"Мы приглашаем всех пройти в музей..."

ВАЛЕЕВА ГАЛИНАТ РИФКАТОВНА

«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». Ф. Дзери

Чтобы окунуться в прошлое, настоящее и будущее или совершить очередное научное открытие не нужно изобретать машину времени, проводить повторно эксперименты, а стоит лишь заглянуть в музей и найти ответы на все интересующие вопросы! Именно так и решили поступить обучающиеся начальной школы и сде-лали свои первые шаги в научно-исследовательскую деятельность, выполнив задания различной направленности на базе музеев города Москвы.
Например, наш экологический отряд посетили такие научные площадки, как «Лунариум» в Московском Планетарии, основной закон которого «взаимодействуй и экспериментируй». Изучение экспозиции помогло понять, как с развитием технологии менялся взгляд человека на окружающий мир и Все-ленную. Каждый смог почувствовать себя естествоиспытателем! Ребята и ракету в космос запустили, и «вызвали» цунами, и узнали свой вес на всех планетах Солнечной системы, и увидели вращение Земли с помощью уникально-го прибора – маятника Фуко, и спасли планету от астероидов, и покатались на космическом велосипеде, и, конечно, посмотрели фильм в купольном кинозале-ле.
Еще одной необычной формой изучения окружающего мира стали для нас практико-ориентированные лекции в «Москвариуме».
На занятии «Тайны морских беспозвоночных» ребята увидели морских звезд, морских ежей и брюхоногих моллюсков, узнали об особенностях их строения, обитания и распространения в природе. Некоторых обитателей им удалось покормить и потрогать. На экспозиции понаблюдали за осьминогом и мечехвостом, а в Рифовом зале увидели самых ярких обитателей коралловых рифов.
На занятии «Акулы и скаты Мирового океана» нашим исследователям рассказали не только о внешнем строении акул, особенностях их поведения, но и про удивительные факты из их жизни, а также о том, как избежать не-приятностей при встрече с акулой. В это сложно поверить, но нам удалось погладить маленького акулёнка! Самым незабываемым впечатлением у наших юных ученых стала встреча с акулами Машей и Мишей, а также кормление скатов.
Не забывали наши юные следопыты и об историческом наследии наро-дов.
Благодаря экскурсоводу в Оружейной палате Московского Кремля наши обучающиеся и их родители узнали не только историю происхождения большей части экспонатов музея, но и значения некоторых устойчивых выра-жений, например: «Тяжела ты, шапка Мономаха!" Ребята своими глазами смогли увидеть этот уникальный головной убор, происхождение которого до сих пор неизвестно. В далекие времена именно этой шапкой венчали на цар-ство великих князей Руси. Большой интерес вызвал у ребят знаменитый двой-ной трон, созданный специально для коронации Ивана V и Петра, а также ма-ленькое окошко за троном, через которое будущему императору "подсказы-вали" нужные, значимые слова во время приёма делегаций.
Мы также совершили удивительное путешествие в красивую, интерес-ную, завораживающую египетскую сказку в Государственном музее изобрази-тельных искусств им. А. С. Пушкина. Как настоящие археологи, рассмотрев уникальные находки, мы смогли выяснить, чем занимались египтяне, для чего они решили превратить тело усопшего в мумию, а также с какой целью её оборачивали в несколько рядов ткани и какие сокровища можно найти среди них.
Новая экспозиция Музея Победы «Битва за Москву. Первая Победа!» помогла сформировать представление о самоотверженном подвиге участни-ков Битвы за Москву, которая вошла в мировую историю как один из ярчай-ших примеров упорства в борьбе со злейшим врагом, мужества и военного искусства.
Традиционными для нашего класса являются экскурсии на различные производства. Мы побывали на елочных фабриках в г. Клин и в Сокольниках, где в художественной мастерской мы не только наблюдали за чудесным "рождением" елочных шаров и увидели рабочее место мастера-стеклодува, кожаные меха, которые поддерживали огонь в горелке, металлические формы для изготовления бус, но и изготовили игрушку своими руками.
В мастерской Деда Мороза в Московской усадьбе ребята стали настоя-щими волшебниками и расписали яркой цветной глазурью ароматные имбир-ные пряники под чутким руководством опытного мастера, а также лично по-здравили дедушку с днем рождения.
Нередко и наш школьный музей становится участником творческих проектов, а настоящие экспонаты разных лет помогают создать «живые» де-корации и более точно передать режиссерский замысел театральной поста-новки.

Г.Р. Валеева, тьютор ГКОУ СКОШИ № 31