Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арабеск».

Доронина Анна Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арабеск» является модифицированной, по направлению деятельности – художественной. Рассчитана на обучение детей, проявляющих интерес к современному искусству хореографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Газ-Салинский детско-юношеский центр»

ул.Воробьёва, 16, с.Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365

тел. (34940) 2 05 62, moudod-gaz-sale@yandex.ru

ПРИНЯТА:

на заседании педагогического совета муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования  

«Газ-Салинский детско-юношеский центр»

Протокол №_______

от «_____»__________________2022г.

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                    директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования

«Газ-Салинский детско-юношеский центр»

_______________________Н.В. Штубина

приказ №_____от «___»___________2022 г.                                                                

               

                                                                                       

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности

«Арабеск»

Возраст обучающихся: 7 – 16 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Доронина Анна Александровна,

педагог дополнительного образования

 

                                                 

с. Газ-Сале

2022 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арабеск» является модифицированной, по направлению деятельности – художественной. Рассчитана на обучение детей, проявляющих интерес к современному искусству хореографии.

Программа разрабатывалась на основании следующих документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196  Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Устава  МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ»;
  • Лицензии на образовательную деятельность № 2601 от 30.05.16г., серия 89 Л01 № 0001194.

Актуальность программы. Танец - это больше, чем просто красивое зрелищное представление: танец раскрывает духовно- нравственный потенциал человека, способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы. Танец, как и музыка, рождается из жизни, рождается, как необходимая потребность в художественной форме передать ощущение красоты жизни, отобразить трудовой процесс, дать выход избытку желаний энергии. Учитывая требования современного дополнительного образования, данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей.

Программа  направлена не только на формирование умений и навыков в искусстве хореографии, но и на развитие творческого аспекта личности ребенка и формирование его активной жизненной позиции.

Отличительная особенность программы состоит в том, что обучение основам классики тесно связано с обучением детей народно-сценическому танцу, элементам стилизованного танца, вспомогательными физическими упражнениями, подготовкой концертных номеров. Весь материал в программе распределен по годам обучения с постепенным усложнением. Программа ориентирована на развитие у детей мотивации к овладению основами хореографии и активном участии в социокультурной жизни через концертные выступления, участие в конкурсах и фестивалях по хореографии. Данная программа состоит из 3 разделов: классический танец, народный танец, сценическая практика. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца.

Новизна: в программу включены темы по региональному компоненту - изучение танцев народов Севера.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании условий для социального, культурного совершенствования и творческой самореализации личности обучающегося. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, мышечную память. Занятия танцами воспитывают коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться поставленной цели, формируют эмоциональную культуру общения. Кроме того, они развивают ассоциативное мышление, побуждают к творчеству. Обучающиеся будут активно привлекаться к придумыванию сюжетов танца, названию, к созданию костюмов.

Цель: формирование и развитие танцевальных способностей и творческого потенциала обучающихся посредством овладения техниками танца.

Задачи:

  1. Образовательные:

- расширить кругозор детей в области истории хореографии;

-познакомить с техниками исполнения различных видов танца;

-сформировать основные умения, навыки в области хореографического искусства;

-сформировать у детей музыкально - ритмические навыки правильного и выразительного движения в танце; актерского мастерства, самостоятельной и коллективной деятельности

  1. Развивающие:

- развивать у детей мотивацию познания и достижений, поиска новых познавательных ориентиров;

- развивать музыкально-ритмические способности детей, творческое мышление, воображение, фантазию;

- развивать внимание, память, пространственное мышление;

- развивать физические данные детей;

- развивать творческие и организаторские способности.

  1. Воспитательные:

-воспитывать эстетический вкус, интерес к творческой деятельности;

-воспитывать активную жизненную позицию, лидерские качества;

-формировать общую культуру поведения ребенка в обществе, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Результатом деятельности по данной общеразвивающей программе является формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций обучающегося, отражающих его индивидуально-личностные позиции, мотивы и отношение к активному участию в воспитательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися универсальные способы деятельности, применимые в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные обучающимися в процессе учебной деятельности на занятиях знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в  группе (команде); ценностные установки, специфичные для  данного ремесла, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование общения в конкретных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Построение занятий программы предусмотрено по принципу от простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т.е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике.

В ходе занятий используются разнообразные и доступные движения классического, народно - сценического танца, народно-стилизованного танца, элементы пластики и актерского мастерства. Широко используются коллективные и индивидуальные методы работы с обучающимися: беседа, рассказ, игра, метод погружения в образ, показ видеоматериала.

Программа предназначена для детей 7-16 лет. На обучение принимаются все желающие, проявляющие интерес к искусству хореографии.

Условия формирования групп:

Наполняемость в группах составляет: не менее 8 человек. Возможное уменьшение числа обучающихся в группе на втором году обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года обучения. За этот период дети изучат основы классического и народно-сценического танца. Реализуют полученные знания и умения в сценической практике. 1 год обучения -144 часа; 2 год обучения – 144 часа. Всего за 2 года обучения- 288 часов.

Форма и режим занятий: занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа).

Формы организации детей на занятии: групповая.

Формы проведения занятий: комбинированное, интегрированное, практическое и т.п.

