Школьный музей «Творчество скульптора Эдуарда Агаяна»

Светлана Ручко

Актуальной задачей сегодняшнего дня становится создание педагогических условий для принятия этих социальных ценностей юным поколением россиян как личных жизненных ориентиров, рефлексий родителями ценностных оснований своего мировоззрения. Особую роль в этом призван сыграть школьный музей, как социально-культурный институт, и деятельностные формы работы: музейно-педагогическое занятие, образовательное путешествие, проект, визуальное исследование памятников культурного наследия.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ручко С.В.

Жвания М.И.

( Санкт-Петербург, Россия, ГБОУ сош №12, http://school12.spb.edu.ru/)

Школьный музей

 «Творчество скульптора Эдуарда Агаяна»

Наш школьный музей посвящен творчеству  ленинградского скульптора второй половины XX века Эдуарда Агаяна. Скульптор Э.М. Агаян известен  как автор монументальных произведений, к которым относятся мемориал «Подвиг» в пос. Мартышкино, памятник «Сказки детства» на улице Королева, скульптурная композиция «Создателям флота России» перед гостиницей «Прибалтийская» в Санкт-Петербурге.  Работы скульптора хранятся как в российских музеях, так и в музеях других стран.

Основу экспозиции школьного музея составляет коллекция подлинных произведений мастера, выполненных в гипсе. На виртуальном «филиале» www.school12.spb.edu.ru можно ознакомиться с изображениями 21 экспоната, например, скульптурой Ольги Бергольц (1985 год) и проектом памятника Г.К. Жукову (1988 год). В разделе, посвященном жизненному пути скульптора, есть фотографии его дипломной работы, многочисленных наград, снимки из семейного архива и альбом с его последними работами. В музейной экспозиции представлены образы античной, русской, армянской культур, темы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

Создание экспозиции стало настоящим делом, символизирующим преемственность поколений, живую память о культуре и истории Родины.    В 2002 году дочь Э.М. Агаяна Алина начала писать исследовательскую работу по родословию своего отца. Однако в силу различных обстоятельств исследование не было завершено. Тем не менее, останавливаться не хотелось. И в 2003-2004 году под руководством педагога школы Медеи Иманиуловны Жвания ученица 9 класса Ольга Викторова продолжила эту исследовательскую работу. В это же время началось постоянное сотрудничество с вдовой скульптора  учителем английского языка в школе №12 Натальей Петровной Агаян. Несмотря на наличие публикаций о творчестве Э.М.  Агаяна, многое приходилось брать из бесед с женой мастера, рассказы которой подчас были тяжелыми и скупыми: очень свежи были воспоминания Натальи Петровны о смерти мужа. Но исследовательская работа продолжалась. Окончательно она была завершена только в 2006 году. За нее Ольга Викторова, ученица уже 11 класса, получила диплом I степени на Городских историко-краеведческих чтениях в ГДТЮ (Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных).  Часть исследовательской работы была напечатана в юбилейном пятнадцатом сборнике «Наследники Великого города», посвященном 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. По сути, написание исследовательской работы о талантливом ленинградском скульпторе проходило в рамках реализации творческого ученического проекта - создания карты «Интересные люди нашего микрорайона» (семья художника жила и живет рядом со школой на ул. Кораблестроителей, дом 23). Такое стечение обстоятельств послужило причиной появления замечательной идеи – создания школьного музея. Дело оставалось за малым – воплотить идею в жизнь. Двумя годами раньше, в 2004-ом, оценив трепетность отношения к наследию скульптора Эдуарда Агаяна, Наталья Петровна решила принести в дар школе часть гипсовых работ мастера. Но число их оказалось большим, чем мог вместить кабинет истории и культуры Санкт-Петербурга. Нужно было искать выход из этой ситуации. Совместно с директором школы Татьяной Алексеевной Кольцовой было принято решение выделить кабинет для размещения скульптур. Процесс создания экспозиции был нелегким. Целый учебный год педагоги М. И. Жвания и С.В. Ручко вместе с учащимися занимались на общественных началах созданием школьной экспозиции, посвященной творчеству ленинградского скульптора. Необходимо было разработать проект, отремонтировать помещение. Но все это было только началом – оставался главный вопрос: хрупкие гипсовые скульптуры требовали реставрации. Ситуация осложнялась отсутствием денег. И все-таки нашлись люди, которые абсолютно безвозмездно согласились отреставрировать произведения скульптора. Когда ситуация стала совсем безвыходной, М.И. Жвания рискнула позвонить в Академию художеств декану факультета скульптуры Ивану Борисовичу Корнееву. Без лишних эмоций он согласился помочь «безденежной» школе, сказав при этом, что все преподаватели прекрасно знали Эдуарда Макаровича. Для реставрации работ были выделены два студента II курса факультета Николай Краюхин и Олег Шоров. В достаточно сжатые сроки им удалось восстановить скульптуры в мастерских Академии художеств. Эти удивительные молодые люди с любовью и трепетом отнеслись к реставрации, делая ее  в остававшееся после учебы и работы время. В знак благодарности супруга скульптора подарила студентам инструменты для работы по дереву самого Эдуарда Агаяна. Вся остальная экспозиция создавалась руками трех педагогов (М.И. Жвания, С.В. Ручко и Н.П. Агаян) и заинтересованных учащихся. Тумбы под скульптуры были найдены в Государственном музее истории Санкт-Петербурга «Особняк Румянцева». Заведующая филиалом Татьяна Михайловна Шмакова отдала для школьной экспозиции списанные музейные тумбы. Все собиралось с миру по нитке. В сложных, почти безвыходных ситуациях все-таки находились люди, готовые помочь в непростом музейном деле. Торжественное открытие экспозиции состоялось 26 мая 2006 г. в канун дня рождения города и к 60-летию победы в Великой Отечественной войне.

