Проект «Народная культура и быт татарского и русского народа» в старшей группе
Без знаний своих корней, традиций татарского и русского народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад № 19
Проект «Народная культура и быт татарского и русского народа» в старшей группе
Воспитатель Немчинова А.И.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели)
Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательный и творческий
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный работник.
Возраст проектной группы: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
Без знаний своих корней, традиций татарского и русского народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, татарского и русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы и открыты.
Приобщение детей к культурным ценностям и традициям татарского и русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.
Цель проекта:
Формирование у детей познавательного интереса к татарской и русской народной культурам и быту, через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно – продуктивной, творческой деятельности.
Задачи проекта:
• Расширять представление о национальной культуре татар и русских.
• Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение музея экспонатами «Народная игрушка», «Хлеб -всему голова», картотека "Народные игры татар и русских", альбомы «Быт татарского народа и «Татарское прикладное творчество», пополнение музея экспонатами «Хохломская роспись», создание статей для выпуска газеты по данным темам.
• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
• Развивать творческие способности детей, коммуникацию и речь.
Этапы работы над проектом:
1 Этап – подготовительный:
-Определение цели и задач проекта
-Разработка комплексно-тематического плана
-Анализ, имеющихся условий в группе, в детском саду
-Создание условий для работы
-Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта
-Беседа с детьми о выявлении знаний по заявленной теме проекта, обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию.
-Ознакомительная консультация для родителей о проекте
-Привлечение родителей к сбору игр по теме проекта.
2 Этап – основной, практическая деятельность
1. Познавательно-исследовательская деятельность
(Формирование целостной картины мира)
1.1 Тема: «История России. Символика страны.»
Цель: закрепить знания детей о природе России. Познакомить с историей возникновения страны. Воспитывать интерес детей к истории своей страны, воспитывать чувство любви и гордости за свою страну. (Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с.168)
1.2. Тема: Рассматривание тематических картин и беседа «Богатыри земли русской», альбомов «Быт татарского народа», «Татарское прикладное творчество».
Цель: воспитание чувства патриотизма, любовь к Родине, уважительное отношение к культуре и традициям.
2. Коммуникативная деятельность и развитие речи.
1.1. Тема: «Скоморох в гостях у ребят»
Цель: продолжать развивать умение поддерживать непринужденную беседу, составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, воспитывать бережное отношение к народным русским традициям. (Ельцова О.М.
«Детское речевое творчество», с.109)
1.2. Тема: С/р игра «Чаепитие на Руси»
Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры, развивать фантазию, знакомить с самоваром. (Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 136)
1.3. Тема: Режиссерская игра «Оборона крепости»
Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры, развивать фантазию.
1.4. Тема: «Знакомство с происхождением Фамилии»
Цель: познакомить детей с историей возникновения фамилий, сформировать понятие о том, что у каждого есть имя, фамилия. (Загуменная «Социально – личностное развитие», стр. 30)
1.5. Тема: Театрализованная деятельность: «Разыгрывание сюжета сказки Каша из топора»
Цель: учить инициировать миниатюры. (Ботякова «Российский этнографический музей», стр. 51)
1.6. Тема: «Подвижные народные игры».
Цель: раскрывать и закреплять организаторские качества у детей, соблюдать правила игры, развивать ловкость, приобщать к народной культуре. (картотека народных игр).
1.7. Культурно-досуговая деятельность «День народного единства».
Цель: формирование у детей представления о празднике «День народного единства» и его значимости для нашей страны через совместную досуговую деятельность. (приложение к РП)
3. Художественная литература.
3.1. Александрова З. «Родина»
Цель: учить детей внимательно слушать произведение, учить выражать свои эмоции от прочитанного, учить высказывать свое мнение о произведении. Учить рассказывать о своей родине. (Томилова С.Д. «Полная хрестоматия для дошкольников», стр. 530, вопросы стр. 532)
3.2. Былины «Про Добрыню Никитыча и Змея Горыныча»
Цель: Цель: дать понятие о жанровых особенностях были, знакомство с русской культурой и богатырями. (Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 269)
3.3. Народные пословицы и потешки.
Цель: приобщение к традициям, знакомство с народным фольклором. (картотека)
3.4. Сказка «Каша из топора»
Цель: дать понятие о жанровых особенностях сказки, знакомить с русской мудростью. (Князева «Приобщение к культуре», стр. 234)
4. Изобразительная деятельность
4.1. Тема: «Богатыри – защитники славной русской земли» (лепка)
Цель: формировать представление о героическом прошлом Древней Руси, богатырях – ее защитниках. Знакомить с русскими богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитычем, Алешей Поповичем. Продолжать освоение скульптурного способа путем вытягивания и моделирования частей, развивать умение декорировать лепной образ. (Леонова Н.Н. «Художественно – эстетическое развитие в ДОУ», стр. 173).
4.2. Тема: «Птичка - свистулька» (аппликация)
Цель: знакомить с народной культурой и традициями, создание аппликативного изображения русского духового музыкального инструмента, учить создавать узоры из готовых элементов, закреплять навыки аккуратного наклеивания, чувства ритма в узоре, мелкую моторику, воспитывать интерес к народной культуре и традициям.
(Леонова Н.Н. «Художественное творчество по программе Детство», стр. 282)
4.3. Тема: «По мотивам хохломской росписи» (декоративное рисование)
Цель: учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитными, плавными движениями. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисточки. Закреплять умение чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции, умение передавать колорит хохломской росписи (Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 75)
4.4. Тема: «Как лоскутные куколки повели хоровод» (прикладное творчество)
Цель: приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры, продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла, вызывать интерес к конструированию лоскутных кукол, развивать тактильное восприятие, ловкость, формировать трудовые действия. (Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», с.38)
4.5. Тема: «Украшение сапожка татарским национальным орнаментом» (пластилинография)
Цель: познакомить детей с татарским орнаментом, развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус. Воспитывать любовь к народному искусству. Закрепить знания ранее полученного материала: основные составляющие национального костюма. Создание декоративного узора нетрадиционным методом с помощью опилок. Научить, последовательно выполнять задание воспитателя (приложение к РП)
4.6. Тема: «Узорная салфетка» (рисование клеем ПВА, манной крупой)
Цель: Развивать умение детей рисовать золотое кружева нетрадиционными техниками рисования. Помочь освоить нетрадиционную технику рисования – (рисование клеем ПВА и манной крупой).
4.7. Тема: «Татарская кукла Эпи»
Цель: приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры, продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла, вызывать интерес к конструированию. (приложение к РП)
4.8. Тема: «Строим избу»
Цель: продолжать учить детей создавать постройки, отражать характерные признаки русской избы.
3 этап – заключительный:
- анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-творческой деятельности.
- выявление полученных знаний у детей о народных традициях и культуре;
- создание статей для номера газеты по данным темам.
Список литературы:
- Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. –М.: Изд. Сфера, 2010.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –М.: Изд. «Д-П», 2008.
- Перова О.В. Наша родина Россия. – М.: Эксмо, 2012.-96с.
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М., 2010.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005.
- Интернет ресурсы.
- Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду».
- Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении.