Предполагаемые результат:

Первый год обучения

Дети будут:

- знать порядок занятия, его структуру;

- правильно и четко исполнять выученные комбинации;

 -устойчиво выполнять движения на равновесие на всей стопе и на полупальцах на середине зала;

- делать под музыку низкие и высокие прыжки;

- уметь координировать движения рук и ног;

- знать понятия: «круг», «линия», «колонна», «крест», «расчёска», «диагональ»;

- уметь легко перестраиваться в различные рисунки, понимать и чувствовать сценическое пространство;

- справляться с нагрузкой партерной гимнастики;

- анализировать свое исполнение, работать в коллективе;

- эмоционально передавать образные задания;

 -знать названия и правила выполнения изученных упражнений классического и народного экзерсиса, выполнять их двумя руками к станку;

- знать названия изученных движений и элементов народно – сценического и классического танцев;

- уметь правильно и технично исполнять отдельные па и комбинации;

- понимать и чувствовать образ, настроение и  характер музыки, передавать его;

-  уметь передавать манеру исполнения классического, народного, стилизованного танца.

Второй год обучения

Дети будут:

- уметь справляться с усложненными заданиями, в которые вводятся элементы и комбинации народно-сценического и классического танца;

- различать танцы разных народностей, исполнять на середине зала более сложные элементы, танцевальные композиции, проходки, дроби, вращения;

- выполнять упражнения классического и народного экзерсиса одной рукой к станку и на середине кабинета;

- принимать участие в танцевальных номерах, уметь вести себя за кулисами и на сцене, уметь выравнивать и держать интервалы, рисунок танца, хорошо чувствовать сценическое пространство;

- бережно относятся к сценическому костюму и реквизиту;

- уметь анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;

- научится выражать собственные эмоции через музыку.

Методы отслеживания результатов:

-Наблюдение        за        обучающимися        в        процессе        обучения,        во        время мероприятий, беседы с родителями об изменении в поведении.

-Участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.

-Участие в мероприятиях различного уровня.

-Выполнение контрольных нормативов - является одной из форм выявления уровня физического развития и физической подготовленности.

Оценка эффективности полученных знаний, умений и навыков осуществляется 2 раза в год.

Программа обучения разделена на 3 раздела, чтобы обучающиеся осваивали различные виды хореографического искусства.

 «Классический танец»

Цель раздела «Классический танец»: художественное, эстетическое развитие детей средствами классического танца.

Задачи первого года обучения:

        изучить  элементы экзерсиса классического танца двумя руками к станку;

        развивать координацию движений под музыку;

        развивать умение чувствовать музыку и создавать сценический образ, взятый из  окружающей жизни и передавать его посредством танца;

-   воспитывать трудолюбие, выдержку.

Результаты:

        грамотное исполнение изученных элементов классического танца;

        будут  уметь согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под заданную музыку;

        будут уметь пластически создавать несложный сценический образ, взятый из окружающей жизни, должны уметь согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.

Задачи второго года обучения:

- разучить элементы экзерсиса классического танца у станка (одной рукой) и на середине;

- развивать у детей гибкость, танцевальный «шаг», «выворотность» ног;

- развивать устойчивость (апломб) и координацию движений;

-  воспитывать умение сопереживать и радоваться успехам товарищей.

Результаты:

-     должны быть достаточно развиты для данного возраста апломб, выворотность ног и стопы, координация движений;

         -  грамотное исполнение изученных элементов классического танца;

 

«Народно - сценический танец»

       Цель раздела «Народно-сценический танец»: музыкально-хореографическое воспитание детей посредством народного танца.

       Задачи первого года обучения:

  изучить элементы экзерсиса народного танца двумя руками к станку;

  развивать координацию движений под музыку;

  развивать умение чувствовать музыку и создавать сценический образ;

-  воспитывать трудолюбие, выдержку.

Результаты:

        грамотное исполнение изученных элементов народного танца;

        будут уметь согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под заданную музыку;

        будут уметь пластически создавать сценический образ, должны уметь согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.

Задачи второго года обучения:

- продолжать разучивать элементы экзерсиса народного танца у станка (одной рукой);

- развивать у детей гибкость, танцевальный «шаг», «выворотность» ног;

- развивать устойчивость (апломб) и координацию движений;

-  воспитывать умение сопереживать и радоваться успехам товарищей.

Результаты:

-     должны быть достаточно развиты для данного возраста апломб, выворотность ног, стопы,  координация движений;

-  грамотное исполнение изученных элементов народного танца.

Сценическая практика

Цель раздела «Сценическая практика»: подготовка обучающихся к исполнительской деятельности, выявление и развитие творческой  индивидуальности, закрепление знаний, полученных в период обучения специальным дисциплинам.

       Задачи первого года обучения:

Образовательные задачи:

- создавать танцевальные произведения с выходом на сцену;

- продолжать учить навыками сценического поведения;

- закреплять знания и умения, полученные на занятиях.

