ПРОГРАММА Раздела 1 ПМ.01 МДК 01.01 «Социально-культурная деятельность»

Мокрянская Эльвира Рафаэльевна

ПРОГРАММА

Раздела 1 ПМ.01 МДК 01.01

 «Социально-культурная деятельность»

В помощь преподавателям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_skd.docx58.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций

Пермского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Пермский краевой колледж искусств и культуры»

ПРОГРАММА

Раздела 1 ПМ.01 МДК 01.01

 «Социально-культурная деятельность»

для специальности

«Социально-культурная деятельность» (по видам)

вид: Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений

Пермь, 2015


Программа раздела разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 071801 «Социально-культурная деятельность» (по видам)

Составитель: Э.Р.Мокрянская, преподаватель ПЦК «Социально-культурная деятельность» ПККИиК

Внутренняя экспертиза:

ОДОБРЕНА:

на заседании ПЦК «СКД»

Протокол №_________от _______2015 г.

Председатель ПЦК _______

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора

по учебной работе _____________

Программа  рекомендована Методическим советом колледжа

Протокол Методического совета  №______  от «____»__________20__ г.

Председатель Методического совета______________________

                                                 

ОДОБРЕНА:

на заседании ПЦК «СКД»

Протокол №_________от _______20__ г.

Председатель ПЦК _______

ОДОБРЕНА:

на заседании ПЦК «СКД»

Протокол №_________от _______20___ г.

Председатель ПЦК _______

ОДОБРЕНА:

на заседании ПЦК «СКД»

Протокол №_________от _______20___ г.

Председатель ПЦК _______ Г.Т.

Содержание

1.Пояснительная записка                                                                                4

2.Паспорт программы учебной дисциплины                                                        5

3.Структура и примерное содержание учебной дисциплины                                        6

4.Программа учебной дисциплины                                                                7

5.Формы и методы контроля и оценки результатов

 освоения учебной дисциплины                                                                        22

1.ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 071801 Социально-культурная деятельность

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

  ПМ 01 Организационно-управленческая деятельность

  МДК.01.01 Организация СКД

1.3. Цели и задачи раздела:

Цель – подготовка профессионального специалиста в социально-культурной сфере, понимающего сущность и значимость своей будущей профессии и имеющего представление о современно мире, как духовной, культурной, интеллектуальной         ценности.

Задачи:

Подготовить выпускника к профессиональной деятельности по организации социально-культурной деятельности в учреждениях культуры;

Сформировать комплекс знаний и умений по использованию современных методов организации социально-культурной деятельностью;

Научить определять приоритетные направления социально-культурной деятельности;

Обеспечить доступ студента к необходимой для реализации раздела учебной литературы, действующими нормативно-правовыми и методическими материалами.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:

-организации СКД в культурно-досуговых учреждениях;

-разработки социально-культурных программ

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- оказывать консультационно-методическую помощь КДУ и образовательным учреждениям по развитию СКД

- анализировать региональные особенности СКД и участвовать в ее развитии;

- проводить и обрабатывать результаты конкретно-социологических исследований.

- разрабатывать и реализовывать социально-культурные проекты

- организовывать культурно-просветительную работу

- обеспечивать дифференцированное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями

- использовать современные методики организации социально-культурной деятельности

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-основные виды и этапы становления и развития СКД в России,

-понятие субъектов СКД;

- теоретические и общие методики организации и развития СКД в различных типах КДУ   и образовательных учреждений;  

 -современные социально-культурные технологии, социально-культурные программы, методику конкретно - социологического исследования; 

- психолого-педагогические особенности различных возрастных категорий аудитории КДУ

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины в соответствии с учебным планом основной профессиональной общеобразовательной программы (ОПОП):

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 216 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебной нагрузка обучающегося 140 ч, индивидуальные занятия -4 часа, (курсовая работа – 4 часа), самостоятельная работа 72 часов

В результате освоения раздела у обучающегося формируются следующие общие компетенции:

Код компетенции

Наименование результата компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения раздела у обучающегося формируются следующие ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ компетенции:

Код компетенции

Наименование результата компетенции

ПК 1.2

Организовывать культурно-просветительную работу.

