Статья "Приобщение детей ансамбля «Народная песня» к русскому народному творчеству через участие в мероприятиях воспитательно-познавательного характера".

Кислова Ирина Алексеевна

Статья посвящена теме приобщения детей начальных классов, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Основы народного вокально-хорового искусства», к русскому народному творчеству через участие в мероприятиях воспитательно-познавательного характера. Рассматривается практический подход педагога дополнительного образования, направленный на реализацию задачи по формированию у участников ансамбля «Народная песня» интереса к изучению культурного богатства своего народа. Тема статьи раскрывается на примере городского праздника фольклорных коллективов «Васильев вечер» и праздничного концерта, посвященного федеральному проекту «Поезд Деда Мороза». Кратко описываются суть указанных мероприятий, процесс подготовки к ним, непосредственно само выступление, полученные результаты. Статья рассчитана на педагогов-руководителей фольклорных коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsportal.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей ансамбля «Народная песня» к русскому народному творчеству через участие в мероприятиях воспитательно-познавательного характера.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного и культурного богатства своего народа, освоения народной культуры. Соприкосновение детей с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках и разнообразных мероприятиях воспитательно-познавательного характера духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас Россия переживает непростой период, когда поддержание духовно-культурных традиций, обеспечивающих связь и преемственность разных поколений, а также прививание детям нравственных устоев становится одной из приоритетных задач воспитательно-образовательного процесса.

Целью обучения детей в составе ансамбля «Народная песня» является формирование у них интереса к изучению русского народного творчества через участие в народных праздниках, фольклорных фестивалях, конкурсах, районных и городских творческих мероприятиях.

Участие детей в мероприятиях воспитательно-познавательного характера позволяет выполнять следующие задачи:

1) формировать творческий интерес в освоении различных форм народной традиционной культуры;

2) повышать уровень исполнительского мастерства и расширять репертуар ансамбля «Народная песня»;

3) выявлять талантливых детей;

4) содействовать гармоничному творческому развитию детей и расширению их кругозора;

5) прививать уважение к русской народной культуре.

Приобщение детей проходит через разные виды творческой деятельности коллектива. Сюда относятся и плановые занятия в рамках программы обучения, и открытые занятия – для родителей и педагогов, и выступления на школьных концертах, и отчетные концерты коллектива, и проведение народных праздников, и участие в конкурсах, фестивалях, других мероприятиях воспитательно-познавательного характера.

В качестве наглядного примера привожу два мероприятия.

Городской праздник фольклорных коллективов «Васильев вечер»

С 1995 года в Санкт-Петербурге в Театрально-концертном комплексе «Карнавал» ежегодно проводится городской праздник фольклорных коллективов «Васильев вечер», и ансамбль «Народная песня» старается не упускать возможности принять участие в этом ярком событии. Данный праздник является традиционным мероприятием, приуроченным к кануну празднования Нового года по народному календарю – Васильеву вечеру. Цель этого мероприятия заключается в укреплении содружества фольклорных коллективов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в условиях неформального творческого общения в контексте народного праздника, интегрированного в современную городскую среду.

Подготовка к мероприятию начинается с октября и идет вплоть до даты проведения праздника. Песенный материал отбирается мной уже в сентябре. В ноябре все дети старших групп на занятиях вспоминают ранее изученный теоретический материал, связанный с празднованием Рождества Христова и Святками. Учащиеся первого года обучения изучают эту информацию впервые. Далее идёт ознакомление с вокальным материалом святочного периода – пение колядок, подблюдных песен, святочных игровых и хороводных песен. В зависимости от уровня исполнительского мастерства детей разных годов обучения подбираются колядки определенной степени сложности. В связи с тем, что к участию в «Васильевом вечере» по правилам мероприятия допускается ограниченное количество представителей от одного коллектива (обычно 8-10 человек), эти дети отбираются мной из более старших групп обучения – среди тех, кто могут на хорошем уровне исполнить и обыграть предназначенную для выступления колядку.

В рамках подготовки к участию в городском празднике фольклорных коллективов «Васильев вечер» с отобранными участниками коллектива проводится следующая работа:

1) изучение истории праздника и его содержания;

2) разбор текста колядки, предназначенной для выступления;

3) оттачивание исполнительского мастерства;

4) проработка артистичности и сценической выразительности во время исполнения колядки;

5) участие детей в изготовлении атрибута обряда колядования – рождественской звезды.

Само мероприятие проводится в середине января. С первых минут дети погружаются в сказочную атмосферу Нового года благодаря тому, что для них устраиваются мастер-классы по декоративно-прикладному искусству. Под наблюдением мастеров дети участвуют в создании атрибутов рождественской тематики. Например: изготовление рождественских сувениров, роспись сумки для колядования. Затем принимают участие в выступлении фольклорных коллективов, каждый из которых по очереди исполняет календарно-обрядовые песни святочного периода перед «хозяевами дома», за что получает подарок-угощение. Кульминация праздника «Васильева вечера» -- демонстрация традиционного кукольного театра «Вертеп». Мероприятие заканчивается плясовой вечеринкой в сопровождении инструментального ансамбля педагогов и концертмейстеров фольклорных коллективов. Праздник является для детей ярким и запоминающимся событием, где они могут насладиться гуляньем, пожелать друг другу и всему честному народу добра, любви, благополучия, здоровья и процветания в новом году.