С момента открытия музея и его аттестации была отмечена уникальность содержания экспозиции, включающей в себя  культурологический, краеведческий, исторический аспекты. Серьезную оценку музею дал главный хранитель Государственного музея городской скульптуры Вера Валентиновна Рытикова, по мнению которой «музей является вторым музеем скульптуры после городского и оставляет яркое впечатление не только о творчестве Э.М. Агаяна, но и том подвижническом труде, вдохновении, с которым он создан».

Основная идея работы школьного музея – воспитание у учащихся духовно-нравственного восприятия мира и таких ценностей как «общественное признание», «творчество», «познание», «развитие», «счастье других», «красота». В педагогическом контексте они отражены в ФГОС нового поколения, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Актуальной задачей сегодняшнего дня становится создание педагогических условий для принятия этих социальных ценностей юным поколением россиян как личных жизненных ориентиров, рефлексий родителями ценностных оснований своего мировоззрения. Особую роль в этом призван сыграть школьный музей, как социально-культурный институт, и деятельностные формы работы: музейно-педагогическое занятие, образовательное путешествие, проект, визуальное исследование памятников культурного наследия.  Через художественные образы, созданные Э. Агаяном, школьники учатся видеть не только мир разных культур, но и отношение мастера к их единению и взаимному обогащению. С 2009 г. реализация духовно-нравственного направления приобрела форму проектов. Стремление глубже проникнуть в духовный мир выдающихся личностей, таких как О.Ф.  Бергольц, Г.К. Жуков, М. Сарьян – это не случайность, а одна из главных целей нашего музейного проекта «Музей, где живут скульптуры». Данный проект включает в себя минипроекты, посвященные конкретной теме, в рамках которых учащиеся в исследованиях, экскурсиях,  презентациях, композициях «оживляют» образы скульптур Э. Агаяна, обогащая свой внутренний мир и культурную среду. В первые годы деятельности у музея сложились традиционные памятные дни: дни, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда, День матери, День памяти жертв геноцида армянского народа, день рождения скульптора Э. Агаяна, День города и открытия музея. В эти дни учащиеся выступают перед ветеранами, родителями и учителями с экскурсией в форме литературно-музыкальной композиции. Использование данной технологии позволяет, с одной стороны, дать необходимые сведения о творчестве скульптора (эффект «экскурсии»), с другой – усилить эмоциональный компонент восприятия (эффект «литературно-музыкальной композиции»). Необходимо отметить, что композиции и заочные экскурсии по музею вырастают из исследований учащихся и учебных проектов. Так изучение темы Великой Отечественной войны на уроках истории или темы творчества П.И. Чайковского на уроке музыки соединилось с музейно-педагогическими занятиями, в ходе которого учащиеся, объединенные в малые группы, знакомились с экспозицией школьного музея и выявляли  произведения, которые отражали тему. Каждая группа работала с одним из памятников: определяла возможные «причины» обращения скульптура к данной теме, сокрытые в скульптуре смыслы и значения, используемые мастером художественные средства. Итогом работы групп стали рекомендации по составлению сценария литературно-музыкальной композиции и заочной экскурсии. В технологию музейного занятия входит визуальное исследование скульптурных произведений, (а также иных, представленных на временных выставках в музее), с последующей фасилитированной дискуссией, прослушивание и просмотр музыкальных и видео фрагментов, создание учащимися собственных творческих работ.

