Развитие воображения

Методическая разработкка занятия по внеурочной деятельности в основной школе ( 6 класс )

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_voobrazheniya.ppt1.67 МБ
Файл seminar_2.docx187.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие воображения Внеурочное занятие Викулова Т.Н. учитель изобразительного искусства

Слайд 2

« Первое правило воображения: правил не существует» А. Энштейн

Слайд 3

Тест “Определение уровня воображения” Интересуетесь ли вы живописью? . Часто ли вы скучаете? Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? Инициативны ли вы в школе? "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды(да) или собственным вкусом(нет)? Любите ли вы рисовать в свободное время на листе бумаги одни и те же фигурки? Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? Любите ли вы писать длинные письма? Видите ли вы иногда цветные сны? Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино?

Слайд 4

Тест “Определение уровня воображения” Да Нет 1. (2, 1). 2. (1, 2). 3. (1, 0). 4. (2, 1). 5.(1,0) 6. (2, 1). 7. (0, 1) 8. (1,0). 9. (2, 1). 10. (1, 0). 11. (1, 0). 12. (1, 0).

Слайд 5

Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Слайд 6

Метод Л. Н. Толстого Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом. Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем. Например, что бы сказал о часах австралийский абориген? Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.

Слайд 7

Ожившие персонажи

Слайд 8

Дайте другое название картине

Слайд 9

Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы (droodle). Возможно, вы помните с детства эту шуточную картинку-загадку из серии “Что здесь нарисовано?” Вроде бы нарисована ерунда - какие то линии, треугольники. Однако, стоит лишь узнать ответ, и сразу угадываются в непонятных закорючках очертания реального предмета.

Слайд 10

Придумайте несколько интерпретаций того, что видите на рисунке Шар-Баба для сноса зданий,солнце с лучами, вишенка, монокль, дверная ручка, палочка для мыльных пузырей, ракетка для бадминтона Коса, барабанные палочки, две шпаги, ледоруб альпинистский, две дороги автострады ,уголок спичечного колодца рамка, карандаши ,шоколадная плитка, буква ,галстук ,галочка ,изба, треугольники

Слайд 11

Придумайте 7 разных интерпретаций того, что изображено на этих рисунках

Слайд 12

Придумайте 7 разных интерпретаций того, что изображено на этих рисунках Открывающиеся двери лифта, юбка и ноги сидящей девушки, парта, очки, открытая коробка, два дома с треугольными крышами и общей стеной, бассейн с лестницей. Два бруса, а поверх фанера, огромный торговый центр, стол из стены с 4 ножками в одной стороне, модные Очки Google Glass, вход в лабиринт, фундамент Скоба, надгробье, арка, дорога с плавным поворотом ,нос торпеды лопата, спинка стула, язык, окно ,дверь волосы женщины ( вид сзади) гладильная доска, подкова ,магнит, головной убор(кокошник),человек-гимнаст

Слайд 13

Дорисуй так, чтобы получилась картина или несколько рисунков

Слайд 14

Источники: http://festival.1september.ru/articles/526103 / Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000. – 320 с. Святкова О. Развиваем творческие способности/ [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с. http://www.voobrazenie.ru/voob/drudles/



Предварительный просмотр:

 «Развитие творческого воображения»

тесты-упражнения 

Цель: Обеспечение развития ребенка в творческом направлении.

Задачи:

  • определить уровень творческого воображения у обучающихся;
  • способствовать развитию творческой деятельности, художественного воображения, желания творить;
  • способствовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса.

Введение:

« Первое правило воображения: правил не существует» А. Энштейн.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, воображения.

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

  1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
  2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
  3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
  4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
  5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
  6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
  7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
  8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
  9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
  10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
  11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
  12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Упражнения (тесты) на развитие воображения.

.

 Метод Л. Н. Толстого. 

Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.

Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?

Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Упр.№1 « Ожившие персонажи»

Назовите  картину известного художника и предложите продолжение сюжета при условии, что персонажи ожили.

Упр.№2 « Дайте другое название картины»

Детям показывают  репродукции известных художников и просят дать им новые названия. Задание: сравните, кто назвал лучше: ученик или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.

Упр.№3 « Друдлы»

Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить, что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор.

На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы (droodle).

Возможно, вы помните с детства эту шуточную картинку-загадку из серии “Что здесь нарисовано?” Вроде бы нарисована ерунда - какие то линии, треугольники. Однако, стоит лишь узнать ответ, и сразу угадываются в непонятных закорючках очертания реального предмета.

Упр.№4 Практическое занятие

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину

Подведение итогов

http://festival.1september.ru/articles/526103/Image774.gifhttp://festival.1september.ru/articles/526103/Image776.jpg

http://festival.1september.ru/articles/526103/Image778.gif

Упр.№7

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

http://festival.1september.ru/articles/526103/Image779.gif

                

http://festival.1september.ru/articles/526103/Image778.gif                               http://festival.1september.ru/articles/526103/Image778.gif

C:\Users\Татьяна Николаен\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Image779.gif

C:\Users\Татьяна Николаен\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Image775.gif

14. Дайте новое название картине. 

Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.

11. Оживление героев художественных картин и скульптур.

Ожили персонажи картин известных художников - бурлаки, охотники, запорожцы, стрельцы.

Задание.

Назовите 10 картин известных художников и предложите продолжение сюжета при условии, что персонажи ожили.

22. Метод Л. Н. Толстого. 

Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.

Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?

Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.



14. Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.

Задание.

Приведите 10 новых названий старых известных картин.

15. Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

  1. НАЧНЕМ С ТЕРМИНОЛОГИИ:

Креативность – это творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Креативные способности –  это совокупность способностей, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей.

В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных решений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально свойственная каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ.

Креативность, или способность к творчеству, является залогом успешного обучения детей в школе.

  1. К КРЕАТИВНЫМ СПОСОБНОСТЯМ ОТНОСЯТСЯ:

Оригинальность - это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей. Чтобы повышать оригинальность идей, нужно развивать воображение.

Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее из них.

Гибкость - это способность использовать различные пути для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между этими путями и идеями.

Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов.

Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Позволяет находить необычное в обычном, простое в сложном.

Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных ментальных образов.

Абстрактность - это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей.

Детальность - это способность детализировать проблему до понимания каждого ее элемента. Позволяет разбивать проблему на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясна суть проблемы, ее мельчайшие элементы.

Вербальность - это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные слова и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.

В ОСНОВЕ КРЕАТИВНОСТИ -  ФАНТАЗИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