Работа над репертуаром для хореографического коллектива

Орлова Наталья Сергеевна

Рекомендации могут быть полезными для педагогов дополнительного образования, педагогов-хореографов, художественных руководителей танцевальных студий, кружков детской художественной самодеятельности, хореографических коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekomendatsii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования Тульской области

«Центр дополнительного образования детей»

Методическая разработка

«Работа над репертуаром для

хореографического коллектива».

Разработала

педагог дополнительного образования

ГОУ ДО ТО «ЦДОД»

Орлова Наталья Сергеевна

2022 год.

     Программой   воспитания   в   учреждениях   дополнительного образования предусмотрено   достаточно   широкое   использование   танца   в эстетическом   воспитании   и   творческом   развитии   детей, в   формировании   у   них правильных нравственных ориентиров.   В   данных   рекомендациях   рассматриваются   некоторые   аспекты   специфики работы   хореографического   коллектива   в   учреждениях   дополнительного образования.   Рекомендации     могут   быть     полезными   для   педагогов дополнительного   образования, педагогов- хореографов, художественных руководителей танцевальных студий, кружков детской художественной самодеятельности, хореографических коллективов. Составитель: Орлова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, руководитель Образцового детского хореографического коллектива «Полет» ГОУ ДО ТО «Центра дополнительного образования детей» города Тулы. Рассмотрено и рекомендовано к применению  в образовательном процессе методическим советом ГОУ ДО ТО «Центра дополнительного образования детей».

 Создание правильно подобранного репертуара – важная цель в деятельности хореографического коллектива. В ходе своего практического опыта в учреждениях дополнительного образования, образовательных учреждениях, учреждениях культуры в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми. Благодаря данным методическим рекомендациям, с учетом овладения опыта, можно составить универсальный репертуар для хореографического коллектива с индивидуальными особенностями и актуальными постановками.

Хореография – искусство, любимое детьми. Оно всегда было популярно и востребовано. Знакомство с ним позволяет развить художественный вкус, ловкость, пластику и координацию движения, сформировать благородство манер. Разнообразные танцевальные упражнения и движения способствуют укреплению мышц тела, выработке правильной осанки.

Благодаря танцам происходит активная коммуникация детей, наиболее ярко выражается непосредственность, искренность эмоционального порыва. Присущая молодости спонтанная энергия, направленная в нужное русло, питает и интеллектуальный, и моральный рост ребёнка.

Интерес к современному хореографическому искусству с каждым годом неуклонно возрастает.   Об   этом   говорят   открывающиеся   классы   с   эстетическим   уклоном   в общеобразовательных   школах,   где   проходят   уроки   хореографии.   Популяризируются истоки народной хореографии, увеличивается интерес к классическому балету, появляются   новые танцевальные   стили, которые   привлекают   ценителей   современного   хореографического искусства. Такие   обстоятельства   являются   плодотворными   предпосылками   для возникновения   и   организации   новых   хореографических   коллективов, а   также   роста   и развития уже существующих, что отвечает потребностям нашей действительности. Говоря о репертуаре, речь в первую очередь идет о творческой жизни коллектива, его стилистической направленности, техническому и актерскому уровню подготовки, индивидуальности.

Дополнительные общеразвивающие программы, по которым работаю я, позволяют создать репертуар разных хореографических направлений и стилей, что способствует разностороннему и гармоничному развитию   исполнителя.  Обучающийся, имеющий возможность танцевать   постановки различного уровня сложности и разных направлений, наиболее технически и эмоционально наполнен.   В процессе работы такой ученик овладевает высокого уровня памятью, в том числе и мышечной. К тому же 

разнообразие репертуара   всегда   приходится   по   вкусу   современным, искушенным   зрителям.

Репертуар   есть   ведущее, определяющее   и   направляющее   всю   деятельность коллектива   звено. От него зависят организационная и учебная работа. Очень важно определить функцию выхода исполнителя к зрителю: первая – это выход исполнителя, как носителя определенного культурного воздействия, вторая-это насколько данное воздействие будет значимо для зрителя.

Поэтому первым условием при подборке репертуара считаю цель постановки. Определяю для каких именно мероприятий и какого уровня готовится репертуар. Концертные или конкурсные постановки, постановки для спектаклей или мюзиклов, масштабные шоу программы или небольшие представления, мероприятия развлекательного или официального характера- все эти условия диктуют направленность репертуара. Понимая цель я выбираю форму постановки: соло, дуэт, малые формы, большие формы, крупные формы. В репертуаре моего коллектива есть номера любых предложенных форм.

