Статья на тему "Роль мастера производственного обучения в воспитании подростков"

Фортуна Наталья Васильевна

В моей статье рассматривается роль мастера производственного обучения  в обучении и воспитании подростков.на примере собственного опыта, так как  я  работаю мастером производственного обучения в художественно-реставрационном колледже "Кировский". Педагогика - очень сложная профессия и очень интересная. С детьми работать намного сложнее, чем со взрослыми, но и в тоже время интереснее. Они черпают энергию от меня, а я от них. Я не согласна с теми, кто утверждает, что молодое поколение ужасно. Молодёжь наша замечательная, умная, она просто хочет, чтобы с ними считались, чтобы их также уважали, а не просто требовали от них уважения к другим. Мне приходиться сталкиваться с большим разнообразием характеров и типов поведения обучающихся и я рада, когда нахожу общий язык с ребятами. Иногда я бываю в роли матери, иногда в роли друга.Мне очень нравиться моя работа. когда я чувствую, что нужна своим ученикам, я получаю истинное уудовлетворение. Значит. я не зря живу на этом свете.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Статья 

 «Роль мастера производственного обучения в обучении и воспитании подростков»

Успех обучения и воспитания студентов в профессионально – технических колледжах в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, их опыта и профессионального мастерства.  

Колледж должен подготавливать компетентных рабочих, умеющих правильно найти себя в условиях рыночной экономики, способных работать в бригаде и быстро адаптироваться на предприятиях .

Мастера производственного обучения выполняют очень важную роль в обучении и воспитании обучающихся профессиональных учебных заведений. Они формируют у обучающихся нравственно-психологическую и практическую готовность к труду по избранной профессии, воспитывают гордость. честь и достоинство рабочего человека.

. Характерна черта мастера производственного обучения - компетентность и высокий профессионализм, ответственность за порученное дело, способность обучать и воспитывать студентов, вести за собой коллектив. Мастерам производственного обучения крайне важно систематически обращаться к научной литературе по педагогике и психологии.

На уроке производственного обучения у мастера есть возможность изучить индивидуальные особенности  обучающихся, их способности, интересы и склонности, а зная своих учеников,  можно более точно определить содержание,   формы и методы коллективной и индивидуальной воспитательной работы в группе.

В колледж приходят подростки 16 – 18 лет, с уже сложившимися интересами и привычками, сформировавшимися под влиянием агрессивно-массовой культуры, телешоу, рекламы, пошлости, идущей со страниц прессы. Мастер, как педагог, обязан  осознавать  это, трезво оценивать ситуацию и работать так, чтобы понятие добра, чести, справедливости, совести, достоинства и милосердия заняли достойное место в мировоззрении подрастающего поколения. Это задача сложная и значительно более важная, чем хорошая успеваемость, награды в конкурсах и олимпиадах. Духовно-нравственный мир человека не оценить никакими тестами и диагностическими контрольными работами. Достижения в обучении, бесспорно, важный показатель работы педагогического коллектива, но обучение н6е должно вытеснить воспитание. Есть вещи, которые мастер не в состоянии изменить. На процессы, происходящие в стране, мы должны реагировать адекватно и  стараться противостоять духовно-нравственному кризису, происшедшему в общественном сознании.

Необходимо, чтобы современный рабочий обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения колледжа. Они  передают подрастающему  поколению свои знания и опыт, воспитывают активную жизненную позицию, помогают привить высокие морально-этические качества, способствовать формированию компетентного специалиста,  гражданина,  истинного патриота. Мастер производственного обучения во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного  коллектива высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями. Педагогическое влияние мастера  на студентов осуществляется на занятиях производственного обучения и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, мастер п/о является одной из центральных фигур образовательного, учебно – производственного и воспитательного процессов. Чтобы успешно обучать и воспитывать молодежь, мастеру производственного обучения следует обладать еще некоторыми качествами, одним из них является хорошее знание своей специальности, отличные навыки в деле, которому мастер  обучает. С процессом обучения неразрывно связано и воспитание молодежи. Эти два процесса в работе мастера п/о неотделимы. Влияние мастера  только тогда будет эффективным, когда его студенты будут чувствовать, что они от него получили реальные знания профессии. Мастер п/о должен прививать студентам чувство профессиональной чести.