 Развивающие задачи:

          - развивать умение детей правильно держаться на сцене, ориентироваться в ее
пространстве; держать рисунок танца, равняться с партнерами по танцам;

- развивать художественно-эстетический вкус;

- развивать чувство ансамбля, умение передавать стилевые и жанровые особенности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство ответственности каждого ребенка за успех общего дела;

- воспитывать бережное отношение к сценическому костюму и реквизиту;

- воспитывать организованность во время репетиций и концертных выступлений.

Результаты:

- постановка и отработка не менее 2 сценических номеров, выступления на концертах, фестивалях и конкурсах различного уровня.

Задачи второго года обучения:

Образовательные задачи:

- учить детей применять на практике знания, полученные на занятиях;

- продолжать учить навыками сценического поведения;

- закреплять и знания и умения, полученные на занятиях.

 Развивающие задачи:

 -развивать умение детей правильно держаться на сцене, ориентироваться в ее
пространстве;  держать рисунок танца, равняться с партнерами по танцам;

- развивать художественно-эстетический вкус;

- развивать чувство ансамбля, умение передавать стилевые и жанровые особенности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство ответственности каждого ребенка за успех общего дела;

- воспитывать бережное отношение к сценическому костюму и реквизиту;

- воспитывать организованность во время репетиций и концертных выступлений.

Результаты:

- Постановка и отработка 2-3 сценических номеров, выступления на концертах, фестивалях и конкурсах различного уровня.

Учебный план программы первого года обучения

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

I

Классический танец

40

4

36

1.

Техника безопасности на занятиях по хореографии. Введение в танцевальное искусство

2

1

1

Опрос, практика,

наблюдение

2.

Упражнения экзерсиса у станка

24

2

22

Опрос, практика,

наблюдение

3.

Партерная гимнастика

14

1

13

Опрос, практика,

наблюдение

II

Народный танец

40

6

34

1.

Знакомство с народными танцами

2

1

1

Опрос, практика, наблюдение

2.

Ходы и продвижения

8

1

7

Практика, наблюдение

3.

Упражнения  на  середине  зала

8

1

7

Практика, наблюдение

4.

Упражнения у станка

8

1

7

Практика, наблюдение

5.

Вращения

8

1

7

Практика, наблюдение

6.

Региональный компонент

6

    1

        5

Практика, наблюдение

III

Сценическая практика

63

4

59

1.

Постановочная работа

30

2

28

Практика, наблюдение

2.

Репетиционная работа

26

1

25

Практика, наблюдение

3.

Актёрское мастерство

4

1

3

Практика, наблюдение

4. Показательные выступления

3

        3

-Выступления на концертах, фестивалях;

-участие в  конкурсах различного уровня

IV

Итоговое занятие

1

-

1

Контрольное занятие.

 

Итого:

144

13

131

 

Содержание первого года обучения

  1. Введение в танцевальное искусство

Теория: Техника безопасности на занятиях по хореографии.  Беседа о балете, истории создания.

Практика: Просмотр фильма-балета с его обсуждением.

  1. Упражнения экзерсиса у станка

Теория:  Методика исполнения элементарных движений классического экзерсиса.

Практика: Постановка корпуса и головы. Реверанс и поклон.  Позиции ног: I, II, V (выворотные), VI. Позиции рук: подготовительное положение, I, III, II позиции, переводы рук из позиции в позицию - por de bras №1.  Понятие plie и методика исполнения.  Demi plies по I, II, V позициям. Виды preparations.  Battements tendus вперед из I  позиции.  Battements tendus в сторону из I и  позиции.  Battements tendus из I  позиции назад.  Battements tendus c demi-plie вперед и в сторону и назад.  Battements tendus jete из I  позиции вперед.  Battements tendus jete из I  позиции в сторону.  Battements tendus jete из I  позиции назад. Releves на полупальцы по I, III и V позициям.  Releves на полупальцы c demi-plie по I, III и V позициям.  Rond de jamb par terre по ¼ круга.  Grand plie по I и II и V позициям.  Grand battement jeté вперёд.   Grand battement jeté в сторону.  Grand battement jeté назад. Положение sur le cou-de-pied обхватное спереди. Положение sur le cou-de-pied условное сзади. Условная планировка зала.  Прыжки на двух ногах по VI, II, I позиции.(Sote).  Шаг в арабеск I, II, III.

3. Партерная гимнастика

Теория: Методика выполнения упражнений партерной гимнастики.

Практика: Упражнения на развитие выворотности. Упражнения на развитие гибкости позвоночника. Упражнения для укрепления мышц спины. Упражнения для укрепления мышц живота. Упражнения для укрепления корпуса. Упражнения для мышц и суставов ног. Упражнения для развития силы ног. Упражнения для плечевого пояса и рук. Упражнения на развитие шага (растяжка). Упражнения для формирования устойчивости.

II Содержание учебного плана раздела «Народно-сценический танец»

  1. Знакомство с народными танцами

Теория: Первоначальное знакомство с особенностями историей, многообразием народного танца.

Практика: Просмотр видеозаписей государственных ансамблей народного танца, детских ансамблей народного танца.

  1. Ходы и продвижения

Теория:  Методика исполнения ходов и продвижений в стиле русского танца.