Следующим важным фактором является уровень подготовки исполнителя. Во внимание берется и технический и артистический уровень. Обучающимся на стартовом уровне я предлагаю технически и музыкально простой и доступный хореографический материал, на базовом уровне можно усложняю лексику, добавляю рисунки и перестроения, пробую работу с реквизитом, на продвинутом уровне уже возможно экспериментировать с различными техниками танцевальных стилей, хореографическими направлениями, музыкальными темпо-ритмами. В качестве примера можно привести постановку на старших школьниках продвинутого уровня подготовки, когда во время номера музыка затихает и исполнители танцуют под собственный ритм.

При создании репертуара особое внимание я уделяю возрасту исполнителя и его связи с предлагаемым образом или темой. Учитываю возрастную психологию, исхожу из индивидуальных возможностей исполнителей и их духовной зрелости при постановке танцев. Для одной и той же возрастной группы я всегда создаю номера разного жанра. У детей младшего школьного возраста удачными будут игровые и образные номера, у средних школьников – ролевые и сюжетные. Образы обязательно должны быть понятны самим исполнителям, тогда их поймёт и примет зритель.

От выбора музыкального материала определяется стиль, лексика, образ исполнителя или сюжет постановки, поэтому необходимо отнестись ответственно к выбранному аккомпанементу. Музыка для младших школьников –ровная и понятная по ритму классическая и народная, могут быть детские песни; для среднего школьного возраста добавятся мелодии различные по темпу, характеру, звучанию, а также по стилю; у старших школьников  сложная, с синкопами и перебивками музыка, современные композиции, возможна музыка популярных исполнителей.

  Следующая составляющая репертуара – это актуальность выбранной темы. Задача для меня, как для постановщика – вынести на сцену произведение, отвечающее всем требованиям сегодняшнего дня, предъявляемым к танцевальному искусству. Выбрав тему, руководитель должен определить сюжет, который мог бы быть наиболее верно и интересно передан именно средствами хореографического искусства. 2022 год объявлен годом нематериального культурного наследия, именно поэтому наиболее актуальными будут постановки в народном и народно-стилизованном стиле.

Универсальность подготовленного репертуара необходима для любого хореографического коллектива, обеспечивающего проведение мероприятий. Например, постановки военно-патриотической направленности будут уместны при проведении концертов ко Дню Победы, Дню памяти и скорби, Дню Героев Отечества. В репертуар моего коллектива также входят номера, где возможно менять количество исполнителей, не влияя на впечатление зрителей от номера.

Репертуар хореографического коллектива, на мой взгляд, обязательно  должен иметь собственную индивидуальность. Задача   руководителя   –   найти   индивидуальный   подход   к   работе   над хореографическим   произведением, создать свои репертуарные традиции. Одной из отличительных особенностей своих постановок я считаю работу с различного рода реквизитом: стафы, флажки, мячи, огромные шары, светодиодные и лазерные приборы, ростовые костюмы и т.д.

Немаловажную роль при создании репертуара играет материальная база. Наличие необходимого оборудования, костюмов, реквизита существенно поможет в постановочной работе.

 

Приступая к постановке того или иного танцевального номера, необходимо рассказать о его манере и стиле исполнения, объяснить, с чем они вызваны, т.е. провести всестороннюю познавательную работу, связанную с постановкой, а также познакомить с музыкой, обсудить костюмы исполнителей, заинтересовать обучающихся. Хорошо, если бы все исполнители могли просмотреть фильм или спектакль, сюжет и образы которых близки к теме будущего номера. После этого можно наметить исполнителей и приступить к разучиванию отдельных движений.

        Постановочная работа как бы подводит итог всей деятельности хореографического коллектива, показывая, насколько хорошо она организована, верна ли ее методика. Чем выше уровень профессиональной подготовки, самообразования, саморазвития, духовной наполненности, у постановщика, тем разнообразнее и насыщенней будет репертуар хореографического коллектива, а также в процессе постановок расширится кругозор обучающихся, произойдет овладение танцевальной техникой, культурой, любви к искусству танца.

Список используемой литературы:

  1. В. Константиновский «Учить прекрасному» М.: «Молодая гвардия», 1973.
  2. А. Устинова «Русский народный танец» М.: «Искусство», 1976.