ПК 1.3

Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.

ПК 1.4

Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности.

ПК 1.5

Использовать современные методы организации социально-культурной деятельности.

ПК 1.6

Анализировать состояние социально-культурной ситуации в регионе и учреждении культуры.

ПК 1.7

Определять приоритетные направления социально-культурной деятельности.

1.5. Формы промежуточной аттестации – дифференцированные зачеты в I и III семестрах, экзамены во II и IV семестрах

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

144

в том числе:

    лекции

70

     лабораторные и практические занятия

70

     индивидуальные занятия

4

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

Государственная итоговая аттестация в форме междисциплинарного экзамена

2.2. Тематический план и содержание раздела «Социально-культурная деятельность»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровен

освоения

1

2

3

4

I СЕМЕСТР

 

Введение. Дисциплина «Социально-культурная деятельность». Задачи, структура, содержание дисциплины. Связь дисциплины СКД с другими дисциплинами общегуманитарного и специального циклов. Терминология. Специальная литература и периодика по дисциплине. Основные разделы и темы дисциплины. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм учреждений социально-культурной сферы. Роль и место социально-культурной деятельности в системе духовной жизни общества Основные требования к изучению дисциплины

РАЗДЕЛ 1.Роль и место социально-культурной деятельности в системе духовной жизни общества

2

Ознак

Тема 1.1.

Сущность и сферы социально-культурной деятельности.

 Социально-культурная деятельность – условие реализации прав человека на все виды творческой деятельности в соответствии со способностями и интересами, как на профессиональной так и на любительской основе самостоятельная система социализации личности, воспитания и образования людей, важнейшая функция государственных и негосударственных структур, общественных движений и инициатив.

Социально-культурная деятельность – средство рационального использования свободного времени разными категориями населения. Нормативные документы, законодательные акты о социально-культурной деятельности.

Важнейшие сферы СКД: художественные промыслы и ремесла, народная культура (языки, фольклор, обычаи и обряды и др.); виды и жанры искусства (музыка, театр, архитектура, кинематография, литература и т.д.); любительское художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; научные исследования в области культуры, выявление, изучение, охрана памятников истории и культуры и другие виды деятельности.

Входной контроль Тест «Общие представления и понятия об обществе, культуре, ее формах проявления»

6

Ознак

Тема 1.2.

Исторические этапы становления и развития СКД в России.

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период

Социально-культурная деятельность на Руси в 10-14 вв.

Социально-культурный уклад России в 15-17 вв.

Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в 18 веке.

Общественно-просветительное движение и досуг России в 19-начале 20 вв.

Политико-просветительная работа, культурно-просветительная работа, социальная работа в период 1917-1941 гг.

Культурно-просветительная, социальная работа в годы Велико Отечественной войны 1941-45 гг.

Культурно-просветительная и социальная работа в 1945-55 гг.

Просветительная работа и социально-культурные процессы в 1956-1990 гг.

Социально-культурная деятельность в условиях общественно-политических реформ в России последнего десятилетия XX – начала XXI вв.

Современная социально-культурная ситуация в России.

Социально-культурная деятельность за рубежом, ее современное с современное состояние.

Итоговые формы контроля по теме: тестирование

6

Ознак

Тема 1.3.

Социально-культурная среда как среда социализации личности.

Социально-культурная среда – условие конкретного проявления общественных отношений в сфере культуры и досуга. Макро и микро среда, как сфера действия больших и малых групп и входящих в них личностей.

2

Ознак

Тема 1.4.

Принципы и функции СКД. СКД в условиях изменения социально-экономической и политической жизни в РФ.

Понятие принципа применительно к социально-культурным процессам.