Практика: Простой ход на 1/4 такта. Народный шаркающицй ход.  Тройные ходы. Переменный шаг на всей стопе. Боковой ход (припадание).  Ход с отбросом ноги назад.  Дробные ходы:  а) с двойным ударом стопы; б) с ударом каблука и полупальцев;  в) с подскоком;  г) с продвижением вперед и в сторону. Дробный ход «горошек» (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой). «Притоп».  Комбинации из простейших дробных движений. Моталочка с выносом ноги на каблук. Ход «бигунец». Навыки танца с платочком.

  1. Упражнения  на  середине  зала

Теория:  Методика исполнения упражнений народного танца на середине зала.

Практика: Упражнения для пластичности корпуса (port de bras, перегибы корпуса, наклоны и повороты). Упражнения  исполняются в определённом стиле и характере. Упражнения для головы, рук, корпуса в манере народных и сценических танцев. Комбинирование отдельных движений, пройденных у  станка, для развития техники танца. (моталочка, ковырялочка, верёвочка). Дробные ключи -  первый.  Пируэты и повороты в народно-характерном танце.

          4.Упражнения  у  станка

Теория: Методика исполнения упражнений народного танца у станка.

Практика:  Demi plie, grand plie    на I, II и III позициях (плавное и отрывистое). Battement  tendu  с demi plie и двойным  даром опорной ноги: а) с переходом работающей ноги с носка на каблук; то же с  plie в III позицию в момент выноса работающей ноги на каблук;  б)  с выносом на каблук.  Подготовительное упражнение к  flic-flac, то же на   croisee  и с ударом в пол.   Battement tendu jete  c акцентом «от себя», то же с  demi plie  и с подъёмом  опорной ноги.   Упражнения на выстукивание, например: а) чередование ударов всей стопы с полупальцами; б) то же с двумя ударами полупальцами. М. р. 2/4, 3/4; в) с переносом  работающей ноги выворотно и невыворотно. Подготовка к верёвочке, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы. Подготовка к моталочке, подъёмом на полупальцы.  Подготовка к молоточку, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.  Подготовка к «штопору» и «штопор».  Подготовка к «голубцу» (удар одной стопы о другую):  Grand battement jete  на целой стопе, на  plie  и с подъёмом на полупальцы  опорной ноги.  Releve  на полупальцы в выворотных и невыворотных позициях, на двух и  одной ноге. Перегибы корпуса.  Различные  port de bras  в определённом характере. «Голубец» - ординарный в прыжке.

.

5.Вращения

Теория:  Методика исполнения вращений, постановка головы.

Практика:  «шене», «бегунок», «блинчик»,  на полу пальце с ногой на пассе, «обертас», «самоварчик».

             6.  Ненецкий танец

Теория: Знакомство с особенностями ненецкого танца, Просмотр видеозаписей хореографических ансамблей ненецкого танца.

Практика: разучивание характерных движений ненецкого народного танца.

III. Содержание учебного плана раздела «Сценическая практика»

1. Постановочная работа

Теория: Выбор темы и музыки, анализ  музыкального материала.  Определение сюжета танца (танец может быть и бессюжетный).  

 Практика: Подбор и изучение характерных комбинаций движений выбранного танца.  Знакомство с музыкальным материалом.  Изучение танцевальных движений.  Соединение движений в танцевальную композицию.  Разводка танцевальной комбинации в рисунках, переходах.

         2.  Репетиционная работа

Теория: Анализ хореографических комбинаций, анализ ритмического соответствия движений и музыкального материала.

Практика: Отработка элементов. Работа над музыкальностью. Развитие пластичности. Синхронность в исполнении. Работа над техникой танца Разучивание танцевальной композиции. Работа в парах.

         3. Актёрское мастерство

Теория: Беседа об актёрском мастерстве в хореографическом искусстве.

Практика: Игровые комплексы различных типов для развития внимания. Игровые комплексы различных типов для развития памяти. Игры для развития фантазии и воображения. Игровые комплексы для снятия излишнего мышечного напряжения. Игры для развития лидерских качеств. Игры для развития сценического общения. Игры для развития собранности и концентрации. Игры для развития эмоциональности. Игры на развитие органов чувств.

        4.Показательные выступления

Теория: Напутственные слова педагога, мотивация, беседы.

Практика: Выступления на концертах, фестивалях, праздниках.

IV. Итоговое занятие

 Теория: Повторение методик выполнения различных движений и комбинаций.

 Практика: Итоговое занятие. Подведение итогов 1 года обучения

Описание тем сценической практики ежегодно может изменяться в зависимости от творческих идей и новых задумок руководителя, а также от способностей и индивидуальности обучающихся.

Учебный план программы второго года обучения

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

I.

Классический танец

40

4

36

1.

Техника безопасности на занятиях по хореографии. Знакомство с образцами русской классической хореографии.

2

1

1

Опрос, практика,

наблюдение,

2.

Упражнения экзерсиса у станка и на середине.

24

2

22

Практика,

наблюдение

3. Партерная гимнастика.

14

1

13

Практика,

наблюдение

II

Народный танец

40

6

34

1.

Виды и жанры народных танцев.

2

1

1

Опрос, практика, наблюдение

2.

Ходы и продвижения.

8

1

7

Практика, наблюдение

3.

Упражнения  на  середине  зала.

8

1

7

Практика,

наблюдение

4.

