ПРОГРАММА Раздела 1 ПМ.01 МДК 01.01 «Социально-культурная деятельность»
ПРОГРАММА
Раздела 1 ПМ.01 МДК 01.01
«Социально-культурная деятельность»
В помощь преподавателям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций
Пермского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Пермский краевой колледж искусств и культуры»
Раздела 1 ПМ.01 МДК 01.01
«Социально-культурная деятельность»
для специальности
«Социально-культурная деятельность» (по видам)
вид: Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений
Пермь, 2015
Программа раздела разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 071801 «Социально-культурная деятельность» (по видам)
Составитель: Э.Р.Мокрянская, преподаватель ПЦК «Социально-культурная деятельность» ПККИиК
Внутренняя экспертиза:
ОДОБРЕНА: на заседании ПЦК «СКД» Протокол №_________от _______2015 г. Председатель ПЦК _______ | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по учебной работе _____________ |
Программа рекомендована Методическим советом колледжа
Протокол Методического совета №______ от «____»__________20__ г.
Председатель Методического совета______________________
ОДОБРЕНА: на заседании ПЦК «СКД» Протокол №_________от _______20__ г. Председатель ПЦК _______ |
ОДОБРЕНА: на заседании ПЦК «СКД» Протокол №_________от _______20___ г. Председатель ПЦК _______ |
ОДОБРЕНА: на заседании ПЦК «СКД» Протокол №_________от _______20___ г. Председатель ПЦК _______ Г.Т. |
Содержание
1.Пояснительная записка 4
2.Паспорт программы учебной дисциплины 5
3.Структура и примерное содержание учебной дисциплины 6
4.Программа учебной дисциплины 7
5.Формы и методы контроля и оценки результатов
освоения учебной дисциплины 22
1.ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 071801 Социально-культурная деятельность
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ПМ 01 Организационно-управленческая деятельность
МДК.01.01 Организация СКД
1.3. Цели и задачи раздела:
Цель – подготовка профессионального специалиста в социально-культурной сфере, понимающего сущность и значимость своей будущей профессии и имеющего представление о современно мире, как духовной, культурной, интеллектуальной ценности.
Задачи:
Подготовить выпускника к профессиональной деятельности по организации социально-культурной деятельности в учреждениях культуры;
Сформировать комплекс знаний и умений по использованию современных методов организации социально-культурной деятельностью;
Научить определять приоритетные направления социально-культурной деятельности;
Обеспечить доступ студента к необходимой для реализации раздела учебной литературы, действующими нормативно-правовыми и методическими материалами.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
-организации СКД в культурно-досуговых учреждениях;
-разработки социально-культурных программ
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оказывать консультационно-методическую помощь КДУ и образовательным учреждениям по развитию СКД
- анализировать региональные особенности СКД и участвовать в ее развитии;
- проводить и обрабатывать результаты конкретно-социологических исследований.
