Изучение традиционной русской посуды на уроках керамики.

Выдрина Анна Ивановна

Сахранение и актуализация традиционной русской культуры на уроках скульптуры и керамики в ДХШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение традиционной русской посуды на уроках керамики.

Знакомство с  керамикой не возможно без знакомства с  историей. Гончарное  дело  рассматривается в контексте изучения русского быта, нельзя объяснить, почему тот или иной предмет так или иначе называется, не объяснив, для чего он предназначен. Изучая керамику,дети знакомятся с традициями своего народа через гончарное ремесло.

На уроке дети знакомятся  с историей ремесла,превращают кусочек глины в свое первое изделие, чаще всего для образца выбирается  простая цилиндрическая форма, для этого как нельзя лучше походит  кружка - «стопка» (чарка). И вот мы погружаемся в историю, постепенно дети знакомятся с различной формой посуды от простой чарки, к  кружке кумочке, затем переходим к маленьким горшочкам, крынкам и предметам более сложной формы.Во время работы легче объяснить взаимосвязь назначения и  формы того или иного предмета, чаще всего это диктуется технологией формовки на гончарном круге.Непосредственно в процессе изготовления изделиядети знакомятся с русской традиционной посудой, традицией употребления, подачи блюда или напиткана стол. Огромный и интереснейший пласт - традиционные русские напитки, хочется познакомить детей с посудой, в которой они хранились и подавались.

На Руси существовала чайная традиция, но было и много замечательных холодных напитков: взвары, кисели, настои, соки, дрожжевые и фруктовые квасы и т.д. В зависимости от того какой был напиток,ему соответствовала  форма сосуда в котором он подавался, и форма  емкости  для его употребления.  Если напиток должен быть холодным во время употребление, то лучше всего подходит форма чарки, стопоря, если горячим то кружка- «кандюшка», «кумочка».  Сосуд, в котором хранился и подавался напиток, был тоже немало важен, он должен был быть и красивым и функциональным.

Всем хорошо известен  тот факт,что в крынках долго сохраняется свежесть молока, это обусловлено хорошими термическими возможностями  глины, а также  особой формой сосуда - высокое и широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово.  Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват одной рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.

Нам сейчас кажется удивительной и необычной форма квасника. Эта форма тоже не случайна, квас пьется холодным, как известно в старину холодильников не было, поэтому для охлажденияквасник делали с дырой, в нее закладывали кусочек льда,завернутый в тряпицу, и ставили в погреб,ледник. Не вовсех домах были ледники и даже погреба, но благодаря большой площади охлаждение сосудапроисходит быстрее, даже если он просто находится в прохладном месте.

Думаю, каждый слышал такое выражение - «хранить деньги в кубышке».Кубышка  по форме напоминает каплю, чуть  вытянутую или же более пухлую  или каплю почти приземлившуюся сплющенную внизу,шарообразную. Она бывает с ручкой и без, встречаются  так жес носиком.Кубышкуиспользовали не толькочтобы хранить или подавать напитки, в нее прятали деньги, размер горлышка как раз соответствовал размеру рубля, затем её запечатывали воском и хранили на черный день.

Огромен  и необъятен пласт русской культуры. И конечно, невозможно рассказать в рамках урока обо всем и  все изготовить, но мы обязаны  познакомить детей с гончарнымремеслом. Традиции и есть душа нашего народа то, что нас отличает, и объединяет.  А что лучше может рассказать о народе, как ни его быт, одежда, обряды, ведь это формирует мировоззрение, отношение к себе и ближнему, формирует моральные устои и цели в жизни.