Роль и место музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании

Роль и место музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и место музейной педагогики в воспитании духовно – нравственной личности обучающихся.

     

     Воспитание духовно – нравственной личности – это целенаправленная и систематическая деятельность учителя по формированию у молодёжи высокого нравственного потенциала, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга перед обществом, Отечеством.

     Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как воспитать детей, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе положительное, что уже опробовано, испытано. В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура.  Одним  из  первостепенных задач воспитательного процесса является формирование у ребёнка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

     В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

     Ключевая роль в духовно – нравственном  сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Наиболее системно, последовательно и глубоко  духовно – нравственное развитие  и воспитание личности происходит в сфере образования. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. И недостатки этого воспитания трудно восполнить в последующие годы.

     Будущее любой страны решается за школьной партой. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить  наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

     За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств духовно – нравственного воспитания учёными апробированы различные технологии, среди которых определённое место занимает музейная педагогика.

     Впервые этот термин ввёл в научный оборот в 1934 году К.Фризен (Германия). Он определил музейную педагогику как область деятельности, осуществляющую передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Сегодня средства музейной педагогики активно и успешно используются в процессах обучения и воспитания детей в разных предметных областях.

     Российскими исследователями рассмотрены различные аспекты использования музейной педагогики в воспитании школьников: роль школьного, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании учащихся, развитие личности учащихся и формирование у них социального опыта, развитие музейной педагогики в системе дополнительного образования.

     Установлено, что музейная педагогика по своим функциональным возможностям не только включает в себя создание и организацию деятельности как школьных музеев, так и музеях других образовательных учреждений, но и проведение краеведческой и исследовательской работы с учащимися, направленную на духовно –нравственное воспитание и гражданское становление личности.

    Совместно с педагогическим коллективом школы разработана специальная программа использования средств музейной педагогики в воспитании духовно – богатой личности школьника. Её реализация способствует интеграции учебно – воспитательной работы учителя истории и обществознания и музееведческой деятельности школьного музея. Формы такой интеграции разнообразны: проведение системы уроков, краеведческих экскурсий, внеклассных занятий в школьном музее. В результате реализации программы в школе создана музейная среда, включающая школьный музей со всеми экспозициями, кружковые занятия. При этом учащиеся выступают как активные соучастники и субъекты совместной музееведческой деятельности совместно с взрослыми.