Что же такое толерантность?

Леонова Татьяна Ивановна

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают в школу.

Поэтому я использую в своей работе  интер- активные игры параллельно с поиском эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_zhe_takoe_tolerantnost.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое толерантность?

«Так давайте учиться толерантности

в школах и других сообществах,

дома и на работе, а самое главное – постигать

 ее суть умом и сердцем»

Генеральный директор ЮНЕСКО

Федерико Майор

Толерантность (от латинского «толеран») - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям.

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитателя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у детей культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: « Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

После прочтения детской сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок», предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

 -объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;

 -кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

-считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе?

-если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

 У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение.

Цель - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе.

Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждаем, могли бы утята как-то иначе отнестись к непохожему на них утенку.

На уроках окружающего мира мы с детьми идем на экскурсию в парк. Ребятам даю задание найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается.

Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение. А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей - нет. Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет. А поднимите руку те, кто сделал сам хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот… Таких нет, - отвечают дети.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: « родители + дети +учитель + воспитатель».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Именно на первом этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.

Мы начали с организации  классных часов: на первых порах робких, но все, же таких, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывалось желание «отдать, а не взять», подарить людям радость.

Таким был классный час «Давайте познакомимся».

Каждый ученик  представлял себя: членов семьи, их фотографии, свои любимые национальные песни, стихи на родном языке, национальные блюда, рассказы о семейных и национальных традициях.

 Вот мы уже вместе организуем  праздник «Белые журавли», где дети  рассказывают стихи, поют песни, сами создают презентацию по теме, сами распределяют роли, сами складывают из бумаги журавлей, сами надувают шары и с журавлями запускают их в небо.

Особенно запал в памяти у детей вечер, посвященный памяти трагедии в Беслане. Все ученики нашего класса очень серьезно подошли к подготовке:

-подбирали материал в библиотеке,

- рассматривали фото и видео материал в кабинете информатики,

- составляли сценарий вечера памяти,

- распределяли обязанности,

- полностью взяли на себя подготовку к мероприятию,

- пригласили на вечер памяти учеников 5го класса.

Очень трогательно было смотреть на то, как стараются дети, на то, как смахивают слезинки благодарные слушатели, а слова звучат одинаково нежно и понятно для каждого человека.

Действительно, в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверцу незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

 Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т. е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно.

Система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволяет   ученикам успешно адаптироваться не только в школе, но и за ее пределами.

Развитие ратоты в этом направлении предусматривает следующее:

-Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

 -Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

 -Понимание принципа взаимодополняемости, как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать какдополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

 -Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

 -И как результат – приобщение к культуре мира.

 Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог, ожидаются следующие результаты:

-ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

 -ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

 -социально адаптированный ребенок.

Нравственное воспитание - одна из форм наследования нравственности. Термин «Нравственное воспитание» употребляется как обучение нормам общественного приличия. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим.

Социальные институты: семья, школа, оказывают нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности в целом протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания и самосовершенствования.

Школьный возраст- это продолжение закрепления  осознанного восприятия мира, когда закрепляются понятия добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости, толерантности. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закрепляются основные принципы гуманной жизни.

 В системе нравственного воспитания  школьника можно выделить следующие направления деятельности:

 -Формирование основ нравственного отношения к природе, к людям, к учителю, к трудовым обязанностям;

-Формирование потребности в овладении общечеловеческой культурой, развитие деятельно-волевой сферы;

-Обогащение нравственного опыта через систему знаний о человеке, человеческих отношений;

-Формирование умения нравственной оценки.

 Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, воспитатель превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывал такие социально-значимые качества личности, как долг, честь и совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое.

Сердцевина воспитания – развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.

Программа нравственного воспитания школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

 Решение проблем нравственного воспитания осуществляется через такие формы воспитательного процесса:

  • этические беседы,
  • конкурсы,
  • турниры вежливости,
  •  классные часы,
  • семейные выставки достижений,
  • викторины,
  • игры-импровизации,
  • походы,
  • экскурсии.

Эффективным средством нравственного воспитания является - коллективная творческая деятельность.

Ее направленность выступает тем каналом, по которому школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.

Примером такого дела оказался классный час, который мы подготовили с учениками  и провели уже в 6-ом классе «Героям 1812 года посвящается».

В подготовке к этому мероприятию были вовлечены все дети нашего класса, с учетом индивидуальных способностей конечно. Мы решились на этот труд только благодаря нашим ребятам. В тематике праздника соединили три главные темы:

  1. 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова;
  2. То, что 2015 год объявлен годом русской литературы;
  3. Праздник защитников отечества.

Начали с составления сценария, затем перешли к распределению ролей. Практически весь праздник был в стихотворной форме, так что попотеть пришлось. Все костюмы дети помогали украшать самостоятельно:

- делали из картона капоры, пришивали к ним цветы из бумаги, ленты,

- самостоятельно делали из ватмана кивера для гуса и мажореток,

- из картона, красной ткани и золотой тесьмы общими усилиями сделали погоны для гусар,

- из банок сделали для мажореток барабаны, разрисовали их,

- оформление зала готовили все вместе, расставляли аппаратуру и экран для презентации,

- привлекли к этой работе и родителей.

Выступление дополнили танцы, романсы, шуточные сценки. Приглашены на мероприятие были школьники среднего и старшего звена. Сотрудники, родители. Наше выступление имело успех, дети сорвали бурные аплодисменты и возгласы: «Браво!» Фото этого мероприятия можно увидеть в моем альбоме.

Все больше и больше убеждаюсь, что воспитание учащихся  в детском общественном объединении на принципах нравственности - это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активной личности.

Литература:

  1. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе ( 2001-2008г.г.).
  2. Радионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В., Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
  3. Риэрдон Бетти Э. Толерантность- дорога к миру. М., 2001.
  4. Степанов П. Как воспитать толерантность?//Народное образование, 2001, № 9; 2002, №9;
  5. Степанов Е.Н., Александрова М.А. «Классному руководителю о классном часе» М., 2002.
  6. Кузнецова В.Г. «Игры, викторины, праздники в школе и дома». «Аквариум», ГПГТВ. 1998.