«Фольклорные праздники, как вид арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Чехова Людмила Алексеевна

 

  Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.

Цель терапии:

-укрепление эмоционального и физического здоровья учащихся;

-корректировка негативного эмоционального состояния детей;

-развитие духовно-нравственной личности;

-снятие нервно-психологического напряжения, вызванного другими уроками.

Приоритетные задачи:

-создание атмосферы доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;

-побуждение каждого учащегося к самораскрытию через спонтанное творчество;

-улучшение межличностных отношений.

Термин «арт-терапия» означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

-изотерапия-лечебное воздействие средствами изобразительного искусства;

-имаготерапия-воздействие через образ, театрализацию;

-музыкотерапия-воздействие через восприятие музыки;

-сказкотерапия- воздействие посредством сказки, притчи;

-кинезитерапия-воздействие посредством танца;

-игровая терапия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Фольклорные праздники, как вид арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Составитель:

Чехова Людмила Алексеевна

учитель музыки и пения

Москва  2023

  Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.

Цель терапии:

-укрепление эмоционального и физического здоровья учащихся;

-корректировка негативного эмоционального состояния детей;

-развитие духовно-нравственной личности;

-снятие нервно-психологического напряжения, вызванного другими уроками.

Приоритетные задачи:

-создание атмосферы доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;

-побуждение каждого учащегося к самораскрытию через спонтанное творчество;

-улучшение межличностных отношений.

Термин «арт-терапия» означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

-изотерапия-лечебное воздействие средствами изобразительного искусства;

-имаготерапия-воздействие через образ, театрализацию;

-музыкотерапия-воздействие через восприятие музыки;

-сказкотерапия- воздействие посредством сказки, притчи;

-кинезитерапия-воздействие посредством танца;

-игровая терапия.

Музыкотерапия-это вид терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Если говорить о музыкотерапии с точки зрения её влияния на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и настроение человек, ослабляя негативные переживания.

Достоинствами музыкотерапии являются:

  1. Абсолютная безвредность;
  2. Лёгкость и простота применения;
  3. Возможность контроля;
  4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Основоположником российской школы арт-терапии, по праву можно считать А.И. Копытина-кандидата медицинских наук, президента Арт-терапевтической ассоциации. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путём реализации психо-коррекционного, диагностического потенциала.

На сегодняшний день множество институтов дают возможность педагогу, в т.ч заочно, овладеть всем многообразием методов арт-терапии (https://nadpo.ru/do/art-terapiya-vizualno-plasticheskaya-terapiya-kak-chastnaya-forma-terapii-tvorchestvom/«Терапия визуально-пластическими художественными средствами: арт-терапия (музыкой, живописью, танцами)» 

Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. На уроках музыки с использованием методов арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить список правил:

  1. Внимательно слушать друг друга.
  2. Не перебивать говорящего.
  3. Уважать мнение друг друга.
  4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
  5. Все должны чувствовать себя комфортно.
  6. Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

В зависимости от степени участия учащихся в процессе музыкотерапии различают пассивные и активные методы музыкотерапии.

Активная музыкотерапия-это непосредственное участие в процессе: ребёнок поёт упражнения, играет на доступных музыкальных инструментах.

Пассивная форма музыкотерапии- слушание музыки.

Терапия творчеством. Сказкотерапия.

Дети любят сказки, они становятся неким духовным оберегом детства. Программа по музыке включает в себя множество музыкальных шедевров на основе сказок. Это такие композиторы, как М.И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и Э. Григ.

Метод игротерапии полезен тем, что дети объединяются вместе во время игры, что помогает снятию упрямства, негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы, а также способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке.

Метод вокалотерапии.

Дети поют песни о доброте, о друзьях, природе, заряжаются положительными эмоциями. Вокальное воспитание  оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его умственное развитие. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса.

Фольклорная арт-терапия.

Русский песенный фольклор – система интегрированной арт-терапии. Традиционные свойства фольклора – это коллективный характер творчества. Применяя на уроках фольклорную арт-терапию, развиваю у детей музыкальный слух и память, дыхание, голосовой аппарат. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют логопедические проблемы, для этого применяю на уроках музыкальный материал из программы А.И. Копытина. Это артикуляционная гимнастика, например сказка «Приключение язычка», голосовые игры «Вежливые слова».

Логоритмические упражнения – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Физминутки очень важная часть урока, она обеспечивает продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений.  В начальной школе разучиваем «Морские фигуры», «Раз, два-хлопай, хлопай», «Фиксики». Старшая школа- это зарядка для глаз, а также курс релаксации под соответствующую музыку, для создания эмоционального положительного фона.

