"Евангельские сюжеты в картинах русских художников"

Бурденкова Елена Евгеньевна

Евангельские сюжеты (картины русских художников).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Евангельские сюжеты.1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Евангельские сюжеты в картинах русских художников» Выполнила : воспитатель МБДОУ №1 г. Ленинска - Кузнецкого Бурденкова Е.Е. 2020 год.

Слайд 2

К началу третьего тысячелетия человечество создало огромное количество книг, картин, философских трактатов и других творений, посвященных Иисусу Христу. Одни и те же сюжеты из его жизни повторялись веками, так и не исчерпав всего богатства смыслов, в них заложенных. Русские художники - не исключение, но они прикоснулись к темам об Иисусе Христе позднее многих других народов христианского мира. Для русской живописи характерно тяготение к «сюжету всемирному» - сюжету, дающему возможность охватить судьбу человечества в целом. Таким сюжетом для русских художников стала Евангельская история.

Слайд 3

В середине XIX столетия в стране строится много храмов. Для их оформления приглашаются лучшие художники. Соединение в одном сооружении творений нескольких мастеров в России той поры отражало не только разные манеры художников, разные подходы к теме, но различные художественные и мировоззренческие взгляды эпохи. Так, в 1840-е годы для росписей в Исаакиевском соборе были приглашены кроме других художников Карл Брюллов и Федор Бруни - пожалуй, самые известные и высокоценимые исторические живописцы. 1 картина Карла Брюллова «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского ». 2 картина Фёдора Бруни «Сотворение мира».

Слайд 6

Позднее, в 1870-1880-е годы большая группа художников принимала участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В картинах Генриха Семирадского , Василия Сурикова, Николая Кошелева и других также выразились особенности общих тенденций в искусстве той поры - стремление к исторической достоверности (Суриков), академическая ориентация на итальянское искусство XV-XVII веков ( Семирадский ), стилизация под так называемый византийский стиль (Кошелев). 1 картина Генриха Семирадского «Христос у Марфы и Марии». 2 картина Василия Сурикова «Явление Христа народу». 3 картина Николая Кошелева «Погребение Христа»

Слайд 10

Однако библейская тема оказалась достаточно сложной для художников XVIII - начала XIX века. От них требовалась новая ее трактовка. Дух религиозного искусства должен был подчиниться академическим нормам исторического жанра, а художники того времени были еще слишком близки к иконной традиции. Пытаясь отойти от нее и не владея в достаточной мере знаниями по библейской истории и археологии, живописцы нередко ориентировались на западных мастеров. Некоторые из них бывали в Италии, хорошо знали католическое искусство Средневековья, Ренессанса и барокко. Вернувшись на родину, они волей-неволей вносили в православные традиции мотивы, свойственные европейской культуре.

Слайд 11

В то время существовала жесткая регламентация изображений для церквей. Окончательный живописный вариант принимался целой комиссией. Отсутствие творческой свободы в работе над композицией для церквей, которыми были обязаны заниматься почти все художники первой половины XIX века, было причиной многих конфликтов. Несмотря на популярность евангельских сюжетов, станковых картин, написанных на них, было сравнительно немного. Тем большую значимость приобретают совершенно нетрадиционные произведения таких замечательных мастеров, каким был Владимир Боровиковский . Одна из картин «Благовещение».

Слайд 13

С 1820-х годов ситуация в русской религиозной живописи начинает меняться. Стремление к исторической достоверности, о которой говорили еще в 1800-е годы, все глубже внедряется в сознание художников. Они начинают изучать сочинения, посвященные Христу. В зону их путешествий с конца 1810-х годов входит Святая земля. Туда отправляется пейзажист Максим Воробьев, оставивший замечательные акварели и картины с изображениями Иерусалима, интерьеров храмов, связанных с Христом. Немного позднее Святую землю посещают братья Григорий и Никанор Чернецовы . Они тоже сделали много акварелей, по которым позднее написали картины. 1 картина Максима Воробьёва «Вид Иерусалима» 2 картина братьев Чернецовых «Исповедь Христа».