Упражнения у станка.

8

1

7

Практика,

наблюдение

5.

Вращения.

8

1

7

Практика,

наблюдение

6. Региональный компонент.

6

1

5

Практика,

наблюдение

III

Сценическая практика

62

5

57

1.

Постановочная работа

20

1

19

Практика,

наблюдение

2.

Репетиционная работа.

22

1

21

Практика,

наблюдение

3.

Актёрское мастерство.

2

1

1

Практика,

наблюдение

4.

Региональный компонент

16

1

15

5. Показательные выступления

2

1

1

Выступления на концертах, фестивалях;

-участие в  конкурсах различного уровня

IV

Контрольное итоговое занятие

2

1

1

Контрольное занятие

 

Итого:

144

15

129

 

Содержание учебного плана раздела «Классический танец»

           1.Знакомство с образцами русской классической хореографии

Теория: Техника безопасности на занятиях по хореографии. Просмотр видеофильмов о русском балете. Знакомство с лучшими артистами русского балета, их работами.

Практика: Повторение методики исполнения знакомых упражнений у станка. Методика выполнения новых упражнений.

          2. Упражнения экзерсиса у станка и на середине

Теория:  Методика исполнения  движений классического экзерсиса.

Практика:  Понятие epaulement.  Demi plie по всем проученным позициям.  Grand plie  по всем проученным позициям.  Battements tendus из I и V позиции вперед.  Battements tendus из I и V позиции в сторону.  Battements tendus из I и V позиции назад.  Battements tendus с demi plie в I и V позиции вперед.  Battements tendus с demi plie в I и V позиции в сторону.  Battements tendus с demi plie в I и V позиции назад.  Battements tendus jete из I  и V позиции вперед.  Battements tendus jete из I  и V позиции в сторону.  Battements tendus jete из I и  V позиции назад.  Rond de jambe par terre en dehors по точкам.  Rond de jambe par terre en dedans по точкам.  Passe par terre по I позиции вперед и назад.  Положение ноги sur  le cou de pied спереди.  Положение ноги sur  le cou de pied сзади.  Положение ноги sur  le cou de pied обхватное.  Battement frappe вперед носком в пол.  Battement frappe в сторону носком в пол.  Battement frappe назад носком в пол.  Battement releve lent  на 45° вперед. Battement releve lent  на 45° в сторону.  Battement releve lent  на 45° назад.  Grand battement jete из I позиции вперед.  Grand battement jete из I позиции в сторону.  Grand battement jete из I позиции назад.  Понятия en fase.  Понятия epaulement croisee.  Понятия epaulement efface.  I-ое port de bras.  II-ое port de bras.  Скользящий шаг (pas glisse).  Pas chasse вперед и назад.  Реверанс для девочек и поклон для мальчиков. Temps leve sauté по I позиции.  Temps leve sauté по II позиции. Temps leve sauté поVI позиции.  Changement de pied. Pas echappe по II позиции.  Прыжки «с поджатыми».  Прыжки «итальянские».

            3. Партерная гимнастика

Теория: Методика выполнения упражнений партерной гимнастики.

Практика: Упражнения на развитие выворотности. Упражнения на развитие гибкости позвоночника. Упражнения для укрепления мышц спины. Упражнения для укрепления мышц живота. Упражнения для укрепления корпуса. Упражнения для мышц и суставов ног. Упражнения для развития силы ног. Упражнения для плечевого пояса и рук. Упражнения на развитие шага (растяжка). Упражнения для формирования устойчивости.

Содержание учебного плана раздела «Народно-сценический танец»

  1. Виды и жанры народных танцев

 Теория: Беседа о многообразии и жанрах народных танцев, просмотр видео танцев различных национальностей ансамбля им. И. Моисеева.

 Практика:  Знакомство с особенностями стиля и характера народно-сценических танцев. Отличие народного, народно-сценического и народно - стилизованного танцев.

            2. Ходы и продвижения

Теория:  Методика исполнения ходов и продвижений в стиле русского танца.

Практика: Шаг с носка на 1/4 такта.  Народный шаркающий ход. Тройные ходы с различными добавлениями на 4 долю. Переменный шаг на всей стопе. Боковой ход – припадание, упадание.  Ход с отбросом ноги назад. Дробные ходы : а) одинарная дробь; б) двойная дробь; в) синкопированная дробь. Дробный ход «горошек» (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой).  «Притоп». Комбинации из дробных движений. Моталочка с выносом ноги на каблук. Ход «бигунец». «Гармошка».

- Продвижение вперёд и назад с выбросом ноги на  effaceе  в русском

      сценическом танце

- «Моталочка» в повороте

- «Ковырялочка» в повороте

- Комбинации «Моталочка»  и «Ковырялочка» в повороте.

3. Упражнения  на  середине  зала:

Теория:

- Методика исполнения упражнений народного танца на середине зала.

Практика:

         - Упражнения для развития пластичности корпуса. Возможны комбинации  с

       port de bras,  balance, pas de basque  и так далее.

-  Упражнения для пластичности рук, подвижности и выразительности кисти. Пор де бра в народном стиле.

-Усложнённые комбинации моталочка, ковырялочка, верёвочка, молоточки ,для развития

      техники танца.

