Праздник Масленица в системе работы Образцового детского коллектива Санкт-Петербурга Ансамбля народного творчества «Таусень»

Кузьмина Наталья Сергеевна

Большинство детей, приходящих в коллектив, имеют своё, порой искаженное, представление, о народной культуре. Прислушиваясь к интересам ребёнка, мы стараемся открыть мир фольклора на доступном ему языке. Одним из ярких моментов, к котором встречается более известный музыкальный фольклорный материал - праздник Масленица. Очень отрадно, что дети помнят это событие. Чаще всего, благодаря детскому саду. То есть, представление о фольклорном архаичном празднике формируют, но, к сожалению, ребёнку не достаточно знать, что Масленица - это блины и костёр. Для того, чтобы узнать немного больше, познакомиться с музыкальным сопровождением этого огромного шумного праздника, в нашем коллективе проходит не только изучение масленичных песен. Ребята знакомятся с обрядовым смыслом Масленицы, а затем принимают участие в концертной программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник Масленица в системе работы Образцового детского коллектива

Санкт-Петербурга Ансамбля народного творчества «Таусень»

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

 На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Именно с таким весёлым, залихватским настроением каждый год встречают на Руси яркий, красочный и многоликий праздник Масленица. Понимая, что этот праздник дошёл до нас из глубины времён, невольно испытываешь уважение и интерес к богатому неисчерпаемому источнику традиционных сюжетов, образов и напевов.

Так и в коллективе «Таусень», …

Особенностью нашего ансамбля является широкий спектр творческой реализации ребёнка. Приходя в коллектив, он может выбрать понравившееся ему направление творческой деятельности: инструментальное или вокальное.

Возрастной диапазон участников коллектива очень широкий. Самым маленьким детям, которые к нам приходят всего 4 года, а старшим – 18 лет. Соответственно, это диктует и выбор изучаемого и исполняемого репертуара.

Дети младшего возраста знакомятся с историческими сведениями о русских народных инструментах, костюмах, традиционном укладе жизни народа, обрядах и праздниках, что позволяет педагогам погрузить воспитанниковв красочный мир культурно-исторического наследия. Так, например, малыши знакомятся с народным творчеством посредством сказок, былин и детского фольклора: колыбельных, потешек, прибауток, закличек, календарных песен, приговорок, считалок и дразнилок.

На следующем ступени образования присоединяется ещё одна грань народного творчества – игра на народных инструментах, в выборе которого участвуют и ребёнок, и родитель, и педагог.

Дети среднего возраста, погружаясь в разнообразность локальных традиций, открывают для себя новые образы музыкального звучания и подачи материала. Здесь мы раскрываем значимость календарного цикла и праздников в народном творчестве.

Ребята старшего возраста, знакомясь с фольклорным материалом молодёжной культуры: обряды, посиделки, вечёрки, игрища,  имеют возможность приобщиться к многогранному значению и звучанию изучаемого материала.

Большинство детей, приходящих в коллектив, имеют своё, порой искаженное, представление, о народной культуре. Прислушиваясь к интересам ребёнка, мы стараемся открыть мир фольклора на доступном ему языке.

В работе на начальном этапе, мы используем не аутентичный фольклор, а адаптированный или стилизованный материал, это продиктованоопределённым мировоззрением и кругозором детей. Таким образом, происходит постепенное приобщение воспитанников к народной культуре.

В дальнейшем, посредством музыкальных экскурсий и знакомством с фольклорными и народными сказителями, ансамблями и коллективами, мы стараемся расширить кругозор и интерес воспитанников. На занятиях ребята открывают для себя носителей традиции, и разнообразные современные аранжировки, извучание песен в смешанных стилях. (слайды)

И пройдя, увлекательный путь детского фольклора, календарного цикла, обрядовых песен, у детей возникает потребность в изучении локальных традиций, чем мы и занимаемся на третьем этапе образовательного процесса.Сложившееся психологическое, интеллектуальное и эмоциональное единство старших ребят даёт возможность осуществлять им разные социальные роли. Теперь они не просто созерцатели и не просто участники. Дети пробуют себя в различных амплуа, в зависимости от их творческих способностей и интересов. Одни принимают участие в создании сценариев, другие выступают в качестве организаторов, третьи реализуют себя как ведущие. Все участники ансамбля теперь становятся носителями и популяризаторами народной культуры. Они рассказывают о праздниках и концертах своим сверстникам и друзьям, знакомым и родственникам. Частые выступления, поездки, знакомства с другими коллективами дают толчок для дальнейшего саморазвития. Педагог, поощряя детскую инициативу, ненавязчиво учит, объясняет, подсказывает, как спланировать, организовать и распределить роли.

