ПРОЕКТ "Школьный музей"

Щербаков Сергей Александрович

Школьный музей - это особый музей. В каждой школе  накоплен немалый архивный материал о жизни школы, о её истории: об учителях, учениках, о пионерской организации, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках школы и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkolnyy_muzey.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

 «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Таре

ПРОЕКТ

«Школьный музей»

Выполнил: Щербаков С., студент 2 курса,

22 группы, ФФИиП.

                                                                              Полякова А., студентка 2 курса,

                                                                                                  22 группы, ФФИиП,

Лукин К., студент 2 курса,

22 группы, ФФИиП.

Проверил: Березина Т.Ю., к.ф.н.

ТАРА-2015

Актуальность проекта

        Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Термин "школьный музей" является обобщающим. К школьным музеям относят все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся. Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады.   Школьный музей может быть лишь хранилищем тех или иных экспонатов. А может стать важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения.

Школьный музей - это особый музей. В каждой школе  накоплен немалый архивный материал о жизни школы, о её истории: об учителях, учениках, о пионерской организации, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках школы и т.д. Но он не систематизирован и не созданы условия для обозрения данного материала, поэтому обозначилась проблема в систематизации архивных материалов и создании музея.

Школьный музей сегодня – это не просто экспозиция, кружок, клуб. Школьный музей не вспомогательное, не дополнительное, а самостоятельное подразделение учебного заведения. У музея свои многообразные функции, одной из них образовательно-воспитательная. Школьный музей не только способствует учебному процессу, но и сам решает часто более эффективно, чем в классе на уроке, задачи образования и подготовки подрастающего поколения к жизни.

Цель: создание и развитие деятельности школьного музея.

           Задачи:

  1. Благоустроить  и оформить помещение под музей.
  2. Сформировать  фонд школьного музея.
  3. Изучить  опыт работы  школьных музеев района, области, России.
  4. Создать постоянный актив учащихся, способных вести поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
  5. Привлечь к совместной работе родителей учеников школы.
  6. Организовать презентацию школьного музея.

Законодательная  и нормативная  база:

Письмо Министерства образования Российской Федерации №28-51-181/16 от 12 марта 2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и приложением к нему «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее).

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»  от 26 мая 1996 г.

Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Статью 14 и 15  «Вопросы местного значения поселения» и «Вопросы местного значения муниципального района».

Методическое письмо о проведении паспортизации школьных музеев (Министерство общего и профессионального образования Омской  области)

Сроки реализации проекта: 2014-2015 учебный год.

1этап – подготовительный – май-август 2014 г.

 

1.Оформление помещения под музей.

2.Разработка нормативных документов.

3.Работа по систематизации  имеющегося материала.

2 этап – практический – сентябрь 2014г. – май 2015г.

1. Создание группы учащихся, способных вести поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.

2. Создание экспозиций и выставок.

3. Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея.

5.Проведение экскурсионно-лекторской работы для обучающихся, учителей, родителей .

6. Организация презентации школьного музея.

3 этап – обобщающий – май 2015 – октябрь 2015г.

1.Анализ результатов и корректировка проекта

2.Обобщение опыта работы

Участники проекта: учащиеся 1 - 11 классов, родители, педагогический

коллектив и администрация школы.

Основные направления работы:

  1. Исследовательское: поисковая работа.
  2. Экскурсионное: подготовка лекторской группы, экскурсоводов и проведение экскурсий для учашихся ОУ и родителей.
  3. Творческое: участие ребят в научно-практических конференциях, конкурсах, чтениях.
  4. Военно-патриотическое.

Формы деятельности: конкурсы, фестивали, выставки, экскурсии, музейные уроки, историко-краеведческие игры, конкурс экскурсоводов школьных музеев, проведение Дней воинской славы, месячника защитника Oтeчества, уроки мужества, вахта памяти, занятия по внеурочной деятельности,

Возможные риски реализации проекта и пути их преодоления:

Наименование риска

Анализ причин его возникновения

Пути преодоления

Отсутствие финансирования на ожидаемый продукт

Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.

Поиск спонсорских средств

Отсутствие руководителя музея

Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.

Поддержка и внимание в этой проблеме администрации.

Отсутствие мотивации у учащихся в занятии краеведческой, исследовательско – поисковой работой

Отсутствие системы работы в этом направлении в школе.

Активизация деятельности в этом направлении: пропаганда краеведческой, исследовательско – поисковой работы, создание ситуации успеха.

 

Отсутствие мотивации у педагогов в краеведческой, исследовательско – поисковой  деятельности.

Отсутствие системы работы в этом направлении в школе.

Материальное стимулирование.

Взаимодействие с социальными партнёрами

Нет связи с социальными партнерами.

Укрепление связей за счёт создания и реализации программ взаимовыгодного сотрудничества.

Предполагаемый результат:

  1. Создание школьного музея.
  2.  Активное участие школьников в образовании и деятельности школьного музея, в пополнении музейного фонда.
  3. Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы.
  4. Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничества с образовательными учреждениями, социальными объектами поселка.
  5. Презентация итоговых материалов проекта в  СМИ.

Критерии оценки результативности проекта

  1. Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьного музея.
  2. Рост интереса учащихся к изучению истории своей школы, района, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.
  3. Рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.
  4. Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.
  5. Повышение профессионализма руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, города, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы).
  6. Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.
  7. Повышение эффективности взаимодействия школьного музея с социальными партнерами.

Критерии успеха проекта:

  1. Достигнут результат.
  2. Получен опыт.
  3. Создана команда единомышленников.
  4. Информация о проекте распространяется.
  5. Работа по проекту  ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Перспективы развития проекта

  1. Благодаря Internet-ресурсам появляется возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.
  2. Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.
  3. Данный проект может быть реализован в любой другой школе.
  4. Материалы проекта могут использоваться для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий.

Использованная литература

 1. Алексеева Е., Белкин П. Школьный музей в новом информационном пространстве// Директор школы. – 2006.-№1. – С. 84-86

2. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма// Воспитание школьников. - 2007 -№7. - С. 2-7

3. Мазыкина Н. // Воспитание школьников. – 2002. - № 6. – С. 6-11.

4. Нагорский Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система// Автореф. дисс. доктора пед. наук. – СПб., 2005. – 40 с.

5. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. – 2005. – С. 3-12.

6. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методология проблемы. – М.: Наука, 1987. – 164 с.