- Дробные ключи -  первый, второй.

-  Пируэты и повороты в народно-характерном танце.

4. Упражнения  у  станка:

Теория:

-- Методика исполнения упражнений народного танца у станка.

Практика:

     Все ранее пройденные упражнения усложняются координацией рук, ног и головы (одной рукой к станку).   К пройденным ранее упражнениям добавляются:

-  Grand,   demi plie  выворотное и невыворотное (в I, II. III  и IV позициях).

- Battement tendu  с поворотом бедра.

- Flic-flac  (упражнение свободной стопой).

- Упражнение на выстукивание.

- Характерный  rond de jambe  с поворотом стопы опорной ноги.

-  Battement fondu  на целой стопе и с подъёмом на полупальцы опорной ноги.

-  Battement developpe  с двумя ударами пятки опорной ноги.

- Grand battement jete  с  coupe-tombe.

5. Вращения:

Теория:

- Методика исполнения вращений, постановка головы.

Практика:

             - «шене»

-«бегунок»

-«блинчик»

- на полу пальце с ногой на пассе.

-«обертас»

-«самоварчик»

Региональный компонент:

Теория:

 -Беседа о  особенностях ненецкого танца, Просмотр видеозаписей хореографических ансамблей ненецкого танца.

Практика:

- разучивание элементов стилизованного танца народов севера.

III Содержание учебного плана раздела «Сценическая практика»

второго года обучения.

1. Постановочная работа.

Теория:

- Выбор темы и музыки, анализ  музыкального материала.

- Определение сюжета танца (танец может быть и бессюжетный).  

      Практика:

- Подбор и изучение характерных комбинаций движений выбранного танца.

- Знакомство с музыкальным материалом.

- Изучение танцевальных движений.

- Соединение движений в танцевальную композицию.

- Разводка танцевальной комбинации в рисунках, переходах.

2  Репетиционная работа.

Теория:

- Анализ хореографических комбинаций, анализ ритмического соответствия движений и музыкального материала.

Практика:

-Отработка элементов и комбинаций. Работа над музыкальностью. Развитие пластичности. Синхронность в исполнении. Работа над техникой танца Разучивание танцевальной композиции. Работа в парах.

3. Актёрское мастерство.

Теория:

-Беседа о важности актёрского мастерства в хореографическом искусстве.

-

Практика: Игровые комплексы различных типов для развития внимания. Игровые комплексы различных типов для развития памяти. Игры для развития фантазии и воображения. Игровые комплексы для снятия излишнего мышечного напряжения. Игры для развития лидерских качеств. Игры для развития сценического общения. Игры для развития собранности и концентрации. Игры для развития эмоциональности. Игры на развитие органов чувств.

4. Региональный компонент:

        Теория:

- Знакомство с историей, многообразием и особенностями танцев народов Севера.

         Практика: 

-постановка стилизованного танца народов севера.

Показательные выступления. 

Теория:

-Напутственные слова педагога, мотивация, беседы.

Практика:

 Выступления на концертах, фестивалях, праздниках, конкурсах.

Описание тем сценической практики ежегодно может изменяться в зависимости от творческих идей и новых задумок руководителя, а также от способностей и индивидуальности обучающихся.

Постановки осуществляются в соответствии с планом - 2 номера в год, могут меняться в связи с необходимостью.

IVКонтрольные итоговые занятия.

Теори:

-Повторение методик выполнения различных движений и комбинаций.

 Практика:

 -Итоговое занятие. Подведение итогов 1 года обучения

Методическое обеспечение

Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Построение занятий программы построено по принципу от простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т.е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике. Продолжительность каждой части занятия и распределение программного материала могут изменяться в зависимости от степени подготовленности, возраста, способностей обучающихся, сложности материала. Но на каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии.

         Кроме основных знаний, в программе учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, конкурсных поездок, проведения традиционных досуговых мероприятий, направленных на осознание детьми и подростками значения хореографического искусства и их личного творчества, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. 

Материально-техническое обеспечение:

  • музыкальная аппаратура: колонка, флеш - носитель;
  • компьютерное оборудование: экран, ноутбук; видеопроектор.
  • учебное оборудование: столы, стулья, магнитная доска (для теоретических занятий);
  • зал для занятий хореографией, площадью 45,18 кв.м., оборудованный зеркалами и станками.

Наличие учебно-методического обеспечения (программа, календарно - тематические планы по годам обучения, сертификаты об обучении педагога на различных семинарах и курсах повышения квалификации, журналы учёта работы педагога, таблицы мониторинга)

Литература:

Литература для педагогов

  1. Акимова М., Козлова В. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.-М.: Знание, 1992.
  2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца- Л.: Искусство, 1983.
  3. Боброва Г. Искусство грации. - М.: Детская литература, 1986

. Богданов Г. Урок русского народного танца. – М., 1995. – 150 с.

  1. Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. - Саратов, 1987.
  2. Васильева Е. Танец. -М.: Искусство, 1996.
  3.  Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). – М.: ВЛАДОС,  2002. – 207 с.
  4.  Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). – М.: ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
  5. Занько С.Ф. и др. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового обучения. - М., 1992.
  6. Захаров Р. Слово о танце. - М: Планета, 1989.
  7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. -Ярославль: Академия развития, 2004.
  8. Кульневич СВ., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. - Ростов-н/Д.: Учитель, 2005.
  9. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967. – 654 с.

