Методическая разработка «Фольклор – как средство нравственного, духовного и патриотического воспитания детей и подростков»

Леонова Елена Евгеньевна

Методическая разработка


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования  

ДШИ №8 «Радуга» г.о. Самара

Методическая разработка


«Фольклор – как средство нравственного, 

духовного и патриотического воспитания 

детей и подростков»

Автор

Леонова Е.Е.

Самара 2024

  Данная методическая разработка включает в себя материал по фольклору, народному литературному и песенному творчеству родного края. Она поможет педагогу подобрать нужную информацию, а также методы, приёмы и формы для  знакомства учащихся с народным фольклором.


Мы живём в непростое  время, когда старые, казалось бы устоявшиеся традиции заменяются на новые. Если мы хотим вернуть утраченное, восстановить в нашем сознании систему нравственных ценностей, то в первую очередь должны обратиться к освоению традиций отечественной культуры. Народная музыка является той самой культурной ценностью, которая передаётся из поколения в поколение.

          

        Актуальность.

        Изучению традиций родного края  в образовательных учреждениях  уделяется  не так много времени.   В лучшем случае – это ознакомительные внеклассные мероприятия по краеведению, которые не дают полного представления о национальной культуре своего народа, родного города. Необходим комплексный подход в изучении народной культуры, формирующий личность ребёнка, становление его как гражданина своей Родины.

       Фольклор – народная мудрость, и приобщить современных детей к ценностям народного творчества и можно, и нужно, потому что в нём воплощено не просто прошлое культуры, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души. К тому же народное творчество с присущим ему четким сопоставлением добра и зла, с орнаментальностью, яркостью красок, волшебством, увлекательными ритмами как будто специально создано для детей.  Чувство родства с природой, особое видение мира, готовность к тому, что небывалое может поджидать у обочины знакомой дороги, понимание значимости природных циклов, прикосновение к истокам древней культуры – всё это необходимо современному человеку.

        Фольклор – искусство синкретичное в своей основе: быт, повседневная жизнь и собственно искусство (песня, пляска поэтическое слово, костюм…)  связаны  в произведениях фольклора в единое целое. Легче и естественнее произведения фольклора осваиваются детьми именно через игру, пение, танец и т.п.


             Прежде всего, необходимы методы, которые стимулировали бы интерес к фольклору. Такими методами в работе могут стать:

-  исполнение и разучивание учащимися произведений русского фольклора, слушание народной музыки;

-  беседы, как путь накопления теоретических знаний;

-  чтение и слушание книг и сказок о музыке, как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;

-  пение различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы;

-  активная музыкотерапия:

музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально – увлекательный приём;

-  музыкально-театрализованные  постановки;

-  проектная деятельность.

 

        Большое значение придаётся работе в коллективе. Коллективный труд сближает учащихся, делает их более ответственными, позволяет совместно решать творческие проблемы, а игровые формы уроков способствуют созданию непринуждённой рабочей атмосферы, благоприятствуют общей заинтересованности к занятиям.


          Новизна  данной разработки:

1.    Интеграция образовательных областей: история, краеведение, музыка, литература, природа и экология.

2.    Использование информационно-коммуникационных технологий.

3.    Освоение теории через практическую деятельность.

Цель:

      Воспитание гражданственности и патриотических чувств на основе приобщения учащихся к народному творчеству родного края.

 

Задачи:

Обучающие:

            Обучить: навыкам исполнения народной песни, приёмам игры на ударных народных русских инструментах (ложки, трещотки и др.)

Развивающие:

1.    Развивать у учащихся активность, внимание, наблюдательность, логическое    мышление.

2.    Повышать уровень речевого развития, музыкальных способностей;

3.    Формировать творческие навыки, культуру исполнения на сцене.

Воспитательные:

1.    Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки.

2.    Пробуждать чувство любви к своему родному краю, Родине.

3.    Формировать гражданскую позицию и социальную ответственность.

 

Конспект занятия

для учащихся детского фольклорного ансамбля «Святки»

3-го года обучения по программе «Фольклорный ансамбль».

(2 академических часа).

 

Урок 1.


        Прежде чем приступить к непосредственному обучению детей пению народных песен, необходимо их к этому подготовить. Поэтому педагог обязательно должен провести беседу с учащимися на предмет знаний о своём родном крае, городе Жигулёвске.

 

        В начале урока звучит запись песни «Хорошо на Волге жить».
 Педагог: Что за песню вы услышали? Чем она отличается от других?

