Мироощущение человека определенной исторической эпохи и его отражение в искусстве

Мироощущение человека определенной исторической эпохи и его отражение в искусстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mirooshchushchenie-ermitazh.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мироощущение человека определенной исторической эпохи и его отражение в искусстве»

Цель работы:  Выяснить, от чего зависит мировоззрение человека того или иного времени  и как это отражается в искусстве того времени.

  1. Зал № 112 - «Искусство Античности» (1 этаж):
  • Осмотритесь, обойдите зал, ответьте на вопрос: Какие элементы используются в орнаменте на вазах?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Классика – это  красота, гармоничная соразмерность линий. Эталон – человек. Греческие скульпторы по фаланге пальца высчитывали досконально все размеры и пропорции человеческого тела. Это и есть эталон. Почему древние греки не изображали детей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Сделайте вывод: Кто является центральной фигурой в античном искусстве, и что главное в изображениях людей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Зал № 261 – «Искусство средневековья» (2 этаж):
  • Осмотритесь, обойдите зал, ответьте на вопрос: Для чего предназначено большинство экспонатов, где они использовались в жизни средневековых людей?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что такое реликварий?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Найдите реликварий  Святой Валерии. Попытайтесь восстановить ход событий, отраженных на картине. Сделайте вывод: Почему такие росписи называют Библией в картинках?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Найдите  изображение любое мадонны с младенцем. Подумайте и ответьте на вопрос: Что символизирует голубой, золотой и красный цвета?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Внимательно посмотрите на изображения. Соразмерны ли части тела? Как вы думаете, почему в изображении людей не соизмеримы пропорции (части тела, рядом стоящие фигуры)? Какое у вас создается впечатление о фигуре человека, когда вы смотрите на его одежду, и почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Есть ли перспектива (дальние предметы выглядят меньше)? Есть ли игра цвета и тени?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Есть ли авторство у произведений искусства средневековья и почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Сделайте вывод: Кто является центральным  объектом искусства средневековья?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как вы думаете, каково мироощущение человека эпохи средневековья?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • РЕКОМЕНДАЦИИ: Когда вы будете аргументировать свои ответы, используйте для этого такие понятия как канон, условность, символ.

  1. Зал № 214 – «Эпоха возрождения» (2 этаж)
  • Осмотритесь, обойдите зал, ответьте на вопрос: Что принципиально изменилось в произведениях искусства и ваших ощущениях по сравнению с искусством эпохи Средневековья?

А) перспектива  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) авторство

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) свет и тень

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) сюжеты

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Д)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Е)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ж)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

З)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Посмотрите на картину Леонардо да Винче «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа). Леонардо да Винче помимо живописи занимался геометрией, физикой, химией и др. науками и искусствами. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
  • Как композиционно и геометрически решена проблема соразмерности частей?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Где пересекаются лучи и линии рук?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Чем отличается изображение лица Мадонны Бенуа от изображения  лица средневековой мадонны?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Обратите внимание: ответьте, видны ли вам глаза мадонны? Чувствуете ли вы при этом ее отношение к ребенку? Какое оно? Как вы думаете, при помощи чего художник достигает этого ощущения у зрителя?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Цветок крестоцвета символизирует обычно либо знак грядущих страданий Христа либо символ мира, к познанию которого призван человек. Как вы думаете, что ближе мироощущению Леонардо да Винче?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Посмотрите внимательно на картину «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта). Когда по времени была написана эта картина? Какой промежкток времени прошел между написанием  Мадонны Лита и Мадонны Бенуа?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие изменения вы видите?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как по сравнению с Мадонной Бенуа композиционно решается проблема освещения (света)?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что общего в этих двух картинах?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Мадонна Бенуа и младенец отгорожены от мира и от нас, а Мадонна Лита здесь, с нами. Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свой ответ. Как осуществляется обратная связь со зрителями?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Сделайте вывод:
  • Кто находится в центре мира в искусстве эпохи Возрождения?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как вы понимаете выражение: Человек эпохи Возрождения? Каково мироощущение человека эпохи Возрождения?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Вы помните о теории спирального развития истории (История развивается по спирали, то есть происходят практически одни и те же события, но на разном уровне (новом витке). Нарисуйте спираль и отметьте на ней точки (где на ваш взгляд находится)

А) Античности

Б) Эпохи Среднивековья

В) Эпохи Возрождения

  • Обоснуйте сделанный вами графический рисунок.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Сделайте выводы:
  • От чего зависит мировоззрение человека в разные эпохи? Что и кого изображают художники?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как мироощущение и мировоззрение человека отражается в искусстве?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как влияют друг на друга жизнь (эпоха) и искусство?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________