Литература для детей

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис-пресс, 1999- (Внимание дети).
  2. Бочарникова Э.В. Страна волшебная - балет. - М.: Детская литература, 1974.
  3. Жиенкулова Ш. Тайна танца. - Алма-Ата, 1980.
  4. Слуцкая СЛ. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: Линка-пресс, 2006.

 






Приложение № 1

Предполагаемые упражнения для занятий с детьми.

 8-11 лет

I полугодие

  • Танцевальные шаги по кругу: шаги с носка на всю стопу, на полупальцах, на пятках.
  • Бег: бег, сгибая колени, вперед.
  • Галоп: с правой и левой ноги по кругу.
  • Подъем на полупальцы: на середине зала, руки на пояс: 1 такт - подъем, 2 такт -фиксация, 3 такт - спуск, 4 такт - пауза, повторить.
  • Упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, с фиксацией положения головы прямо, повороты головы.
  • Упражнения для плечевого сустава: подъем поочередно плеч, подъем вместе плеч, сочетание с наклонами корпуса вперед и в стороны.
  • Хлопушки: хлопки по 1, по 3, справа, слева, по! спереди, с приседанием, хлопки сверху вниз, справа налево.
  • Притопы: удар одной ногой, потом другой ногой по l, дробный шаг.
  • Упражнения на развитие координации движений: руками по очереди на пояс, к плечам, вытянуть вперед, к плечам, на пояс, опустить вниз, убыстряя темп; ногами: ковырялочка в сторону, прыжки: ноги в стороны - вместе.
  • Прыжки: по 6 позиции, из 6 во 2 позицию, по первой.
  • Танцы и танцевальные этюды: «Чебурашка», «Снежинки», «Веселые утята», «Олень», «Куклы».
  • Музыкально-танцевальные игры: «Дерево», «Художник».

II полугодие

Все упражнения повторяются и добавляются следующие:

  • Подъем на полупальцы: поочередно правой и левой пяток.
  • Упражнения для головы: наклоны головы без фиксации прямо с релеве.
  • Упражнения для плечевого сустава: круговое вращение плечами вперед, назад поочередно и вместе.
  • Танцы и танцевальные этюды: «Парный танец», «Снежинки», «Полька», «Шарики-фонарики».
  • Музыкально-танцевальные этюды: «Иголочка и ниточка», «Отгадай, кто?».

 12-15 лет

Все упражнения повторяются и добавляются следующие:

  • Бег: бег, выбрасывая прямые ноги вперед, сгибая колени вперед и назад.
  • Галоп: с поворотом во время галопа через каждые 4 счета.
  • Подъем на полупальцы: подъем носков, перекат с носков на пятки.
  • Подскоки: с продвижением, с поворотом, с хлопками.
  • Танцы и танцевальные этюды по программе.






Приложение 2

Календарный учебный график

на 2022/2023 учебный год

объединения «Арабеск»,  1 группы, 1 года обучения

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

40

Классический танец.

1.1

Сентябрь

Обучающе-информативное.

2

Техника безопасности на уроке.

Введение в танцевальное искусство

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос

1.2

Сентябрь

Октябрь

Обучающе -тренировочное,

Разминочное,

Контрольное.

8

16

Упражнения экзерсиса у станка и на середине.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика

,наблюдение,

контрольное занятие.

1.3

Ноябрь

Тренировочное, разминочное.

14

Партерная гимнастика.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

2

40

Народный танец

2.1

Ноябрь

Обучающе-информативное

2

 Виды и жанры народных танцев.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос

2.2

Ноябрь

Декабрь

Обучающе -тренировочное,

Разминочное,

Контрольное.

2

6

Ходы и продвижения.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

контрольное занятие.

2.3

Декабрь

Обучающе -тренировочное,

Контрольное.

8

Упражнения  на  середине  зала.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

контрольное занятие.

2.4

Декабрь

Январь

Обучающе -тренировочное,

разминочное

контрольное.

4

4

Упражнения у станка.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

контрольное занятие.

2.5

Январь

Обучающе -тренировочное,

Контрольное.

8

Вращения.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

контрольное занятие.

2.6

Февраль

Обучающе-информативное

Обучающе -тренировочное

6

Региональный компонент.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

3

62

Сценическая практика

 

3.1

Февраль

Март

Апрель

Обучающе -тренировочное,

Разминочное.

10

16

4

Постановочная работа

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Практика, наблюдение,

3.2

Апрель

Май

Обучающе -тренировочное,

Разминочное.

16

10

Репетиционная работа

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Практика, наблюдение,

3.3

Май

Обучающе -тренировочное.

4

Актёрское мастерство

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Практика, наблюдение,

3.4

Май

Контрольное.

2

Показательные выступления

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Выступления на концертах, фестивалях; участие в  конкурсах различного уровня

4

2

Итоговый урок

4.1

май

2

Контрольное итоговое занятие.

Опрос, практика, наблюдение.





