Методическая разработка открытого урока на тему: "Обрядовые куклы на Руси.Изготовление куклы-закрутки"

Гринева Марина Петровна

История возникновения обрядовых кукол на Руси. Мастер класс по изготовлению традиционной куклы-закрутки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»





Методическая разработка открытого урока на тему:

«Обрядовые куклы на Руси. Изготовление куклы-закрутки»

Выполнила:

Гринева М.П.,
преподаватель художественного отделения












Железногорск  2022 г.

Тема урока: «Обрядовые куклы на Руси. Изготовление куклы-закрутки»

Цель урока: пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны.

Задачи: 

образовательные: познакомить учащихся с русской обрядовой куклой; изготовить традиционную русскую куклу-закрутку; 

развивающие: развивать у детей творческое воображение, фантазию, умение понимать и ценить прекрасное развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам национальной культуры;

здоровьесберегающие: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока:  групповая; лекция-практикум.

Технологии обучения: ИК-технология, здоровьесберегающие, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированного обучения.

Методы и приемы обучения: беседа, вопросы, загадки, рассказ-объяснение с презентацией, показ наглядных пособий, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.

Материал и оборудование: компьютер, ноутбук, ткань белого цвета 16 на 16, ткань цветная 22 на 11, ткань цветная однотонная 13 на 13, тесьма 17 см., ножницы, синтепон, нитки.

Оформление в классе: выставка “Народная кукла”.

Звуковой ряд: Русский народный оркестр «Боян» - «Русский хоровод».

План урока:

  1. Организационный блок.
  2. Мотивационный блок.
  3. Информационный блок.
  4. Физминутка.
  5. Практический блок.
  6. Выставка и оценивание работ.
  7. Информация о домашнем задании.
  8. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент

Преподаватель:

- Добрый день, ребята. Давайте проверим присутствующих на уроке. Для успешной работы нам необходимо хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и приступим к знаниям.

2. Мотивационный блок

- Ребята, чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии, давайте отгадаем загадки.

Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и, если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья? (Кукла)

Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)

- Все верно речь сегодня пойдет, именно о куклах.

- Ребята, а вы любите играть в куклы? Какие куклы есть у вас дома? (Ответы детей)

-  Куклы бывают разные и назначение у них разное. Есть куклы игрушки, сувенирные, статуэтки, ростовые куклы, куклы для кукольного театра, и еще куклы – манекены, которых мы встречаем в витринах магазинов, а еще есть куклы-обереги. Вот о них сегодня и пойдет речь.

Тема нашего урока: Обрядовые куклы Руси. Так же сегодня на уроке мы изготовим куклу-закрутку.

Для кого-то прекрасны, для кого-то – не очень,

А кто-то в них душу узрит между прочим.

Одни приласкают и к сердцу прижмут,

Другие же мимо пройдут, не поймут.

Сейчас в магазинах есть много игрушек,

Полезные ищем среди безделушек,

А в Древней Руси мастерили девчушек

Из лоскуточков, да ниток катушек.

Народные куклы – так в чём их секрет?

В моем объяснении будет ответ.

Я вас приглашаю послушать рассказ,

Быть может полезным он станет для вас.

Поведаю всё, возрождая традиции,

О куколках славных, о тех, что «безлицые».

Быть может, когда вы услышите этот рассказ,

Появится кукла такая у вас,

И станет помощницей, милой подругой,

Ваш дом сбережёт от напастей, недугов.

 

3. Информационный блок

Преподаватель: - Представьте себе, ребята, быт наших предков – ни телевизоров, ни Интернета, ни мобильных телефонов. Они жили в согласии с природой, занимались земледелием, животноводством, ремеслами. К различным событиям, наши предки, делали обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать.

Тряпичная кукла имеет многовековую историю. Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал: текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др..

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» – женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, верили в то, что на новом месте будет снова очаг, уют, дом.

Считалось, что куклы могли защищать человека от злых сил, забрать себе болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была берегиней, хранительницей доброго духа.  Берегиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки  и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Детей  с пяти лет учили делать таких кукол. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Кукла была с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату…

Изготовление кукол было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Для изготовления куклы наши предки использовали не только ткань, но и солому, глину, мочало, нитки, бересту, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером.

Куклы были самые разные, но одно было общее: у славянских кукол не было лица. Как вы считаете, почему кукле не делали лицо?

Ответ: Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека. Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто. Боялись, что может вселиться злой дух.

В каждой русской семье умели делать не менее 30 видов различных кукол. Все русские народные куклы были трех видов:

1. Игровые (играли дети).

2. Обрядовые (принимали участие в народных обрядах).

3. Обережные (оберегали от разных напастей).

Сегодня более подробно остановимся на обрядовых куклах Руси.

Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку «Десятиручка» дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

Обрядовая  кукла   Покосница   изображала женщину во время сенокоса. Это уникальная куколка, она могла быть и игровая  обережная и обрядовая.