Для нашего музея является принципиальным развитие и поощрение творческой активности детей. Поэтому работы школьников экспонируются на временных выставках рядом с работами мастеров. Рисунки, фотоработы и инсталляции учащихся объединяются темой, актуальной в данный момент.

К 70-летию со дня операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда была открыта временная выставка «По страницам книги памяти».  Эта вторая выставка в истории школьного музея, (первая прошла к 65-летию Победы), которая представила материалы семейных архивов учителей, сотрудников школы и учащихся. Выставка была посвящена всем, кто воевал на фронтах и в партизанских отрядах, трудился в тылу, всем – взрослым и детям. Среди них - погибшие защитники нашей Отчизны и  герои, прошедшие войну до самого Дня Победы, а потом еще много и плодотворно трудившихся на благо нашей Родины. Во время уроков памяти, проходивших весь январь 2013 г. в школьном музее, учащиеся размышляли о том, что значит сегодня беречь свою историю. Главной целью уроков памяти стала попытка увидеть лица наших родных и близких, попытаться понять, что они пережили. В ходе уроков ребята слушали песни военных лет, смотрели военную хронику, рассказывали о своих родных, прошедших дорогами войны. Огромный интерес вызвали инсталляции учащихся 11-а класса Дарьи и Анастасии Васиных, посвященных памяти пропавшего без вести прадеда А.А. Басько. В ходе рассказа по инсталляциям и по материалам семейных архивов создавалась особая атмосфера, учащиеся сопереживали детям войны, начинали лучше понимать, что пережили их деды и бабушки. Архив школьного музея пополнился новыми материалами, которые принесли из дома благодарные участники уроков памяти.  

За время существования музея в стенах музея было организовано более двадцати выставок, в которых приняли участие выпускники школы Антон и Роман Красильниковы (руководители поискового отряда «Варяг 2»), художница Матлюба Яхьяева, педагоги и учащиеся школы. Актив музея создал видеоролики «Бесценный дар» и «Школьный музей. Эдуарду Агаяну посвящается» о творчестве мастера и музее, «Подвигу твоему Ленинград» к 100-летию О.Ф. Бергольц. Среди осуществленных проектов необходимо отметить проекты «Эмблема музея» и «Виртуальный школьный музей». Итогом первого стало создание эмблемы музея в форме коллаж двух работ Э. Агаяна: «Руки» и «Сказки детства», а итогом второго – разработка виртуальной версии музея, победа в конкурсе Всероссийской образовательной сети Дневник-ру, а также участие в городском конкурсе инновационных продуктов (ролик можно увидеть на сайте школы). Создание виртуальной версии нашего музея вызвало отклик, появились статьи в прессе и их варианты в Интернете. Отметим, что это уже не первые публикации в СМИ, посвященные музею. Нам приятно, что круг наших друзей расширяется.

Интересным и нужным, на наш взгляд, является проект социально-культурной инициативы «Преемственность поколений», с которым выступил Совет музея на фестивале «Культурной столице – культуру мира» и городской психологической конференции «Ровесник – ровеснику» в 2010 г.

Этот проект отразил идею сотрудничества, одну из главных в деятельности музея. Иногда случайные встречи могут стать началом большой дружбы. Так добрым другом школьного музея стала известная художница Матлюба Яхьяева.