- разрабатывать и реализовывать социально-культурные проекты
- организовывать культурно-просветительную работу
- обеспечивать дифференцированное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями
- использовать современные методики организации социально-культурной деятельности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-основные виды и этапы становления и развития СКД в России,
-понятие субъектов СКД;
- теоретические и общие методики организации и развития СКД в различных типах КДУ и образовательных учреждений;
-современные социально-культурные технологии, социально-культурные программы, методику конкретно - социологического исследования;
- психолого-педагогические особенности различных возрастных категорий аудитории КДУ
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины в соответствии с учебным планом основной профессиональной общеобразовательной программы (ОПОП):
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 216 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебной нагрузка обучающегося 140 ч, индивидуальные занятия -4 часа, (курсовая работа – 4 часа), самостоятельная работа 72 часов
В результате освоения раздела у обучающегося формируются следующие общие компетенции:
Код компетенции | Наименование результата компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
В результате освоения раздела у обучающегося формируются следующие ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ компетенции:
Код компетенции | Наименование результата компетенции |
ПК 1.2 | Организовывать культурно-просветительную работу. |
ПК 1.3 | Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями. |
ПК 1.4 | Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности. |
ПК 1.5 | Использовать современные методы организации социально-культурной деятельности. |
ПК 1.6 | Анализировать состояние социально-культурной ситуации в регионе и учреждении культуры. |
ПК 1.7 | Определять приоритетные направления социально-культурной деятельности. |
1.5. Формы промежуточной аттестации – дифференцированные зачеты в I и III семестрах, экзамены во II и IV семестрах
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 216 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 144 |
в том числе: | |
лекции | 70 |
лабораторные и практические занятия | 70 |
индивидуальные занятия | 4 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 72 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |
Государственная итоговая аттестация в форме междисциплинарного экзамена |
2.2. Тематический план и содержание раздела «Социально-культурная деятельность»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровен освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
I СЕМЕСТР | ||||||
Введение. Дисциплина «Социально-культурная деятельность». Задачи, структура, содержание дисциплины. Связь дисциплины СКД с другими дисциплинами общегуманитарного и специального циклов. Терминология. Специальная литература и периодика по дисциплине. Основные разделы и темы дисциплины. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм учреждений социально-культурной сферы. Роль и место социально-культурной деятельности в системе духовной жизни общества Основные требования к изучению дисциплины РАЗДЕЛ 1.Роль и место социально-культурной деятельности в системе духовной жизни общества | 2 | Ознак | ||||
Тема 1.1. | Сущность и сферы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность – условие реализации прав человека на все виды творческой деятельности в соответствии со способностями и интересами, как на профессиональной так и на любительской основе самостоятельная система социализации личности, воспитания и образования людей, важнейшая функция государственных и негосударственных структур, общественных движений и инициатив. Социально-культурная деятельность – средство рационального использования свободного времени разными категориями населения. Нормативные документы, законодательные акты о социально-культурной деятельности. Важнейшие сферы СКД: художественные промыслы и ремесла, народная культура (языки, фольклор, обычаи и обряды и др.); виды и жанры искусства (музыка, театр, архитектура, кинематография, литература и т.д.); любительское художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; научные исследования в области культуры, выявление, изучение, охрана памятников истории и культуры и другие виды деятельности. Входной контроль Тест «Общие представления и понятия об обществе, культуре, ее формах проявления» | 6 | Ознак | |||
