Педагогический проект "Музейные технологии в сельской малокомплектной школе"

Кулакова Валентина Васильевна

Использование элементов музейной технологии в преподавании   предметов гуманитарного,  эстетического и естественно – научного цикла в сельской малокомплектной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Томская область, Томский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Спасская средняя общеобразовательная школа»

Томского района

                                                         Синеутесовский филиал

Педагогический проект

 

  Музейные  технологии в преподавании   предметов гуманитарного,  эстетического и естественно - научного цикла

  в сельской малокомплектной школе

 

База реализации проекта: 

МАОУ «Спасская СОШ» Томского района Синеутесовский филиал

 сельская малокомплектная школа (100 человек)

Авторы проекта:

В.В. Кулакова  – учитель музыки и искусства, руководитель школьного музея «Русская старина»

О.В. Чуб – учитель изобразительного искусства;

О.В. Безгинова – учитель начальных классов;

И.А. Ситникова -  учитель физики;

Л.С.Мочалова  - учитель биологии;

Л.В.Петухова – учитель математики

 

Руководитель проекта: В.В.Кулакова – руководитель школьного музея.

 

Содержание:

I.   Паспорт проекта…………………………………………………………………. 3

II.  Проблематика ……………………………………………………………………3

III.  Актуальность…………………………………………………………………….4

IV. Ресурсное обеспечение…………………………………………………………..5

V.  Реализация проекта………………………………………………………………5

VI.   Сроки и этапы реализации проекта…………………………………………....7

VII. Оценка ожидаемых результатов ……………………………………………….8

VIII. Основные мероприятия проекта………………………………………………9

IX. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта……………………...12

Х. Критерии эффективности реализации проекта………………………………...12

XI. Анализ деятельности школы по реализации проекта за 2008-2009 гг………12

 

  1. Паспорт проекта

Наименование: Использование элементов музейной технологии в преподавании   предметов гуманитарного,  эстетического и естественно – научного цикла в сельской малокомплектной школе.

Авторы проекта: В.В. Кулакова  – учитель музыки и искусства, руководитель школьного музея;

Л.В.Петухова – зам. директора по УВР;

О.В.Чуб – учитель изобразительного искусства;

О.В. Безгинова – учитель начальных классов;

И.А. Ситникова -  учитель физики;

Л.С.Мочалова – учитель биологии;

Л.В.Петухова – учитель математики.

 

Участники проекта: обучающиеся 1-11 классов сельской малокомплектной школы, педагоги, родители обучающихся, жители посёлка Синий утёс, села Коларово, социальные партнёры школы.

  1. Проблема

В последние десятилетия наблюдается недостаточная представленность традиционной культуры в современном обществе, слабое использование образовательными учреждениями, прежде всего, традиций отечественной педагогики духовно-нравственном воспитании юношества, разрушения традиционного русского уклада жизни, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Именно поэтому так трудно преодолевается кризис образования, культуры, кризис духовного мира человека.

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей:

- семейных традиций;

- культуры своего народа.

Таким образом, современная школа должна прививать  обучающимся культурно-исторические традиции духовной жизни его родного села, города, района, области, края. На первый план выходят такие понятия как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», « моя семья», «мой дом».

Первоочередной задачей обучения и воспитания в общеобразовательной школе является формирование и духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

Решение этой задачи не может быть локализовано в учебно-воспитательном процессе. Для её решения необходима гражданская позиция педагогического коллектива. Воспитательные задачи наполняются особым содержанием, одним из пунктов которого является изучение фольклора народов России, традиций своего народа, изучение истории своей семьи, рода.

В условиях разновозрастного обучения малокомплектной сельской школы достаточно сложно формировать эти компетенции только в урочное время.

Отсюда возникает проблема в организации такого образовательного пространства в школе, которое способствовало бы формированию и развитию духовно - нравственных устоев школьников, вовлечённости в образовательный процесс родителей, а так же поднятию престижа школы среди местного населения.