Всё, что происходит в коллективе, захватывает, завораживает ребёнка, заставляет его удивляться и раскрываться, а значит – творить, созидать!

Со временем родители, погружаясь вместе с детьми в среду народного творчества, начинают менять свою позицию: из сторонних наблюдателей они превращаются в активных участников жизни коллектива. Таким образом, в системе дополнительного образования происходит создание единого культурно-воспитательного пространства, объединяющего на равных правах всех субъектов: детей, педагогов и родителей, имеющих различные обязанности в соответствии с их социальными ролями. И теперь народная культура  становится не просто компонентом образовательной программы, а образом жизни. Нравственные нормы, народные традиции входят в семьи, как ценность, к которой бережно относятся, чтят и уважают. Происходит взаимопроникновение и взаимовлияние семьи и коллектива. Семья становится частью коллектива, а совместная творческая деятельность интересной, желанной, занимательной, личностно окрашенной и значимой.

Одним из ярких примеров творческой реализации ребёнка в коллективе является подготовка и проведение праздника Масленица.

В Ансамбле народного творчества «Таусень» к этому празднику готовятся заранее. Ребята не только изучают музыкальный материал, но и знакомятся с историческими и этнографическими реалиями, которые в дальнейшем помогают участникам переживать это событие более осознанно, обдуманно и глубоко.

Условия образовательного процесса внесли свои коррективы и переосмысление тех традиции, которые пришли к нам от прадедов.Так, например, в понедельник, который принято называть «Встреча», ребята на занятиях исполняют масленичные песни и заклички. Импровизированным поездом, который сопровождается пением и звоном бубенцов, колокольчиков и балалаек, мы заезжаем в гости к другим коллективам Дворца Творчества.

Во вторник,следующий день праздничной недели – «Заигрыши», ребята демонстрируют навыки инструментального исполнительства. Это не просто концертные выступления на сцене,а соревнования. Ребята, поделившись на две команды, стараются исполнить знакомые наигрыши с неожиданными задачами: кто громче, смешнее, быстрее. Также соревнования проходят и у вокалистов, и в этой игре масленичные песни и заклички приобретают яркие задорные краски.

Самый ожидаемый день у детей – это среда – «Лакомка», потому что именно в это время к нам присоединяются родители, которые приносят угощения. Традиционным и любимым лакомством наших воспитанников являются, конечно, блины. Родители вместе с детьми и педагогами имеют редкую возможность в непринуждённой праздничной атмосфере открыть новые грани общения, поделиться впечатлениями первых масленичных денёчков.

В «Широкий четверг» у нас в коллективе традиционно проходит концертно-игровая программа «Здравствуй, Масленица, дорогая». Это мероприятие предполагает участие всех воспитанников коллектива. Для малышей это небольшой экзамен изученного материала. Ребята среднего возраста выступают в роли концертного состава, а старшие вместе с педагогами занимаются организацией и проведением праздника. Конечно, неотъемлемой частью этого эмоционального коллажа является дальнейшее чаепитие.

В пятницу и субботу масленичной недели особенно важно обратить внимание на семейные связи воспитанников, поэтому на занятиях ребята рассказывают о своих родных: бабушках и дедушках. Это задание они готовят вместе с родителями, поэтому получаются очень интересные и глубокие жизненные портреты.

Прощание с Масленицей у ребят проходит в кругу родных.

В дальнейшем, одной из идей нашего коллектива является взаимопроникновение этих составляющих. Таким образом, в нашем Ансамбле объединяется разноплановый материал, который даёт возможность творческой реализации каждого ребёнка.