Тема 1.2. | Исторические этапы становления и развития СКД в России. Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период Социально-культурная деятельность на Руси в 10-14 вв. Социально-культурный уклад России в 15-17 вв. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в 18 веке. Общественно-просветительное движение и досуг России в 19-начале 20 вв. Политико-просветительная работа, культурно-просветительная работа, социальная работа в период 1917-1941 гг. Культурно-просветительная, социальная работа в годы Велико Отечественной войны 1941-45 гг. Культурно-просветительная и социальная работа в 1945-55 гг. Просветительная работа и социально-культурные процессы в 1956-1990 гг. Социально-культурная деятельность в условиях общественно-политических реформ в России последнего десятилетия XX – начала XXI вв. Современная социально-культурная ситуация в России. Социально-культурная деятельность за рубежом, ее современное с современное состояние. Итоговые формы контроля по теме: тестирование | 6 | Ознак | |||
Тема 1.3. | Социально-культурная среда как среда социализации личности. Социально-культурная среда – условие конкретного проявления общественных отношений в сфере культуры и досуга. Макро и микро среда, как сфера действия больших и малых групп и входящих в них личностей. | 2 | Ознак | |||
Тема 1.4. | Принципы и функции СКД. СКД в условиях изменения социально-экономической и политической жизни в РФ. Понятие принципа применительно к социально-культурным процессам. Влияние процессов социально-экономического и духовного обновления общества на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Конкретное отражение, развитие и обоснование принципов социально-культурной деятельности в практике государственных и негосударственных, общественных институтов. Их закрепление в документах законодательных и исполнительных органов государственной власти. Плюрализм в социально-культурной деятельности, альтернативность подходов в ее содержании и организации. Приоритет общечеловеческих интересов над сословно-групповыми в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Всеобщее массовое культуротворчество как доминирующий признак. Гуманизация содержания и воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Диалектическое единство и преемственность культурно-исторического; социально-педагогического и национально-этнического) опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга. Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами, основанный на децентрализации и суверенности региональной социально-культурной политики. Понятие функции социально-культурной деятельности. Определение термина «функция» применительно к ее содержанию. Основные функции СКД: развивающая, информационно-познавательная и просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, коммуникативная, воспитательная, гедонистическая. Форма контроля: Опрос по карточкам | 4 | Ознак | |||
РАЗДЕЛ II Досуг как сфера социально-культурной деятельности | ||||||
Тема 2.1 | Сущность досуга. Понятие досуга. Досуг как совокупность различных видов занятий и деятельности, предназначенных для удовлетворения потребностей людей в свободное время. Культура досуга – набор ценностных ориентаций и кодов поведения, способствующих самореализации внутренних, творческих возможностей личности в свободное время. Бюджет времени человека. Свободное время, его общие и особенные свойства. Понятие «время» в философской трактовке. Общие свойства времени: однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Разновидности времени: физическое, химическое, биологическое, социальное. Социальное время - высшая форма времени. Составляющие: время рабочее, внерабочее, свободное. их соотношения, взаимосвязь и взаимозависимость. Форма контроля: Практическое задание: рассчитать хронометраж свободного времени студента колледжа искусств и культуры. | 6 | Ознак | |||
Тема 2.2. | Теории досуга. Философия отдыха, подготовки к жизни, суммирования, инстинкта, релаксации, рекреации, самовыражения. Досуг как существование. Досуг как развитие. Теория социальной идентичности. Теория взаимодействия. Институциональная теория. Политическая теория. Гуманистическая теория. | 2 | Ознак | |||
Тема 2.3. | Концепции досуга. Понятие концепции применительно к свободному времени человека. Досуговые концепции с точки зрения целеполагания: деятельностная, медико-биологическая, культуротворческая, природоориентированная, технико-экономическая, социально-управленческая. Их особенности. | 2 | Ознак | |||
Тема 2.4. | Виды досуговых занятий как фактор реализации свободного времени человека. Типология досуговых занятий продуктивные, репродуктивные, познавательные, эмоционально-коммуникативно-развлекательные, физически активные, деструктивные, их формы и проявления. Культурно-досуговая активность, уровни. Форма контроля: Устный опрос по теме. | 2 | Ознак | |||
