Из опыта реализации проекта "Школа и музей"

Попова Светлана Юрьевна

В Адмиралтейском районе уделяется большое внимание развитию школьного музееведения. Все мы знаем, насколько высок воспитательный и образовательный потенциал школьного музея. Идея проекта «Школа и музей» зародилась в 2010 году, в декабре 2015 года были подведены итоги. Данная публикация является отчетом о реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_dlya_gmo.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта реализации проекта «Музей и школа» в Адмиралтейском районе

В Адмиралтейском районе уделяется большое внимание развитию школьного музееведения. Все мы знаем, насколько высок воспитательный и образовательный потенциал школьного музея. Идея проекта «Школа и музей» зародилась в 2010 году.

Основной целью которого стало: создания условий для развития музейной деятельности в образовательных учреждениях Адмиралтейского района

В ходе реализации проекта, школьные музеи должны были статья центром гражданско-патриотической и социальной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой, учреждениями культуры, общественными организациями, внедрены новые формы освоения исторического и культурного наследия в работе с музеями.

Проект реализовывался в четыре этапа:

I Подготовительный этап (апрель 2010 – март 2011 гг.). На этом этапе была создана рабочая группа по разработке и реализации проекта, определено содержание деятельности и разработан текст проекта «Школа и музей». Разработчиком проекта стал Дом детского творчества Адмиралтейского района «Измайловский», участниками проекта: ДДТ «Измайловский», руководители музеев ОУ, заместители директоров по ВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, методисты, педагогические работники и учащиеся ОУ, жители Адмиралтейского района. Инициатором и руководителем проекта стала Евгения Дмитриевна Редекоп.

Анализ состояния воспитательных возможностей школьных музеев, материально-технической базы, состояния информационных ресурсов показал, что в каждом образовательном учреждении разные условия и возможности для развития музейной деятельности, используются различные формы работы с учащимися. В некоторых учреждениях есть проблемы в работе с фондами. Таким образом, после проведения данного анализа, были определены основные направления содержания проекта, разработан план мероприятий, утвержден текст проекта, поставлены задачи для образовательных учреждений и ДДТ «Измайловский».

II этап. Стартовый.

Был определен круг лиц для сотрудничества и разработан механизм реализации проекта.

На этом этапе большую работу проделали руководители школьных музеев по выявлению и систематизации материалов, сохранившихся в архивах ОУ, проведены инвентаризации фондов школьных музеев.

Результатом стартового этапа стало внедрение деятельности по проекту в деятельность образовательных организаций района.

III Практический этап (сентябрь 2011 - март 2015 гг.)

Основная задача этого этапа - реализация намеченных задач проекта

На данном этапе:

  • Были созданы творческие группы по направлениям деятельности, Районное методическое объединение для руководителей школьных музеев, которое способствовало объединению руководителей школьных музеев, координации их деятельности, методической поддержки образовательных учреждений в осуществлении музейной деятельности. Районные методические объединения проводятся раз в месяц по плану на базах музеев образовательных учреждений.
  • внедрены некоторые инновационные формы и методы работы с учащимися в музейном пространстве: коллективное создание портрета человека, имя которого есть в музее, флешмобы (разовые акции по тематике музея), преформансы (проживание экспонатов, поиск новых смыслов в старых предметах); инсталляции с использованием музейных экспонатов, хеппининги-создание импровизированного мини-спектакля на экспозиции музея, занятия с частичным использованием немецкого и английского языков, выездные экскурсии с макетами и таким видом экскурсии, как «Музей в чемодане».

Лидером по внедрению и использованию инновационных форм работы стала ГБОУ гимназия № 278. Руководитель школьного музея этого образовательного учреждения активно ведет работу по инновационной деятельности.

  • проводились встречи и акции активов школьных музеев, семинары по организации деятельности школьных музеев, основы школьного музееведения и исторического краеведения;
  • В период реализации проекта проводились следующие мероприятия:

Торжественные митинги в память о начале Блокады с привлечением активов школьных музеев, Районная историко-краеведческая конференция «Война, Блокада. Ленинград», Межмузейна Ассамблея, Районная олимпиада по краеведению, Малые историко-краеведческие чтения, Историко-краеведческие игры и викторины:

2011 г. - историко-краевеческая викторина "Города-герои Советского Союза"

2011 г. - историко-краеведческая викторина "Их именами названы улицы Адмиралтейского района"

2012 г. - Историко-краеведческая игра "И вечной памятью двенадцатого года"

2012 г. - Историко-краеведческая викторина "России славные сыны"

2013 г., январь - Историко-краевеческая игра "Во имя Отечества" (70-летие Сталинградской битвы)

В этих мероприятиях активно участвовали представители активов школьных музеев, многие из участников, ставшие победителями на районных конференциях или олимпиадах представляли Адмиралтейский район на городских конференциях и олимпиадах, есть победители городских мероприятий.

Проведен смотра-конкурс «Лучший школьный музей». Нами были разработаны критерии по различным направлениям деятельности музея: экскурсионно-массовая работа, исследовательская и проектная деятельность, фондовая работа, учебно-методическая работа, информационная, рекламная и издательская деятельность, также особое внимание уделялось наличию портфолио и документов.

По итогам смотра были определены пять школьных музеев, деятельность которых по всем критериям организована на высоком уровне:

  1. Музей «Зеркало истории», ГБОУ СОШ № 278 Адмиралтейского района СПб, руководитель музея Луханина Наталья Ильинична;
  2. Музей «История Второй Санкт-Петербургской гимназии Александра I», ГБОУ Второй Санкт-Петербургской гимназии, руководитель Денисова Ирина Михайловна;
  3. Музей «История школы народного искусства Императрицы Александры Федоровны», Школа народного искусства им. Императрицы Александры Федоровны, руководитель Александрова Елена Константиновна.
  4. Музей «Герои Ораниенбаумского плацдарма», ГБОУ СОШ № 238 Адмиралтейского района СПб, руководитель Бойко Татьяна Николаевна;
  5. Музей «А музы не молчали…», ГБОУ СОШ № 235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района СПб, руководитель Прут Ольга Герасимовна.

Во время проекта активно вписался и стал сотрудничать музей «Русское подворье», центр «Динамика».

Сейчас идет заключительный этап проекта, на котором создаются:

  1. Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ.
  2. Сборник лучших статей конференций по проблематике проекта.
  3. Сборника методических разработок по направлениям проекта
  4. Публичный отчет о реализации проекта «Школа и музей»

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты повысился интерес учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны и эффективность работы школьных музеев: увеличился рост числа детей, посещающих школьные музеи, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы и рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, др. мероприятий воспитательного характера расширился объем освоения учащимися приемов музейной деятельности повысился профессионализм руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, города, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы), увеличился рост числа руководителей школьных музеев, использующих ИКТ.

Одним из важных достижений в ходе реализации проекта – это открытие музея «Русское подворье» на базе центра «Динамика» для детей с ограниченными возможностями. (презентация).