Матлюба Яхьяева родилась и выросла в Таджикистане в семье, где было пятеро детей. Отец будущей художницы Мансур Яхьяев прошел Великую Отечественную войну, был награжден многими орденами и медалями, после войны работал в народном образовании. Мама Вера Федоровна Богданова воспитывалась в детском доме, всю жизнь посвятила мужу и детям. Окончив художественную школу в Душанбе, старшая дочь – Матлюба поступила учиться в Академию художеств в Петербурге. Во время учебы под руководством профессора Е.Е. Моисеенко  и по окончании Академии она много и плодотворно работала, принимала участие в ежегодных выставках в нашей стране и за рубежом, нашла свой неповторимый стиль живописи. Сейчас Матлюба Яхьяева живет в Петербурге на улице Кораблестроителей в доме, где жил Эдуард Агаян.  Актив музея и художница сотрудничают с 2007 г. С этого времени было организовано пять выставок художницы в школе, по которым прошли экскурсии и музейные занятия.  Учащаяся Анна Дергунова написала исследовательскую работу о художнице и с успехом представила ее на конференциях «Василеостровские чтения» и «Многонациональный Петербург». В 2009 году Матлюба Яхьяева подарила школьному музею свою картину и попросила ребят самим придумать ее название. В картине, как и во всем творчестве художницы, переплетаются темы детства, Петербурга и ее первой родины – Таджикистана. Вот несколько интересных названий, которые придумали дети  – «Господин цветов», «Кусочек радости», «Воспоминания о детстве», «Мир клоуна», «Ностальгия».  По итогам голосования было выбрано название «Мой любимый город», отразившее впечатления большинства участников этого маленького конкурса. Встречи с Матлюбой Яхьяевой проходят как в школе, так и в ее мастерской. В апреле 2013 года во время посещения мастерской активом музея родилась идея сделать картины Матлюбы основой, лейтмотивом композиций и инсталляций, в которых  ребята (авторы) отразили свои личные представления  о счастье. Вскоре была создана выставка «Уголок счастья». Воспитанию чувства благодарности к тому доброму, прекрасному, что нас (людей) окружает в жизни, были посвящены беседы с учащимися  на выставке в музее, которые проводил актив музея.

Стало доброй традицией участие музея в районном и городском конкурсе экскурсоводов школьных музеев. За пять лет наши экскурсоводы дважды занимали 1 и 3 места в городе. Жизненная позиция музейного актива выразилась и в участии в городских выставках,  акциях и субботниках на Смоленском кладбище – одном из старейших кладбищ Петербурга, а также в историко-краеведческом походе по Дороге Жизни – связавший блокадный Ленинград с большой землей. Деятельностный подход в работе музея  активизирует нравственно-здоровые силы нашего школьного коллектива, а культурное пространство школьного музея способствует развитию навыков общения и практического использования знаний, например, в профессиях экскурсовода, искусствоведа и др.

Необходимо отметить, что школьный музей является ядром инновационной и опытно-экспериментальной  работы в нашей школе. В течение пяти лет  на базе нашей школы действовал районный ресурсный центр (РРЦ). В рамках темы РРЦ «Педагогика музейной деятельности»  происходил обмен опытом между педагогами района и города, а опыт нашего музея был представлен на пятнадцати семинарах различного уровня. В марте 2012 года образовательное учреждение стало районной опытно-экспериментальной площадкой по проблеме «Школа как культурный центр духовно-нравственного воспитания школьников». В связи с этим, возникла острая проблема выработки дальнейшей программы развития школьного музея  как пространства становления ценностных ориентаций учащихся, которая неизбежно повлечет его реорганизацию.

Творческий коллектив руководителей музея С.В. Ручко и  М.И. Жвания во главе с научным руководителем ГБОУ сош №12 к.п.н. Н.Г. Шейко создал проект концепции развития школьного музея «Творчество скульптора Эдуарда Агаяна» на 2013-2017 годы «Школьный музейный комплекс как инновационная образовательная среда духовно-нравственного развития учащихся (От музея-экспозиции к музею-мастерской).

Основная цель создания музейного комплекса: организация максимально комфортной проблемной, развивающей и информационно насыщенной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию учащихся, творчеству детей и взрослых. Среди задач:  разработка модели школьного музея – комплекса, программы музейно-педагогической деятельности, отработка инновационных методов и форм работы на экспозиции школьного музея. Проект развития школьного музея как культурного центра района и города обоснован опытом работы, а перспективы вдохновляют актив музея на  новые дела.