Тема 2.5. | Типы досугового поведения личности. Взаимосвязь психотипа человека с выбором типов досуговых занятий. Типы досугового поведения: развлекательный, эмоциональный, интеллектуальный, деятельный, развлекательный, инертный, их характеристика | . | Ознак | |||
Итоговое занятие по разделу. | Форма контроля: Практическое работа: сопоставить виды досуговой деятельности с соответствующими концепциями досуга и типами личности. | 1 | ||||
ИТОГО: | 34 часа | |||||
IV СЕМЕСТР РАЗДЕД III Социально-культурные институты | ||||||
Тема 3.1. | Институциональные субъекты социально-культурной деятельности. Общее и особенное понятий «социальный институт» и «социально-культурный институт». Понимание сущности социально-культурного института, обеспечивающего осуществление социально-культурной деятельности. Классификация социально-культурных институтов. | 2 | Ознак | |||
Тема 3.2. | Семья как социально-культурный институт. Семья - субъект и объект СКД. Типология современной семьи. Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого типа семьи. Характеристика социальных функций семьи. Понятия социокультурных ценностей, предпочтений и традиций в семье. Роль и место семьи в социальных связях человека. Роль семейного досуга в социализации личности. Практическая работа: Разработка перечня досуговых мероприятий для семейного досуга на неделю (не менее 6 форм). Устный опрос по теме | 4 | Репрод | |||
Тема 3.3. | Государственные и муниципальные структуры - органы государственной и муниципальной власти, ведущие институты в структуре СКД, их полномочия. Федеральные, региональные и местные муниципальные органы управления социально-культурной сферой, выработки и реализации культурной политики. Функции и полномочия государственной службы и госслужащих в рамках социального партнерства в области культуры, образования, досуга, спорта и социальной защиты граждан. Роль, место и возможности различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в процессе управления и регулирования социокультурной сферы в рамках социального партнерства. Практическая работа: знакомство с государственными и муниципальными нормативными актами в области культуры. | 2 | Ознак | |||
Тема 3.4. | Система образования и роль культурологического образования в РФ. Уровни образования: начальное образование, основное общее образование, среднее (полное) общее; начальное профессиональное, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование; послевузововское обучение. Дополнительное образование детей и взрослых средствами искусства как условие реализации свободного времени, развития творческих способностей, художественного и эстетического воспитания Формы обучения. Учебный коллектив и его роль в организации внеучебных занятий и развитии личности. Форма контроля: Тестирование | 2 | Ознак | |||
Тема 3.5. | Трудовой коллектив как средство социализации личности. Досуг как элемент культуры труда, его влияние на формирование социально-психологического микроклимата в коллективе и организационной культуры. предприятия. Корпоративный досуг в трудовом коллективе, формы и содержание. Практическая работа: Составить перечень досуговых форм для организации и проведения профессионального праздника (не менее 8 форм). | 2 | Репрод | |||
Тема 3.6. | Коммерческие и некоммерческие организации культуры Коммерческие структуры в социально-культурной сфере. как представители социального бизнеса. Сущность, специфика коммерческих структур в социально-культурной сфере. Связь коммерческих организаций с социально-культурными и досуговыми потребностями населения. Виды коммерческой деятельности в социально-культурной сфере. Досуг как привлекательная сфера для коммерческой деятельности. Меценатство, благотворительность, спонсорство, инвестиции в социально-культурной сфере. Некоммерческие организации культуры. Особенности деятельности некоммерческих организаций. Законодательство о некоммерческих организациях. | 2 | Ознак | |||
Тема 3.7. | Общественно-добровольные формирования как социально-культурный институт. Общественно-добровольное формирование как основа создания, становления и функционирования гражданского общества. Понятие. Виды общественно-добровольных формирований: общества, фонды, движения, ассоциации, союзы, объединения, инициативы, группы, клубы. Классификация общественно-добровольных формирований по составу участников, профилю, содержанию работы, формам и методам деятельности. Взаимодействие разного вида общественно-добровольных формирований в решении просветительских, образовательных, досуговых и других задач. Роль общественно-добровольных формирований в организации социально - культурной деятельности. Законодательство РФ об общественных организациях Самостоятельная работа: подготовка к семинару на тему «ОДФ, действующие на территории Пермского края» | 4 | Репрод | |||
