Проектирование и моделирование урока «МХК» по ФГОС ООО.

Сманюк Валерия Александровна

Базовые принципы преподавания мировой художественной культуры в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_i_modelirovanie_uroka_mhk_po_fgos_ooo.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование и моделирование урока «МХК» по ФГОС ООО.

Базовые принципы преподавания мировой художественной культуры в школе.

Принцип активного восприятия

Принцип активного восприятия напрямую связан со степенью активности учеников в процессе освоения знаний. Это необходимый компонент успешного занятия, так как ученики, особенно, средних классов, обладают деятельным подходом к постижению действительности.

Ученикам необходимо предлагать разнообразные формы работы, которые позволили бы им реализовывать на уроке творческие и интеллектуальные способности, активизировать восприятие теоретического материала; применять игровые элементы с целью привлечения детей к изучаемым явлениям культуры и повышения их интереса к работе на уроке.

В рамках проведения уроков по МХК можно предложить практические задания с учетом возрастных особенностей учеников:

  • выполнение зарисовок и схем,
  • создание макетов,
  • подбор примеров, соответствующих эпохе и стилю

Этот принцип реализует развитие основных мыслительных способностей ученика.


Принцип самостоятельности

Напрямую связан с предыдущим принцип самостоятельности. Необходимость его соблюдения заключается в том, что большая часть материала по истории художественной культуры не может быть рассмотрена на уроках из-за недостатка аудиторного времени. Следовательно, необходимо организовать работу по предмету таким образом, чтобы ученики имели возможность и чувствовали необходимость самостоятельного изучения тем, не рассмотренных в классе (по краеведческому материалу, например), или изученных обзорно. Для этого следует продумать задания для самостоятельной работы учеников и оптимальные способы проверки её выполнения, позволяющие оценить работу ребенка и не отрывающие время от уроков.

Степень самостоятельности ученика определяется тем, насколько он владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и оценку ее результатов.

Быть самостоятельным – это значит осуществлять свою деятельность без посторонней помощи, в соответствии со своими намерениями и целями. Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям:

- по характеру управления его учебной деятельности

- по степени мыслительной самостоятельности и продуктивности.

По характеру управления учебной деятельности можно выделить следующие ее виды:

- исполнительская: по инструкции и заданиям учителя;

- частично самостоятельная: направляемая учителем;

- полностью самостоятельная: учащийся сам определяет цели и осуществляет учебную деятельность.

Следовательно, степень самостоятельности определяется тем, насколько ученик владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и оценку ее результатов.

По степени включенности творческих элементов в познавательную деятельность можно выделить следующие виды и уровни самостоятельности:

1) воспроизводящую самостоятельность: действия по образцу;

2) реконструктивную: частичное изменение образца, комбинирование;

3) эвристическую: внесение элементов нового, поиск, направляемый учителем;

4) исследовательскую: самостоятельный поиск и нахождение новых способов решения учебной задачи.

Низкий уровень самостоятельности учащихся, как правило, связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности, а также с несформированностью у большинства из них умений и навыков управления своей учебной деятельностью.

Важнейшим дополнением и условием реализации принципа самостоятельности можно считать предложенный Л.В.Занковым принцип осознания процесса учения, требующий от педагога создания специальных усилий по формированию рефлексивных умений учащегося (осмысливать, почему и как протекает учебная деятельность, почему необходимо владеть именно этими способами действий, к чему они приведут и т.п.).

Правила реализации принципа самостоятельности:

  • Постепенно увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, обеспечивая переход от обучения под руководством учителя к самостоятельному обучению.
  • Равномерно распределять самостоятельную работу во всех звеньях учебного процесса, сочетайте школьные и внешкольные ее формы.
  • Инициировать исследовательскую самостоятельную работу учащихся в разнообразных ее формах и методах.
  • Включать учащихся в самостоятельную постановку и определение целей и задач, выбор способов и средств учебной деятельности, взаимное оценивание и самооценку результатов.
  • Формировать общие учебные умения и навыки, коммуникативные и организаторские умения, обеспечивающие самостоятельную работу учащихся.
  • Интенсивно использовать современные технологии обучения, активизирующие самостоятельную работу учащихся (технологии модульного обучения; учебного, исследовательского, социального проектирования, компьютерные технологии и др.).
  • Сочетать фронтальные формы работы учащихся с групповыми и индивидуальными, обеспечивающими постепенный переход от совместной деятельности учащихся к их самостоятельной учебной деятельности.
  • Создавать условия для самостоятельной работы учащихся посредством разработки различных методических материалов и средств (рекомендаций, программ, предписаний и т.д.).
  • Создавать условия для регулярного оценивания, самооценивания, взаимного оценивания самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельное выполнение заданий по МХК, подобранных с учетом возрастных особенностей ученика, способствует развитию навыка работы с информацией, умению пользоваться литературой по искусству и ресурсами интернета. Развивает способность работать с материалом по заданным темам.