     Учебное заведение – это мини-модель государства. Многое зависит от атмосферы в нём.В колледже должен царить дух сотрудничества. Хорошее отношение педагогов друг к другу, корректность, доброжелательность. Педагог обязан говорить грамотно, не допуская молодежного жаргона при общении с подростками. Мастер п/о, какой бы предмет он не вел,  должен понимать, что не бывает предметов «главных» и «неглавных», что учебное заведение выпускает не столяров и реставраторов, а прежде всего людей, многие из которых будут помнить не конкретные знания, а уроки нравственности, полученные в стенах колледжа. Ведь для многих обучение в системе профтехобразования – последний урок духовности, способный дать истинное представление о значении человека и смысле его жизни.

Педагогическое мастерство – одно из важнейших качеств мастера производственного обучения, определяющих эффективность его деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить студентов тому, что знает и умеет сам. Для этого необходимы знания педагогики и психологии. Важной характерной чертой педагогического мастерства является умение п/о устанавливать правильные взаимоотношения со студентами. Правильные взаимоотношения мастера п/о с «будущими профессионалами» базируются на его авторитете. Мастер производственного обучения, не пользующийся авторитетом, не только не способствует нравственному становлению личности студента, а мешает ему, так как его методы воздействий, зачастую, вызывают у подростка реакцию, противоположную желаемой. Авторитет мастера п/о создается глубоким знанием своего дела, личным примером, культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, человечностью, принципиальностью, справедливостью, высокой требовательностью к себе и воспитанникам. Важно, чтобы между мастером п/о и ребятами сложились дружеские взаимоотношения. Однако такие отношения всегда должны быть результатом признания нравственного и интеллектуального превосходства педагога. Нужно иметь в виду, что взаимоотношения мастера п/о и студента носят динамичный характер, постоянно развиваются. Мастеру производственного обучения порой бывает труднее сохранить авторитет, чем его завоевать. Авторитет теряется, если у педагога слова расходятся с делами, если требования, предъявляемые к студентам, он не считает обязательными для себя, если характер требований, стиль руководства, тон перестают соответствовать уровню воспитанности подростков, если мастер п/о перестает удовлетворять интеллектуальные и профессиональные запросы студентов. Большое влияние на рост авторитета мастера п/о оказывает его умение убеждать. Педагог должен чаще советовать, показывать, внушать и реже понукать, приказывать, наставлять, выговаривать. Свою власть надо использовать в крайних случаях и в минимальном размере. Одним из важных волевых качеств мастера п/о является умение требовать. Но требовательность может дать положительный результат, если она соединяется с уважением к студентам. Ребята говорят, что любят строгих, но справедливых педагогов, им нравится, когда с них требуют и когда внимательно наблюдают за их работой, ведут тщательный ее учет. Требовательность мастера п/о выражается в том, что он заставляет каждое дело обязательно доводить до конца. Требовательность дает положительные результаты, если мастер п/о наряду с ней обладает педагогическим тактом, умением учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов. Педагогический такт – особое чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что мастер п/о делает: его слов, поступков, общения с ребятами. Педагогический такт проявляется во вдумчивом, внимательном и доброжелательном отношении к студентам, в нравственной чистоте и силе педагога. Любое проявление чувств мастера п/о, гнев, радость, ласка, юмор - при наличии педагогического такта являются полезным и необходимым элементом воздействия на воспитанников. Мастер производственного обучения никогда не должен злоупотреблять выговорами и внушениями студенту в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно воздействуют сильнее, т.к. они свидетельствуют о тактичности, доброжелательности, а главное – озабоченности педагога по отношению к провинившемуся студенту. Мастер производственного обучения, безусловно, должен быть объективным человеком, одинаково относиться ко всем ребятам независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напротив, субъективным человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристально относиться к студентам. Близко к сердцу принимать все волнующее их, сочувствовать и переживать.