На наш взгляд, эту задачу возможно решить через  работу   школьного музея, который направлен на воспитание патриотических и гражданских чувств школьников, на сохранение и возрождение народных традиций, а так же более глубокого изучения истории своей малой Родины и связь с  местным сообществом.

Наш проект ставит перед собой цель:  создание     условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности посредством музейных технологий, практического краеведения и активного участия в проекте учащихся, их родителей и жителей села.

Одной из  задач  является разработка музейно- образовательных  технологий   для всех возрастных групп детей и юношества.  

               III. Актуальность проекта

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А.Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которой «мы не можем представить себе нашу страну». Одними из важнейших ценностей Президент назвал: семейные традиции,  ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА В РОССИЮ. «Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. В Законе «Об образовании» установлено, что духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

        Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству).

        В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников отмечено, что «воспитание и социализация школьников интегрируют все основные виды деятельности:

- урочную;

- внеурочную (культурные практики).

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий. Основной педагогической единицей является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, расширяет их опыт  конструктивного, обучаемого, творческого поведения.

Актуальность Педагогического проекта ориентирована на создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей школьников  в МАОУ «Спасская СОШ» Томского района.  Его целью является создание     условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности через музейную технологию практического краеведения и активное участие в нем учащихся, их родителей и жителей села.

          Город Томск и Томский район славится огромным богатством материальной и духовной культуры. Во многих населённых пунктах  на базе школ и Домов культуры созданы краеведческие музеи. Наша школа расположена вблизи с историческим местом селом Коларово, история которого насчитывает уже  395 лет. И где как не в школе должна быть организована  работа школьного музея, где была бы собрана еще не потерянная бесценная информация об истории   села Коларово и посёлка Синий Утёс, истории  школы.

Объект проектной деятельности: процесс создания условий для творческой самореализации детей сельской школы.

Предмет проектной деятельности: музейные методики  и   технологии для исследовательской, поисковой и творческой деятельности школьников.

Цель  проекта:

 Создание условий для творческой самореализации детей  и педагогов в сельской школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности через музейную технологию   и активное участие в ней всех участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Создать условия для  организации совместной  исследовательской, поисковой  и творческой деятельности всех участников проекта;

2. Прививать  обучающимся  культурно-исторические традиции духовной жизни его родного села.

3.  Сформировать  устойчивый интерес к историческому и культурному наследию  Сибири и родного края;

4. Изучить исторический, культурный  и краеведческий материал о  малой родине, народные ремесла, деревянное зодчество, обычаи, традиции села Коларово и близ лежащих сел;

5. Разработать музейно-образовательные  технологий   для всех возрастных групп детей и юношества;

6. Собрать экспонаты для музея  и оформить  экспозиции в школьном музее;

7. Создать банк мультимедийных энциклопедий, альманахи, буклеты.

Гипотеза проекта: рост профессиональной компетентности педагогов, повышение их творческой активности, разработка образовательных программ  с использованием музейных технологий и методик, учитывающих интересы и потребности всех участников проекта, способствует формированию  духовно-нравственных ценностей школьников и создаёт условия для творческой самореализации как обучающихся так  и родителей.

              IV. Ресурсное обеспечение проекта.

При реализации проекта планируется использовать следующие ресурсы:

Материально-

технические

Кадровые

Информационные

Нормативно-правовые

Финансовые

Оборудование техническими средствами музея:

(ТСО: компьютер, проектор, экран)

Педагоги,

Сотрудники

Музея Томского района, социальная комната Спасского поселения

Библиотека, информационные стенды, сайт школы, доступ к сети Интернет

Локальные акты

Положение о школьном музее, Устав музея

Положение о творческих группах, Положение о научно-исследовательской и поисковой работе, Положение о внеурочной деятельности;

Программа развития школы

Комплексная целевая программа

«Я- гражданин России!»

