной народ,

Русская культура нас зовёт!»

Второй чтец: «Наш Саратовский калач -

Знак богатства и удач!

Вкусный, сдобный, ароматный, с хрустящей корочкой приятной,

Пушистый мякиш, белоснежный,

Рукам послушный, на вкус – нежный.

Очень долго не черствеет,

«С калача – лицо белеет».

Третий чтец: «Калач, как солнышко, пригож!

Румяный, пышный, радостный!

Он на любом столе хорош:

И будничном, и праздничном».

Первый чтец: «Третье воскресенье июля (ежегодно) Днём саратовского калача».

Второй чтец: «У саратовского калача были свои секреты, которые делали и делают его вкус неповторимым. Сохранились легенды о том, как купцы проверяли качество калачных поставок. Они садились на хлеб, покрытый полотенцем, и если после такого пресса он легко принимал прежнюю пышную форму, покупатель-оптовик забирал его пудами».

Третий чтец: «Впервые саратовские мельники продемонстрировали калач на Нижегородской ярмарке 115 лет назад. Для того, чтобы «продвинуть» саратовский калач на Российский рынок, они испекли калач чудо-гигант весом в 500 килограмм и разрешили всем желающим сидеть на нём, и даже прыгать!» 

Первый чтец: «Похожий на солнце калач и стал символом крепкой жизни, отгороженной от тех голодных лет сегодняшним могуществом державы». 

Второй чтец: «Калач всегда служил символом богатства, сытости, зажиточности, калачи были лакомством, которое бедный люд мог позволить себе только по праздникам. Выпекание хлеба было и остается одной из традиций славянского народа, которые передаются из поколения в поколение».

Выступающие уходят со сцены.

Ведущий: «Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?» -
вопрос зрителям.

Ведущий: «Наш следующие выступающие нам сейчас все расскажут!...».

На сцену выходит вторая группа участников – 3-4 человека. Демонстрируют вышивку. Можно на слайде показать изображение, а выступающие садятся полукругом и при чтении демонстрируют процесс вышивки. Реквизит: пяльцы, нитки.

Первый чтец: «Вышивки чувашской красотою
Восхищается страна не зря.
А с какой любовью, теплотою
Свет и радость нам несет она!».

Второй чтец: «Искусство вышивки передают
Из поколения в поколение.
И дочери от матерей берут
И опыт рук и красоту творения».

Третий чтец: «Похожие на письмена Рисунки эти и узоры

Впрок очаровывали взоры

И связывали времена».

Первый чтец: «По технике исполнения чувашская вышивка счетная, то есть выполняется по счету нитей холста, поэтому все узоры получаются геометрической формы».

Второй чтец: «В чувашском орнаменте нашли отражение почти все его виды: геометрический, растительный. Часто встречаются изображения животных и птиц».

Третий чтец: «В XVIII–XIX веках вышивка была не только украшением — она исполняла роль оберега. Ею украшали наиболее «опасные» открытые места в костюме: ворот и горловину, концы рукавов и подол рубахи. Также обильно орнаментировали грудную и спинную части, так как нужно было оберегать жизненно важные органы человека».

Выступающие покидают сцену.

Ведущий: А следующий народ представит нам сладкое лакомство!

Первый чтец: «Свадьба или юбилей,
Полон дом родных, друзей –
На столе стоит Чак-чак,
Без него нельзя никак».

Второй чтец: «Аппетитный, золотистый,
Медом он полит душистым.
В торжество большая роль
Среди блюд Чак-чак – король».

Третий чтец: «Так и тает он во рту,
Отказаться не могу.
Знают русский и коряк
Блюдо татарское Чак-чак».

Первый чтец: «Чак-чак — это национальное татарское лакомство, символ гостеприимства. Своим цветом он символизирует солнце, а свое формой, склеенной «в горку» - сплоченность и радушие татарского народа».

Выступающие проходят, демонстрируют чак-чак на расписном подносе. Можно заменить изображением на экране.

Ведущий: «Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту предков бывает необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность народа и его духовность. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки».

Пока звучат слова ведущего, все выступающие выходят на сцену.

Заключительный номер: народный танец.

Список используемых источников:

  1. Саратовский калач - https://www.tursar.ru/page-joy.php?j=2292
  2. Сергей Прилуцкий «Россия – наша Родина» - Стихи.ру. https://stihi.ru/2015/01/18/12434?
  3. Татьяна Шмелева «Чувашская вышивка» - Стихи.ру https://stihi.ru/2011/01/22/8001?
  4. История чак-чака - chakchak.uz/ru/tip/view?id=77&
  5. Гузель Исхакова «Чак-чак» - Стихи.ру - https://stihi.ru/2008/01/15/3140?
  6. Песня - https://www.youtube.com/watch?v=NKkMHKdlLeE