На покос наши предки надевали праздничную одежду, поэтому и куколку делали яркую и красивую. Из белой и красной ткани. У этой куклы специально выделены руки, на них навязаны обережные кресты, так как вовремя покоса важно было уберечь руки от ран и как оберег она защищала руки своего хозяина.

  Купавка - это обрядовая  кукла  одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Ее сплавляли по воде и тесемки привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

Кукла «Коляда» С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

«Домашняя Масленица» ее называли дочкой Масленицы или ее младшей сестрой. Она символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Кукла считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище.

Кукла «Капустка». Эту куклу делала девушка и выставляла на окно, что обозначала, что девушка была готова выйти замуж,  можно сватов засылать. После свадьбы куклу сажали на сундук с приданным, затем в колыбель к первенцу. Это куколка отвечала за удачное замужество, счастье и благополучие.

Кукла «Коза» Символ жизненной силы. Изготовляли перед колядками в конце декабря. Обрядовая куколка Коза очищала пространство от негатива и привлекала удачу.

«Мартинички» Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече..

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной. Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу.

Спиридон-солнцеворот поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону. Спиридона делают как куклу-мужчину. И обязательный атрибут - колесо. Смысл Спиридона - существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних дней.

Кукла Московка . Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.

Неразлучники. Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

Пеленашка. Создание обереговой куколки «пеленашки» олицетворяет рождение человека. Считалось, что новорожденный наиболее уязвим перед сглазом. Для защиты новорожденного создавалось «обманка» для злых духов, которые вместо ребенка вселялись в пеленашку.

Отдарок-на-подарок. Куколка отдарок-на-подарок - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное.

4. Физминутка «Хоровод».

Преподаватель: Ребята, наряду с изготовление кукол, наши предки любили петь песни, сочинять сказки и водить хороводы. Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души. Давайте немножко отдохнем, предлагаю Вам построиться в хоровод, выполняем упражнения, повторяем за мной.

 Преподаватель включает музыку «Хороводная» и выходит вместе с детьми выполнять разминку.

5. Практическая часть.

Преподаватель: Давайте вспомним, что мы должны изготовить на уроке? (традиционную русскую куклу-закрутку)

Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

Перед началом изготовления куклы-закрутки соблюдайте правила ТБ при работе с ножницами.

 Во время работы: быть внимательной, класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. По окончании работ убрать рабочее место.

Этапы изготовления куклы-закрутки.

Начинаем работать, помогаем друг другу, не мешая остальным.


Для изготовления куклы нам понадобится: ткань белого цвета 16 на 16, ткань цветная 22 на 11, ткань цветная однотонная 13 на 13, тесьма 17 см, ножницы и нитки.

Проверьте все ли предметы лежат перед вами на столе.

1.Возьмите белую ткань, синтепон и нитки.

2. Положите синтепон в центр белого лоскутка и сформируйте основу для нашей куклы.

3. Закрепляет ткань ниткой на уровне шеи.

4. Возьмем цветную ткать и нитку, из цветной ткани формируем сарафан вокруг шеи лицевой стороной.

5. Закрепляем сарафан ниткой и выворачиваем его.

6. Одеваем тесьму на голову куклы и закрепляем ниткой.

7. Берем лоскуток яркого однотонного цвета и формируем платочек, надеваем его и закрепляем ниткой

8. Наша кукла-закрутка готова!

Закрепление знаний.

Преподаватель: - А теперь давайте поведем итог практического занятия.

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

1. Ребята, о чём мы сегодня узнали на уроке?

2. Из чего изготавливается кукла-оберег?

3. Какая кукла вам запомнилась сегодня?

Ученик: Куклы возникли в глубокой древности, они служили обрядовым символом. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Ученик: Кукол изготавливали из ткани, соломы, глины, мочала, ниток, бересты, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером

Ученик: Коза и т.д.

6. Выставка и оценивание работ

7. Домашнее задание: - Сегодня на уроке вы узнали много нового об истории создания обрядовых кукол, об их видах. И я даю вам домашнее задание, рассказать все, что вы узнали, дома своим родителям, бабушкам и дедушкам, сестрам и братьям. И может даже научить их изготавливать куклу.

8. Самооценка. Рефлексия

Преподаватель:  Предлагаю оценить свою работу на уроке.

- Интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, довольны ли вы своей работой?

Преподаватель: Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, выручали друг друга, помогали исправить ошибки.

Преподаватель: На этом наш урок заканчивается, до свидания!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,
    технология. – М.: «Культура и традиции», 2007.
  2. Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы» М., 2008
  3. Ожегов С. «Толковый словарь»
  4. «Прекрасное своими руками».  Москва, Детская литература, 1987 г.
  5. Сайт в Интернете http://www.ru.kukla.ru/ «Народная игрушка».
    Приложение 1. Куклы – обереги
  6. http://community.livejournal.com/tn_kukla/8838.html
  7. http://letopisi.ru/index.
  8. http://www.vsehobby.ru/kukla_obereg.html