Принципы фольклора

Слово folklore принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Но, вдумываясь в перевод – «народная мудрость», соприкасаешься с глубинным смыслом этого всеобъемлющего понятия, так как мудрость веками рождала мир образов народного искусства, сохраняя прошлое в настоящем для будущего.

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор – это творчество, для которого не требуется никакого материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. Фольклору принято причислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.

Для введения народного музыкального творчества на уроках музыки учителю необходимо знать основные признаки, свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора.

Бифункциональность.

Каждое фольклорное произведение – органичная часть жизнедеятельности человека и обусловлено практической предназначенностью. Оно ориентировано на определенный момент народной жизни.

Например, колыбельная песня - она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает, песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так проявляется эстетическая, духовная и практическая функция колыбельной песни. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.

Полиэлементность.

Не каждое фольклорное произведение включает все художественно-образные элементы. Есть и такие жанры, в которых их минимальное количество. Но исполнение фольклорного произведения – это всегда целостность творческого акта. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяют как основные словесный, музыкальный, танцевальный и мимический. Полиэлементность проявляется, например, на уроках, посвященных теме “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”. При изучении хоровода-игры “Бояре” происходит движение “ряд на ряд”. В этой игре взаимодействуют все основные художественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент). В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый еще синкретизмом.

Коллективность.

Отсутствие автора. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения, и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим. На уроках музыки в начальной школе коллективность народного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорных произведений. Ведь некоторые компоненты их форм, например, припев, предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия

Бесписьменность.

Фольклор – творчество устное. Он живет только в памяти людей и передается в живом исполнении «из уст в уста». Художественные образы и навыки передаются от исполнителя, художника к слушателю и зрителю, от мастера к ученику.

Традиционность.

Многообразие творческих проявлений в фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. Эти идеалы становились теми практическими и эстетическими эталонами, отступление от которых было бы нецелесообразным.

Вариативность.

Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, “дыхания” фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается “незаконченным”, “открытым” для каждого следующего исполнителя. Например, в хороводной игре “Бояре” дети движутся везде “ряд на ряд”, а шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге каждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих – это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорном произведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание.

Таким образом, в педагогике выделяют такую отрасль как народная педагогика – это система воспитания человека от его рождения до смерти. Данная система создавалась на протяжении многих лет и должна иметь свое место в современном обучении, особенно в компенсирующем.

Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами:

Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни.

Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу, гибели.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждали с нетерпением, с этим днем связывались волнение художественного творчества: вместе с матерями они делали из белого теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек и приносили свои изделия в школу. Дети воплощали в свои маленькие создания чувство любви к природе, каждый по своему выражал свое представление о красоте.

Функции народных праздников:

- развивающая

- информационно-просветительная

- культурно-творческая

- рекреативно-оздоровительная, реабилитирующая.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей.

Рассмотрев данный вопрос, можно сказать, что праздники - неотъемлемая часть жизни людей, которая располагает людей на дружеские и теплые отношения. Праздник – одна из ветвей фольклора, изучение и углубление которого ведет за собой приобщение к народной культуре.

Анализ программ по музыке

В большинстве школ предмет музыки изучается по программе «Музыка», разработанной авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского.

Первый урок музыки в начальной школе происходит в игровой форме с легенды о «трех китах », которые «приплывают» на урок музыки, сразу же вводит первоклассников в три огромнейшие области музыки: песню, танец, марш. Восприятие музыки первоклассниками сразу же становится активно -творческим, аналитическим. Ребята сами определяют характер музыки и принадлежность ее к одной из трех основных областей музыки.

Во втором классе ребята постигают своеобразие каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, лада, тембра. Знакомятся с простейшими музыкальными формами.

В третьем классе учащиеся усваивают знания на знакомой им музыке. Главные темы этого года - интонация, развитие музыки, построение музыки.

В четвертом классе учащиеся изучают богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов.

На протяжении 1-3 классов по программе Кабалевского разучиваются народные песни, такие как: «Дон-дон» (игра на треугольнике), «Уж как шла лиса» (показывают ход лисы), песня «Во поле береза стояла» - хороводная, «Калинка» исполняется с музыкальными ударными инструментами. Рассматривается использование русских народных песен в творчестве композиторов: Чайковского (финал 4 симфонии) использование песни «Во поле береза стояла». То есть используется народная музыка, так же как и в фольклорных праздниках.