Рассказ педагога с показом фото реки Волга, Жигулёвских гор в виде презентации. (Презентация  слайд 1,2)

Рассказы о Волге и Жигулевских горах.

Волга начинается небольшим ручейком с Валдайской возвышенности у деревни Волгино Верховье в Тверской области. Волга - самая длинная река европейской части России. Собирая воды сотен притоков, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море. Волга - равнинная река. Течет медленно, спокойно, среди лесов и степей. Весной, когда тают снега, она широко разливается.

Волга - защитница, Волга - заступница. По течению реки, по цвету ее воды наши предки судили о прошедшем и грядущем. И современная Волга - это не просто огромная судоходная "голубая лента", это неистощимый источник знаний, явных и все еще скрытых, это настоящая историческая "книга", которую только надо уметь прочитать".

В наше время река играет значительную роль в экономике России, поскольку на ней расположено большое количество гидроэлектростанций, сама же река необходима для различных морских грузоперевозок, которые сейчас успешно осуществляются.

Помимо этого Волга является главной артерией страны, снабжая ее водными ресурсами, также стоит добавить, что на Волге создана множество водохранилищ.

А для местных жителей селения которых расположено вблизи река волга дет возможность почувствовать себя туристами, плавая вдоль течения реки, да и просто полюбоваться красивым пейзажем, лишний разок взглянув на нее.

Географическое положение Волги и её крупных притоков обусловило уже к VIII веку её важное значение как торгового пути между Востоком и Западом. Именно по Волжскому пути хлынул поток арабского серебра в скандинавские страны. Из арабского халифата вывозились ткани, металлы, из славянских земель — рабы, меха, воск, мёд. В IX—X веках в торговле значительную роль играли такие центры, как хазарский Итиль в устье, булгарский Булгар на Средней Волге, русские Ростов, Суздаль, Муром в Вернем Поволжье. С XI века торговля ослабевает, а в XIII веке монголо-татарское нашествие нарушило хозяйственные связи, кроме бассейна верхней Волги, где активную роль играли Новгород, Тверь и города Владимиро-Суздальской Руси. С XV века значение торгового пути восстанавливается, растёт роль таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Астрахань. Покорение Иваном Грозным в середине XVI века Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы в руках России, что способствовало расцвету волжской торговли в XVII веке. Возникают новые крупные города — Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. По Волге ходят большие караваны судов (до 500). В XVIII веке основные торговые пути перемещаются на Запад, а экономическое развитие нижней Волги сдерживается слабой заселённостью и набегами кочевников. Бассейн Волги в XVII—XVIII веках явился основным районом действий восставших крестьян и казаков во время крестьянских войн под руководством С.Т. Разина и Е.И. Пугачёва. (Презентация  слайд 2,3)

  «… Жигули… Жемчужина Волги… Самая оригинальная и красивая местность, исполненная особой, своеобразной прелести и величия. Жигули тянутся одной горной цепью и, разделяясь на отдельные изолированные горы, громоздятся одна на другую, то виде округлых куполов, то остроконечных конусов. На вершинах и склонах их – скалистые непреступные утесы, серые камни причудливых форм и очертаний, многочисленные гребни. Не каждый решится забраться на высокие отвесные утесы Жигулевских гор. Но кому это удастся, тот испытывает истинное удовольствие: отсюда открывается величественная панорама на обширные волжские дали и просторы, на море расстилающихся лесов, на каменные обнаженные вершины, белеющие среди зелени. Жигулевские горы протянулись на восток от Усинских и Березовских гор». [3; 31]. Они начинаются Молодецким курганом, который высокой каменной стеной извечно поднимался над Волгой, поражая своим суровым, непреступным видом. Рядом с Молодецким курганом Девья гора.

Легенда о Молодецком кургане и Девьей горе.

«Полюбил добрый молодец Иван девушку Груню, дочь богатого купца. Да только отец девушки был против свадьбы. И ушел тогда Иван к Стеньке Разину, и вскоре за подвиги свои получил от атамана фамилию Молодцов, а потом весточку Груне. Бросила Груня отчий дом через день прискакала к нему на вороном коне. Но привел отец Груни по тайным горным тропам царские войска, и были разбиты разинцы. Поднялся Иван на высокий курган, увидел, что окружен. Простился с Груней и бросился в воду. А тут и отец с солдатами. Увидела их девушка, взбежала на соседнюю горку и тоже бросилась с обрыва. С тех пор и называют курган Молодецким, а небольшой холм, прижавшийся к кургану, – Девьей горой».  [7; 384].

