Презентация "Культурно-образовательная деятельность музеев"

Засимова Дарья Сергеевна

Из истории образовательной деятельности музеев,разнообразие предлагаемых образовательных форм, методы получения знаний, совокупность  требований к проведению занятий в музее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzei._zasimova.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культурно-образовательная деятельность музеев

Слайд 2

Музей давно перестал быть только центром хранения и передачи культурного наследия. Как один из самых современных проявлений нашей культуры музей, вместе с храмом, библиотекой, школой и университетом, составляет основу культурной и общественной жизни, являясь и хранилищем живого классического наследия и одновременно влияя на изменение современной интеллектуальной, духовной, художественной жизни. Художественный музей всей природой своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной реальности, художественной культуры, воспитания разновозрастной аудитории.

Слайд 3

На протяжении столетий музей постепенно, шаг за шагом превращался в особого рода школу, в которой человек учится быть человеком. Эту школу никогда не заканчивают, потому что и ребенок, и пожилой человек, придя на выставку или любимый зал постоянной экспозиции, каждый раз открывают для себя нечто новое – в том случае если они научились видеть и понимать искусство, если общение с ним стало постоянной душевной потребностью.

Слайд 4

Музеи сегодня занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В современном мире музей как социальный институт приобретает новое место и назначение, он становится активным элементом общественной жизни.

Слайд 5

С XVIII в. просветительная миссия музеев была их основной прерогативой. Но на каждом историческом этапе выполнение этой миссии происходило в соответствии с особенностями и потребностями социальной, экономической и политической жизни общества и государства.

Слайд 6

Работа музея с посетителями в советское время носило название «научно-просветительная работа», теперь музеи используют термин «культурно-образовательная деятельность ».

Слайд 7

Обращение к внутреннему миру музейного посетителя, воздействуя на его чувственно-эмоциональную сферу, погружение его в историческую среду, включение его воображения и ассоциативного восприятия – такими стали приоритеты новой концепции культурно-образовательной деятельности музеев.

Слайд 8

Культурно-образовательную деятельность музеев отличает, прежде всего, разнообразие предлагаемых форм : 1. Экскурсия являет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения.

Слайд 9

2 . Лекция принадлежит к числу традиционных и, более того, наиболее ранних по времени возникновения форм. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией начали использоваться раньше, чем экскурсии.

Слайд 10

3. Консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер базовая форма. Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея.

Слайд 11

4 . Научные чтения являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью.

Слайд 12

5. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации.

Слайд 13

6 . Конкурсы, олимпиады, викторины, организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников.

Слайд 14

7. Потребности в рекреации соответствуют такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр.

Слайд 15

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы: Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Программность , которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Слайд 16

Методы по преимущественному источнику получения знаний: Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств. Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами. Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ .

Слайд 17

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности. Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти. Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»; Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей; Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Слайд 18

Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются: - научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей; - формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; - формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; - развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; - формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Слайд 19

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее , актуальных и сегодня: - каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; - педагог и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; - следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Слайд 20

Используемая литература: 1.Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю . Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105. 2. Поправко Е.А . Музееведение 3. Шабанова А.А. Культурно-образовательная деятельность музеев: понятие и формы(на примере Белгородского государственного художественного музея). // Научный электронный архив. 5. Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб.тр . ИПРИКТ. М., 1997 г 4. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей», учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001 г