Привлечение финансовых средств социальных партнёров

               V. Реализация проекта.

        Деятельность по внедрению  элементов музейной технологии в преподавании предметов  гуманитарного, эстетического и естественно-научного цикла является созданием условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности через музейную технологию практического краеведения и активное участие в нем учащихся. Первоначальный организационный этап  начинается с  мотивации учащихся, педагогов к новой образовательной практике. Выявление  и  анализ отношения к проекту всех участников образовательного процесса позволит создать механизмы реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов.        Анкетирование   по вопросам выявления возможностей и потребностей  школьников, их родителей, жителей села позволит определить тематику исследовательских, поисковых и творческих работ. Это поможет участникам проекта выбрать для себя наиболее интересную деятельность, где они могли бы быть успешными. На основе этого создаются творческие группы всех участников проекта: исследовательская, поисковая, творческая.

Виды деятельности музея:

- поисковая работа;

- Исследовательская работа:

- накопление экспонатов.

Основной принцип работы школьного музея – музей для детей и руками детей.

Основные направления деятельности школьного музея:

  • Просветительская деятельность;
  • Исследовательская деятельность;
  • Поисковая деятельность;
  • Проектная деятельность;
  • Оформительская деятельность;
  • Творческая деятельность.

Просветительская деятельность.

- Экскурсионно-лекторская работа;

- Оформление сменных экспозиций и выставок.

- Проведение интегрированных уроков (музыки, народной культуры, литературы, изобразительного искусства) с использованием музейных технологий.

Исследовательская деятельность.

- Исследование истории музейных предметов, времени и места их бытования, ведение инвентарной книги;

- Исследовательские проекты «История обелиска в селе Коларово»;

«Деревянное зодчество села Коларово», «Потерянное название села»; «Живая вода Спасского поселения», «Флора и фауна Сибирского Лукоморья», «О чём рассказали вещи из школьного музея» (Руководители: В.В.Кулакова, Л.С.Мочалова  О.В.Чуб, О.В. Безгинова);

- Создание электронного каталога музея совместно с преподавателем  ИКТ Золотарёвой О.С.

Оформительская деятельность.

- Оформление и проведение выставок детского творчества «Музей своими руками».

- Оформление стендов, экспозиций.

- Оформление народных праздников, фольклорных программ.

Поисковая деятельность.

- Сбор экспонатов для школьного музея;

- Совместная работа педагогов, школьников, родителей, жителей села.

Созданные группы сами определяют сроки завершения работ и сроки промежуточных консультаций для своевременной обработки информации. Параллельно ведётся работа с руководителями творческих групп и детских проектов по реализации педагогической поддержки  участникам проекта.   Презентация индивидуальных или групповых детских исследовательских, поисковых, проектных работ проводится на мероприятиях различного уровня: школьная, окружная, районная научно-практические конференции, районные конкурсы экскурсоводов, краеведческие конференции и т.д.

Родители исполняют роль соучастника проекта: оказывают помощь в  подборе материалов об истории  семьи, своих родных, помогают в сборе экспонатов для музея, оказывают помощь в оформлении стендов, экспозиций, принимают активное участие подготовке и проведении воспитательных и образовательных событий (экскурсии, праздники, знаменательные даты, встречи с интересными людьми и т.д.)

Жители села Коларово и посёлка Синий Утёс пополняют музейный фонд ценными материалами (краеведческими, историческими, семейными), делятся своими воспоминаниями об истории, традициях,  людях села, принимают участие в проведении народных праздников, знаменательных событиях и др.

Социальные партёры принимают участие  в организации и проведении культурных событий (праздники, знаменательные даты, встречи с интересными людьми, поселковые праздники и т.д.); пополняют фонд музея интересной информацией, оказывают посильную материальную помощь и поддержку школьному музею.