Влияние процессов социально-экономического и духовного обновления общества на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Конкретное отражение, развитие и обоснование принципов социально-культурной деятельности в практике государственных и негосударственных, общественных институтов. Их закрепление в документах законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Плюрализм в социально-культурной деятельности, альтернативность подходов в ее содержании и организации. Приоритет общечеловеческих интересов над сословно-групповыми в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Всеобщее массовое культуротворчество как доминирующий признак. Гуманизация содержания и воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Диалектическое единство и преемственность культурно-исторического; социально-педагогического и национально-этнического) опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.

Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами, основанный на децентрализации и суверенности региональной социально-культурной политики.

Понятие функции социально-культурной деятельности. Определение термина «функция» применительно к ее содержанию.

Основные функции СКД: развивающая, информационно-познавательная и просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, коммуникативная, воспитательная, гедонистическая.

Форма контроля: Опрос по карточкам

4

Ознак

РАЗДЕЛ II

 Досуг как сфера социально-культурной деятельности

Тема 2.1

Сущность досуга.

Понятие досуга. Досуг как совокупность различных видов занятий и деятельности, предназначенных для удовлетворения потребностей людей в свободное время. Культура досуга – набор ценностных ориентаций и кодов поведения, способствующих самореализации внутренних, творческих возможностей личности в свободное время.

Бюджет времени человека. Свободное время, его общие и особенные свойства. Понятие «время» в философской трактовке. Общие свойства времени: однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость.

Разновидности времени: физическое, химическое, биологическое, социальное. Социальное время - высшая форма времени.  Составляющие: время рабочее, внерабочее, свободное. их соотношения, взаимосвязь и взаимозависимость.

Форма контроля: Практическое задание: рассчитать хронометраж свободного времени студента колледжа искусств и культуры.

6

Ознак

Тема 2.2.

Теории досуга. Философия отдыха, подготовки к жизни, суммирования, инстинкта, релаксации, рекреации, самовыражения. Досуг как существование. Досуг как развитие. Теория социальной идентичности. Теория взаимодействия. Институциональная теория. Политическая теория. Гуманистическая теория.

2

Ознак

Тема 2.3.

Концепции досуга. Понятие концепции применительно к свободному времени человека. Досуговые концепции с точки зрения целеполагания: деятельностная, медико-биологическая,  культуротворческая, природоориентированная, технико-экономическая, социально-управленческая. Их особенности.

2

Ознак

Тема 2.4.

Виды досуговых занятий как фактор реализации свободного времени человека.

Типология досуговых занятий продуктивные, репродуктивные, познавательные, эмоционально-коммуникативно-развлекательные, физически активные, деструктивные, их формы и проявления.  Культурно-досуговая активность, уровни.

Форма контроля: Устный опрос по теме.

2

Ознак

Тема 2.5.

Типы досугового поведения личности.

Взаимосвязь психотипа человека с выбором типов досуговых занятий. Типы досугового поведения: развлекательный, эмоциональный, интеллектуальный, деятельный, развлекательный, инертный, их характеристика

.

Ознак

Итоговое занятие по разделу.

Форма контроля: 

Практическое работа: сопоставить виды досуговой деятельности с соответствующими концепциями досуга и типами личности.

1

ИТОГО:

34 часа

IV СЕМЕСТР

РАЗДЕД III

Социально-культурные институты

Тема 3.1.

Институциональные субъекты социально-культурной деятельности. Общее и особенное понятий «социальный институт» и «социально-культурный институт».

Понимание сущности социально-культурного института, обеспечивающего осуществление социально-культурной деятельности.

Классификация социально-культурных институтов.

2

Ознак

Тема 3.2.

Семья как социально-культурный институт.

Семья - субъект и объект СКД.

Типология современной семьи. Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого типа семьи.

Характеристика социальных функций семьи. Понятия социокультурных ценностей, предпочтений и традиций в семье. Роль и место семьи в социальных связях человека.

Роль семейного досуга в социализации личности.

Практическая работа: Разработка перечня досуговых мероприятий для семейного досуга на неделю (не менее 6 форм).

Устный опрос по теме

4

Репрод

Тема 3.3.

