Проект "Уральское село"

Анна Ивановна Немчинова

Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть проекта «Уральское село» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю, к родному дому, к истории и культуре Урала. Этот проект одна из составляющих целого цикла работ по моей теме самообразования на этот год. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uralskoe_selo.docx408.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад № 19

Проект «Уральское село» в старшей группе

        Воспитатель Немчинова А.И.

                                                                                                                     

Пояснительная записка.

      Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть проекта «Уральское село» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю, к родному дому, к истории и культуре Урала. Этот проект одна из составляющих целого цикла работ по моей теме самообразования на этот год. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.

      Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

    И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где прошло его детство.

     В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Цель проекта: формирование и воспитание патриотических чувств через знакомство с родным селом, его архитектурой, промыслами, бытом. Пробуждение интереса, чувств сопричастности и любви к малой Родине.

Содействие осознанию роли родителей в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Для детей:

 Образовательные задачи:

  • Формировать представления о родном крае: история, культуре.
  • Расширять познавательный интерес к промыслам Урала.
  • Учить детей работать с картой. Определять на карте месторасположение Свердловской области, Екатеринбурга, Верхней Пышмы, поселка Кедровое.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение находить информацию методами поиска.
  • Развивать любознательность, интерес к труду людей и народному творчеству Урала.

 Воспитательные задачи:

  • Пробудить в детях чувство любви к своему краю, интерес к его традициям.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, живущим на Урале и их труду.

Для педагога:

•        Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем.

•        Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе и крае.

•        Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

•        Разработать и организовать мероприятия по данной теме.

Для родителей:

  • Повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
  • Осознание родителями своей роли в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
  • Объединение усилий педагога и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Вид проекта: творческий, познавательный.

Участники: дети, родители, воспитатель группы.

Возраст: дошкольники старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Срок проекта: краткосрочный (1 неделя)

 

 В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:

  1. Культурологический — приобщение детей к истокам культуры.
  2. Тематический — деление материала на мини темы.  
  3. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  4. Вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.
  5. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  6.  «Позитивный центризм» - отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
  7.  Интегративное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

I Этап – подготовительный.

Цель: создание условий для реализации проекта.

1.        Диагностика детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о уральском селе.

2.        Разработки перспективного плана, мероприятий по реализации проекта: «Уральское село».

3.        Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.

II этап – основной.

Цель: реализация проекта. Эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта.

1.        Организация деятельности с детьми, в соответствии с перспективным планом мероприятий по реализации проектов.

2.        Сбор, изготовление и оформление наглядного и дидактического материала.

3.        Включение родителей воспитанников и специалистов ДОУ в активное взаимодействие для реализации плана мероприятий проекта.

  Январь

3 неделя (22.01.24 – 26.01.24)

ТОП «Уральское село»

Артикуляционная гимнастика- №  10

Дыхательная гимнастика- № 12

Бодрящая гимнастика- № 12

Самомассаж- № 10

Физкультминутка- № 12

Зрительная гимнастика- № 9

Динамическая пауза- № 8

Пальчиковая гимнастика- № 12

Понедельник (22.01)

Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

- Рассматривание тематических картин и беседа «Уральское село»

Цель: продолжать знакомиться с особенностями жизни села.

- Труд: предложить детям убрать помытые игрушки на места. (Тимофеева Л.Л. «Планирование образовательной деятельности в ДОО»)

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

 

Самостоятельная деятельность:

строительные игры.

Карточка № 16

Экспериментирование «Испытание магнита»

Цель: продолжать знакомить с явлением магнитизм, магнитом и его особенностями, опытным путем выявить предметы, которые могут стать магнетическими. (Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность», стр. 91)

Совместная деятельность:

- Минутка безопасности: Просмотр фрагмента мультфильма  «Колобок».

Цель: учить различать категории людей близкие и незнакомцы. Формировать представление о том, как нужно общаться в различных ситуациях, какие правила безопасности соблюдать. (Тимофееа Л.Л. «Безопасность», стр. 141).

- Чтение «Старый дед» Лопатина А.

