Добро в моем сердце.

Леонова Татьяна Ивановна

Что такое доброта?  Как она выглядит? 

В чем проявляется? Часто ли мы задумываемся над этими вопросами?

Нет, не часто, если честно. Но наверняка все хотим, чтобы наши дети были добрыми.
Доброта и её воспитание в детях - тема этого классного часа.

Для того, чтобы воспитать что-то в ребенке, необходимо четко представлять,

что же именно мы хотим. Сядьте и подумайте, что же для вас самих «доброта»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_v_moem_serdtse.docx118.46 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Доброта в моем сердце»

Сегодня все желающие могут безо всяких на то причин совершать добрые поступки

ЦЕЛЬ:

  1. Расширять знания учащихся о доброте, её значении в жизни человека. Стимулировать детей к добрым поступкам.
  2.  Учить делать выводы.
  3. Развивать связную речь, умение выражать свои мысли.
  4. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. ларец,
  2. толковый словарь С. И. Ожегова,
  3. картинки с детскими улыбками,
  4. клубок с нитками,
  5. свеча,
  6. стихотворение, разрезанное на строчки.

Воспитатель:  Дорогие ребята! Сегодня я приготовила для вас ларец с волшебным даром. (Воспитатель открывает пустой ларец.) Нет, нет! Он не пустой. Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем, это - маленькое солнце, имя которого вы сейчас узнаете.

1й ученик:

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти  вновь и вновь.

2й ученик: 

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

 И оно поважнее, чем лица красота.

Это наших сердец  доброта.

Песня «Песенка про доброту» ( из м/фильма про поросенка Фунтика)

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить на тему «Доброта в моём сердце». Выясним значение доброты в жизни человека.

Что вы ожидаете от этой беседы?

 (Дети по очереди высказывают свои ожидания.)

 Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете, что такое добро? ( Дети отвечают.) Сейчас мы узнаем, как объясняет слово « добро» толковый словарь Ожегова.

Добро –

  1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-нибудь. Сделать много добра людям.  
  2. Не к добру (предвещает дурное; разг.).
  3. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством).

4.    Имущество, вещи (разг.). Чужое добро. Накопить добра,

5. Добро пожаловать - приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль!

6.  Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) - дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет.

7.  Пословицы: От добра добра не ищут (нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего).

  1. Игра-аукцион.

 Воспитатель: Доброта очень ценилась на Руси. Издавна людям давали фамилии и имена с корнем добр -. Проведем игру-аукцион: Напишите на доске  как можно больше слов с этим корнем. Например: добро (пишет на доске). Победит тот, кто напишет слово последним.

(добрейший, доброта, добротность, добрый, добряк, добровать – жить в добре и изобилии, добровольный, добродушный, добродетель, доброжелатель, добронравие, добропорядочный, добросовестный, добросердечный,  добротный, удобрять, удобрение, предобрый, раздобренный, задобренный)

 2. Тест “Добрый ли, я ?” 

Воспитатель: Сейчас мы проведем тест. Каждый из вас сможет проверить какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

 4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

 5. Часто ли ты используешь злые шутки?

 6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

 8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы.

 Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты: 

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

  1. Ситуации для обсуждения.

 Воспитатель: Каждый день нам приходится решать те или иные жизненные задачи, совершать поступки. Но всегда ли добрые поступки являются бескорыстными? Давайте проанализируем следующие ситуации.

Ситуация 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести пакет, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика отвести погулять во двор её маленькую собачку, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

Воспитатель: Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?

Д: В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.

 Воспитатель: Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?

Д: Нет.

Воспитатель: Как бы вы поступили на месте мальчиков? Где и как проявляете доброту?

 Вывод: Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!!! 

4. Мозговой штурм «собери стихотворение». 

Воспитатель:

 Ребята, сейчас вам будут предложены строчки из стихотворения. Вы должны их прочесть и выстроиться по смыслу стихотворения и прочесть его:

Если друг твой в словесном споре мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе, ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться, и коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с другом в ссоре, а тоска по нему горяча,
Это тоже еще не горе, не спеши, не руби с плеча.

В жизни всякое может случиться, и коль ваша дружба крепка,
Из-за глупого пустяка ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить в том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай, на разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай и предательства не прощай
Никому: ни себе, ни другу!

5.Упражнение «Солнце доброты». Работа в группах.

 Воспитатель: В честь хороших людей зажжём на небе «Солнце доброты». Для этого на лучиках напишите черты, присущие хорошему человеку. ( Например: отзывчивость, жалость, милосердие, соболезнование, сопереживание и др.)

  1. Упражнение «Сплети паутинку». 

Воспитатель: А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Встаньте в круг. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.

  1. Тренинг «Магическая свеча». 

Воспитатель: В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжём свечу и представим, что она магическая. И отныне, кто возьмёт её в руки, превращаются в фею. Включите фантазию, представьте, что бы вы сделали, став сказочной феей? Рефлексия (звучит тихая музыка).

Начните так: - Если бы я стал феей, я бы сделал так…

Воспитатель: Так много мы сегодня сказали о чем то таком, что нельзя потрогать руками, нельзя выкинуть в окошко. Итак, что же после всего сказанного  для вас означает слово « доброта»?

     9. Игра-тренинг “Волшебный цветок добра” 

Воспитатель: А теперь встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)  Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать.          Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе... Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

          А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, выходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

          Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец. Помните о ваших сверстниках, которые по состоянию здоровья вынуждены проходить длительное лечение в больницах.

          У вас на партах лежат бумажные сердечки. На них напишите добрые дела, которые вам предстоит совершить. Ваши сердца образуют аллею добрых сердец (вывешиваются на доску).

 3й ученик:

Добрым быть совсем, совсем непросто,

 Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

4й ученик:

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

5й ученик:

Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

6й ученик:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Песня ансамбля Барбарики – «Добрым быть».

Воспитатель: Я говорю вам огромное спасибо за вашу работу. И желаю вам, чтобы доброта всегда жила в ваших сердцах.