Проект «Народная культура и быт татарского и русского народа» в старшей группе

Анна Ивановна Немчинова

Без знаний своих корней, традиций татарского и русского народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_1.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад № 19

Проект «Народная культура и быт татарского и русского народа» в старшей группе

        Воспитатель Немчинова А.И.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели)

Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательный и творческий

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный работник.

Возраст проектной группы: 5-6 лет.

Актуальность проекта:

Без знаний своих корней, традиций татарского и русского народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.        

Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, татарского и русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы и открыты.

Приобщение детей к культурным ценностям и традициям татарского и русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.

Цель проекта:

Формирование у детей познавательного интереса к татарской и русской народной культурам и быту, через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно – продуктивной, творческой деятельности.

Задачи проекта:

• Расширять представление о национальной культуре татар и русских.

• Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение музея экспонатами «Народная игрушка», «Хлеб -всему голова», картотека "Народные игры татар и русских", альбомы «Быт татарского народа и «Татарское прикладное творчество», пополнение музея экспонатами «Хохломская роспись», создание статей для выпуска газеты по данным темам.

• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

• Развивать творческие способности детей, коммуникацию и речь.

Этапы работы над проектом:

1 Этап – подготовительный:

-Определение цели и задач проекта

-Разработка комплексно-тематического плана

-Анализ, имеющихся условий в группе, в детском саду

-Создание условий для работы

-Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта

-Беседа с детьми о выявлении знаний по заявленной теме проекта, обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию.

-Ознакомительная консультация для родителей о проекте

-Привлечение родителей к сбору игр по теме проекта.

2 Этап – основной, практическая деятельность

1. Познавательно-исследовательская деятельность

(Формирование целостной картины мира)

1.1 Тема: «История России. Символика страны.»

Цель: закрепить знания детей о природе России. Познакомить с историей возникновения страны. Воспитывать интерес детей к истории своей страны, воспитывать чувство любви и гордости за свою страну. (Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с.168)

1.2. Тема: Рассматривание тематических картин и беседа «Богатыри земли русской», альбомов «Быт татарского народа», «Татарское прикладное творчество». 

Цель: воспитание чувства патриотизма, любовь к Родине, уважительное отношение к культуре и традициям.

2. Коммуникативная деятельность и развитие речи.

1.1. Тема: «Скоморох в гостях у ребят»

Цель: продолжать развивать умение поддерживать непринужденную беседу, составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, воспитывать бережное отношение к народным русским традициям. (Ельцова О.М.

«Детское речевое творчество», с.109)

1.2.  Тема: С/р игра «Чаепитие на Руси»

Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры, развивать фантазию, знакомить с самоваром. (Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 136)

1.3. Тема: Режиссерская игра «Оборона крепости»

Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры, развивать фантазию.

1.4. Тема: «Знакомство с происхождением Фамилии»

Цель: познакомить детей с историей возникновения фамилий, сформировать понятие о том, что у каждого есть имя, фамилия. (Загуменная «Социально – личностное развитие», стр. 30)

1.5. Тема: Театрализованная деятельность: «Разыгрывание сюжета сказки Каша из топора»

Цель: учить инициировать миниатюры. (Ботякова «Российский этнографический музей», стр. 51)

1.6. Тема: «Подвижные народные игры».

 Цель: раскрывать и закреплять организаторские качества у детей, соблюдать правила игры, развивать ловкость, приобщать к народной культуре. (картотека народных игр).

1.7. Культурно-досуговая деятельность «День народного единства».

Цель: формирование у детей представления о празднике «День народного единства» и его значимости для нашей страны через совместную досуговую деятельность. (приложение к РП)

3. Художественная литература.

3.1. Александрова З. «Родина»

Цель: учить детей внимательно слушать произведение, учить выражать свои эмоции от прочитанного, учить высказывать свое мнение о произведении. Учить рассказывать о своей родине. (Томилова С.Д. «Полная хрестоматия для дошкольников», стр. 530, вопросы стр. 532)

3.2. Былины «Про Добрыню Никитыча и Змея Горыныча»

Цель: Цель: дать понятие о жанровых особенностях были, знакомство с русской культурой и богатырями.  (Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 269)

3.3. Народные пословицы и потешки.

Цель: приобщение к традициям, знакомство с народным фольклором. (картотека)

3.4. Сказка «Каша из топора»

Цель: дать понятие о жанровых особенностях сказки, знакомить с русской мудростью. (Князева «Приобщение к культуре», стр. 234)

4. Изобразительная деятельность

4.1. Тема: «Богатыри – защитники славной русской земли» (лепка)

Цель: формировать представление о героическом прошлом Древней Руси, богатырях – ее защитниках. Знакомить с русскими богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитычем, Алешей Поповичем. Продолжать освоение скульптурного способа путем вытягивания и моделирования частей, развивать умение декорировать лепной образ. (Леонова Н.Н. «Художественно – эстетическое развитие в ДОУ», стр. 173).

4.2. Тема: «Птичка - свистулька» (аппликация)

Цель: знакомить с народной культурой и традициями, создание аппликативного изображения русского духового музыкального инструмента, учить создавать узоры из готовых элементов, закреплять навыки аккуратного наклеивания, чувства ритма в узоре, мелкую моторику, воспитывать интерес к народной культуре и традициям.

(Леонова Н.Н. «Художественное творчество по программе Детство», стр. 282)

4.3. Тема: «По мотивам хохломской росписи» (декоративное рисование)

Цель: учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитными, плавными движениями. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисточки. Закреплять умение чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции, умение передавать колорит хохломской росписи (Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 75)  

4.4. Тема: «Как лоскутные куколки повели хоровод» (прикладное творчество)

Цель: приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры, продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла, вызывать интерес к конструированию лоскутных кукол, развивать тактильное восприятие, ловкость, формировать трудовые действия. (Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», с.38)

4.5. Тема: «Украшение сапожка татарским национальным орнаментом» (пластилинография)

Цель: познакомить детей с татарским орнаментом, развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус. Воспитывать любовь к народному искусству. Закрепить знания ранее полученного материала: основные составляющие национального костюма. Создание декоративного узора нетрадиционным методом с помощью опилок. Научить, последовательно выполнять задание воспитателя (приложение к РП)

4.6. Тема: «Узорная салфетка» (рисование клеем ПВА, манной крупой)

Цель: Развивать умение детей рисовать золотое кружева нетрадиционными техниками рисования.  Помочь освоить нетрадиционную технику рисования – (рисование клеем ПВА и манной крупой).

4.7. Тема: «Татарская кукла Эпи»

Цель: приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры, продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла, вызывать интерес к конструированию. (приложение к РП)

4.8. Тема: «Строим избу»

Цель: продолжать учить детей создавать постройки, отражать характерные признаки русской избы.

3 этап – заключительный:

- анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-творческой деятельности.

- выявление полученных знаний у детей о народных традициях и культуре;

- создание статей для номера газеты по данным темам.

Список литературы:

  1. Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. –М.: Изд. Сфера2010.

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –М.: Изд. «Д-П», 2008.

  1. Перова О.В. Наша родина Россия. – М.: Эксмо, 2012.-96с.

  1. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М., 2010.

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005.

  1. Интернет ресурсы.

  1. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду».

  1. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении.