Открытое занятие "Народные песни".

Барцева Анна Станиславовна

Открытое занятие "Народные песни" знакомит детей с историей бытования русской песни. Подача - в виде таблицы. Это позволит педагогу быстро освоить сценарий занятия. Описаны методы и приемы в усвоении материала. Даны необходимые рекомендации по материальной базе занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие Народные песни6.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия . Тема : «Народные песни».

( для  детей 8-14 лет).

№                                                        

Речь педагога, ход урока

Методы,приемы

Материал

Приме

чания

,

1

Ребята, сегодня мы с вами перенесемся в русскую деревню, в русскую избу. Здесь мы увидим причудливые расписные прялки, разнообразную кухонную утварь в бабьем куту; вот трогательная детская люлька и вышитая скатерть на столе – все выполнено руками хозяев или соседскими мастерами.  А вот и музыка здесь звучит…

В давнии времена народные песни сопровождали каждого от рождения до самых последних дней.

А как вы думаете, откуда нам известны песни, которые пелись 100. А может 200 – 300 лет назад? Да, народные песни передавались в русских семьях «из уст в уста», от поколения к поколению. Затем появились собиратели народных песен. Они записывали песни нотами. И в наше время фольклористы приезжают в деревни, записывают сохранившиеся там песни  от пожилых людей, носителей народной традиции. Песни, обряды записывают на магнитофоны и видеокамеры.

Организция восприятия;

Развитие воображения, наглядность

Слуховое восприятие

Вопрос.

Репродукции             и  фотографии с  изображением   уб ранства избы обрядовых действий,праздников.

Магнитафонная запись пестушки Белгородск. Области  

5 мин.

2

  А теперь мы с вами послушаем еще одну запись народной песни, а вы постарайтесь определить жанр этой песни.

Правильно, это – колыбельная.  Еще  их называют родильными песнями. Пелись они маленьким детям и младенцам для успокоения, для того, чтобы быстрее засыпали. В колыбельных часто хвалили  ребенка, предрекали ему счастливое будущее:

Удалой ты будешь молодец

Уродился ты хорош,пригож

Будешь счастливый, талантливый,

На работе ты ретивый да заботливый

Свет Иван – то Алексеевич.                                

Активизация слуха, внимания

Воссоздание зрительного образа

Запись на диске колыбельной Белгородской области

Фотографии, картины с изображением колыбели

5 мин

3

Вот подрастет ребеночек . и идет на улицу играть с ребятишками. А игры – то с песнями:

- Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли!

-Бояре, а зачем пришли,

Молодые, а зачем пришли?

Хотите поиграть в эту игру, тогда давайте станем «стенка на стенку» - девочки  против мальчиков. Вот так. Сейчас первыми идут мальчики ,они ведь  - бояре, пришли «невесту выбирать».

Переключение деятельности, активное участие в освоении народного песенного творчества

Фотографии из жизни  сельских ребят

7 мин

4

А еще дети любили «закликать» дождик, весну, осень коротенькими песенками – закличками.

А вы знаете как закликать дождик? Правильно.

А что мы говорим божьей коровке, когда она попадает к нам в руки? Попробуем нараспев: «Божия коровка, улети на небко, там твои детки кушают котлетки». Вот и получилась у нас приговорка.

Сейчас я вам спою песенку, а вы мне скажете. Бывает ли такое в жизни:

Лиса лычки драла

Лиса лапотки плела

В новых лапотках пошла

В лису грамотку нашла

Лиса села на пенек

И читала весь денек.

Правильно, не бывает. Это - небылица

Работа воображения, припоминание

Вопрос

Активизация слуха.

Повышение самооценки

3 мин

5

Сейчас я включу  видеофильм, а  вы мне скажете. Какой праздничный обряд отснят.

Да, девушка плачет, поет грустные песни. Такой жанр обрядовой поэзии называется причитанием.

Когда невесте расплетали косу и в последний раз заплетали ее по -  девичьи она со слезами пела:

Раструбилась  трубонька  рано на зоре

Расплакалась девушка по  русой косе:

Сегодня мою  косыньку подруженьки плетут,

А завтра мою косыньку вкруг головы

Русская свадьба была сложным действом. Не случайно до сих пор говорят «Играть свадьбу». В старину свадьба игралась по закрепившемуся в народной памяти традиционному сценарию. Но не было деления на артистов и зрителей – все присутствующие участвовали в свадебных действах.

 Вот посмотрите картины свадебной игры:

 - Девишник

 - Мальчишник

 - Свадебный поезд

 - празднество свадебного договора

Развитие чувств через  народную поэзию; Познавательный момент открытия тайны через народную поэзию

Картины, фотографии свадебной игры

Диск с записью  одного из обрядов  русской свадьбы  - причет невесты

10 мин

6

На свадебном пиру звучали веселые, шуточные, величальные песни. Послушайте одну из них

Активизация слуха

Запись на диске величальной песни

5

мин

 7

А теперь я вам раздам листочки и вы напишете:

  • Какой жанр народной песни вам больше всего понравился (нравится)
  • Какой новый жанр (вид) песен вы узнали?
  • Концерт – загадка. Прозвучит музыка, а вы отгадаете – что это? Какой жанр народной песни?

Мыслительная деятельность

Вопрос

Развитие креативности

Запись на диске плясовой песни

10 мин