          Результатом реализации данного проекта является разработка учебных занятий по школьному краеведению с использованием элементов музейной технологии по темам «Особенности хозяйственной жизни крестьян  Томского края  в конце XIX — начале ХХ вв.» и «Традиционное крестьянское жилище (деревянное зодчество села Коларово) как источник информации о бытовом укладе и хозяйственной деятельности крестьян  с. Спасское  в конце XIX — начале ХХ вв.», «Народные традиции сибиряков», «Ремёсла и промыслы села Коларово», «Волшебные творения женских рук», «Что носили в старину», «Праздники народного календаря», «Родная природа» и многие другие.

Занятия проводятся  в форме игры-путешествия, игры – поиска, игры – фантазии, аукциона и др.

Школьники пишут сочинения « Я прихожу в музей…», «Зачем мы изучаем прошлое», «Какие дела наших предков мы продолжаем?». Такие занятия помогают развитию и воспитанию  детей.

Музейная технология представлена различными видами деятельности: исследовательская, поисковая, экскурсоводческая. Используется интерактивная технология «Я поведу тебя в музей» для уроков мировой художественной культуры, народной культуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Данная технология предполагает знакомство учащихся с организацией работы музеев города Томска, России, мира.

Учащиеся знакомятся с историей музеев и музейного дела, получают навыки по созданию музейных экспонатов по заданной теме. Создают мультимедийные презентации для проведения уроков. Используя Интернет, школьники совершают виртуальное знакомство с музеями мира. При этом на занятиях используются различные формы: экскурсия, видео-урок, «Если бы картина заговорила», практикумы, круглые столы.

Большое значение в воспитании любви к родному краю и формированию устойчивого интереса к  истории и краеведению является создание творческих групп по типу «ожившая экспозиция». Занятия проводятся с подлинными предметами народного быта, орудиями труда, посудой, что позволяет детям прикоснуться к живой истории своей малой родины и своего народа, а не быть пассивными слушателями на очередном уроке или занятии.

                 VI. Сроки и этапы реализации проекта:

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2014 – май 2017 гг. (3 года)

Этапы реализации проекта:

1 этап: Организационный  2014-2015 г.

  • анализ состояния проблемы;
  • библиографический поиск по проблеме;
  • анализ возможностей музея для  духовно – нравственного   воспитания;
  • выявление и систематизация материалов, сохранившихся в архивах по истории села, посёлка, школы;
  • актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса, выпускников, ветеранов;
  • определение круга лиц для сотрудничества по созданию экспозиции музея;
  • организация связей с Музеем Томского района и школьными музеями;
  • разработка программы деятельности.

2 этап:  Практический  2015-2016гг.

  • организация поисковой работы;
  • создание творческих групп по направлениям деятельности музея,
  • обучение актива музея  «Основы школьного краеведения»;
  • создание музея: оформление экспозиции;
  • разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по гражданскому и патриотическому  воспитанию с использованием возможностей музея;
  • разработка Положения о школьном музее.

3 этап:   Контрольно - оценочный 2017

  • аналитический: мониторинг влияния деятельности музея в  школе  на формирование  духовно-нравственных устоев   школьников;
  • формирование банка методических разработок  по теме проекта;
  • подведение итогов и анализ результатов.
  • анализ эффективности проекта

               VII. Оценка ожидаемых результатов 


В ходе проектной деятельности предполагается получить следующие результаты:

  • разработка  методики и технологии  музейной педагогики для предметов гуманитарного и эстетического цикла  на основе деятельности школьного музея;
  • формирование комплекса методических разработок  на базе музея;
  • подготовка учащихся и педагогов для реализации проекта;
  • освоение педагогами   методик и технологий   посредством возможностей музея;
  • формирование устойчивой мотивации родителей и выпускников к поддержке традиций школы;
  • усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения;
  • приобретение учащимися социального опыта;
  • освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности;
  • создание экспозиции музея «Моё село – мой дом родной»,  «Никто не забыт, ничто не забыто», «История школы».

Критериями результативности можно считать:

  • количественный охват субъектов образовательного процесса проектной, исследовательской, поисковой, творческой деятельностью;
  • возросшую мотивацию педагогов к использованию музея в учебно-воспитательном процессе,
  • рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций родного села и школы.

