Педагогический проект "Сохраним историческую память"

В проекте рассматриваются возможности формирования нравственно-патриотического воспитания в процессе проектной деятельности на уроках истории, приводятся примеры учебных проектов по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon педагогический проект81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

учителя истории МБОУ СОШ №16 г. Новый Уренгой

Бамбуровой Татьяны Алексеевны

Наименование проекта: «Сохраним историческую память»

По приоритетному направлению в области развития институтов гражданского общества: формирование гражданской позиции и патриотизма у детей и молодежи

г. Новый Уренгой

2017 год

1. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТНОЙ ИДЕИ

Предметная область

Предметы гуманитарного цикла

Предмет

История

База реализации

Обучающиеся 5-9-х классов

Краткое описание проекта

В проекте рассматриваются возможности формирования нравственно-патриотического воспитания в процессе проектной деятельности на уроках истории, приводятся примеры учебных проектов по истории

Тип проекта

по методу

Исследовательский

по цели

Социально-ориентированный

по времени реализации

Долгосрочный

Автор проектной идеи

Бамбурова Татьяна Алексеевна

2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Современный этап развития общества предъявляет определенные требования к личности: активная жизненная позиция, ориентация на творчество, компетентность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, готовность решать профессиональные задачи, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

При таком подходе к обучению меняется представление об образовательной среде. Это не просто обучающая среда, а специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности.

Вследствие этого возникла  необходимость в новых формах организации учебного процесса, внедрение современных технологий, в которых реализуются новые роли учителя и ученика: учителя как  организатора познавательной деятельности, а ученика – как её субъекта.

Приоритетной задачей образования становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого самостоятельного мышления школьников.

Актуальность. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социальноориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания современной молодежи в России является патриотическое воспитание.
Современный учебно-воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому мы рассматриваем ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.
Очевидны трудности, которые стоят перед школой: влияние социума, пагубное влияние улицы, сверстников, СМИ. Конечно, школа не может противостоять этому, изолировать ребенка, но может помочь ему найти свое место в жизни, стать школой социального опыта, развивающей и воспитательной средой. И работа учителя должна быть 
направлена на непрерывное социально-личностное развитие учащихся. Опыт работы в школе показывает, что в школе должна быть создана особая воспитательная среда, включающая содержательный и технологический компонент.

В качестве идеологической основы этой воспитательной среды мы выбрали патриотическое воспитание школьников.

Современный подход требует создания емкой концептуальной системы воспитательной работы, основанной на современных научных знаниях: психологии, педагогике, социологии, культуры. Эта система представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств для целостного, организованного, непрерывного индивидуального развития личности.

Анализ состояния данного вопроса в педагогической теории и образовательной практике позволяет выделить объективно существующие противоречия:

  • с одной стороны - чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество;
  • с другой стороны – чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина.

Разрешение данных противоречий и составило проблему исследования данной работы: выявление наиболее эффективного подхода к формированию нравственно-патриотического воспитания учащихся среднего звена средней общеобразовательной школы при изучении истории (как на уроках, так и во внеурочной деятельности).

Гипотеза исследования — включение на уроках истории проектной деятельности может повысить эффективность формирования нравственно-патриотического воспитания школьников.

Основной идеей подготовки школьников к целостной проектной деятельности является включение их в процессе изучения истории в познавательную деятельность на основе выполнения отдельных, специально сконструированных упражнений. Поэтому начинать подготовку учащихся к проектной деятельности необходимо с 5 класса с формирования отдельных действий, методов, входящих в проектную деятельность. В середине 6 класса можно переходить к выделению и усвоению учащимися обобщенных методов познания. Это позволит организовать в 7-8 классах осознанное выполнение проектов учащимися.

Объектом исследования данной работы является процесс нравственно-патриотического воспитания учащихся среднего звена средней общеобразовательной школы.

Предметом исследования  данной работы является проектная деятельность на уроках истории и внеурочное время, как средство повышения нравственно-патриотического воспитания учащихся.

Новизна опыта заключается в использовании инновационных педагогических технологий и открывает новые возможности в  воспитании у школьников нравственно - патриотических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально-значимых проектов, которые привнесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнёров, а также в содержание образовательного процесса.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель исследования: создание  условий для формирования нравственно – патриотических чувств у школьников через использование технологий проектирования.

В соответствии с проблемой и целью выделяются следующие задачи исследования:

  • изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта;
  • разработать и апробировать   в  опытно-экспериментальной работе  систему  учебных и внеучебных занятий с использованием метода проектов;
  • сформировать банк учебных проектов для обучающихся;
  • разработать методы рефлексии и диагностики уровня сформированности нравственно – патриотического обучающихся;
  • составить методические рекомендации для учителей;
  • проанализировать собственный опыт использования проектной деятельности в  процессе обучения истории с целью успешного усвоения учебного материала и формирования нравственно – патриотического воспитания школьников.

4. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Участниками педагогического проекта являются учащиеся 5-11-х классов.

В проекте есть возможность установления междисциплинарных связей. В связи с этим предполагается участие преподавателей русского языка и литературы, информатики, изобразительного искусства, культуры народов Ямала, руководителя школьного музея Воинской славы.