Государственные и муниципальные структуры - органы государственной и муниципальной власти, ведущие институты в структуре СКД, их полномочия.

Федеральные, региональные и местные муниципальные органы управления социально-культурной сферой, выработки и реализации культурной политики. Функции и полномочия государственной службы и госслужащих в рамках социального партнерства в области культуры, образования, досуга, спорта и социальной защиты граждан. Роль, место и возможности различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в процессе управления и регулирования социокультурной сферы в рамках социального партнерства.

Практическая работа: знакомство с государственными и муниципальными нормативными актами в области культуры.

2

Ознак

Тема 3.4.

Система образования и роль культурологического образования в РФ.  Уровни образования: начальное образование, основное общее образование, среднее (полное) общее; начальное профессиональное, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование; послевузововское обучение. Дополнительное образование детей и взрослых средствами искусства как условие реализации свободного времени, развития творческих способностей, художественного и эстетического воспитания

 Формы обучения. Учебный коллектив и его роль в организации внеучебных занятий и развитии личности.  

Форма контроля: Тестирование

2

Ознак

Тема 3.5.

Трудовой коллектив как средство социализации личности. Досуг как элемент культуры труда, его влияние на формирование социально-психологического микроклимата в коллективе и организационной культуры. предприятия. Корпоративный досуг в трудовом коллективе, формы и содержание.

Практическая работа: Составить перечень досуговых форм для организации и проведения профессионального праздника (не менее 8 форм).

2

Репрод

Тема 3.6.

Коммерческие и некоммерческие организации культуры

Коммерческие структуры в социально-культурной сфере. как представители социального бизнеса.

Сущность, специфика коммерческих структур в социально-культурной сфере. Связь коммерческих организаций с социально-культурными и досуговыми потребностями населения. Виды коммерческой деятельности в социально-культурной сфере. Досуг как привлекательная сфера для коммерческой деятельности. Меценатство, благотворительность, спонсорство, инвестиции в социально-культурной сфере.

Некоммерческие организации культуры. Особенности деятельности некоммерческих организаций. Законодательство о некоммерческих организациях.

2

Ознак

Тема 3.7.

Общественно-добровольные формирования как социально-культурный институт. Общественно-добровольное формирование как основа создания, становления  и функционирования  гражданского общества. Понятие. Виды общественно-добровольных формирований: общества, фонды, движения, ассоциации, союзы, объединения, инициативы, группы, клубы. Классификация общественно-добровольных формирований по составу участников, профилю, содержанию работы, формам и методам деятельности. Взаимодействие разного вида общественно-добровольных формирований в решении просветительских, образовательных, досуговых и других задач.

Роль общественно-добровольных формирований в организации социально - культурной деятельности. Законодательство РФ об общественных организациях

Самостоятельная работа: подготовка к семинару на тему «ОДФ, действующие на территории Пермского края»

4

Репрод

Тема 3.8.

Средства массовой информации, их роль в социально-культурной деятельности.

Виды: печать, радио, телевидение, интернет

Характеристика средств массовой информации как социального института, представляющего «четвертую власть».

Специфические особенности средств массовой информации, определяющие их назначение в обществе:

а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом);

б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда;

в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения;

 г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

 Функции СМИ.

Практическая работа: Разработка проектов телеканалов.

2

Продукт

Тема 3.9

Социально-культурные институты культурно-досугового профиля.

Тема 3.9.1

 Информационно-просветительные учреждения Библиотеки, музеи, планетарии, выставочные центры, их виды, функции, направления, формы и содержания деятельности.

Форма контроля: устный опрос 

Самостоятельная работа: Домашняя работа: Разработка презентации книги. Разработка приглашения на тематическую выставку музейных экспонатов. Разработка приглашения на цикл лекций в планетарий.

4

Продукт

Тема 3.9.2

Санаторно-курортные учреждения: Санатории, профилактории, Дома отдыха, пансионаты, базы отдыха, кемпинги, турбазы, их функции, направления, формы и содержания деятельности.