Слайд 16

Пребывание художников на Святой земле имело значение не только для них самих. Об их путешествиях писали газеты и журналы. Их произведения, посвященные Святой земле, описания увиденного, рассказы в своей среде многое меняли в художественном мировосприятии поколения 1820-1840-х. Иерусалим, Гефсиманский сад, Елеонская гора и другие места, овеянные легендами, обретали конкретные очертания, плоть, из отвлеченных понятий превращались в образы. События, происходившие почти две тысячи лет назад, становились ощутимее, ближе, хотя в них оставалось много таинственного.

Слайд 17

В смысле обращение к евангельским темам приобрело совершенно иной характер, чем в первой половине XIX века. Первое крупное произведение, написанное после «Явления Христа народу», «Тайная вечеря» Николая Ге, творчество которого характеризуется углублённым интересом к евангельским темам. В картине «Тайная вечеря» замысел художника смещён в область психологии личности. Ге избирает сюжет, предполагающий замкнутое пространство действия, тесный круг лиц, и ставит очень сильный диалогический акцент: Христос - Иуда. Иуда воспринимается как зияющая пустота, образ, выкроенный из мрака. Самим приёмом - фигура против света - Ге обнажает смысл происходящего: Иуда встаёт на путь отрицания, вероотступничества.

Слайд 19

Под знаком углублённого внимания к психологии личности складывался и творческий путь Ивана Крамского. Евангельская тема глубоко вошла в его душу. «Я могу сказать, что писал его слезами и кровью», - так, по признанию художника, создавался «Христос в пустыне». В этой картине искушение Христа истолковано как проблема, встающая перед каждым человеком в форме нравственной альтернативы: уступить злу или победить его, жертвуя собой, ибо третьего не дано. Образ Христа - это образ человеческого сомнения и страдания, и все художественные средства употреблены для того, чтобы психологическая достоверность достигла степени самовыражения. Христос воспринимается как живое изваяние среди мёртвых скал, он как бы «окаменел в раздумье».

Слайд 21

Цикл, посвященный Иисусу Христу, занимал практически все мысли Василия Поленова, а Илья Репин еще в студенческие годы написал «Воскрешение дочери Иаира ». Позднее, как и многих, его мучила тема «Истязание Христа» (между 1883 и 1916). Генрих Семирадский , Василий Верещагин и многие другие мастера второй половины XIX века, известные своими композициями на мифологические и исторические сюжеты, жанровыми картинами и портретами, оставили значительные произведения на сюжеты из жизни Иисуса Христа.

Слайд 26

Как ни парадоксально, но именно позитивистское отношение к вере и жизни породило не только многочисленные, но, пожалуй, и качественно лучшие творения в русском искусстве, посвященные Иисусу Христу. Образ Богочеловека привлекал художников неисчерпаемостью духовных и жизненных смыслов, иногда неожиданных.

Слайд 27

Николай Александрович Бруни (1856-1935) -- исторический, портретный и жанровый живописец. Его отец А.К. Бруни был известным архитектором. Родился, жил и работал художник в Петербурге. Образование Николай Александрович получил в Академии художеств (1875-1885). Окончил класс исторической живописи. К сюжетам из Евангелия художник обращался не раз. В 1878-1879 гг. он получил две Вторые серебряные медали, в 1884 -- Вторую золотую медаль за картину «Притча о богатом и Лазаре». В 1885 -- удостоен звания Классного художника 1 степени за произведение « Овчая купель». В 1906 году он был избран академиком. Помимо живописи художник занимался мозаикой, и в 1912-1917 гг. заведовал мозаичным отделением Академии художеств. Выполнил ряд мозаичных икон для храма Воскресения в Петербурге, Русской церкви в Вене, собора Святого Александра Невского в Софии.