Цель: учить анализировать, делать выводы. (приложение к РП кейс по программе самоцветы «Культурная практика», стр.71 )

- С/р игра «Идем за водой»

Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры, развивать фантазию.

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

  • Сказки фиолетового леса

Самостоятельная деятельность:

игры по интересам в развивающих центрах

Вторник (23.01)

  Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

-Фольклорная  минутка «Как на тоненький ледок…»

Цель: продолжать знакомить с народным фольклором. (Томилова С.Д.  «Хрестоматия», стр. 395)

- Народная  игра «Горелки»

Цель: продолжать учить соблюдать правила, выбирать водящего, ориентироваться на действия других игроков. (Тимофеева «Безопасность», стр. 79)

Индивидуальная работа:

рисование

Самостоятельная деятельность:

 Изобразительная деятельность.

Карточка № 17

Совместная деятельность:

-  Игра по ознакомлению с окружающим миром «Плетем поясок»

Цель: закрепить знания о технике плетения, значении пояса в культуре русского народа, вызывать чувство значимости, радости, удовлетворения. (Ботякова О.А.  «Российский этнографический музей», стр. 33)

- С/р игра «Чаепитие»

Цель: создание положительного настроя, продолжать знакомить с традициями русского чаепития. (Ботякова О.А. «Российский этнографический музей», стр.53)

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

Окружающий мир/ природа

Самостоятельная деятельность:

Сюжетно-ролевые/режиссерские игры

Среда (24.01)

  Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

- Беседа «Ой вы, гости - господа»

Цель: знакомить с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. (Ботякова О.А. «Российский этнографический музей», стр.48)

Индивидуальная работа:

Речевое развитие

Самостоятельная деятельность:

 в книжном уголке

Карточка № 18

Совместная деятельность:

-  Игры в шашки

Цель: научить детей играть в шашки, ориентироваться на плоскости, логически мыслить.

(настольные игры)

- Чтение «Каша из топора»

Цель: знакомство с русской культурой, литературой. (Князева О.Л. «Приобщение к истокам русской народной культуры», стр 234)

-  Строительные игры  «Русская печь»

Цель: учить делать постройку по образцу, узнавать части печи и их назначение.

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

Аппликация

Самостоятельная деятельность:

Игры в физкультурном уголке

Четверг (25.01)

  Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

- Речевые / словесные игры по рекомендации учителя-логопеда

- Работа в тетраде по подготовке руки к письму

Цель: научить детей пользоваться тетрадью в клеточку, ориентироваться на плоскости листа.

Индивидуальная работа:

Речевое развитие

Самостоятельная деятельность:

 в книжном уголке

Карточка № 19

Совместная деятельность:

-  Театрализованная деятельность: «Разыгрывание сюжета сказки «Каша из топора»»

Цель: продолжать учить обыгрывать роли (Ботякова О.А. «Российский этнографический музей», стр. 51).

- Игры по математике «Кораблик Брызг-брызг»

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

математика

Самостоятельная деятельность:

игры в речевом уголке

Пятница (26.01)

  Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

- Хороводная игра «Обеги круг»

Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание и выдержку. (картотека русских народны игр)

- Воспитание КГН «Осанка – красивая спина».

Цель: учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.

- Презентация «День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц Биркенау (Освенцима)»

Беседа с презентацией «День памяти жертв Холокоста»

Индивидуальная работа:

конструирование/ прикладное творчество

Самостоятельная деятельность:

настольно – печатные игры

Карточка № 20

Совместная деятельность:

- Развлечение «Русские посиделки»

Цель:  продолжать прививать любовь к русскому народному фольклору, учить отгадывать загазки, читатать скороговорки и потешки, играть в народные игры. (Волчкова В.Н. «Познавательное развитие», стр. 59).

- Творческая мастерская «Златоустовская чеканка»

Цель: Познакомить с новой техникой изготовления художественных изделий- чеканкой по фольге.  Учить составлять декор композиции с учетом формата изделия. Воспитывать творчество в изобразительной деятельности. (приложение к РП)

- Бытовой труд «Моем игрушки»

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

подготовка к обучению грамоте

Самостоятельная деятельность:

сюжетно – ролевые/ режиссерские игры

  Январь

3 неделя (22.01.24 – 26.01.24)

ТОП «Уральское село»

1. Познавательно-исследовательская деятельность (Формирование целостной картины мира)

Тема: «В гостях у бабушки в деревне».

