Организация и проведение профориентационных экскурсий.

Любовь Анатольевна Михайлова

Выбор профессии подростком происходит под влиянием многих факторов, в том числе психологических, социальных и экономических. На выбор профессии влияют особенности личности, интересы, склонности, способности подростка,  состояние здоровья, а еще уровень информированности молодежи о современном рынке труда. Поэтому, на мой взгляд следует рассматривать эффективные формы профориентационной работы с молодежью такие, как профориентационные экскурсии на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, профориентационные занятия и деловые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_i_provedenie_profekskursiy_1.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение профэкскурсий.

I. Введение.

    Выбор профессии – это одна из самых важных и актуальных задач, которую обязательно приходится решать юношам и девушкам.

    Для того чтобы выбранная специальность оказалась делом по душе и по плечу, нужно как можно больше знать о ней, о своих способностях и о том, насколько будущая специальность окажется необходимой на рынке труда.

    Главная цель производственной экскурсии помощь в профессиональном самоопределении.

    Основные задачи производственной экскурсии:

  1. Расширение технического образования учащихся. Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает обучающимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей. Экскурсия дает возможность в сравнительно короткие сроки с помощью непосредственного наблюдения, которое сопровождается необходимым объяснением.
  2. Ознакомить учащихся с основными условиями и структурными элементами конкретной профессиональной деятельности.
  3. Помочь приобрести умения самостоятельно анализировать профессии и соотносить свои личные качества с требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к личности.

II. Виды производственных экскурсий.

     По форме экскурсии разделяются на ознакомительные, тематические, комплексные и профессиографические.    

     Несмотря на разнообразие видов экскурсий, наиболее приемлемая по содержанию является комплексная экскурсия. Такого рода экскурсии позволяют охватить более широкий круг вопросов (объекты техники, производственные процессы, организация рабочих мест, техника безопасности, содержание труда по различным профессиям и т.п.). Поэтому специалисты центра «Вектор» отдают предпочтение именно комплексным экскурсиям. В данном методическом пособии различные варианты предлагаемых подобных экскурсий.

Производственные экскурсии проводятся:

  • на предприятия в целом,
  • в отдельные цеха,
  • к отдельным техническим объектам,
  • в музеи трудовой славы, которые созданы на многих предприятиях,
  • в мастерские образовательных учреждений.

    Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам техники безопасности.

    Сама экскурсия начинается вступительным словом организатора (цель, задачи, план) и экскурсовода, который дает участникам экскурсии общую характеристику предприятия, его коллектива, наиболее типичных профессий.     После окончания экскурсии здесь же на объекте проводится заключительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы учащихся.

    Подведение итогов посвященных обсуждению профессий, с которыми познакомились на экскурсии, может происходить в разных формах:

  • урок-диспут,
  • беседа
  • викторина,
  • ролевая игра,
  • анкета,
  • защита рефератов,
  • сочинение.

                                                Функции сторон:

Школа

Производство

  • в лице учителя-предметника (педагога в качестве классного руководителя, воспитателя, ответственного за профориентационную работу  в школе) совместно с организатором (специалистом Центра): уточняет цель экскурсии.
  • представляет список учащихся.
  • разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, беседы.
  • в лице ответственного за проведение экскурсии: составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей школы, цели экскурсии.
  • согласовывает их с отделом технической безопасности.
  • Готовит экскурсоводов, проводя с ними методическую работу.

Примерные варианты экскурсий:

ВАРИАНТ № 1

ВАРИАНТ № 2

ВАРИАНТ № 3

III. Этапы организации.

    Проведению экскурсии предшествует тщательная подготовительная работа по организации экскурсионной базы.

Она включает в себя следующие этапы:

№ п/п

Центр «Вектор»

Школа

Предприятие

1.

Изучение спроса на проведение экскурсий среди образовательных учреждений города.

Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся (это может сделать школьный психолог, классный руководитель, и т.д.)

Подготовка к экскурсии экскурсовода (на предприятии это могут быть специалисты, заместители руководителя, опытные рабочие).

2.

Изучение предприятий города в целях отбора для организации экскурсионной базы. Следует охватить предприятия различных отраслей.

Написание заявки  в адрес руководства центра для организации экскурсии  (цель экскурсии, время проведения, и т.п.).

Заключение договора с руководителями центра о проведении экскурсий.

3.

Проведение переговоров с руководителями предприятий о возможности проведения экскурсий.

 Подготовка списка учащихся с данными удостоверяющими личность, количество участников, включая сопровождающих.

Составление маршрутного листа (тема экскурсии, время, количество участников, ответственные, сопровождающие, вид транспортного средства, место проведения).

4.

Заключение договора с руководителями предприятий о проведении экскурсий.

Заключение договора с руководителями центра о проведении экскурсий.

5.

Заключение договора с руководителями образовательных учреждений.

6.

Написание информационных писем в адрес руководства предприятий (цель экскурсии, время проведения, количество участников, включая сопровождающих и т.п.). К письму должен прилагаться список участников экскурсии с личными данными.

 VI. Ошибки при проведении производственных экскурсий.

  1. Безответственное отношение представителей образовательных учреждений к организации экскурсии  (считают это одним из развлекательных мероприятий.)
  2. Плохая информированность учащихся о мероприятии.
  3. Отсутствие контроля со стороны школы за усвоением материала.
  4. Неточная координация действий представителей предприятия на период экскурсии.
  5. Избыточная детализация и использование специальных терминов, непонятных учащимся.
  6. Задержки во время маршрута и длительные переходы, что приводит к снижению концентрации внимания учащихся.
  7. Недостаточно продумывается методика показа объектов по маршруту.

V. Перспективы развития.

    Хорошо подготовленные и проведенные экскурсии содействуют устранению штампов в преподавании, реорганизуют связь школьных предметов с жизнью, техникой, производством, способствуют профессиональному самоопределению и формированию у молодежи адекватных представлений о востребованных и перспективных профессиях в различных секторах экономики города; знакомство с содержанием и реальными условиями деятельности специалистов разных профессий.