Прогноз исследования


В ходе реализации проекта предполагается достижение поставленных целей. Факторами успешности проекта можно считать:

  • заинтересованность педагогической общественности школы в создании музея как эффективного средства духовно- нравственного воспитания;  
  • эффективное сотрудничество школы  с музеем Томского района и другими школьными музеями области;
  • наличие музейного фонда школы.

Результативность реализации проекта может быть снижена вследствие:

  • недостаточности опыта организации музейной деятельности;
  • утраты информации об истории села, связей с  известными людьми села;
  • потери части музейного материала;
  • ограниченности человеческих ресурсов;
  • недостаточности финансирования.

            VIII. Основные мероприятия проекта

 Задачи

 Мероприятия

 Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

1 этап –   организационный (2014-2015)

1.Мотивационные:

Повысить уровень мотивации учащихся, педагогов к новой образовательной практике

Презентация проекта для обучающихся и педагогов

Октябрь 2014

Для педагогов:

Для Обучающихся

В.В.Кулакова,

 Л.В.Петухова  

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.  

Анкетирование, опрос всех участников образовательного процесса

(Школьники, педагоги, родители)

Ноябрь 2014

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта

 Л.В.Петухова  

2.Организационные:

Разработать план по разработке и реализации проекта.

План работы над проектом

Октябрь 2014

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов

В.В.Кулакова,

О.В. Чуб

Л.В.Петухова  

Создать творческие группы по реализации проекта

Комплектование творческих групп

Октябрь 2014

Творческие группы:

Исследовательская, поисковая  и т.д.

И.А.Ситникова

Л.С.Мочалова

Выявить потребности  и возможности родителей, жителей села в реализации проекта

Анкетирование по вопросам выявления возможностей,

потребностей и ожидания

Ноябрь-декабрь 2014

Аналитические данные

О.В.Чуб

Сформировать банк идей по работе над проектом

Изучение литературных и других источников, в том числе опыта других школьных музеев, музея Томского района

Ноябрь-май

Банк методических идей, форм работы со всеми участниками проекта

(в том числе социальными партнёрами)

О.В.Чуб

И.А.Ситникова

3.Кадровые Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта.

Заседание проектной группы.

Обмен опытом педагогов

Январь-май

Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта

 И.А.Ситникова

4. Содержательные: 

- Изучить нормативно- правовую документацию, регулирующую работу  школьного музея 

Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

- Закон РФ «Об образовании»;


- Письмо Министерства образования (Федерального Агентства России  28-51-181/16 от 12.03.2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» 

Январь-март

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской, поисковой и творческой деятельности.

Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне.

 Л.В.Петухова  

В.В.Кулакова

5. Практические

Начать работу творческих групп по реализации проекта

Исследовательская работа

Поисковая работа

Творческая работа

В течение работы над проектом

Собран начальный исследовательский и поисковый материал по теме проекта.

Оформлены информационные стенды,

Выступление на НПК, краеведческой конференции

Руководители творческих групп

2. Практический -2015-2016

1. Осуществить апробацию проекта

Реализация целей и задач проекта

2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта

Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта

3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта

Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании

Авторы проекта

4.Выстроить сотрудничество с родителями обучающихся, жителями села, социальными партнёрами

Модель взаимодействия школьного музея с социумом

О.В.Чуб

5. Создать условия для  поисковой и творческой работы участников проекта

Информирование, консультации

По мере появления возможностей

Повышение доли обучающихся и педагогов, участвующих в муниципальных, региональных конкурсах и др. образовательных и воспитательных событиях

Руководители

творческих групп

3. Контрольно-оценочный 2017

1.Осуществить анализ эффективности проекта.

Подвести итог и обобщить педагогический опыт

- Разработать методические рекомендации по исследовательской и поисковой  деятельности в сельской школе.

- Участие в олимпиадах, научно-практических, краеведческих конференциях школьного, районного и областного уровней.

- Создание экспозиций в школьном музее.

