Методическое пособие

Смирнова Мария Александровна 89

театрализованные игры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.docx422.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ СО « Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Методическое пособие

« Ритмическая игротека»

Составила: специалист по

социальной реабилитации Смирнова М.А

2024г.

В основе ритмики лежит музыка, ее восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ритмики является закон от музыки - к движению.

Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства.

Известный советский психолог Б.М.Теплов, проводивший обширные исследования психологии музыкальных способностей, утверждал: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях»1.

В музыкально-ритмической деятельности ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и развивается духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который помогает ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Задачи развития и воспитания детей при использовании музыкально-ритмических игр :

1. Развитие музыкальности.

2. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

3. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

4. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.

5. Развитие музыкальной памяти.

6. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.

7. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через движения и литературный текст.

8. Развитие двигательных качеств и умений координировать свои движения.

9. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.

10. Формирование правильности осанки, красивой походки.

11. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

12. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

13. Развитие способностей фантазии и импровизации.

14. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы, умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

Основная цель включения на занятиях и в режимных моментах музыкально-ритмических игр с детьми – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

« Ритмическая игротека»

;Природа и животные»

Капли Г. Вихаревой

Капля – раз! Капля – два! половинные доли на слова- «раз». «два»,

Капли медленно сперва. четвертными

Стали капать ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом восьмыми

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой! шестнадцатыми

Побежим скорей домой.

Данное упражнение на развитие чувства ускорения. Можно выполнять сидя на стульчиках, прохлопывая доли руками или шлёпая по коленям, можно в движении по кругу, топая ногами, или применять другие варианты.

#1048;гра «Повтори за мной» или «Делай как я»

Количество игроков : любое.

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как специалист, так и сами дети.

Ранним утром. (Т. Э. Тютюнникова)

Шух- шух- шух, вторая группа детей – «шуршат ладошками»

То ли аист, то ли ветер, первые – шлепки по ногам

Шух- шух- шух, вторые - «шуршат»

Пролетел среди берёз, первые – изображают «крылья»

Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом

Новость новую принёс, первые – пальчик указательный к губам

Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом

И по лесу тут же слухи, первые – друг к другу «шепчутся»

Ссшшш! вторые – звукоимитация голосом

Полетели точно мухи, первые – машут мелкими «крыльями»

Зззззз! вторые – звукоимитация голосом

Покатился лесом гул: первые – нарисовать руками большой круг

Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом

То спросонок лес вздохнул, первые – глубокий вдох

Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом

И посыпалась роса, первые – «брызги» руками

Кап- кап- кап- кап! вторые – звукоимитация голосом

Зазвучали голоса первые и вторые расходятся в разные стороны

Ааааа! ны, изображают разные голоса лесных жителей.

Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.

#1050;исонька.

Са – са – са – три мягких хлопка

Кисонька- краса. «замереть» в красивую позу

Сы – сы – сы – три мягких хлопка

Есть у кисоньки усы. «нарисовать усы»

Исы – исы – исы – три мягких хлопка

Молоко для кисы. «тарелочка» из рук

Иса – иса – иса – три мягких хлопка

Бантиком играет киса. изобразить игру бантиком

В данном декламировании можно разделить группу па две части и прочитать по очереди. Также можно использовать музыкальные инструменты.

2. «Цирк»

Игра «Запрещённое движение»

Количество игроков : любое.

Дети встают в круг танцевать. Специалист сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

#1044;ирижёр.

Когда прозвенел на арене звонок, хлопки ладошками

Четыре утёнка пришли на урок. шлепки по коленям

Потом лягушонок над хором дирижирует

Назначил себя дирижёром. дирижирует

Он крякать по нотам не может. хлопки

Но это его не тревожит. хлопки.

Продикламировать данное стихотворение, используя предложенные жесты и ритмический рисунок. Возможны другие варианты.

;Волшебная страна»

Игра «Если весело живётся, делай так»

Количество игроков : любое.

Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.

Если весело живётся, делай так (показывает первое движение).

Если весело живётся, делай так (показывает второе движение).

Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.

Если весело живётся, делай так (показывает третье движение).

Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.

5Ритмодекламация «Часы».

Бьют часы на башне: проговаривают хором

Бим! Бом! Бим! Бом! четыре удара половинными I I I I

А стенные поскорее:

Тик – так! Тик – Так! четыре удара четвертными I I I I

А карманные спешат:

Тики – таки, тики – таки, десять восьмых и одна четверть П П П П П П I

Тики – таки – так!

Данное стихотворение можно продекламировать на фоне остинатного ритма четвертными. Удары можно воспроизводить как хлопками, так и музыкальными инструментами.

Адрес:

Саратовская область, г.Ершов.

Ул. Мелиоративная д.39

Телефон:

8(84564) 5 -71-52

Составила:

Специалист по социальной реабилитации

Смирнова М.А.