Практическая работа: Разработка перечня мероприятий для отдыхающих в санаторно-курортном учреждении.

2

Репрод

Тема 3.9.3

Туристско-экскурсионные организации

Туристско-экскурсионное обслуживание как составная часть социально-культурной деятельности. Виды туристических организаций, специфика и направления деятельности.

Самостоятельная работа: Подготовка к семинару на тему «Развитие туризма в Пермском крае»

Практическая работа: Разработка маршрута экскурсии.

2

Продукт

Тема 3.9.4

Учреждения физической культуры и спорта, их роль в формировании общей культуры личности, виды, содержание и формы работы.

Самостоятельная работа: Разработка проекта спортивно-оздоровительного комплекса.

2

Продукт

Тема 3.9.5

Концертно-зрелищные учреждения; театры, кинотеатры, филармонии, цирк. Формы и содержание деятельности

Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему «Деятельность концертно-зрелищных учреждений в Перми и Пермском крае»

2

Репрод

Тема 3.9.6

Парки - учреждения культуры под открытым небом.

Парки - как социально-культурные центры. Их классификация и основные досуговые функции. Специфические особенности парков культуры и отдыха. Содержание, направления и формы социально-культурной деятельности парков с учетом специфики организации досуга разных групп населения.

Самостоятельная работа: Разработка модели современного парка культуры и отдыха.

2

Продукт

Тема 3.9.7

Учреждения культуры для детей и юношества. Учреждения дополнительного образования, учреждения культуры для детей. Принципы организации детского досуг, функции, направления, формы и содержание деятельности.

Форма контроля: устный опрос

2

Ознак

Тема 3.9.8

Учреждения культуры клубного типа.   Организационно-правовая форма. Вид собственности. Традиционные и преобразованные: однопрофильные и многопрофильные. Функции, направления и содержание деятельности с различными категориями населения.

Практическая работа: Разработка проекта однопрофильного учреждения культуры клубного типа.

3

Продукт

Итоговое занятие.

1

ИТОГО:

40

V СЕМЕСТР

РАЗДЕЛ IV

Методики социально-культурной деятельности

Тема 4

Методики социально-культурной деятельности.

Методика как совокупность методов, приемов целесообразного выполнения социально-культурной деятельности. Классификация методик социально-культурной деятельности: общие, функциональные (отраслевые), частные (дифференцированные). Особенности их применения в СКД.

Форма контроля: Опрос по карточкам

1

Ознак

Тема 4.1

Общие методики их характеристика и роль в социально-культурной деятельности. Управление, диагностика, планирование, проектирование, методы, средства, формы, социально-культурной деятельности как элементы общих методик, их характеристика  

Понятие средств, методов, форм социально-культурной деятельности.

Средства как комплекс факторов идейно-эмоционального воздействия на зрителя, как инструмент, способствующий раскрытию содержания идей, событий, научных взглядов, фактов. Классификация средств социально-культурной деятельности: эмоциональные (живое слово, наглядные средства, произведения искусства), технические средства.

Методы как обоснованные способы использования средств воздействия для достижения поставленной цели. Классификация методов: родовые – иллюстрирование, театрализация, игры; психолого-педагогические – изложение, демонстрация, упражнение, убеждение, поощрение, пример и др.

Формы как способы и приемы организации (массовой, групповой, индивидуальной) деятельности людей. Формы как структура содержания и способ выражения деятельности. Зависимость формы от содержания и средств воздействия.

Практическая работа: Определить средства, методы и форму мероприятия.

Форма контроля: Письменный опрос по подготовленным вопросам на карточках

1

Ознак

Тема 4.2

 Функциональные (отраслевые) методики.

Тема 4.2.1

Методика художественно-зрелищной деятельности.

Художественно-зрелищная деятельность – методика массового воздействия. Особенности: зрелищность, эмоциональность, уникальность, неповторимость, личностная форма проявления, современность в организации и постановке. Роль художественно-выразительных средств в формах массового воздействия.