-  Создание сборников, альманахов, мультимедийных энциклопедий и тд.

Издание материалов и представление на сайте школы

В течение реализации проекта

1. Отчёт о результатах проекта.

2. Определение теоретической и практической значимости проекта. 3. Создание:

- сборника исследовательских, поисковых  работ участников;

- альманаха творческих работ учащихся, педагогов, жителей села;

- информационных буклетов;

- мультмедийной энциклопедии и др.

4. Создание экспозиций в школьном музее: «Моё село – мой дом родной!»;

 «Хорошими людьми  полна моя Сибирская земля»;

«Никто не забыт, ничто не забыто»;

«История моей школы» и др.

5. Внедрение результатов проекта.

 

Авторы проекта,

Руководители групп

IX. Ожидаемые    результаты  реализации проекта

В результате работы школа получает продукт в виде методических разработок уроков, занятий для предметов гуманитарного, эстетического, естественно-научного цикла с использованием музейной технологии, музейных экспозиций, литературного альманаха, информационных буклетов, мультмедийной энциклопедии, которая пополняется работами участников проекта по разной тематике исследований, материалы могут быть использованы на уроках народной культуры, изобразительного искусства, музыки, искусства, литературы, истории, биологии, географии и других предметах в  качестве музейных экспонатов.

Кроме того, будут получены следующие материалы:

- Цикл занятий по различным тематикам;

- План образовательных событий и сценарии их проведения;

- Банк методических материалов по вопросам краеведения и музейной педагогики;

- Разработка внеклассных и внеурочных событий и др.

        X.  Критерии оценки эффективности реализации проекта.

Показатели

Инструментарий

- рост активного участия участников проекта в межпредметных конкурсах, исследовательских работах, научно-практических конференциях;

- Наличие исследовательских, поисковых и творческих работ в музее;

Оформленные стенды, экспозиции;

Создан Банк данных музейных экспонатов, работ детей

Обобщен опыт педагогов

Организованы и проведены методические выставки

Повышение мотивации всех участников данного проекта

Анкетирование, опрос

Методика определённости межличностных отношений в коллективе «Социометрия».

Мониторинг вовлечённости и участия

Наличие методических разработок

Выставки, экспозиции

               

 

XI. Анализ деятельности школы по реализации проекта

 за 2014 гг.

        За прошедший период участники проекта приняли  участие:

Форум (конкурсные мероприятия)

Уровень проведения  

Тема работы

Всего приняли участие

Результат участия

Научно практическая конференция

«Юные исследователи»

Школьный

«Народная кукла России»;

 4 уч. – 3 класс

Диплом

«Природа Синего утёса»;

4 уч. – 3 класс

Диплом

«Живая вода Спасского поселения»

3 уч.- 8 класс

2 место

«История обелиска села Коларово»

3 уч. – 5 класс

1 место

«Родословная моей семьи»

1 уч. – 2 класс

1 место

«Люблю берёзку русскую»

2 уч. – 4, 5 класс

1 место

Конкурс экскурсоводов

Район

«История обелиска села Коларово»

4 уч. – 5, 8 класс

1 место

Научно-практическая конференция

Округ

«Родословная моей семьи»

1 уч. – 2 класс

Сертификат

Региональный фестиваль «Причулымье»

Область

«Люблю берёзку русскую»

2 уч. – 4, 5 класс

1 место

 Конкурс «Я хочу Вам рассказать о…»

Район

  Номинации «Лучшее качество фотографии», «Лучший рассказ о лидере».

3 уч.

Фестиваль «Детский Арбат» в рамках II музейного форума Томской области.

Городской

Опыт работы

12 уч.

Сертификат,

Благодарность

Планы реализации проекта были определены на  методическом и административном советах. В ходе экспертизы было оценено состояние материалов, которые хранятся в школе, и определена возможность использования их для организации музея. Для информирования всех субъектов образовательного процесса об основных направлениях организации музея были проведены совещания классных руководителей, педагогические советы, классные часы, встречи с родителями на родительских собраниях, на которых был представлен анализ состояния музейных материалов и актуализирована необходимость создания музея в школе.