Родители являются  участниками образовательного процесса, поэтому в проекте им выделена важная роль. В том числе они принимают активное участие в сетевом взаимодействии между учителем-предметником и детьми.

5. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

стратегия и механизмы достижения поставленных целей

5.1. Этапы проекта

Название этапа

Сроки

Содержание работы

Мероприятия

1 этап

Аналитический

май – сентябрь

2016 г.

1. Изучение педагогической и методической литературы по проблеме педагогического проекта

2. Анализ существующей практики по вопросу развития нравственно-патриотического воспитания.

3. Анализ организации проектной деятельности

1. Сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта

2 этап

Диагностический

сентябрь – декабрь 2016 г.

1. Выявление недостатков в уровне сформированности нравственно-патриотического воспитания.

2. Определение способов по их устранению.

1. Стартовый мониторинг учащихся.

2. Выявление на основе мониторинга потребности обучающихся.

3. Разделить учащихся на группы для проведения педагогического эксперимента.

3 этап

Организационный

январь – август

2017 г.

1. Моделирование подхода к решению проблемы формирования патриотического воспитания

2. Отработка содержания деятельности, создание необходимых условий для воплощения на практике разработанного подхода.

1. Структурирование собранного необходимого информационного материала.

2. Сбор ресурсов для реализации проекта

3. Разработка рабочей программы по истории (Приложение 3).

4. Создание системы организации проектной деятельности учащихся 5-9-х классов на уроках истории. (Приложение 4).

5. Информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале на родительских собраниях, заседаниях МО и педагогическом совете.

4 этап

Практический

сентябрь 2019 г.

 – май 2019 г.

1. Внедрение разработанного подхода к решению проблемы формирования нравственно-патриотического воспитания.

2. Контроль над ходом реализации программ.

1. Моделирование учебных проектов («Банк проектов»).

2. Создание сценариев уроков с элементами проектной деятельности.

3. Создание методических рекомендаций для учителя по организации проектной деятельности на уроках истории.

4. Разработка рефлексии и критериев диагностики сформированности нравственно-патриотического воспитания обучающихся.

5. Проведение промежуточных мониторингов эффективности внедрения проекта.

5 этап

Обобщающий

июнь – август 2019 г.

1. Итоговый контроль исследования, анализ его результатов.

2. Корректировка подхода к решению проблемы формирования нравственно-патриотического воспитания.

1. Подведение итогов.

2. Оценка эффективности проекта.

3. Рефлексия

4. Итоговый мониторинг эффективности проекта.

  1. Условия для реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:

  • кабинет  истории, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям,
  • оснащён комплектом оборудования по все темам курса,
  • оснащён комплектом мебели для учащихся и учителя,
  • имеются компьютер, проектор, документ-камера, интерактивная доска.

Учебно-методические ресурсы. Имеются печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, научно-методическую литературу, материалы текущей периодики, имеются электронные пособия по истории, накапливаются, обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

В учебном процессе используются современные образовательные технологии.

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

I. Прямые

  • Систематизация информационных источников по теме проекта.
  • Сценарии уроков с элементами проектной деятельности и мультимедийное сопровождение.
  • Банк учебных проектов для обучающихся.
  • Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках истории для учителя.
  • Продукты учебной деятельности обучающихся (портфолио ученических проектов).

II. Косвенные

  • Изменение отношения детей к образованию, повышение их мотивации к обучению.
  • Повышение уровня нравственно-патриотического воспитания.
  • Повышение качества обученности по предмету.
  • Повышение профессионального уровня педагога, а в результате изменение качества и содержания образовательного процесса.
  • Создание нового содержательного имиджа школы, соответствующего социальному и государственному заказу.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс.

7. ОЦЕНКА РИСКОВ И МЕРЫ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ ВЛИЯНИЯ ТАКИХ ФАКТОРОВ РИСКА

Риски проекта

Меры для их минимизации

Внутренние риски

  1. Для реализации проектной деятельности на уроке требуется больше времени, чем отводится на стандартный урок

1. Разумное чередование традиционных уроков и уроков с элементами проектной деятельности, использовать проектную деятельность во внеурочной деятельности

  1. Значительное возрастание нагрузки на учителя по причине отсутствия в учебно-методических комплексах заданий с элементами проектной деятельности

2. Создание методических рекомендаций и банка учебных проектов.

  1. Возможность невосприятия (неполного восприятия) обучающимися данного подхода в случае, если только отдельные педагоги работают в этом  ключе

3. Поиск и привлечение единомышленников, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями-предметниками (интегрированные уроки)

Внешние риски

Вероятность снижения качественного показателя по ЕГЭ

8. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ. УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА

Особенностью педагогического проекта «Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании» может быть его мастшабируемость, дополняемость. На основе данного проекта предполагается:

  • участие в различных патриотических конкурсах;
  • публикации, распространение опыта;
  • обобщение педагогического опыта;
  • открытие тематической педагогической мастерской на образовательном портале;
  • создание тематического сайта.

Список использованной литературы

       1.Толстова Г.А. «Венок Славы». Г. Новый Уренгой 2016г.;  

       2. Газетные материалы «Правда Севера», «Красный Север»;

       3.Интернет ресурсы http://www.mvd.ru/  К 73 - годовщины Победы посвящается 2018г.;

       4.Материалы музейного фонда «Хранители воинской Славы»;

       

.