Тема 3.8. | Средства массовой информации, их роль в социально-культурной деятельности. Виды: печать, радио, телевидение, интернет Характеристика средств массовой информации как социального института, представляющего «четвертую власть». Специфические особенности средств массовой информации, определяющие их назначение в обществе: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе. Функции СМИ. Практическая работа: Разработка проектов телеканалов. | 2 | Продукт | |||
Тема 3.9 | Социально-культурные институты культурно-досугового профиля. | |||||
Тема 3.9.1 | Информационно-просветительные учреждения Библиотеки, музеи, планетарии, выставочные центры, их виды, функции, направления, формы и содержания деятельности. Форма контроля: устный опрос Самостоятельная работа: Домашняя работа: Разработка презентации книги. Разработка приглашения на тематическую выставку музейных экспонатов. Разработка приглашения на цикл лекций в планетарий. | 4 | Продукт | |||
Тема 3.9.2 | Санаторно-курортные учреждения: Санатории, профилактории, Дома отдыха, пансионаты, базы отдыха, кемпинги, турбазы, их функции, направления, формы и содержания деятельности. Практическая работа: Разработка перечня мероприятий для отдыхающих в санаторно-курортном учреждении. | 2 | Репрод | |||
Тема 3.9.3 | Туристско-экскурсионные организации Туристско-экскурсионное обслуживание как составная часть социально-культурной деятельности. Виды туристических организаций, специфика и направления деятельности. Самостоятельная работа: Подготовка к семинару на тему «Развитие туризма в Пермском крае» Практическая работа: Разработка маршрута экскурсии. | 2 | Продукт | |||
Тема 3.9.4 | Учреждения физической культуры и спорта, их роль в формировании общей культуры личности, виды, содержание и формы работы. Самостоятельная работа: Разработка проекта спортивно-оздоровительного комплекса. | 2 | Продукт | |||
Тема 3.9.5 | Концертно-зрелищные учреждения; театры, кинотеатры, филармонии, цирк. Формы и содержание деятельности Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему «Деятельность концертно-зрелищных учреждений в Перми и Пермском крае» | 2 | Репрод | |||
Тема 3.9.6 | Парки - учреждения культуры под открытым небом. Парки - как социально-культурные центры. Их классификация и основные досуговые функции. Специфические особенности парков культуры и отдыха. Содержание, направления и формы социально-культурной деятельности парков с учетом специфики организации досуга разных групп населения. Самостоятельная работа: Разработка модели современного парка культуры и отдыха. | 2 | Продукт | |||
Тема 3.9.7 | Учреждения культуры для детей и юношества. Учреждения дополнительного образования, учреждения культуры для детей. Принципы организации детского досуг, функции, направления, формы и содержание деятельности. Форма контроля: устный опрос | 2 | Ознак | |||
Тема 3.9.8 | Учреждения культуры клубного типа. Организационно-правовая форма. Вид собственности. Традиционные и преобразованные: однопрофильные и многопрофильные. Функции, направления и содержание деятельности с различными категориями населения. Практическая работа: Разработка проекта однопрофильного учреждения культуры клубного типа. | 3 | Продукт | |||
Итоговое занятие. | 1 | |||||
ИТОГО: | 40 | |||||
V СЕМЕСТР РАЗДЕЛ IV | ||||||
Методики социально-культурной деятельности | ||||||
Тема 4 | Методики социально-культурной деятельности. Методика как совокупность методов, приемов целесообразного выполнения социально-культурной деятельности. Классификация методик социально-культурной деятельности: общие, функциональные (отраслевые), частные (дифференцированные). Особенности их применения в СКД. Форма контроля: Опрос по карточкам | 1 | Ознак | |||
Тема 4.1 | Общие методики их характеристика и роль в социально-культурной деятельности. Управление, диагностика, планирование, проектирование, методы, средства, формы, социально-культурной деятельности как элементы общих методик, их характеристика Понятие средств, методов, форм социально-культурной деятельности. Средства как комплекс факторов идейно-эмоционального воздействия на зрителя, как инструмент, способствующий раскрытию содержания идей, событий, научных взглядов, фактов. Классификация средств социально-культурной деятельности: эмоциональные (живое слово, наглядные средства, произведения искусства), технические средства. Методы как обоснованные способы использования средств воздействия для достижения поставленной цели. Классификация методов: родовые – иллюстрирование, театрализация, игры; психолого-педагогические – изложение, демонстрация, упражнение, убеждение, поощрение, пример и др. Формы как способы и приемы организации (массовой, групповой, индивидуальной) деятельности людей. Формы как структура содержания и способ выражения деятельности. Зависимость формы от содержания и средств воздействия. Практическая работа: Определить средства, методы и форму мероприятия. Форма контроля: Письменный опрос по подготовленным вопросам на карточках | 1 | Ознак | |||
