Методическая разработка Урок-беседа по истории изобразительного искусства во 2 классе «Мотивы птиц в народной вышивке»

Коротынская Алиса Юрьевна

О Птице как символе используемом в декоративно-прикладном искусстве на сегодняшний день существует огромное количество печатных и интернет источников. В этом неограниченном количестве информации очень трудно разобраться. Урок-беседа позволяет познакомить учащихся с данной тематикой и облегчить преподавателю подготовку к занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Рославльская детская художественная школа"

Методическая разработка

Урок-беседа по истории изобразительного искусства «Мотивы птиц в народной вышивке»

Выполнила:

преподаватель

истории изобразительного искусства

Коротынская Алиса Юрьевна

Рославль

2019

О Птице как символе используемом в декоративно-прикладном искусстве на сегодняшний день существует огромное количество печатных и интернет источников. В этом неограниченном количестве информации очень трудно разобраться. Урок-беседа позволяет познакомить учащихся с данной тематикой и облегчить преподавателю подготовку к занятиям.

Целью данной работы является знакомство учащихся с символикой птиц в народной вышивке

Задачи:

Учебные: Знакомство с символикой птиц в народной вышивке, систематизация знаний о мифологической и символической составляющей русского декоративно-прикладного искусства

Воспитательные: Эстетическое воспитание, патриотическое воспитание.

Развивающие: Развитие художественно-образного мышления.

Тип урока: изучение нового материала

План урока

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Объяснение нового материала (45 мин.)
  3. Итог урока (10 мин.)

Оборудование

Для учителя: мультимедийная презентация.

Для учеников: общая тетрадь 96 листов, ручка.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация.

Методическую разработку можно использовать в педагогических целях. Урок-беседа будет  полезен работникам детских художественных школ и школ искусств.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала

Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду. Образ птицы широко вошел в фольклор:

Летит орлица по синему небу, 
Крылья распластала, солнышко застлала. (
Облако)

Махнула птица крылом, 
Закрыла весь свет одним пером. (
Ночь)

У славянских племен сказочных героев носят на своих крыльях птица-ветер и птица-облако. В образе ворона, сокола или коршуна чаще всего изображались буря и вихрь. В сказках птицы сватались за прекрасных царевен, похищали их.

В народных сказках птица сидит перед своим дворцом на дубе, а дуб издревле признавался как священное дерево бога Перуна. Любимыми и главными воплощениями бога — покровителя громов были орел и сокол.

Считалось, что дом, на котором аист совьет гнездо, защищен от громового удара. А того, кто убьет аиста или разорит его гнездо, должна поразить молния. Хозяева специально клали на кровли домов колесо телеги (по форме напоминающее знак грозового пламени) для того, чтобы аист свил в нем гнездо.

С птицей сравнивали тучу, а падающий из нее снег — с перьями и пухом.

Журавли наравне с аистами, голубями и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку. Издавна было замечено, что многие словесные обозначения жара близки к словам, обозначающим журавлей.

Жар-птица - раскаленный, горящий, жаркий.

Огненные свойства сакральной птицы, ее светящиеся перья могли возникнуть в лучах восходящего солнца. От зари до зари надо было караулить сказочную жар-птицу, прилетавшую на пшеничное поле. Основой для сказки о жар-птице могло служить поверье, что счастье и удача выпадут тому, кто первый увидит журавлиные танцы.

Считалось, что для «плясок» журавли выбирают ровную сухую площадку, где весной на утренней и вечерней заре собираются все гнездящиеся поблизости птицы. Журавли образуют круг, на середину его выходит несколько птиц, и начинают подпрыгивать, распускать крылья, вытягивать шею, наклоняться, приседать. Весенние игры и пляски журавлей совпадали с началом праздника русалий.

Русалии проходили в конце июня, когда «солнце играет». На древних браслетах русалок символизирует птица с длинной шеей и хохолком на голове, в которой легко узнать журавля-красавку. На браслетах журавли изображены в обрамлении сложного переплетения стеблей, знаков земли и небесной воды.

Древние славяне представляли себе русалок в виде птиц — лебедя или кукушки. Русалка могла обернуться птицей, а ткань ее белых льняных покрывал превращалась в крылья. Отголоски этих представлений нашли свое отражение в строчках поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит».