Форма контроля: устный опрос

2

Репрод

Тема 4.2.1.1

Формы зрелищного типа: выставка, экскурсия Определение. Классификация по типам и видам.  И Методика организации и проведения.

Практическая работа: Разработать план подготовки выставки.

Самостоятельная работа: Разработка маршрута экскурсии.

2

Репрод, продукт.

Тема 4.2.1.2

Вечер. Специфика, типы и жанры вечеров. Методика подготовки и проведения вечера.

Форма контроля:

Практическая работа: Разработать примерный план подготовки вечера. (Тема, вид и жанр вечера на выбор)

2

Продукт

Тема 4.2.1.3

Концерт. Понятие. Виды концертов. Методика подготовки и проведения концерта.

Форма контроля:

Практическая работа: Составить программу тематического концерта.

2

Продукт

Тема 4.2.1.4

Обряд. Понятие, структура. Виды: религиозные и светские. Особенности организации обрядов.

1

Ознак

Тема 4.2.1.5

Фестиваль – массовое празднество, показ достижений различных жанров искусства. Особенности организации фестивалей.

Практическая работа: Разработать положение фестиваля.

1

Тема 4.2.1.6

Праздник. Определение. Основные компоненты праздника. Классификация праздников по видам. Современная система праздников. Методика подготовки и проведения праздника.

Индивидуальное занятие: Разработать программу праздника.

2

Тема 4.2.1.7

Комплексные формы художественно-зрелищной деятельности: тематические дни, недели, декады. Методика подготовки и проведения комплексных форм.

Индивидуальное занятие: Составить примерную программу тематического дня.

2

Продукт

Тема 4.2.1.8

Современные формы художественно-зрелищной деятельности. Современные формы художественно-зрелищной деятельности: дефиле, перфоманс, шоу-программа, акция, компертеман, варьете

2

Ознакомит

Тема 4.3

Тема 2.2 Методика информационно-просветительной и познавательной деятельности. Характеристика информационно-просветительной и познавательной деятельности.

Информационно-просветительная деятельность как фактор развития и обогащения культурно-досуговой деятельности.

Просвещение как процесс всесторонней целенаправленной активности, расширяющей познание личностью окружающего мира. Посвящение как вид информационно-познавательной деятельности в сфере досуга.

Функции просвещения: интегрирующая, ее сущность в обеспечении непрерывности приобретения и систематизации накопленных знаний; развивающая; креативная, способствующая реализации творческого потенциала личности; компенсаторная, восполняющая недостатки базового образования.

2

Продукт

Тема 4.3.1

Монологовые формы информационно-просветительной и познавательной деятельности: обзор, доклад, лекция, брифинг.

Практическая работа: Разработать текст обзора мероприятия

Форма контроля: Устный опрос по теме

2

Тема 4.3.2

Диалоговые формы информационно-просветительной и познавательной деятельности: беседа, встреча, конференция, семинар; дискуссионные формы: диспут, дискуссия, дебаты, «Круглый стол», «Блиц-ринг».

Форма контроля:

Практическая работа: Разработка примерных темы и вопросов для дискуссионной формы.

Практическое занятие по теме «Методика подготовки и проведения диалогических и дискуссионных форм» - деловая игра.

Индивидуальное занятие: Разработка приглашения на заседание круглого стола.

2

Тема 4.3.3

Комплексные формы информационно-просветительной и познавательной деятельности: митинг, манифестация, презентация, ток-шоу.

Практическая работа: Разработка программы презентации творческого коллектива.

2

Тема 4.4

Методика культурно - творческой деятельности Характеристика культурно - творческой деятельности. Особенности: добровольность, художественный плюрализм, оригинальность, неповторимость, общественно-историческая уникальность.

Сущность культурно - творческой деятельности. Понятие творчества и его виды. Формы творческой деятельности: индивидуальная и общественная. Виды творческой деятельности: познавательная, дискуссионная, учебная, поисково-исследовательская, пропагандистская.