Тема 4.2 | Функциональные (отраслевые) методики. | |||||
Тема 4.2.1 | Методика художественно-зрелищной деятельности. Художественно-зрелищная деятельность – методика массового воздействия. Особенности: зрелищность, эмоциональность, уникальность, неповторимость, личностная форма проявления, современность в организации и постановке. Роль художественно-выразительных средств в формах массового воздействия. Форма контроля: устный опрос | 2 | Репрод | |||
Тема 4.2.1.1 | Формы зрелищного типа: выставка, экскурсия Определение. Классификация по типам и видам. И Методика организации и проведения. Практическая работа: Разработать план подготовки выставки. Самостоятельная работа: Разработка маршрута экскурсии. | 2 | Репрод, продукт. | |||
Тема 4.2.1.2 | Вечер. Специфика, типы и жанры вечеров. Методика подготовки и проведения вечера. Форма контроля: Практическая работа: Разработать примерный план подготовки вечера. (Тема, вид и жанр вечера на выбор) | 2 | Продукт | |||
Тема 4.2.1.3 | Концерт. Понятие. Виды концертов. Методика подготовки и проведения концерта. Форма контроля: Практическая работа: Составить программу тематического концерта. | 2 | Продукт | |||
Тема 4.2.1.4 | Обряд. Понятие, структура. Виды: религиозные и светские. Особенности организации обрядов. | 1 | Ознак | |||
Тема 4.2.1.5 | Фестиваль – массовое празднество, показ достижений различных жанров искусства. Особенности организации фестивалей. Практическая работа: Разработать положение фестиваля. | 1 | ||||
Тема 4.2.1.6 | Праздник. Определение. Основные компоненты праздника. Классификация праздников по видам. Современная система праздников. Методика подготовки и проведения праздника. Индивидуальное занятие: Разработать программу праздника. | 2 | ||||
Тема 4.2.1.7 | Комплексные формы художественно-зрелищной деятельности: тематические дни, недели, декады. Методика подготовки и проведения комплексных форм. Индивидуальное занятие: Составить примерную программу тематического дня. | 2 | Продукт | |||
Тема 4.2.1.8 | Современные формы художественно-зрелищной деятельности. Современные формы художественно-зрелищной деятельности: дефиле, перфоманс, шоу-программа, акция, компертеман, варьете | 2 | Ознакомит | |||
Тема 4.3 | Тема 2.2 Методика информационно-просветительной и познавательной деятельности. Характеристика информационно-просветительной и познавательной деятельности. Информационно-просветительная деятельность как фактор развития и обогащения культурно-досуговой деятельности. Просвещение как процесс всесторонней целенаправленной активности, расширяющей познание личностью окружающего мира. Посвящение как вид информационно-познавательной деятельности в сфере досуга. Функции просвещения: интегрирующая, ее сущность в обеспечении непрерывности приобретения и систематизации накопленных знаний; развивающая; креативная, способствующая реализации творческого потенциала личности; компенсаторная, восполняющая недостатки базового образования. | 2 | Продукт | |||
Тема 4.3.1 | Монологовые формы информационно-просветительной и познавательной деятельности: обзор, доклад, лекция, брифинг. Практическая работа: Разработать текст обзора мероприятия Форма контроля: Устный опрос по теме | 2 | ||||
Тема 4.3.2 | Диалоговые формы информационно-просветительной и познавательной деятельности: беседа, встреча, конференция, семинар; дискуссионные формы: диспут, дискуссия, дебаты, «Круглый стол», «Блиц-ринг». Форма контроля: Практическая работа: Разработка примерных темы и вопросов для дискуссионной формы. Практическое занятие по теме «Методика подготовки и проведения диалогических и дискуссионных форм» - деловая игра. Индивидуальное занятие: Разработка приглашения на заседание круглого стола. | 2 | ||||
Тема 4.3.3 | Комплексные формы информационно-просветительной и познавательной деятельности: митинг, манифестация, презентация, ток-шоу. Практическая работа: Разработка программы презентации творческого коллектива. | 2 | ||||
Тема 4.4 | Методика культурно - творческой деятельности Характеристика культурно - творческой деятельности. Особенности: добровольность, художественный плюрализм, оригинальность, неповторимость, общественно-историческая уникальность. Сущность культурно - творческой деятельности. Понятие творчества и его виды. Формы творческой деятельности: индивидуальная и общественная. Виды творческой деятельности: познавательная, дискуссионная, учебная, поисково-исследовательская, пропагандистская. | 2 | ||||