В мифах, сказках, народных песнях, приметах, суевериях отмечено огромное количество примеров превращения в птиц богов, героев, людей.        

Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола. Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок. В птиц (сов, сорок и т. п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи.

Понимание птичьего языка приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею. Во многих сказках герой понимает язык птиц, которые дают ему мудрые советы.

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен, но в целом чаще всего птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну, предвещала хороший урожай и богатство.

Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи (слайд 2).

Часто птиц изображали на вершине Мирового Древа. В качестве птицы мирового древа  обычно выступает наиболее царственная птица — чаще всего орёл, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой («главной») птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами (слайд 3).

Встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях мирового древа справа и слева от ствола. В этих случаях птицы соотносятся с солнцем и луной и символизируют тьму и свет — два проявления небесной стихии. 

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью. В украшении девичьих рубах изображение птицы  находится всегда в верхней части вышивки.

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 4).

Большое значение имеют образы и связанная с ними символика отдельных птиц: орёл, павлин, лебедь, утка, петух, голубь, жаворонок.

Орёл

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 5).

Орёл — птица, которая, согласно поверьям, летает выше других птиц, поднимается к самому Солнцу, может, не мигая, смотреть на него и даже соединиться со светилом. Поэтому в древних культурах орел олицетворял стихию воздуха и был солярным (солнечным) знаком.

 Для всех славянских народов орел - царь-птица, олицетворение гордого могущества, воплощение Бога  грома Перуна.

Орел соединял земную и небесные сферы (река Орёл).

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 6).

Орел связан с небесными стихиями и управляет ими. У славян распространено поверье об орле как предводителе градовых туч. Он борется с тучей, отводит ее от полей и спасает урожай. Поэтому убивать орла запрещено, а нарушившему этот запрет грозят страшные кары. Поверье приписывает орлам способность посещать небесный мир.

Подобно птице фениксу, орел мог омолаживаться: подлетая к солнцу, он сжигал свои крылья, а затем падал камнем вниз и троекратно погружался в воду, чтобы родиться заново. Этой легендой объясняются изображения орлов на христианских купелях для крещения.

 Существует поверье о том, что в гнезде орла находится волшебный камень — «орлов камень», или «огневик», который защищает от огня, болезней и всякой порчи.

Орел считается истребителем змей, поединок орла и змеи олицетворял борьбу небесных и подземных сил. Отсюда частые изображения орла со змеей в клюве.

В христианской иконографии происходило постепенное примирение древней языческой символики с новыми нравственными и религиозными идеями. Полет орла стали рассматривать как символ Вознесения Христа, поединок орла со змеем или драконом — символ борьбы Христа и антихриста.

Простонародные русские сказания приписывают орлу способность пожирать сразу по целому быку и по три печи хлеба, выпивать за единый дух по целому ушату меда. Но эти же сказания рисуют его богатырь - птицею, разбивающею в мелкие щепки вековые дубы своей могучей грудью.

Если орлы кружили низко над равниной, люди ожидали смерти или эпидемии, а если парили высоко над землей - это сулило удачу.

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 7).

Орел – геральдический символ. Встречается во многих гербах и государственных эмблемах. Это символ безграничной власти, победы и отваги, величия и духовного подъема.

Среди геральдических изображений встречаются и одноглавые, и двуглавые орлы, трехглавые орлы.

Византийской императорской  эмблемой и позднее гербом Москвы как Третьего Рима стал двуглавый орел.

Двуглавая птица украшала одеяния Рюриковичей с Х в. и олицетворяла двойственную сущность власти на Руси — мирскую и церковную, государственную и духовную.

С конца XVIII века в вышивке (преимущественно в городской) появляются сюжеты с геральдическим двуглавым орлом  (золотная вышивка на кокошниках) (слайд 8,9). Двуглавая птица была привычным мотивом для народной вышивки (слайд 10,11,12). Но к началу XX века, в связи с утратой изначального смысла узоров, двуглавый орел стал иногда (видимо, в силу похожести силуэта) замещать "лягушечек"-Рожаниц на женских головных уборах (слайд 13). 