2

Тема 4.4.1

Коллективы творчества как формы культурно – творческой деятельности. Кружок, студия, курсы, школа, лаборатория, мастерская, товарищество, клуб, объединение. Типы, виды, содержание деятельности.

Технология культуротворческой деятельности: пути создания и организация деятельности коллектива.

Индивидуальное занятие: Разработать абонемент клубного формирования Организация творческого коллектива, планирование деятельности творческого коллектива.

2

Тема 4.4.2

Методика рекреативно-оздоровительной деятельности. Характеристика рекреативно-оздоровительной деятельности. Особенности: восстановление физических и духовных сил, разнообразие рекреационных занятий, положительный эмоциональный настрой.

Сущность и разнообразие рекреативно-оздоровительной деятельности: туристско-экскурсионная деятельность, физкультурно-спортивная работа, пропаганда здорового образа жизни, организация развлечений и создание условий для неактивного отдыха.

2

ИТОГО:

т

19

п

13

32

VI СЕМЕСТР

Тема 4.4

 Социально-дифференцированные (частные) методики и их роль в социально-культурной деятельности

Тема 4.4.1

Аудитория культурно-досугового учреждения.

Понятие аудитории. Реальная и потенциальная аудитория. Мотивы и потребности. Критерии дифференциации реальной аудитории. Виды реальной аудитории. Массовая и групповая аудитория. Индивидуальная работа культурно-досуговых учреждений.

4

Ознак

Тема 4.4.2

Методика работы с разными возрастными группами населения.

Классификация аудитории по социально - возрастному признаку: дети, подростки, молодежь, зрелый возраст, пожилые. Особенности организации их досуга. Зависимость досуговых форм от психолого-педагогических особенностей различных возрастных групп.

Практическая работа:

1. Составить программу организации зимних каникул для детей младшего школьного возраста.

2. Разработать план-сценарий мероприятия для молодежи (форма на выбор)

3. Разработать перечень тематических вечеров – отдыха для людей зрелого возраста.

4. Разработать программу тематического дня пожилых людей.

Индивидуальное занятие: 

Форма контроля: Тестирование 

8

8

Продукт

Тема 4.4.3

Методика работы учреждений социально-культурного профиля с различными социальными группами.

Особенности организации досуга отдельных социальных групп: семей, трудовых коллективов, учебных групп, туристско-экскурсионных групп, отдыхающих на курортах и в Домах отдыха, людей, нуждающихся в социальной защите (инвалидов, участников боевых действий, одиноких, престарелых и др.)

Самостоятельная работа: подготовка сообщения по теме.

Индивидуальное занятие: Разработка программы «Дня семейного отдыха», «Дня матери», «Дня отца».

4

4

Репрод

Тема 4.5.

Региональные особенности социально-культурной деятельности. Социокультурная ситуация Пермского края. Культурное наследие региона. Многонациональное содержание социально-культурной деятельности Особенности работы национальных культурных центров. Социокультурные программы и условия их реализации на территории края.

Форма контроля: семинар

2

Репрод

РАЗДЕЛ V

Роль конкретно-социологических исследований в развитии СКС.

Тема 5.1.

Понятие об основных методах конкретно-социологических исследований.

Социология – как наука об обществе, как целостной социальной системе. Социологические исследования – это анализ состояния и эффективности социально-культурной деятельности, ее организации и координации, универсальный источник информации по выявлению разного вида проблем и подсказка их решения.

Виды исследований: тестирование, наблюдение (включенное, невключенное, прерывное, непрерывное, сплошное, единовременное), исследование анкетное, монографическое; опросы (экспедиционный, корреспондентский), интервью, беседа, изучение документации.

Значение и роль социологических исследований в культурно-досуговой

Практическая работа: Разработка вопросов для интервью.

4

2

Репрод

Тема 5.2

Организация исследования. Методы обработки и анализ результатов.

Практическая работа: Разработка программы социологического исследования интересов аудитории КДУ.

Форма контроля: Устный опрос по разделу.

