Обзорная лекция по школьному музею кукол

Артемьева Ирина Юрьевна

     Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется его личность, морально - волевые качества. И любимой игрушкой детей является кукла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzornaya_lektsiya.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД    

Фея знала свое дело

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушных

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям Фея.

Потому что это-средство

Чтобы вечно помнить детство.

Лариса Рубальская

 СЛАЙД           

     Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется его личность, морально - волевые качества. И любимой игрушкой детей является кукла.

        Куклы - одни из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение. Специалисту по работе с детьми необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей.

      Учитывая значимость данной темы, мы решили организовать в нашей школе кукольный музей.

Здесь собраны и хранятся удивительные экспонаты - куклы, созданные несколько десятков лет назад и переданные в дар музею жителями не только нашего Стекольного, но и всего Козельского района. Идейным вдохновителем и организатором была не я, а наша старейшая учительница Шашкова Мария Григорьевна. Уходя на пенсию, она передала мне свое детище в надежде на то, что я со своими ребятами буду и дальше пополнять коллекцию новыми экземплярами и развивать музейную деятельность в нашей школе, что мы, собственно,  и делаем. Музей наш уникальный, так как подобного музея, насколько нам известно, в нашей области нет. Коллекция музея насчитывает более 250 экземпляров. Здесь собраны куклы, аксессуары для игры с ними.

На экскурсии в этот храм детства, ведь кукла – неизменный и самый любимый его символ, с удовольствием приходят школьники и воспитанники детского сада. Для ребенка неважно, какая она: большая или маленькая, дорогая или не очень. Важно, что кукла есть и всегда рядом. Ее кормят, переодевают, берут на прогулку, ей доверяют свои тайны и укладывают рядом, когда ложатся спать. Кукла – это целый мир, который хранит свою историю. Она — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства. Поэтому нередкими гостями у нас бывают и взрослые.

       Еще уникальность нашего музея состоит в том, что в настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в нашем -можно. Здесь можно брать экспонаты в руки, рассматривать их, переставлять, менять местами. В обычном музее ребенок пассивный созерцатель, а здесь он - творец, так же, как и его родители, бабушки и дедушки. Другими словами, музей – это результат совместной работы и общения учителя, детей и их семей.

 СЛАЙД      

  Конечно, значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у ребенка наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданным руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, а также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях

Играем в куклы с малых лет-

Их одевать, варить обед,

Принять гостей, общаться лучше

В музее кукольном мы учим.

Потом мы покупаем кукол дочкам

И снова вспоминаем, между прочим,

Как мы играли в куклы, пусть другие

Не столь шикарные, но все равно родные.

Инесса Федина

 СЛАЙД       

 Сегодня я предлагаю Вам вместе с нами побывать в музее и немного окунуться в детство. Давайте вместе вспомним, какими куклами играли мы, и как изменился мир кукол. Ведь через эти изменения можно знакомиться с историей нашей страны и мира в целом. Я немного расскажу о нашем музее, о том, чем мы занимаемся и наших планах на новый учебный год…

Наша работа в музее началась в прошлом учебном году, т. е. мы занимаемся там почти год.

На своих занятиях мы знакомимся с историей возникновения кукол.

Также наша работа предполагает создание самостоятельно и совместно со взрослыми творческих работ (изготовление кукол из подручных, доступных материалов: из ткани, ниток, дерева;) фотовыставок, тематических выставок.

СЛАЙД  

 Мастер-классы по изготовлению кукол, причем проводят их и наши родители.

Пополнение коллекции новыми экспонатами.

Изучение отдельных видов кукол.

СЛАЙД    

Проведение экскурсий. И хотя мои ученики были только во втором классе, роль гида они освоили хорошо.

В планах создание кукольных спектаклей и тематических выставок.

История куклы началась несколько тысячелетий назад. Первые куклы носили ритуальный характер. С незапамятных времен женская половина человечества играла в куклы. Эти игрушки мастерили из глины, гипса, меха, дерева или кости. Первые куклы были довольно примитивными, но всё равно их старались сделать похожими на людей.

Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу.

СЛАЙД 

  В конце XIX века в Россию в дом Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов - кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она имела две части. Внутри одной спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Предполагают, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена). Матрешка присутствует в экспозиции нашего музея.

СЛАЙД        

В 1970 г. в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются куклы, изготовлением которых занимались около 900 предприятий. Советские куклы составляют бОльшую часть нашей коллекции. Самым старшим нашим  куколкам уже более полувека!
СЛАЙД  

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. В них продолжают играть наши дети. Современные куклы и аксессуары к ним тоже широко представлены в музее.

СЛАЙД     

В XX веке появляется новый жанр искусства - авторская художественная кукла.    Авторские куклы ― это куклы ручной работы, существующие, как правило, в единственном экземпляре, полностью созданные вручную и предназначены для коллекционирования. Этот жанр популярен и сейчас. Такие куклы тоже есть у нас в музее. Они созданы золотыми руками наших местных умельцев. Они совершенно разные внешне, есть даже размером в человеческий рост, и каждая сделана с любовью, хранит частичку души и доброты своего автора.