Выявлен круг лиц для сотрудничества по осуществлению проекта, в который вошли педагоги школы, учащиеся, родители, жители села Коларово и посёлка Синий утёс.  
В результате ознакомления с литературой был изучен имеющийся опыт и определен круг задач по созданию музея и реализации в этих условиях некоторых направлений музейной педагогики.

На основе взаимодействия заинтересованных участников проекта были определены задачи:  

- вовлечение учащихся в деятельность по созданию музейных экспозиций;

- активизация поисковой и исследовательской деятельности учащихся;

- обучение педагогов музейным технологиям.

Основной акцент в данном направлении деятельности был сделан на привлечении к реализации проекта широкого круга педагогов и учащихся.

Создана творческая группа педагогов, включающая в себя представителей различных ступеней образования, а так же различных циклов: гуманитарного, эстетического, естественно - научного цикла.

 Созданы рабочие группы учащихся, работающие по различным направлениям:

Школьный музей был открыт в сентябре 2008 года. На сегодняшний день в  музее  «Русская старина» собрано более 60 экспонатов, предметов народной культуры, работает экспозиция «Крестьянский быт конца XIX - начала   XX века». Создан  актив музея,  ведётся работа над  нормативно-правовой базой музея (Положения, Устав, Постановления, программа).

        Экскурсионной группой подготовлены и проводятся экскурсии «Орудия ткачества и прядения», «Народная игрушка», «История старых вещей», «Бабушкин сундук». Под помещение музея Администрация школы выделила большой и светлый кабинет, который оборудован информационными стендами, столами. Школьный музей так же является кабинетом для проведения уроков народной культуры, изобразительного искусства, для изучения тем по истории, литературному чтению, окружающему миру, географии Сибири и др.

Основной принцип работы школьного музея – музей для детей и руками детей.

Направления деятельности школьного музея «Русская старина»:

  • Просветительская деятельность;
  • Исследовательская деятельность;
  • Поисковая деятельность;
  • Проектная деятельность;
  • Оформительская деятельность;
  • Творческая деятельность.

Просветительская деятельность.

- Экскурсионно-лекторская работа;

- Оформление сменных экспозиций и выставок.

- Проведение интегрированных уроков (музыки, народной культуры, литературы, изобразительного искусства) с использованием музейных технологий.

Исследовательская деятельность.

- Исследование истории музейных предметов, времени и места их бытования, ведение инвентарной книги;

- Исследовательские проекты «История обелиска в селе Коларово»;

«Деревянное зодчество села Коларово», «Потерянное название села»; «Живая вода Спасского поселения», «Флора и фауна Сибирского Лукоморья», «О чём рассказали вещи из школьного музея» (Руководители: В.В.Кулакова, О.В.Чуб, О.В. Безгинова, Л.С.Мочалова)

- Создание электронного каталога музея совместно с преподавателем  ИКТ Золотарёвой О.С.

Оформительская деятельность.

- Оформление и проведение выставок детского творчества «Музей своими руками».

- Оформление стендов, экспозиций.

- Оформление народных праздников, фольклорных программ.

Поисковая деятельность.

- Сбор экспонатов для школьного музея;

- Совместная работа педагогов, школьников, родителей, жителей села.

Наиболее активно в данную деятельность вовлечены учащиеся 2, 3, 5, 6, 7   классов. Школьниками  оформлена экспозиция «Орудия ткачества и прядения», «Крестьянский быт конца 19 – начала 20 века». Проведены интегрированные занятия «Деревянное зодчество села Коларово, которое проводила для младших школьников учащаяся 10 класса Тереничева Ксения.

Летом 2014 года организована экскурсия «Родное поселение», учащиеся 5-8 класса совершили автобусную экскурсию в села и деревни Спасского поселения: Казанка, Батурино, Вершинино, Ярское. Познакомились с достопримечательностями, узнали много нового, посетили музей «Русская изба» в селе Ярском, побывали на геологическом памятнике Камне – бойце, посетили Капитановский родник в с. Вершинино.