1

1

Продукт

ИТОГО:

38

144 часа

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета (специализированной аудитории) - любой

Технические средства обучения: по возможности

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Боронникова Г.А. Культурно-досуговые центры: учеб.пособие. – Пермь: ПГИИК, 2006. – 171 с.
  2. Жарков А.Д., Технология культурно-лосуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2002 г.
  3. Куличкина Г.В. Технологии масс-медиа в социально-культурной деятельности: Учебное пособие для студентов, Пермский гос. Ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2008.
  4. Режиссура театра и массовых театрализованных действий; Словарь-справочник.3-е издание  исправл. и дополн.:/сост. Козлова Р.П., ПГИК. Пермь, 2008 г.
  5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.д. Социально-культурная деятельность. Учебник. М.: МГУКИ, 2004

Дополнительные источники:

  1. Антонюк ГА. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико-методологические аспекты. Минск, 1986
  2. Багдасарьян Н.Г. Культурология; Учебник для вузов, М.,-Высшее образование. 2007 г
  3. Боронникова Г.А. Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества, Пермск. гос. техн. у-т.-Пермь, 2006 г.
  4. Боронникова Г.А. Социально-культурные процессы в регионе и их регулирование;
  5. Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект. – М:.Профиздат, 2005
  6. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.- 152.
  7. Пермский государственный институт искусства и культуры. – Пермь, 2009.
  8. Бочарова Н.И., Тихонова О.В. Организация досуга детей в семье. М., Академия. 2000 г
  9. ЕрошенковИ.Н. культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. М., Владос. 2004 г._
  10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., МГУКИ. 2000г.
  11. Красильников Ю.д. Методика социально-культурного проектирования. Уч.пособие.- М.:,МГИК, 1993
  12. Культурно-досуговая деятельность. Учебник/под научной редакцией академика РАЕН  А.Д.Жаркова  и профессора В.М.Чижикова,-М.,1998 г
  13. Лаврентьева Л.Н., Смирнова Ю.А. Культура русского народа: обычаи, обряды, занятия, фольклор. СПб., Паритет, 2005 г.
  14. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: Учебное пособие-2-е издание, исправл.-Челябинск, 2007 г.
  15. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография –Челябинск 2006г, -ч.1 и2
  16. Триодин В.Е. История и теория социально-культурной деятельности. -СПб 2000г
  17. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. С.-Петербург, 1997
  18. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социально-культурного проектирования. Уч. Пособие.: СПб., 1998.
  19. Кузицын Г.М.  Культурный прогресс человечества.-Пермь; Звезда, 2002
  20. Кузицын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: уч. пособие. Перм. гос. ин-т  искусства  и культуры.-Пермь. 2001 г.
  21. Новаторов В.Е. Социально-культурный маркетинг в вопросах и ответах.-Иркутск, 2004 г
  22. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социально-культурного менеджмента: Учебник. М.: МГУКИ, 2008 г.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- Разрабатывать и реализовывать социально-культурные проекты

- Организовывать культурно-просветительную работу

- Обеспечивать дифференцированное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями

- Использовать современные методики организации социально-культурной деятельности

Формы:

  1. письменные (по карточкам, по вопросам)  опросы
  2. оценка и анализ выполненных  практических работ
  3. оценка и анализ разработанных (уже готовых) документов, программ, планов, проектов студентами
  4. Практические работы

Знания:

-основных видов и этапов становления и развития СКД в России,

-понятий субъектов СКД;

- теоретических и общих  методик организации и развития СКД в различных типах КДУ и образовательных учреждениях;  

 -современных социально-культурных технологий, социально-культурных программ и проектов, методик конкретно - социологических исследований; 

- психолого-педагогических особенностей различных возрастных категорий аудитории КДУ

Формы:

1. тесты

2. письменные (по карточкам, по вопросам)  и устные опросы

3. взаимоопрос (вопрос-ответ студентов друг другу)

4. оценка и анализ выполненных  практических работ

5.оценка и анализ разработанных (уже готовых) документов, программ, планов, проектов студентами

6.зачеты

7.Экзамены