Проект "Предками данная..."

Вахитова Руфина Шамилевна

Идея проекта посвящена созданию цикла патриотического и гражданского воспитания в школьном музее и направлена на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном воспитательном пространстве.

В современном мире ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. Это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов о нынешнего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_predkami_dannaya.docx446.58 КБ

Предварительный просмотр:

                      Проект школьного музея

«Предками данная…»

Автор проекта:

 Вахитова Руфина Шамилевна

Участники проекта:

учащиеся,учителя МБОУ Моховской ОШ, родители.

        п.Моховое 2022 г.

…Не зная прошлого,

 невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

А. М. Горький

Обоснование актуальности проекта_____________________________________________

Проект «Предками данная…» по созданию музея на базе МБОУ Моховской ОШ имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных задач. Идея проекта посвящена созданию цикла патриотического и гражданского воспитания в школьном музее и направлена на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном воспитательном пространстве.

В современном мире ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. Это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов о нынешнего поколения.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности  сохранения культурно-исторических ценностей школы, посёлка Моховое и Новосибирской области в частности, гордости за своё Отечество, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Считаю, решением этой проблемы может способствовать создание школьного музея.

Описание проблемы___________________________________________________________

Выполняя работы поисковой и проектно-исследовательской деятельности, мы столкнулись со следующими проблемами:

Так как в результате политических и социальных преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, изменились ориентиры патриотизма, поэтому одним из ключевых механизмов воспитательной работы в современной школе является проблема патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно стать одним из главных  ведущих звеньев в работе с детьми. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому посёлка Моховое, Новосибирской области и в целом страны, её истории, истокам, праздникам, обычаям, то связь времён может прерваться. Знакомство подрастающего поколения с исторической информацией о людях, высокими достижениями в спорте, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родного посёлка, района и области.

Каким образом осуществить краеведческую, поисково-исследовательскую  деятельность в школе интересной и привлекательной для школьников?

Конечно, создание музея на базе школы! Ведь данная работа поможет сохранить память о школе, села  и района.

Цель проекта:________________________________________________________________

Формирование у учащихся основ гражданственности и патриотизма за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса обучающихся к краеведческой работе для создания музея.  

Задачи проекта:

1)сохранение исторически-значимых  предметов школьной жизни, посёлка и района;

2)организация поисково-исследовательской работы;

3)грамотное оформление экспозиции, школьной атрибутики и предметов быта сельской местности.

4)пополнение и обновление экспозиций музея;

5)развитие у учащихся интереса к истории школы и села путём активного привлечения их в поисково-исследовательскую и собирательную деятельность;

6)установления плодотворного коннекта с архивами, музеями района, родителей учащихся и общественностью.

Ожидаемые результаты_______________________________________________________

Реализации проекта позволило создать школьный музей, где оформлены следующие экспозиции:

- летопись школы,

- уголок пионера;

- предметы быта;

- воинам-освободителям;

- умелые руки;

- фотогаллерея

В ходе реализации проекта наши ученики овладевают навыками поисковой исследовательской деятельности, что является важным компонентом для развития творческой личности.

Сроки реализации проекта: 2021-2023

Реализация проекта__________________________________________________________

Для того, чтобы решить поставленные задачи, планировалось создание проекта оформления школьного музея, поиск и сбор материалов для пополнения фонда, формирование актива для организации постоянной работы музея и организация работы с детьми направленная на изучения музейных экспозиций.

Запланировано:

- составление предложений по проекту;

- поиск экспозиционных материалов:

- составление рабочей программы по дополнительному образованию «Музейное дело»;

- корректировка хода реализации проекта.

Направления деятельности музея_____________________________________________

Поисково-исследовательская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся, учителей и родителей, в поисково–исследовательской работе по возрождению истории родной школы и села. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора краеведческого материала:

• Планомерный систематический сбор документов.

• Экспедиционный сбор.

• Прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволяет:

• Проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края.

• Обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся.

• Участвовать в олимпиадах и конкурсах.

• Пополнять фонды музея.

• Создать фотогалерею.

Основные формы работы:

• Экспедиции.

• Связи с общественными организациями.

• Встречи с интересными людьми – бывшими учащимися.

• Переписка с интересными людьми, встречи с выпускниками школы, представителями общественности.

• Сбор статей по истории школы из периодической печати, научной и справочной литературы.

• Проведение исследовательских работ по темам «Школа – это тоже Родина моя», «История малой Родины» и т.д.

Проведение акций по темам: «История школы», «Мой отчий край», «Признание в любви к родному краю», «Экспонат для музея».

Экспозиционно-оформительская деятельность

Результатом поисково–исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления – способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

• Освоить и практиковать порядок создания музейных экспозиций: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж.

• Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей.

• Предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.

• Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.

Просветительская работа

Главная задача данного направления – вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

• Продолжить обучение учащихся методам поисково– исследовательской работы.

• Проводить совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии (обзорные и тематические), уроки гражданственности и патриотизма.

• Использовать материалы на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного

Результат проекта на сегодняшний момент 2023 г.

Школьный музей вносит достойную лепту в духовно-нравственном воспитании. Каждый может стать хранителем культурного наследия.

Ребенок, подросток, который будет знать историю школы, посёлка, быт своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

Таким образом, проект служит объединению, сплочению учащихся вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое и настоящее для потомков.

                                         

                                   Рис.1.   Летопись школы

 

Рис.2. Уголок пионера

Рис.3. Предметы быта.

        

                                                                                                     Рис.4. Воинам-освободителям

        

Рис.5. Декор, одежда.

        

Рис.6. Умелые руки.