Принцип соединения индивидуального и коллективного

Учебный процесс объединяет интересы всех учеников и каждого отдельного ученика на основе единства целей и задач обучения.

Из принципа соединения индивидуального и коллективного вытекают некоторые следствия:

- коллектив предъявляет к каждому своему члену определенные, сложившиеся и закрепившиеся общие требования;

- каждый член учебного коллектива своей активностью и инициативой не только подтверждает общие требования, но и дополняет, расширяет и обогащает их.

Этот принцип так же тесно связан с принципами самостоятельности и активности.

На уроках МХК его можно реализовать через выполнение практических заданий в команде. Примером могут служить практические задания. Ученики в классе делятся на малые группы, по три-пять человек. В этих группах равно присутствуют и сильные ученики, и ученики послабее. Каждой группе выдается задание, рассчитанное на командное решение. Например: Дать описание развития культуры первой половины 19 века. Сначала команда обсуждает задание, ученики делятся своими знаниями по данному вопросу. Затем каждый участник готовит доверенный ему вопрос – Исторические тенденции и ведущий стиль начала 19 века, особенности развития литературы, архитектуры и изобразительного искусства. Вместе ученики могут составить коллаж и представить коллективный доклад.

Такой подход в реализации принципа соединения индивидуального и коллективного способствует развитию сотрудничества и умению трудиться в коллективе.

Принцип единства конкретного и абстрактного

Принцип единства конкретного и абстрактного, еще его можно назвать принципом наглядности в обучении, означает, что в обучении необходимо учитывать логику процесса усвоения знаний. То есть, на каждом отрезке обучения найти его исходное начало в фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях и теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного - к единичному, конкретному.

Применительно к изучению предмета МХК, этот принцип реализуется следующим образом. Каждое рассматриваемое явление культуры можно проиллюстрировать, создавая у учеников представление об эпохе, специфике культурной среды и т. д., двигаясь от стиля к видам искусств, а затем и к конкретному произведению. Большое значение в изучении мировой художественной культуры имеет разбор и усвоение эмпирического материала, владение реалиями художественной культуры разных эпох и народов. Реализация данного принципа дает возможность развития эрудиции, а также навыка взаимодействия с произведениями разных видов искусства.

Принцип наглядности можно применить на самом первом уроке, дав ученикам общую картинку по развитию стилей.

Принцип доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Не надо забывать и о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся. И здесь следует помнить, что когда речь заходит о трудовом воспитании, то обычно имеются ввиду лишь «уроки труда», хотя важнейшим путем такого воспитания является учебный труд учащихся. Учение – это ежедневный многочасовой труд. Необходимо, чтобы процесс обучения был трудным, но посильным и интересным, чтобы учащиеся чувствовали уверенность в своих силах, которая ведет к творческой активности.

Правила принципа доступности в обучении

  • Необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися.
  • В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.
  • Необходимо соблюдать и такие традиционные правила:

- «от простого к сложному»,

- «от близкого к далекому»,

- «от легкого к трудному»,

- «от известного к неизвестному» и т. п.

Однако необходимо помнить об относительности этих правил.

Применительно к МХК этот принцип проявляется в способе подачи материала доступно, с учетом возрастной группы учащихся.

Он предполагает формирование четкой системы преподавания и изучения предмета. Им необходимо руководствоваться при отборе изучаемых явлений культуры, выборе способа подачи материала и форм работы учеников. Если история художественной культуры древности изучается на материале всех видов искусства, то эти же виды искусства необходимо разбирать и при изучении более поздних периодов культуры.

В процессе изучения поздних тем необходимо обращаться к родственному материалу из ранее изученного.

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога  разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают  результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
  • Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.