Но наиболее благоприятен для внедрения фольклорного материала 4 класс. Это тема: «Музыка моего народа». Здесь представлены жанры русских народных песен (солдатские, частушки, исторические, обрядовые. календарно-тематические и др.) в разных видах деятельности. Народная песня является одним из интереснейших и любимых жанров любого фольклорного праздника.

В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б. Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.

В программе по музыке под руководством авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

На уроках главное пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

Большое внимание уделяется в программе праздникам Русской православной церкви. «Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся различных религиозных конфессий и вероисповеданий к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества.» - пишет Е.Д. Критская в методическом пособии к учебнику музыка для 1 – 4 классов.

С различными жанрами народной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. К четвертому году обучения накапливается определенный багаж знаний и происходит обобщение опыта. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразная область культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народное творчество.

В разделах «Гори, гори ясно чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорным праздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как: Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицын день.

Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками. 

Таким образом, включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школе направлено на:

  • Формирование основ музыкальной культуры в том числе и фольклорной.
  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
  • Воспитание любви к народным традициям.
  • Развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, музыкальной памяти, образного мышления, воображения; творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, бубен и т.д.).
  • Социально-психологическая реабилитация и абилитация учащихся.

Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами и актуальной социализации.

Исходя из этого, можно выделить следующие рекомендации:

  • подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, физкультурных, музыкальных и др.;
  • содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;
  • необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств;
  • подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;
  • необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;
  • нельзя выбирать для выступления на празднике только способных и талантливых детей; в программу праздника надо включать подвижные игры, хороводы, танцы, разученные с небольшими подгруппами, выступления взрослых героев;
  • по длительности и содержанию праздники не должны быть утомительны для детей и перенасыщены;
  • в день праздника проводить занятия не следует;
  • после праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;
  • все организационные вопросы по подготовке к проведению праздника обсуждаются заранее;
  • для подготовки и проведения праздников необходимо четкое перспективное планирование, ежемесячное включение народных праздников в педагогический процесс, что способствует развитию нравственных норм;
  • большое внимание нужно уделять содержательности сценариев фольклорных праздников, способствующих воспитанию нравственного поведения, дружеских взаимоотношений детей в классе;
  • тематика и музыкальный репертуар праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей;
  • дети должны принимать посильное участие в подготовке праздников и развлечений. Оно в свою очередь является важным условием воспитания нравственного поведения;
  • праздник можно проводить в двух близких по возрасту классах;
  • все фольклорные праздники и развлечения должны доставлять детям радость, создавать веселое настроение;
  • развивать инициативу и самостоятельность;
  • праздники должны обогащать жизнь детей радостными переживаниями;
  • в ходе народного праздника и развлечений необходимо развивать творческую активность детей, их познавательные процессы.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.
  4. Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.
  5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр "Академия", 2000.
  6. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.
  7. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.
  8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.
  9. Котышева Е.Н. Музыкальнаяпсихокоррекция детей с ограниченными возможностями. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
  10. Куприна Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребёнка. М.: Академия, 2007.
  11. Назарова Л.Д. Фольклорнаяарт-терапия СПб.: Речь, 2002
  12. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001.
  13. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002.
  14. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007.
  15. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. М.: Изд. Гном и Д, 2000

https://fme.rgsu.net/news/o-terapevticheskih-vozmozhnostyah-russkogo-folklora.html 

https://www.art-talant.org/publikacii/44234-folyklornaya-art-terapiya-v-rabote-pedagoga-psihologa-dou

https://nadpo.ru/do/art-terapiya-vizualno-plasticheskaya-terapiya-kak-chastnaya-forma-terapii-tvorchestvom/#programm

https://www.arts-psychology.ru/folklornaya-art-terapiya 

https://cyberleninka.ru/article/n/folklornaya-art-terapiya-kak-odin-iz-metodov-pedagogicheskoy-reabilitatsii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta 

https://gardaricastranagorodov.jimdofree.com/%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0/

https://crtdu.68edu.ru/wpcontent/uploads/2014/09/%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F_%D0%BA_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%B3%D0%B5_%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81.pdf 

https://journalpro.ru/articles/art-terapiya-kak-sredstvo-integratsii-v-shkole-dlya-detey-s-narusheniem-slukha/

https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturno-pedagogicheskaya-art-terapiya-detey-invalidov-sredstvami-muzykalnogo-iskusstva