Доклад на тему: «Концертная деятельность учащихся – как средство социальной адаптации»

Мартемьянова Ирина Александровна

В наше время образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями. Сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Поэтому процесс обучения должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2015.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» п.Унъюган

                                                                 Доклад

на тему:

«Концертная деятельность учащихся – как средство социальной адаптации»

                                                                                                                                 

 

                                                                                               Составлен  преподавателем ДШИ:

                                                                                                                     Мартемьяновой И.А.

 Во все времена ученые, философы, психологи, педагоги, писатели, художники, музыканты стремились осмыслить сущность искусства, определить его специфические особенности, место в жизни общества, роль в воспитании детей. Большие возможности музыки, театра, живописи и воздействии на духовный мир человека, на формирование его личности были замечены еще в древности.

Громадную социальную роль искусства признавали древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон. Они рассматривали искусство, в том числе и музыкальное, как средство гармонического развития личности. По их мнению, музыка устанавливает порядок во Вселенной, утверждает гармонию личности с окружающим природным миром, восстанавливает нарушенную гармонию в человеческом теле. Иными словами музыка способствует адаптации человека в природном и социальном мире.

Традиционно адаптацией называют процесс приспособления строения и функций организмов к условиям существования. Понятие «адаптация» имеет широкий спектр обозначений в различных областях науки. Корни знаний уходят к постижению сущности человека (как индивидуальности). Философские аспекты исследуемой проблемы обнаруживаются в трудах Ф.Бэкона, Р.Декарта, Д.Локка, Ж. Руссо, И. Канта и других. В их работах затрагиваются философские проблемы развития личности, формирования сознания и деятельности человека. Термин « адаптация», впервые примененный Н. Аубертом, Б.Ф. Вериго и разработанный позднее Э.Эдрианом, А.А. Ухтомским как параметр приспособления к среде, понимался и понимается в науке по разному. Адаптация как процесс и адаптированность как свойство личности неразрывно связаны с информационными процессами, происходящими сегодня в природе, обществе, техносфере. Степень исследования проблемы адаптации  в различных областях научных знаний достаточно обширна. Кроме того, проблемы адаптации широко исследуются в педагогической науке на уровне общеобразовательных школ и системы дополнительного образования детей.

В последние десятилетия Россия переживает этап реформирования, переоценки существующих ценностей. Все это влияет на облик нового поколения детей, отражающего потребности и возможности своих родителей. Дефицит времени у родителей на достаточное общение с собственным ребенком во многом порождает низкий уровень социальной, интеллектуальной и эстетической грамотности общества. В связи с этим появилось большое количество детей с различным уровнем развития ( гиперактивность, пассивность, неспособность сосредоточиться или, напротив, быстрое усвоение материала, большое желание создавать и творить), которые обучаются в общеобразовательных и музыкальных школах. Сегодня музыкально-эстетическое развитие особенно необходимо ребенку в связи с увеличением технических средств и уменьшением естественной коммуникации, так как музыкальное искусство способно не только расширить кругозор ребенка ,помочь обрести навыки общения, удовлетворить эстетические потребности, но и решить проблему психологической разгрузки ( бессознательного очищения).

В наше время образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями. Сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Поэтому процесс обучения должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Особенность музыкального обучения заключается в том, что его методика нацелена на стимулирование всестороннего развития ребенка, расширение представлений о неограниченности его способностей, поддержание интереса к избранному виду творческой деятельности. Особое место в музыкальном образовании занимает обучение игре на фортепиано.

« Игра на фортепиано-движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое», писал А.Рубинштейн. Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия. Освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра.

Между тем, обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать.

Посредством обучения в ребенке могут раскрываться и другие способности, которых ранее не замечали. Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделяться среди других детей, привлекать их заинтересованное внимание, а значит, чувствовать интерес к себе со стороны окружающих, достигать успехов и получать признание, что также является значительным стимулом в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.

Психологической основой обучения музыки является развитие наблюдательности, опра на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка достигается тогда, когда используются все формы организации музыкальной деятельности детей.

Особенно следует отметить такую форму, как организация и проведение концертов силами преподавателя, учеников и их родителей.