Начато сотрудничество с  жителями  по вопросам исследования истории  села и поселка (анкетирование родителей учащихся, обучающихся в школе ранее; встреча с ветеранами, вдовами погибших в годы войны, «детьми войны»,  проведено интервьюирование выпускников). Данная деятельность имеет ярко выраженный нравственный аспект, позволяет учащимся осознать значимость своих действий, приобщиться к истории поколений, выстроить систему ценностей.

Организована исследовательская деятельность учащихся. На базе материалов музея ведется работа по нескольким исследовательским проектам: «Моё село – мой дом родной», собирается литературно-поэтический материал «Легенды и предания Спасского поселения»,

Продолжается работа над проектом «Живая вода Спасского поселения» по очистке родников в селе Коларово посёлке Синий утёс, «Детство, опалённое войной» о детях войны, проживающих в нашем селе. Эти работы были представлены на районных конференциях.

Материалы о   погибших на фронтах Великой Отечественной войны, легли в основу классных часов, сценария митинга и литературно-музыкальной композиции «Баллада о Коларовском солдате», которая было представлена в День Победы в клубе Коларово.  Эта работа  оказала сильное эмоциональное воздействие как на ребят, присутствующих в зале, так и ветеранов, приглашенных на торжественное мероприятие и не оставила никого равнодушным.

Налажена работа с Администрацией Спасского поселения, Светом ветеранов Томского района, руководством Томского района. На сегодняшний день наш музей уже посетило более 100 человек, среди них не только учащиеся и педагоги, но и жители посёлка Синий утёс, жители села Коларово, руководители как Спасского поселения, так и Томского района –Д.В.Гражданцев, Г.В.Николаева, руководитель Социальной комнаты В.В.Листова, председатель Совета ветеранов Томского района В.А. Ковалёв.

В музее проводятся  учебные занятия, открытые мероприятия, ведутся экскурсии.

В настоящий период ведется работа по разработке Положения о школьном музее  МАОУ «Спасская СОШ» Томского района.


Мониторинг (промежуточный)

Задача:
- определение степени вовлеченности учащихся в реализацию проекта;
- определение эффективности использования потенциала музейной технологии  в урочной и внеурочной деятельности.

В результате анкетирования, собеседования и наблюдения были получены следующие результаты: высокий уровень активности продемонстрировали в различных формах деятельности учащиеся 2-6 классов.

Наиболее активно учащиеся принимают участие в викторинах и конкурсах, творческой деятельности, изготовлении экспонатов для музея «своими руками».

В настоящий момент оказались наиболее востребованными материалы по Великой Отечественной войне для исследовательской деятельности. Это привело к повышению интереса ряда учащихся не только к истории села, но и к истории собственной семьи, что способствовало актуализации личного опыта.  

В ходе реализации проекта были выявлены следующие проблемы:

  • Организационные – не достаточно определено место музейной технологии в системе учебно-воспитательного процесса школы, низкая вовлеченность родителей в реализацию проекта;
  • Содержательные – незавершенность обработки имеющегося в  школе материала для использования его в учебно-воспитательном процессе;
  • Кадровые – недостаточный уровень подготовки педагогов;
  • Финансовые – отсутствие необходимых средств для завершения оформления экспозиции музея.

   Анализ результатов позволяет определить перспективные направления дальнейшей деятельности:

  1. Разработка нормативно-правовой базы музея;
  2. Внедрение музейной технологии в процесс формирования духовно-нравственных и патриотических  ценностей  школьников;
  3. Расширение круга участников проекта;
  4. Налаживание  тесного сотрудничества:

-  с музеями школы с. Батурино, с. Вершинино, находящимися на территории Спасского поселения и имеющими большой опыт работы,

- музеем Томского района С.Ф.Вершининой;

- с социальной комнатой Спасского поселения.