Календарный учебный график

на 2023/2024учебный год

объединения «Арабеск»,  1 группы, 1 года обучения

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

40

Классический танец.

1.1

Сентябрь

Обучающе-информативное.

2

Техника безопасности на уроке. Знакомство с образцами русской классической хореографии

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос

1.2

Сентябрь

Октябрь

Обучающе -тренировочное,

Разминочное,

Контрольное.

8

16

Упражнения экзерсиса у станка и на середине.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика

,наблюдение,

контрольное занятие.

1.3

Ноябрь

Тренировочное, разминочное.

14

Партерная гимнастика.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

2

40

Народный танец

2.1

Ноябрь

Обучающе-информативное

2

 Виды и жанры народных танцев.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос

2.2

Ноябрь

Декабрь

Обучающе -тренировочное,

Разминочное,

Контрольное.

2

6

Ходы и продвижения.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

контрольное занятие.

2.3

Декабрь

Обучающе -тренировочное,

Контрольное.

8

Упражнения  на  середине  зала.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

контрольное занятие.

2.4

Декабрь

Январь

Обучающе -тренировочное,

разминочное

контрольное.

4

4

Упражнения у станка.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

контрольное занятие.

2.5

Январь

Обучающе -тренировочное,

Контрольное.

8

Вращения.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

контрольное занятие.

2.6

Февраль

Обучающе-информативное

Обучающе -тренировочное

6

Региональный компонент.

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Опрос, практика, наблюдение,

3

62

Сценическая практика

 

3.1

Февраль

Март

Обучающе -тренировочное,

Разминочное.

10

10

Постановочная работа

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Практика, наблюдение,

3.2

Март

Апрель

Обучающе -тренировочное,

Разминочное.

6

16

Репетиционная работа

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Практика, наблюдение,

3.3

Апрель

Обучающе -тренировочное.

2

Актёрское мастерство

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Практика, наблюдение,

3.4

Май

Обучающе -тренировочное,

16

Региональный компонент

МБОУ ДО

ГДЮЦ

3.5

Май

Контрольное.

2

Показательные выступления

МБОУ ДО

ГДЮЦ

Выступления на концертах, фестивалях; участие в  конкурсах различного уровня.

4

2

Итоговый урок

4.1

май

Контрольное

2

Контрольное итоговое занятие.

Опрос, практика, наблюдение.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика отслеживания уровня обученности детей

Дата проведения___________________________________________________________

Музыкальные и физические данные

  1. Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога, на начале/прекращении музыки под который выполняются движения.
  2. Двигательные навыки, координация, выполнение упражнений классического экзерсиса.
  3. Физические данные:

       А. Осанка

Б..Выворотность ног

В. Гибкость тела

Г. Прыжок

Д. Устойчивость

Г.Артистичность и эмоциональность

  1. Выполнение  танцевальных шагов и комбинаций в народном стиле
  2. Коммуникативность

№ п/п

Фамилия, имя

Номер вопроса

Результат

1

2

3.А

3.Б

3.В

3.Г

3.  Д

3.  Г

4

5

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГАЗ-САЛИНСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

для детей, занимающихся в объединении по хореографии

2022г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГАЗ-САЛИНСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                        Директор МБОУ ДО

«Газ-Салинский ДЮЦ»

                                                                        __________Н. В. Штубина

                                                                        «____»_____________2022г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

для детей, занимающихся в объединении по хореографии

1. Требования безопасности перед началом занятия

1.1. Обучающиеся допускаются к занятию только при наличии медицинской справки, разрешающей посещение занятий.

1.2. Обучающиеся обязаны пройти инструктаж по технике безопасности с росписью в журнале установленного образца.

1.3.  Педагог должен подготовить помещение, где проводятся занятия: проветрить, проверить исправность аппаратуры, наличие реквизита и музыкальных материалов, проверить достаточность освещения.

1.4. Перед включением аппаратуры проверить исправность шнуров, электророзеток.

2. Требования безопасности во время занятия

2.1.  Содержать помещение для занятий в чистоте, не допускать загромождения входов-выходов посторонними предметами.

2.2. Нельзя без разрешения педагога включать теле-, видео-, аудиоаппаратуру.

2.3. Использовать электророзетки только по назначению.

2.4. Обо всех неисправностях аппаратуры сообщать педагогу.

2.5. Запрещается самостоятельно устранять неполадки.

2.6. На занятиях ребенок (подросток) должен надеть специальную форму (трико, купальник), специальную обувь, волосы собрать заколкой.

2.7. Не садиться и не виснуть на балетных станках.

2.8. Запрещается сидеть на подоконниках, самостоятельно открывать и закрывать окна.

2.9. Бережно и аккуратно обращаться с реквизитом и сценическими костюмами.

2.10. В случае травмы, недомогания ребенок должен обратиться к педагогу.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1. При прекращении электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить аппаратуру из сети (розетки) и всем покинуть помещение.

3.2. При затоплении помещения, при возникновении пожара сообщить педагогу, который должен отключить электроприборы из сети, покинуть помещение.

4. Требования безопасности по окончании занятия.

4.1. После занятия необходимо спокойно покинуть хореографический кабинет.

4.2. Не забывайте свои вещи. Не оставляйте мусор после себя.