В жизни детей праздничный концерт занимает особое место. Дети эмоциональны и впечатлительны. Отличительная черта их психики – усиленная острота восприятия, стремление к самовыражению. Организация концерта требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. Поэтому план и организация самого концерта включается в общую систему воспитательного процесса. Обязательно учитываются интересы и психологические особенности детей. Это очень важно при подборе репертуара и раздаче индивидуальных заданий. Такие задания нужны для вовлечения всех детей в процесс подготовки к концерту. Поощряется самостоятельность и инициатива.

Концерт – праздник, радость. Перед слушателями дети играют лучше, чем в классе: более артистично и темпераментно. Возможность проявить себя, самоутвердиться, продемонстрировать успехи и услышать похвалу, аплодисменты является потребностью детского возраста.

Работа по проведению и подготовке концерта делится на несколько этапов. Первый – беседа с детьми. Заинтересовав предстоящей работой, создается ситуация « завтрашней радости». В ходе беседы рождается тема концерта, обсуждается программа. Следующий этап – организация подготовительной работы. Педагог и ученики продумывают, в чем будет заключаться их участие в концерте. На этом же этапе планируется создание викторин, конкурсов, ансамблей, выполняются работы по оформлению помещения.

Учитывая то, что основной формой занятий по фортепиано является индивидуальная форма обучения, коллективная деятельность по подготовке к концерту является эффективным средством сплочения детского коллектива. В жизни детей должны участвовать их родители, бабушки, дедушки. Такие мероприятия объединяют детей и взрослых. Дети видят, что коллективные усилия дают хорошие результаты, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех. После концерта нужно дать детям возможность обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе с детьми.

Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного, успешного ребенка выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности.

Программа классного концерта является неким самостоятельным образованием, с законами жизни которого педагогу необходимо считаться. Пьесы, удачно характеризующие каждого ребенка в отдельности, должны вместе с там образовать единство концерта в целом, так как о слушательском восприятии тоже необходимо заботиться. Программу необходимо рассматривать не как случайное сочетание произведений, готовых на данный момент, а как целостный организм, « эстетическую единицу», если угодно. Наиболее распространены следующие разновидности классных концертов: сборные, тематические, монографические, жанровые, праздничные, а также конкурсы и театральные постановки. Чем разнообразнее будет тематика классных концертов, тем полнее будет жизнь наших учеников.

В течение учебного года все ученики, обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. Посвящение в первоклассники, отчетный концерт в мае, тематические концерты для детского сада и начальной школы: литературно-музыкальные вечера «Воспоминание о севере», « Темы народности в произведениях русских композиторов», «Весенние мотивы», «Шоу представление в дуэтном исполнении» - конкурс ансамблей, беседа-концерт о полифонии «Несерьезно о серьезном» и другие – это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Учащиеся пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, и как концертмейстеры, и как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. А зрительская аудитория – воспитанники детского сада, сверстники, родители и близкие родственники – это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие.

Задача школы – воспитывать счастливых детей, поскольку «счастье…-в глубоком переживании расцвета своих духовных сил во имя возвышенной цели – творчества, создающего новый мир». (В.Сухомлинский)

Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от признания себя как личности, от всеобщего признания – как индивида, как полноценного члена общества.

                                               Библиография.  

Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д.Алексеев. - М.: Музыка, 1978. – 289с.

Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л.Бочкарев. – М.: КлассикаХХI, 2008. – 352с.

Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968. – 415с.

Ляховицкая, З.С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре / З.С.Ляховицкая. – Л.:Музыка, 1970. – 50с.

Милич, Б.Е. Воспитание ученика – пианиста / Б.Е.Милич. – М.: Кифара, 2002. – 183с.

Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г.Нейгауз. – М.: Музыка, 1987. – 240с.

Пестерова, О.А. Социальная адаптация младших школьников средствами искусства / О.А.Пестерова. Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01.Улан – Удэ, 2006. – 22с.

Смирнов, В.И. Концертное выступление и принципы развивающего обучения / В.И.Смирнов.//Играем с начала. Выпуск. – 2010.№4.