Уже после мероприятия с участниками проводится обсуждение и анализ прошедшего выступления. Поскольку разбор осуществляется во время плановых занятий групп, то остальные учащиеся второго и третьего годов обучения также имеют возможность ознакомиться с особенностями участия в мероприятиях такого уровня. Это способствует не только пониманию детьми требований, предъявляемых к навыкам исполнительского мастерства, необходимым для выступления на широкую аудиторию, но и формирует у них дополнительную мотивацию к более усердному развитию своих творческих способностей. Немаловажную роль здесь играют впечатления, которыми участники праздника делятся со своими согруппниками. И не только дети, но и их родители, присутствовавшие на выступлении. Они размещают отснятый видео- и фотоматериал на странице ансамбля «Народная песня» в социальной сети «Вконтакте». Таким образом уже все дети, обучающиеся у меня по программе «Основы народного вокально-хорового искусства», и их родители могут ощутить неповторимую атмосферу данного мероприятия, посмотреть на выступление на празднике «Васильев вечер» как участников старших групп ансамбля «Народная песня», так и других городских фольклорных коллективов, укрепить в себе интерес к народному творчеству, вдохновиться на дальнейший творческий рост. Для учащихся первого года обучения это служит наглядным примером того, что они могут достичь при должном усердии и ответственном подходе к занятиям.

Федеральный проект «Поезд Деда Мороза»

Участие ансамбля «Народная песня» в праздничном концерте в рамках федерального проекта «Поезд Деда Мороза» также относится к наиболее впечатляющим и запоминающимся событиям в творческой жизни коллектива.

Несколько интересных фактов о самом федеральном проекте «Поезд Деда Мороза»:

1) Это совместный проект «РЖД» и правительства Вологодской области, стартовавший в 2021 году. Представляет собой передвижную резиденцию российского Деда Мороза из Великого Устюга.

2) Поездной состав включает в себя «вагон-приемную», вагон «Сказочная деревня» -- для проведения игр и квестов, «вагон-сцену» и «вагон-кукольный театр» для проведения представлений, «вагон-лавку» с сувенирной продукцией, «вагон-буфет» и «вагон-ресторан», спальные вагоны Деда Мороза, Снегурочки и их помощников. Новинкой сезона 2024/2025 стал вагон «Снежная королева», гости которого попадают в ледяное царство и мир кривых зеркал. С обоих концов состава имеется по паровозу.

3) В сезоне 2024/2025 путешествие продлилось 54 дня, в течение которых «Поезд Деда Мороза» проехал почти 30 тысяч километров и остановился более чем в 60 городах. Стартовал 19 ноября 2024 года, прошел через всю Байкало-Амурскую магистраль, посетил города Сибири и Дальнего Востока. Особенностью 2025 года стала поездка Деда Мороза на пароме на остров Сахалин. Далее поездной состав вернулся через Урал и посетил Север и европейскую часть страны.

В рамках своего путешествия по России поезд Деда Мороза ежегодно прибывает на железнодорожный вокзал Нового Петергоф во время новогодних праздников. Здесь дорогих гостей встречают с концертной программой коллективы Петродворцового района различной художественной направленности, и ансамбль «Народная песня» находится в их числе.

Подготовка к выступлению проходит параллельно с проработкой материала для городского праздника фольклорных коллективов «Васильев вечер». Отличие этого мероприятия заключается в том, что участникам ансамбля «Народная песня» предстоит выступать с колядками перед «неподготовленной публикой» – жителями и гостями Нового Петергофа. Поэтому детям необходимо не только продемонстрировать певческое мастерство, но своим задором и артистизмом увлечь зрителей в мир народного творчества через обряд колядования. Поскольку ограничений по количеству выступающих нет, на это мероприятие я вывожу обучающихся и младших, и старших групп, освоивших подобранный вокальный материал.

На праздничном концерте дети коллектива исполняют перед собравшейся на привокзальной площади аудиторией колядки разных областей России. Для поддержки настроя и уверенности у юных колядовщиков вместе с ними на сцену выхожу и я. По окончанию выступления помимо аплодисментов от зрителей дети получают личную благодарность от Деда Мороза, Снегурочки и их помощников.

Участие в данном проекте федерального уровня является неповторимым опытом для детей – как в плане творческой реализации, так и в качестве масштабного события, которое надолго оставит след в их памяти. Точно так же, как и в случае со всеми мероприятиями воспитательно-познавательного характера, с детьми коллектива проводится обсуждение прошедшего выступления: что удалось, что необходимо улучшить, какие новые решения возможно добавить в будущем. Присутствовавшие во время концерта родители аналогично размещают отснятые видео и фотографии на странице ансамбля «Народная песня» в социальной сети «Вконтакте». Это позволяет детям посмотреть на себя со стороны, а также ещё раз – в спокойной обстановке – оценить реакцию зрителей на своё выступление. У тех же участников коллектива, которые не вошли в состав выступающей группы, появляется стимул к более активной работе над своими навыками.

В заключение хочу сказать, что каждое мероприятие, в котором ансамблю «Народная песня» удается принять участие, является по-своему уникальным. Для детей коллектива это становится возможностью продемонстрировать свои творческие навыки и таланты, а также ощутить себя связующим звеном между разными эпохами. Быть теми исполнителями, кто через свои выступления доносит до зрителя частицу жизненной мудрости предков и их особое восприятия мира. Безусловно, в силу своего возраста обучающиеся у меня дети не способны самостоятельно охватить столь глубокую идею, заложенную в деятельность ансамбля «Народная песня» – для этого им требуется помощь педагога. Потому моя задача состоит не только в том, чтобы учить детей петь в народной манере и раскрывать их творческий потенциал, но и в том, чтобы формировать у участников коллектива осознание своей принадлежности к духовно-культурному богатству, которое создавалось нашим народом на протяжении веков. Уважать его, ценить и своим отношением служить примером для остальных. А участие в разнообразных мероприятиях воспитательно-познавательного характера как раз выступает очень эффективным инструментом для достижения данной цели.