СЛАЙД  

Классический материал, используемый для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника. Фарфоровые куклы тоже живут у нас.

СЛАЙД     

Кукла Барби стала верным спутником не одного поколения девочек. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машину, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена. Наш музей имеет и кукол Барби вместе с домами, мебелью, бытовой техникой и прочими атрибутами.

СЛАЙД      

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. У нас в музее представлены перчаточные куклы, пальчиковый театр, куклы

би-ба-бо.

СЛАЙД      

Но, кроме всего прочего, в нашем музее проходят и тематические выставки, которые требуют большой подготовки и огромного труда. Так, в прошедшем учебном году, у нас прошла выставка «Куклы блокадного Ленинграда». Ей предшествовала серьезная подготовительная работа. Инициаторами стали сами ребята, однажды в беседе о войне спросив,  какие игрушки были у детей во время Великой Отечественной войны. Вот мы и стали искать информацию об игрушках военной поры. А узнав историю девочки из Ленинграда, решили, что посвятим выставку именно детям блокадного города. Эту историю я вам поведаю.

СЛАЙД 

  История блокадницы Ирины Алексеевны Зимневой заслуживает отдельного внимания и мог бы стать сюжетом к документальной драме. Пройти все ужасы войны ей помогла игрушка, подаренная мамой. Кукла в буквальном смысле спасла девочке жизнь.

Семья Ирины жила в доме на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля. Когда началась война, отец ушел на фронт, мама работала заведующей лабораторией по испытанию стали на Кировском заводе, где ковали броню будущей Победы: танки. Из воспоминаний Ирины Алексеевны:"10 июля, когда угроза блокады стала реальной, из Ленинграда отправили эвакуационный эшелон с детьми. Мне было два года десять месяцев. На прощание мама сунула в кармашек моего передника куклу Валечку. Сказала: "Береги эту куклу, никому ее не давай". Конечно, говорила это не из жадности, а чтобы я хранила вещь, связанную с домом. Чтобы я, когда будет страшно, могла взять ее в руки. Чтобы не было одиноко среди чужих людей. Мама думала, что нас увезут в мирную жизнь. А мы уехали в войну", - рассказывает Ирина Алексеевна.

Ира вместе с тысячами ленинградских детей тряслась в переполненной теплушке и уезжала прочь из осажденного города. За неделю эшелон проехал всего 350 километров до нынешней территории Новгородской области. Потом был внезапный авианалет, и с неба рухнули два десятка бомб.

Скорее всего, кроме 30 детских жизней тогда, 18 июля, немцы забрали бы и еще одну. Но помогла та самая, еще бабушкина, кукла.

Ирина Зимнева вспоминала: «И вот я была в первом вагоне, от которого практически ничего не осталось. На второй день меня нашли среди трупов. У меня в руке была крепко зажата кукла. СЛАЙД  

И мальчик, нашедший меня, хотел подарить эту куклу своей сестренке. Таких игрушек они никогда не видели. Когда он увидел, что я жива, он позвал взрослых, и меня откопали».

Эта история не могла не тронуть нас. И мы с моими второклассниками начали искать похожие истории, собирая материалы для выставки. Составили лекцию, подготовили стенд с фотографиями подлинных кукол блокадного детства. Совместно с родителями ребята изготовили копии этих игрушек. Конечно, без помощи родителей, эту работу мы бы не осилили. Узнав об этой идее, воспитатели и воспитанники детсада и их родители присоединились к нашей работе и приготовили для выставки несколько своих экспонатов, которые они передали в дар музею. В день снятия блокады Ленинграда мы провели презентацию выставки. Первыми гостями стали дошколята. 

СЛАЙД

 Затем мои юные экскурсоводы провели лекции для всех классов начальной школы, старшеклассников, родителей. Отрадно, что ребята воодушевились, проявили огромный интерес к данной работе, с пониманием и трепетом рассказывали о страшных страницах Великой Отечественной войны. Видно, что эти истории затронули душу моих учеников, они почувствовали гордость за свою родину, уважение и сочувствие к участникам тех страшных событий.

Сегодня ребята приехали сюда вместе со мной и хотят рассказать вам удивительные истории о куклах блокадного Ленинграда, которые спасали жизни своим маленьким хозяевам. Они покажут вам кукол с нашей выставки. А я буду показывать на экране подлинную куклу, которая хранится в музее кукол Санкт Петербурга. Просим не судить строго, так как наши экскурсоводы совсем юные и очень волнуются. Итак, слово экскурсоводам музея кукол Березичской основной школы.

СЛАЙД      

Блокадный мишка

Эта история произошла в семье, в которой во время блокады тяжело заболела девочка. Лекарства не помогали малышке, а родители не могли быть рядом с дочерью: им приходилось много работать, чтобы не умереть с голоду. Девочка медленно теряла силы и, казалось, ей уже не справиться с болезнью. Тогда мама принесла домой игрушечного мишку и положила рядом с дочкой. Девочка поверила, что медвежонок живой. Она начала разговаривать с ним и играть. Неожиданно малышка пошла на поправку, а через несколько дней была совсем здорова. В семье решили, что девочку вылечил именно мишка.