Павлин

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 14).

В Византии Павлин считался царской птицей.

На Руси эту птицу называли паунь. Самка павлина — пава. Самцы этой птицы имеют роскошный, с  радужными переливами хвост. 

С обликом павлина связывают происхождение Жар-птицы, сказочного образа славянской мифологии.

Павлин (Павлин (пава) за красоту своих перьев стал символом расцвета, молодости. Про стройную, красиво одетую девушку говорят: «Будто пава плывет». Павлиньи перья использовали для украшения головного убора. Павлины всегда рассаживаются на свадебных рушниках и в основном имеют над собой божье благословение — венец или венок. Павлин — это жар-птица, которая несет в себе солнечную энергию развития, поэтому это птица семейного счастья. Не зря девушки иногда вплетали в свадебный венок перья павлина. Характерным признаком свадебного рушника является расположение птиц друг к другу головками. Они либо держат в клюве ягодку калины, либо сидят в основании дерева — символе новой семьи (слайд 15).

К птице как символу Солнца примыкает появившаяся в русской вышивке в XI веке птица-пава. Скорее всего, пава как узор была заимствована из искусства Византии (слайд 16).

Длинные перья хвоста павы понимаются как лучи, то есть символически это - птица-Солнце (слайд 17). При этом иконография павы очень разнообразна - в разных областях павам меняли пропорции, увеличивали или уменьшали хвост, добавляли хохолок на голове (иногда изображавший Солнечное колесо), и т.п. (слайд 18). Есть даже сюжеты с Девой-Солнцем, сидящей на птице с пышным хвостом (слайд 19).

Продолжением солярной темы являются и связанные с Павлином в различных традициях мотивы изобилия, плодородия, бессмертия (весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа).

Лебедь

Лебедь - изящная птица с белым оперением и длинной, гибкой шеей. Считалась символом единства двух стихий - воздуха и воды, а также благородства и чистоты.

В народных сказаниях существа особой красоты, олицетворения  весенних,  дождевых облаков. Лебединые девы становятся дочерями Океан-моря и обитательницами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Таким образом, они роднятся с русалками.

 Лебединым девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу.

 В одной из старинных былин рассказывается о том, как богатырь Поток женился на вещей красавице, которая впервые явилась ему на тихих морских заводях в виде белой лебеди. Однако трудно простому человеку с умной женою, так и Поток не совладал с вещей женкой, упустил Лебедь Белую, Авдотью Лиховидьевну.

У славян "лебедем" (от изогнутой формы лебединой шеи) именовали также изогнутую рукоять ворота (позднее — лебёдка) и кружку с длинной выгнутой ручкой для разливания святой воды.

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 20,21).

Лебеди — верность, любовь. Все знают о лебединой верности, воспетой не в одной песне и рассказанной не одной легендой. Лебедушка — символ чисто женский и плавание лебедей сопоставлялось с разными аспектами женской жизни. С плаванием лебедя против течения сравнивается грусть разлуки. В свадебных песнях лебеди расплетают навеки косу невесты. Лебедь с лебедятами — образ матери, обремененной семейством. Подобно другим птицам, лебедь говорит правду, которую видит и знает.

Изображения водоплавающих птиц (лебедей) на женских и девичьих головных уборах и одежде в приморских районах севера России связано с почитанием лебедя.

В вышивке "лебядки" чаще всего используются в золотошвейных орнаментах девичьих головных уборов. В парных изображениях водоплавающих птиц читается пожелание прочного и плодовитого брака (на рушниках). Кроме того, лебеди (также парами) присутствуют в свадебной символике, например, на свадебных полотенцах и поясах. Часто "лебядки" дополняются снизу "водным зигзагом", чтобы уж ни у кого не возникло сомнения в том, что это за птицы (слайд 22).

Утко-кони

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 23).

Ладья с впряженными в нее лебедями во главе с возничием – Солнечной Девой.

Вообще, славянские мифы представляли путь Солнца как бесконечный замкнутый круг. Днем светило движется над нашим миром. На закате оно опускается под землю и проходит «над Тем Светом», где обитает нечистая сила и души мертвых. Утром же Солнце возвращается обратно к людям.