Тема 4.4.1 | Коллективы творчества как формы культурно – творческой деятельности. Кружок, студия, курсы, школа, лаборатория, мастерская, товарищество, клуб, объединение. Типы, виды, содержание деятельности. Технология культуротворческой деятельности: пути создания и организация деятельности коллектива. Индивидуальное занятие: Разработать абонемент клубного формирования Организация творческого коллектива, планирование деятельности творческого коллектива. | 2 | ||||
Тема 4.4.2 | Методика рекреативно-оздоровительной деятельности. Характеристика рекреативно-оздоровительной деятельности. Особенности: восстановление физических и духовных сил, разнообразие рекреационных занятий, положительный эмоциональный настрой. Сущность и разнообразие рекреативно-оздоровительной деятельности: туристско-экскурсионная деятельность, физкультурно-спортивная работа, пропаганда здорового образа жизни, организация развлечений и создание условий для неактивного отдыха. | 2 | ||||
ИТОГО: | т 19 | п 13 | 32 | |||
VI СЕМЕСТР | ||||||
Тема 4.4 | Социально-дифференцированные (частные) методики и их роль в социально-культурной деятельности | |||||
Тема 4.4.1 | Аудитория культурно-досугового учреждения. Понятие аудитории. Реальная и потенциальная аудитория. Мотивы и потребности. Критерии дифференциации реальной аудитории. Виды реальной аудитории. Массовая и групповая аудитория. Индивидуальная работа культурно-досуговых учреждений. | 4 | Ознак | |||
Тема 4.4.2 | Методика работы с разными возрастными группами населения. Классификация аудитории по социально - возрастному признаку: дети, подростки, молодежь, зрелый возраст, пожилые. Особенности организации их досуга. Зависимость досуговых форм от психолого-педагогических особенностей различных возрастных групп. Практическая работа: 1. Составить программу организации зимних каникул для детей младшего школьного возраста. 2. Разработать план-сценарий мероприятия для молодежи (форма на выбор) 3. Разработать перечень тематических вечеров – отдыха для людей зрелого возраста. 4. Разработать программу тематического дня пожилых людей. Индивидуальное занятие: Форма контроля: Тестирование | 8 8 | Продукт | |||
Тема 4.4.3 | Методика работы учреждений социально-культурного профиля с различными социальными группами. Особенности организации досуга отдельных социальных групп: семей, трудовых коллективов, учебных групп, туристско-экскурсионных групп, отдыхающих на курортах и в Домах отдыха, людей, нуждающихся в социальной защите (инвалидов, участников боевых действий, одиноких, престарелых и др.) Самостоятельная работа: подготовка сообщения по теме. Индивидуальное занятие: Разработка программы «Дня семейного отдыха», «Дня матери», «Дня отца». | 4 4 | Репрод | |||
Тема 4.5. | Региональные особенности социально-культурной деятельности. Социокультурная ситуация Пермского края. Культурное наследие региона. Многонациональное содержание социально-культурной деятельности Особенности работы национальных культурных центров. Социокультурные программы и условия их реализации на территории края. Форма контроля: семинар | 2 | Репрод | |||
РАЗДЕЛ V Роль конкретно-социологических исследований в развитии СКС. | ||||||
Тема 5.1. | Понятие об основных методах конкретно-социологических исследований. Социология – как наука об обществе, как целостной социальной системе. Социологические исследования – это анализ состояния и эффективности социально-культурной деятельности, ее организации и координации, универсальный источник информации по выявлению разного вида проблем и подсказка их решения. Виды исследований: тестирование, наблюдение (включенное, невключенное, прерывное, непрерывное, сплошное, единовременное), исследование анкетное, монографическое; опросы (экспедиционный, корреспондентский), интервью, беседа, изучение документации. Значение и роль социологических исследований в культурно-досуговой Практическая работа: Разработка вопросов для интервью. | 4 2 | Репрод | |||
Тема 5.2 | Организация исследования. Методы обработки и анализ результатов. Практическая работа: Разработка программы социологического исследования интересов аудитории КДУ. Форма контроля: Устный опрос по разделу. | 1 1 | Продукт | |||
ИТОГО: | 38 | |||||
144 часа |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета (специализированной аудитории) - любой
Технические средства обучения: по возможности
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Боронникова Г.А. Культурно-досуговые центры: учеб.пособие. – Пермь: ПГИИК, 2006. – 171 с.