СЛАЙД     Кукла Юра

Майя Рудницкая встретила блокаду Ленинграда восьмилетним ребенком. Во время обстрелов девочке приходилось прятаться от фашистских снарядов в бомбоубежище. Туда ребенок брал все самое необходимое: любимых кукол Иру и Юру, нитки, ножницы и куски ткани. В часы, проведенные в укрытии, Майя шила для кукол одежду: платья, рубашки и даже комплекты для эвакуации. Девочка сделала для них персональные рюкзаки, в которых хранились их тапочки и носовые платки. Майя провела за шитьем кукольных нарядов так много времени, что, пережив блокаду, стала модельером.

СЛАЙД     Перчаточные куклы

Этих кукол создали маленькие, но мужественные жители блокадного Ленинграда – 10-летние девочки и мальчики. Ребята распороли свои мягкие игрушки и перешили их с помощью подручных материалов в перчаточных кукол. Дети ходили по госпиталям и развлекали раненых малышей спектаклями и забавными сценками. Дети, которые обычно лежали в больницах в полном одиночестве, каждый раз с нетерпением ждали прихода своих старших друзей – артистов кукольного театра.

СЛАЙД     Кукла в мамином плаще

В одной ленинградской семье сильно заболела девочка. Ее положили в больницу, но мама не могла быть вместе с ребенком: надо было работать, чтобы не остаться без продовольственных карточек. Женщина пошла на рынок и поменяла почти все свои вещи на пупса без одежды. Дома мать сшила кукле платье и плащ из собственных вещей, а потом отнесла ее дочке в больницу. Девочка была несказанно рада, получив в подарок. Вскоре малышка поправилась.

СЛАЙД     Пупс

Этот пупс в годы войны принадлежал девочке, которая училась в одной школе с Таней Савичевой, автором знаменитого блокадного дневника. С начала войны и до самого Дня Победы пупс просидел на рояле, рядом с игрушечной собачкой. Он дарил надежду на  Победу и напоминал о предвоенной жизни, что давало сил его маленькой хозяйке пережить все лишения и тяготы страшного времени блокады.

СЛАЙД     Пупс в солдатской форме

Такие пупсы появились на прилавках ленинградских магазинов еще до начала войны. Тогда они были одеты в обычные комбинезоны. К 9 мая 1945 года производители решили нарядить пупсов в солдатскую форму. На парадах в честь Дня Победы пупсов-солдат дарили женщинам, прошедшим войну – санитаркам, разведчицам, зенитчицам. Пупсы стали символом того, что каждая женщина в первую очередь не солдат, а любящая мать.

Елочные игрушки военной поры

Украшение новогодней елки… Этот обряд напоминал о мирной жизни и давал надежду на скорую победу. Так как жили очень бедно, то украшали ель тем, что было под рукой. Чаще всего это были самодельные игрушки из бумаги, ваты. Изготавливали солдатиков из ваты, раскрашивали их и вешали на елку. Также делали автоматы, пистолеты, собачек-санитаров, а на новогодних открытках Дед Мороз бил фашистов. Данная игрушка специально изготовлена для нашей выставки и подарена нам детьми и родителями детсада.

СЛАЙД     Снегурочка

В годы блокады Снегурочка стояла в стеклянном серванте в семье Ямпольских: детям было жалко брать для игр такую красавицу, и куклой просто любовались. Однажды в дом по соседству на 5-й линии Васильевского острова попала бомба. Сильнейшая взрывная волна выбила стекла в квартире Ямпольских. Острые осколки полетели в сторону членов семьи, в том числе – маленькой девочки, сидевшей в своей кроватке. Вдруг дверца серванта распахнулась и защитила людей от кусков стекла. Все остались целы и невредимы.  С тех пор Снегурочку стали считать семейным талисманом.

Как вы понимаете, куклы призваны не только развлекать детей, делать интереснее и насыщеннее их досуг. Куклы способны воспитывать в ребятах любовь к Родине, вызывать интерес к истории Отечества, гордость за свою страну, уважение к ветеранам войны. Оказалось, что кукла может помочь нам  воспитывать настоящих патриотов своей Отчизны.

СЛАЙД  

В следующем учебном году в нашем музее планируется создание выставки «Народная кукла». Мы немного касались этой темы в прошлом году, наша Першина Снежана даже одержала победу в муниципальном конкурсе лепбуков «Русская народная кукла». Но тема очень сложная, интересная, требующая более детального и обстоятельного изучения, поэтому ей мы посвятим весь следующий учебный год.

Если кого-то заинтересовал наш музей, мы с радостью примем вас, проведем экскурсию для ваших учеников. Милости просим!

СЛАЙД 

В конце своего рассказа, хочу обратиться к вам с просьбой. Если у вас есть куклы, которые лежат без дела, никому не нужны, пожалуйста, отдайте их в дар нашему музею. Таким образом, вы подарите им новую жизнь. Уверена, ваша кукла подружится с моими ребятами, станет радовать детей и взрослых. Со своей стороны обещаю бережное отношение и хороший уход за вашей любимицей.

Спасибо за внимание!