Цель: прививать чувство любви к родному селу, его красоте, природе, воспитывать уважение к сельским труженникам, на плечах которых лежит нелегкий, но благодарный труд. (Волчкова В.Н. «Конспекты по познавательному развитию», стр. 41).

2. Познавательно-исследовательская деятельность (математика)

Тема: Занятие 20. «Знаки больше и меньше»

Цель: сформировать представление о знаках, умение использовать их пи записи результатов, закреплять умение сравнивать гуппы предметов

(Петерсон Л.Г. «Игралочка – ступень к школе», стр. 133)

3. «Сказки фиолетового леса»

Тема: «Как Буквоцирк превратился в Цифроцирк».

Цель: развивать умение придумывать слова по определенной теме на заданную букву, конструировать буквы из частей по схеме, составлять из них слово, конструировать цифры путем наложения пластинок на образец, ориентироваться в числовом ряду, сотрудничать друг с другом. (Т.Г. Харько «Сказки фиолетового леса» стр.73)

_

1. Коммуникативная деятельность (развитие речи)

Тема: «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель: учить понимать характеры и поступки героев, знакомить с новыми фразеологизмами, придумывать другое окончание сказки. (Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 115, 245)

2. Художественная литература.

Тема: «Русские народные песни. Колыбельные и частушки»

Цель: учить детей внимательно слушать произведение, учить выражать свои эмоции от прочитанного, учить высказывать свое мнение о произведении. (Князева О.Л. «Приобщение к истокам русской народной культуры», стр. 182)

3. Коммуникативная деятельность (обучение грамоте)

Тема: Занятие 21.

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;  закреплять знание о словоразличительной роли твердых и мягких согласных звуков;  учить называть слова с заданным звуком.. (Журова Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте», с.76).

1. Изобразительная деятельность (лепка)

Тема: «Таволжская игрушка»

Цель: знакомство с творчеством таволжских мастеров, продолжать учить лепить предмет, передавая его форму, пропорции и характерные детали, воспитывать художественный вкус. (приложение к РП).

2. Изобразительная деятельность (обрывная аппликация)

Тема: «Жостовский поднос».

Цель: Закрепить знания детей о промысле (Жостовские подносы). Учить составлять цветок из оторванных кусочков бумаги нескольких цветов, чередуя цвета. Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.

Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, цвета, композиции.  (приложение к РП).

3. Конструирование.

Тема: «Не просит ремесло хлеба, а само кормит».

Цель: уточнить знания о ремеслах, показать взаимосвязь людей разного рода занятий в кретьянском сообществе, создать условия для воображения и конструктивных способностей.

(Железнова Е.Р. «Серия интегрированных занятий по ознакомлению с бытом и традициями Руси», стр. 22)

4. Изобразительная деятельность (рисование)

Тема: «Уральская домовая роспись».

Цель: Учить детей создавать узоры по мотивам урало-сибирской росписи; закрепить навыки написания элементов Уральской росписи: ягодки, приписки(оживки),цветы, листья. Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму. Воспитывать интерес к Уральской росписи, любовь к родному краю. (приложение к РП).

III этап – итоговый.

Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов.

1. Проведение итогового мероприятия - праздник «».

2. Повторная диагностика детей.

Методическая литература:

  1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. - М.: Издательство Скрипторий 2003. 
  2. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.: АРКТИ, 2004.
  4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. Ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.
  5. Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013г.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240125_105626.jpg C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240125_105253.jpg C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240125_103153.jpg

               C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240125_101648.jpg           

   C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240124_155528.jpg       C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240124_155457.jpg     C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240124_153430.jpg

                               C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240124_160640.jpg                  C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240124_155955.jpg

                     

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240123_093334.jpg   C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240123_094109.jpg   C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240123_092916.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240123_102457.jpg        C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240123_102524.jpg       C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240123_102535.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20240122_100557.jpg C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20231114_110215.jpg