В цепи Жигулевских гор можно увидеть Могутову гору. На Востоке высится Лысая гора. Она покрыта густыми лесами, и только Западные склоны ее совсем обнажены, почему она и получила свое название. На вершине ее огромные камни. Ценнейшим историческим памятником является Царев курган. Но не меньшее значение он имеет как памятник природы. Его необычная куполообразная форма издавна заставляла людей задумываться: не человеком ли создано это дивное сооружение? Легенда такова: «Под этой горой погребен один татарский князь по имени Мамаон, который с семью татарскими царями плыл по Волге и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен, и будто бы воины его, которых было несчетное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами и от того образовалась гора». [5; 115].

С какой силой, с каким душевным проникновением воспевает народ своих героев – и сказочных и реально существовавших. Нельзя обойти вниманием и  легенду про Хозяйку Жигулевских гор.

 «В стародавние времена жила в селении Жигулевских гор красивая да сильная баба. Звали ее Жигулиха. Умная была да добрая, хлебосольная да веселая. Детей у нее была куча: мал – мала меньше. Но догляд был за всем, всякое дело у нее спорилось: мужу – привет да ласка, детям – уход, дом – в чистоте да радости, скотина не забыта, и огород плодородит. Любили ее на селе все. Кто к ней – за советом да помощью, а кто за солью – никому отказу не было.

Жил народ в селе, да радовался.

 Но пришли худые времена: то одни нападают, то другие, то третьи. Гибнут люди, все меньше народу на селе. Вот уж и мужиков не стало – парни на битву пошли. Воюют да воюют, нет этому ни конца, ни края. Погибло селение… Осталась Жигулиха одна: ни детей, ни мужа, ни дома. Черным дымом пожарищ Солнце застило.

Зачем жить на белом свете?!

Посмотрела Жигулиха последний раз на воды волжские, на село разоренное, на небо хмурое, заплакала и ушла жить в подземелья Жигулевских гор. Говорят, что до сих пор там обитает. Иногда люди видят – выходит она посмотреть на жизнь новых Жигулевских сел и деревень. Радуется хорошему, кому-то в беде помогает, но больше плачет, вспоминая своих родимых детушек. И падают слезы ее чистым родником в Чашу Каменную. Ходят люди тому роднику поклониться да испить животворной водицы, не ведая, что это целительные слезы самой Хозяйки Жигулевских гор». [1; 34-35].

Слушание песни: (в исполнении педагога или старших учащихся)

 

 ХОРОШО НА ВОЛГЕ ЖИТЬ

Хорошо на Волге жить,

Ходят пароходики.

Незаметно пролетают

Молодые годики.

Растяни гармошку шире,

От плеча и до плеча.

Разлилася наша Волга

От Москвы до Калача.

Волгу-речку стала мерить,

В ней глубокая вода.

Кто полюбит Волгу-речку,

Не разлюбит никогда.

Стало близко отовсюду

До родных, до Жигулей.

То и дело пароходы

К нам идут с пяти морей.

Я стою на берегу,

наглядеться не могу.

Эх, вы, горы Жигули

До чего ж вы расцвели

Ой, леса мои лесочки

Вы зеленые леса.

От, Москвы, до синя моря

Стоит ваша полоса.

 

     Разбор поэтического текста песни. Рассказ педагога.

              

(Знакомя детей с историей Жигулевских гор и Жигулевскими легендами можно почитать им следующие сказки и легенды «Сокол и Жигуль», «На горе Лепешка», «Иван да Груня», «Утес Шелудяк», «Утесы над Волгой». [2].)

Беседа с учащимися, впечатления, вопросы.

 

Урок 2.

Разучивание песни «Хорошо на Волге жить»

Начинаем с распевок.

      Распевку показывает педагог, играя на инструменте, постепенно повышая тональность и продвигаясь вверх по полутонам от «До» первой – «До» второй октавы, а затем плавно спускаясь вниз. Разучивание распевок подготавливает будущих певцов к постижению тайн народной манеры пения, помогает быстрой слуховой организации коллектива, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Навыки пения прививаются по принципу – от простого к сложному. Например: На гласных буквах «е-е-е-ое-да,  я-я-я-ае-да», формируя таким образом единую манеру звукоизвлечения гласных букв. Использовать исполнение легато и стаккато.

Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для начала им предлагаются простые весёлые песни-распевки.

 Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание попевок проводится  «на слух», с голоса педагога. Пение попевок следует начинать в пределах терции,с постепенным увеличением интервала. Кварта – душа народной песни. Квартовые скачки даются детям особенно легко. Коротка попевка, состоящая из простейшего квартового тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием. Нужно стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз, поэтому нужно обратить внимание на исполнение последнего звука, произвольно увеличивая его длительность. (например, распевка  «Василёк»)

   С освоением квинты начинается следующий этап в обучении народному пению. Осваивать её удобнее начиная с таких попевок и песен, где есть нисходящее движение от пятой ступени к первой. Например: «Шла коза по мостику и виляла хвостиком».  Таким образом происходит постепенное завоевание ладового пространства народной песни. И можно уже использовать распевки имеющие октавные скачки, для соединения грудного и головного регистров. Как один из вариантов пения попевок, можно предложить  петь некоторые из них каноном.


В период разучивания песни используются следующие приёмы: проигрываем трудные мелодические обороты, пропеваем  без музыкального сопровождения, прохлопываем сложные в ритмическом отношении места. Работаем над чистотой интонации: по подгруппам, по одному, пение в полголоса, с закрытым ртом (м-м-м), по строчкам, по фразам, мальчики-девочки, сидя, стоя, с движениями.

        Добиваясь от детей чёткой и ясной дикции, активной артикуляции в пении, необходимо  проговаривать песенную фразу в разговорной манере, без напряжения мышц лица и гортани. Произносим песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта; произносим ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова посылом звука. 

     Одна из самых серьёзных певческих задач при обучении детей народному пению – выработка единой манеры пения, научиться петь просто и естественно. Звук должен быть светлым, ярким и лёгким. Нельзя петь резким, крикливым звуком. Прежде всего, педагог должен отчётливо представлять, какую именно манеру, стилистику песенного фольклора будет осваивать коллектив. Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь так, как говоришь,- один из принципов народного пения. Тогда возникает ясность и выразительность передачи слов. А единственный способ донесения содержания песни до слушателя – понятные слова.

     В работе собственно над народными песнями необходимо знать основные признаки и свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора. 

      В изучаемой песне «Хорошо на Волге жить» нужно показать в исполнении задор, радость и гордость за свои родные места «…я стою на берегу, наглядеться не могу, эх, вы, горы Жигули, до чего ж вы расцвели».

 

       Слушание песни в различных исполнениях:

1.«Хорошо на Волге жить»  в исполнении фольклорного ансамбля «Артель» г.Саратов

2.«Хорошо на Волге жить»   фольклорный ансамбль «Ларец» г.Самара

3. «Хорошо на Волге жить» (саратовские припевки) ГРНВР

Беседа:

 сравнение различных вариантов песни, особенности исполнения.

Заключение.


      На огромной территории Русской земли одни и те же песенные сюжеты бытуют с различными, ярко своеобразными напевами. Такое обилие мелодических вариантов служит проявлением могучей творческой одарённости русского народа, его неисчерпаемой способности к созданию всё новых и новых мелодий. Сравнивая разнообразные варианты одной и той же песни, исполняемой в различных областях России, можно проследить, как она своеобразно «корректируется», шлифуется, обогащается и усложняется. При этом следует отметить, что наибольшее внимание следует уделять песенному репертуару своей области.

        Не одно поколение сменилось, а река Волга и Жигули также неповторимы. Хотелось бы сохранить красоту Самарского края, а из легенд и песен  взять то, что помогло бы предостеречь человека от каких либо бед в Жигулевских горах, чтобы от общения с ними мы получили только радость. Ведь наш  край - это гордость России, ее вечная красота.  Изучение прошлого даёт возможность  не только понять особенности обычаев  и красоту родного края,  но и пробудить любовь и заботу о своём отечестве.

 

Литература

1.        Альбом Самарская Лука: Современные легенды -  Самарское книжное издательство, 2007.

2.   Жемчужины Жигулей. Составитель Кузменко С.Е. - Куйбышевское книжное издательство, 1980.

3.   Лялицкая С.Д.  Жигули заповедные  -  Куйбышевское книжное издательство, 1970.

4.   Минкина И.С. Колыбельная. Жигулевская сказка: стихотворения. Самара: ООО «Офорд», 2007.

5.   Памятники природы Куйбышевской области / Составители: Матвеев В.И., Горелов М.С. -  Куйбышевское книжное издательство, 1980.

6.   Поздеева Т.А. Сказки народов Урала и Поволжья

7.   Сказки Волжской вольницы. Составитель Тараканова Н.И. – Тольятти: МОУ ДПОС – Центр информационных технологий; Фонд «Духовное наследие», 2002.