Во время этого путешествия светило пользуется двумя разными средствами передвижения. Днем его колесницу везут по небу крылатые кони. Ночью же, чтобы пересечь подземную реку, оно пересаживается на ладью, тянут которую водоплавающие птицы: гуси, лебеди или утки.

Русские мастера выражали идею движения Солнца над обоими мирами, впрягая в колесницу или ладью фантастических животных: полу-уток, полу-коней. Это могли быть птицы с лошадиными головами, или, наоборот, лошади с лебедиными клювами.

Традиционная русская вышивка знает оба образа: и Ладью, и Колесницу. И конечно же, возничий на ней – всегда и только Солнечная Дева. Мужской аспект Солнца – Даждьбог – изображается всадником (да, кстати, почти и не встречается в деревенских вышивках).

Вышитая повозка Солнца всегда изображается с двумя головами животных (ладья – с птичьими, колесница – с лошадиными), но направленными в разные стороны. Одна теория трактует это как символ летнего солнцестояния: солнцеворот делит год пополам, а Солнце владычествует над обеими половинами – и прошлой, и будущей.

Однако вышивка изображает ездовых животных Солнечной Девы очень схематично. От этого часто непонятно, кто именно показан: лебеди или кони. Но поскольку деревенским мастерицам было далеко не все равно, что же они изображают (и, следовательно, какой смысл несет их вышивка), то в рисунок встраивался «опознавательный знак», по которому зрителю сразу становилось ясно, Ладья или Колесница перед ним.

Солнечная Ладья изображается лежащей на поверхности воды (которую представляют зигзаги под дном ладьи). Напротив, Колесница опирается на две или четыре пары стилизованных «лошадиных ног» (слайд 24). А чтобы подчеркнуть, что это не просто «баба на телеге», а Солнце по небосводу едет, между ногами коней помещали птиц, розетки-звезды, а иногда и солнечный крест. И Ладья, кони-птицы и платье Девы расшивалось зигзагами или мелкой клеткой, чтобы создать впечатление пестроты – которая является указанием на потустороннюю природу изображаемого персонажа.

Ладья и Колесница были знаками заклинания на будущий урожай. Поэтому их вышитые изображения часто украшались ветками и цветами, растущими прямо из тела ездовых животных, а то и самой колесницы.

Ладья была более популярна на Севере России, особенно среди поморов. В Центральных губерниях она встречается реже, а Украина и русский Юг не знают ладьи вообще.

Несмотря на откровенно языческое происхождение и символику композиции с ладьей, ее изображения благополучно проникли в искусство русской православной церкви. Там они использовались как декоративные элементы на каемках храмовых фресок, или на чугунных оконных решетках монастырей (впрочем, «церковные» ладьи несли на себе не Солнечных Дев, а изображения Креста).

Утка

Мировая уточка родилась из пены новорождённого Океана. По легенде, именно она достала со дна Молочного океана Алатырь. Он был маленький, и уточка хотела спрятать камень в своём клюве. Но Сварог произнёс волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Так появился наш мир (слайд 25).

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 26).

Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды.

Петух

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 27).

Образа Петуха  связан с солнцем. Как и солнце, Петух «отсчитывает» время («первые петухи», загадки типа «Не часы, а время сказывает», «не сторож, а всех рано будит» и т).

Петух не только возвещает о начале дня, но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном циклах. Петух земной образ, воплощение небесного огня — солнца.

 Петух — в народных верованиях славян вещая птица, способная противостоять нечистой силе и в то же время наделяемая демоническими свойствами. С этим связывают традицию не держать долго петуха в хозяйстве (заменять старого петуха на петушка из нового выводка).

Петух разгоняет своим криком нечистую силу и отпугивает мертвецов.

Светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух — с водой, подземным царством и символизирует смерть, божий суд, зло. Известен русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (например кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды.

Как представитель огня, молний и рассвета, петух изображался красной или золотой птицей.

В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве  образа Петуха является символом Солнца, мужского начала. На рушниках вышивают пару птиц,  зачастую это представители самцов-петухов. Большинство авторов, связывают это с тем, что род (фамилия) велась по мужской линии (слайд 28).