- Жарков А.Д., Технология культурно-лосуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2002 г.
- Куличкина Г.В. Технологии масс-медиа в социально-культурной деятельности: Учебное пособие для студентов, Пермский гос. Ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2008.
- Режиссура театра и массовых театрализованных действий; Словарь-справочник.3-е издание исправл. и дополн.:/сост. Козлова Р.П., ПГИК. Пермь, 2008 г.
- Киселева Т.Г., Красильников Ю.д. Социально-культурная деятельность. Учебник. М.: МГУКИ, 2004
Дополнительные источники:
- Антонюк ГА. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико-методологические аспекты. Минск, 1986
- Багдасарьян Н.Г. Культурология; Учебник для вузов, М.,-Высшее образование. 2007 г
- Боронникова Г.А. Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества, Пермск. гос. техн. у-т.-Пермь, 2006 г.
- Боронникова Г.А. Социально-культурные процессы в регионе и их регулирование;
- Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект. – М:.Профиздат, 2005
- Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.- 152.
- Пермский государственный институт искусства и культуры. – Пермь, 2009.
- Бочарова Н.И., Тихонова О.В. Организация досуга детей в семье. М., Академия. 2000 г
- ЕрошенковИ.Н. культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. М., Владос. 2004 г._
- Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., МГУКИ. 2000г.
- Красильников Ю.д. Методика социально-культурного проектирования. Уч.пособие.- М.:,МГИК, 1993
- Культурно-досуговая деятельность. Учебник/под научной редакцией академика РАЕН А.Д.Жаркова и профессора В.М.Чижикова,-М.,1998 г
- Лаврентьева Л.Н., Смирнова Ю.А. Культура русского народа: обычаи, обряды, занятия, фольклор. СПб., Паритет, 2005 г.
- Лазарева Л.Н. История и теория праздников: Учебное пособие-2-е издание, исправл.-Челябинск, 2007 г.
- Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография –Челябинск 2006г, -ч.1 и2
- Триодин В.Е. История и теория социально-культурной деятельности. -СПб 2000г
- Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. С.-Петербург, 1997
- Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социально-культурного проектирования. Уч. Пособие.: СПб., 1998.
- Кузицын Г.М. Культурный прогресс человечества.-Пермь; Звезда, 2002
- Кузицын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: уч. пособие. Перм. гос. ин-т искусства и культуры.-Пермь. 2001 г.
- Новаторов В.Е. Социально-культурный маркетинг в вопросах и ответах.-Иркутск, 2004 г
- Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социально-культурного менеджмента: Учебник. М.: МГУКИ, 2008 г.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - Разрабатывать и реализовывать социально-культурные проекты - Организовывать культурно-просветительную работу - Обеспечивать дифференцированное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями - Использовать современные методики организации социально-культурной деятельности | Формы:
|
Знания: -основных видов и этапов становления и развития СКД в России, -понятий субъектов СКД; - теоретических и общих методик организации и развития СКД в различных типах КДУ и образовательных учреждениях; -современных социально-культурных технологий, социально-культурных программ и проектов, методик конкретно - социологических исследований; - психолого-педагогических особенностей различных возрастных категорий аудитории КДУ | Формы: 1. тесты 2. письменные (по карточкам, по вопросам) и устные опросы 3. взаимоопрос (вопрос-ответ студентов друг другу) 4. оценка и анализ выполненных практических работ 5.оценка и анализ разработанных (уже готовых) документов, программ, планов, проектов студентами 6.зачеты 7.Экзамены |