Петух характеризуется признаками опекуна хозяйства. Считали, что без него не будет водиться скот, у коровы будут безвкусными молоко и масло. Хозяйке, продающей такое масло, говорят: «Держи хозяина в дому!» 

Еще один вариант "птичьего" узора - "курушки". Курица почиталась славянами как символ женского плодородия, поэтому курушек вышивали на одежде женщин детородного возраста. Встречаются несколько видов композиций с курушками. Это может быть просто "курица с цыплятами", "утица с утятами". Также есть изображения нескольких мелких птиц внутри одной большой (слайд 29).

О птицах напоминают названия некоторых женских головных уборов: так "кокошник" (северный женский головной убор): слово "кокошь" на древнеславянском обозначало и курицу, и петуха (название головного убора "сорока" в переводе не нуждается) (слайд 30).

Голубь

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 31).

В христианской традиции голубь символизирует святой дух. В древних колядках рассказывается, как священные голуби помогают Всевышнему создавать мир.

Голубь — символ просветления, божественного вдохновения.

Голубь выступает как символ души умершего, небесный вестник.

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 32).

Как символ добра и кротости голубь противостоит хищным, черным птицам и нечистым животным (змее, козе).

Любовно-брачная символика голубя представлена в поверьях, в свадебных обрядах и песнях. Фигурками голубя украшали каравай. Воркующие голубь с голубкой — символ влюбленных. Широко распространены они и в качестве поэтических образов жениха и невесты в свадебных песнях. Пара голубей — любовь, дружба и супружеская верность.

Считалось, что в доме, где водятся голуби, будут счастье и удача.

Мотив голубя наблюдается в вышивках более позднего времени (слайд 33,34).

Жаворонок

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 35,36).

Эту птицу запрещалось употреблять в пищу, а убивать считалось грехом. В древнерусском «Сказании о птицах небесных» жаворонок говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю». Согласно легенде, жаворонки, как и ласточки, вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает еще выше и летит на исповедь к самому Богу.

Согласно поверьям, зиму жаворонок проводит в мышиной норе, в поле под камнем, под комом земли в борозде или в меже. В середине зимы он поворачивается на другой бок и спит до весны. По другим поверьям, зимой он находится высоко-высоко в небе. Ангелы держат его в руках, нежат и ласкают, пока не блеснет первая молния и не раскроются небеса, куда жаворонку в это время позволено бывает заглянуть.

Прилет жаворонка связывался с приходом весны. У западных славян считалось, что 2 февраля в день Громничной Божьей Матери, или Сретения, жаворонок непременно должен пискнуть, даже если он рискует в эту пору замерзнуть, а позже св. Агнешка выпускает жаворонка из мешка или из-под камешка.

У белорусов был обычай дарить от всей деревни булку тому, кто первым увидит или услышит жаворонка, «чтобы этот самый человек в продолжение целого года заявлял о том, что может случиться в деревне».

Украинцы связывали прилет жаворонков с душами предков, которые раз в год навещают родную ниву.

В России и на Украине в день Сорока мучеников (22 марта), а на русском Севере также на Алексеев день (30 марта) или на Благовещение (7 апреля) пекли птичек из теста, называемых «жаворонками». «Жаворонков» оставляли в сарае, давали овцам, детям, одного бросали в печь. Дети бежали с ними на улицу «кликать лето», шли в поле и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам лето», или «На тебе сани, а нам телегу». «Жаворонков» подбрасывали вверх со словами: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!». Иногда в одного из «жаворонков» запекали лучинку, и кому она доставалась, тот и должен был начинать сев.

Во многих местах с прилетом жаворонка начинали пахоту и сев. Весенний жаворонок своим пением призывает к началу полевых работ (слайд 37).

  1. Подведение итога урока: 

А теперь давайте ответим на несколько простых вопросов и проверим, что вы сегодня запомнили.

В: Какая птица считается царём небес? (слайд 38)

О: Орёл.

В: Какая птица является символом влюблённых? (слайд 39)

О: Голубь.

Верно. Молодцы!

Окончание урока.


Предварительный просмотр: