Конспект занятия "Я рисую этот мир, где ни зла ни горя нет"

Максимова Наталья Леонидовна

Занятие формирует интерес к  произведениям отечественных художников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Я рисую этот мир, где ни зла, ни горя нет»

2014 учебный год

Занятие

Тема: «Я рисую этот мир, где ни зла, ни горя нет»

Цели и задачи:

- формирование доброжелательности;

- формирование интереса к произведениям отечественных художников;

- чувствовать красоту произведения искусства;

- научить видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник;

- привитие интереса к выполнению собственных изображений;

Предварительная работа:

-создание презентации «Мир глазами художников» репродукции картин: «Золотая осень» И. Левитан,  «Февральская лазурь» И.Грабарь, «Первый снег» А. Пластов, «Морозное утро» Л. Бродская,  «Весна – большая вода» И. Левитан, «Ранняя весна» А. Куинджи, «Грачи прилетели»  А. Саврасов, «Летний день. Цветет сирень» М. Копытцева,  «Летом» А.Пластов, «Золотая осень» В. Поленов;

- подбор игр.

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • лепесточки;
  • желтый кружок;
  • сердечко.
  • музыка П.И. Чайковского «Времена года»
  • краски акварельные
  • белые листы бумаги

Ход занятия:

Воспитатель.

Я рисую на окне

Мир, почти такой, как наш.

Я рисую на окне

Акварели и гуашь.

Краски яркие возьму,

И закрашу серый цвет.

Нарисую ту страну,

Где для слез причины нет.

Ребята, скажите каким  словом можно назвать нашу планету Земля? (Мир).

Давайте  поиграем в игру «Передай сердечко и скажи слово». Сейчас все встанем в круг, и будем передавать по кругу сердечко и отвечать на вопрос: Какой наш мир? Каждый должен назвать одно слово. Наш мир, какой он? (Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову – Мир).

Воспитатель.

Вы большие молодцы! Но знаете ли Вы, что у слова «мир» есть два значения? Какие именно? ("мир" как все то, что нас окружает, и "мир" как отсутствие войны). В других языках существует два разных слова, а в русском языке эти понятия заключены в одном слове «мир».

Я рисую этот мир,

Где ни зла, ни горя нет.

Ты посмотри:

Будет этот мир,

Где добро всегда царит,

Мир, который нужен мне!

Давайте наполним наш мир поступками, которые будут иметь вес. Возьмите лепесток  цветочка, напишите то, что вы принесёте в мир, чтобы он стал лучше и прикрепите его к  желтому кружочку.  (Дети подходят, прикрепляют и называют. – Я несу в этот мир …)

Какой  получился  у нас чудесный мир! И как много заключено в это маленькое слово!

Воспитатель.

А вот художники видят мир несколько иначе, они словно смотрят на него через призму красоты и гармонии. Ведь каждый мастер — художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное.  Всё, что он пережил и почувствовал,— вкладывает в своё произведение. Давайте и мы попробуем посмотреть на мир глазами художников, я покажу вам презентацию «Мир глазами художников» (Показ презентации по временам года). Перед вами  картины художников с изображением природы: зима, весна, лето, осень. О чем говорят картины? Что хочет сказать художник в своем произведении? Попробуем разобрать картины. (Фоном звучит  музыка П.И. Чайковского «Времена года»)

2 слайд.

«Первый снег» Аркадий Пластов. (Рассуждения детей). Главные цвета картины  - белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она "теплая", несмотря на то, что изображает зиму.  На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег.  Парочка детей - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.    Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними.

3 слайд.

«Морозное утро» Лидия Бродская. (Рассуждения детей). Снег уже выпал и застыл. Одной ёлке повезло больше. Она укрыта тёплой шапкой снега, хотя, может быть, и смотрится несколько неуклюже на фоне ажурно вырисованных высоких деревьев. Зимний заснеженный лес мог бы показаться безжизненным – но посмотрите: два красных пятнышка на ветках – это снегири. Л.И. Бродская решила показать этой маленькой деталью, что жизнь продолжается даже в замёрзшем лесу.

4 слайд.

«Февральская лазурь»  Игорь Грабарь. (Рассуждения детей). Все настроение, вся красота картины в том, как восхищенно художник передал солнечный свет, каким чистыми яркими красками написал небо, как выписал веточки березы, ее кору. Белизну снега художник передал голубым, голубизну неба - густо-синим, березам добавил золотистого. Смотришь на эту картину, и душа радуется приближающейся весне.

5 слайд.

«Весна – большая вода» Исаак Левитан. (Рассуждения  детей). На картине изображено весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Березы, подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми. В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины. В перспективе видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег. Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. 

6 слайд.

«Ранняя весна» Архип Куинджи. (Рассуждения детей). Картина показывает пробуждение природы через идущий по реке лед, пробивающуюся сквозь снег первую траву.

7 слайд.

«Грачи прилетели» Аркадий Саврасов. (Рассуждения детей). Картина говорит нам о наступлении весны, о чуде весеннего пробуждения природы от зимнего сна.  Ну и главная деталь, которая только подтверждает наши выводы о весне - грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи - перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений.

8 слайд

«Летний день. Цветет сирень» Майя Копытцева. (Рассуждения детей).  На картине изображен летний солнечный день. На балконе расположились два мальчика. Один из них забрался на перила, другой перегнулся через них и смотрит вниз. А там, внизу, цветет сирень. Она похожа на белую пену, которая благоухает на всю округу. Пышные кусты завораживают своей красотой. Картина  наполнена теплом и светом. И это тепло не только летнего дня. Это тепло юных сердец, это окружающий мир, полный непередаваемой красоты и радости.

9 слайд

«Летом» Аркадий Пластов. (Рассуждения детей).  На картине мы видим детей, которые отдыхают в березовой роще. Девочка собирает ягоды в кружку, а мальчик уснул. Рядом с детьми лежит большая собака – это преданный друг и охранник детей. Красоту летнего дня автор передает при помощи светлых красок. Это помогает понять, что для детей труд – это радость.

10 слайд

«Золотая осень» Исаак Левитан. (Рассуждения детей). Картина «Золотая осень» дает ощущение жизненной энергии, внутренней напряженности, всплеска чувств. Художник изобразил уголок природы с бегущим ручейком и березовой рощицей на берегу. Стоит великолепный солнечный осенний день. Воздух прозрачен и свеж, в нем ещё разлито тепло. Торжественный покой царит во всей природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях и по-осеннему спокойна вода в речке. Медно-золотое убранство рощи, сверкание опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей реки, яркая зелень озими и голубизна неба – все это «бурление красок» заставляет прочувствовать приподнятое настроение яркого осеннего дня.

11 слайд.

«Золотая осень» Василий Поленов.  (Рассуждения детей). Картина «Золотая осень» открывает перед глазами зрителя удивительный пейзаж. Величавая и спокойная река с высокими берегами. Холмистая равнина простирается до горизонта. Бескрайние просторы уходят куда-то далеко. На картине обилие света и воздуха. Линии рельефа плавные и чёткие. Природа, изображённая на картине, создаёт впечатление гармонии и умиротворения. Осень дарит хрустальные дни, позволяя насладиться красотой в преддверии наступающих холодов. Осень воспевают поэты, прославляя её идеальную красоту. Чудесные осенние дни надолго остаются в памяти каждого.

(Еще раз с детьми просматриваем картины)

Воспитатель.

Вот мы и рассмотрели картины разных художников, которые были написаны в разное время года, по-разному. А во время просмотра работ художников вы слышали музыку? (Дети  отвечают). Эту музыку “Времена года” написал великий композитор Петр Чайковский. Правда, красиво? Каждое время года можно по отдельности услышать в этом произведении.

Мы немного засиделись, давайте проведем «физкультминутку».

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)

Мы присядем десять раз.

Мышцы не болят у нас. (Приседания)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно. (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)

Воспитатель.

Все молодцы!

А теперь мы перейдем к практической части нашего занятия, а чтобы ее выполнить мы еще немного поиграем  в игру «Встаньте все, кто…». Мы все  с вами на первый взгляд разные, но в тоже время чем-то схожи. Я буду называть словосочетания, а те дети, которые любят это выполнять им надо встать.

  • * кто любит учить стихи;
  • *  кто любит танцевать;
  • * кто любит читать книги;
  • * кто любит манную кашу;
  • * кто учится без троек;
  • * кто любит компьютерные игры;
  • * кто любит рисовать.

  • Практическая часть

Воспитатель.

Оказывается, рисовать, мы любим все, вот сейчас вы нарисуете свой мир, где ни зла, ни горя нет. Нарисуйте, то, что вы себе представляете, каким вы видите свой мир.

Я рисую новый мир.

Пусть моя не сохнет кисть!

Я рисую новый мир.

Эй, прохожий, обернись!

Если что-то ты хотел,

В этой жизни изменить –

Нарисуй в своем окне

Мир, каким он должен быть.

(Дети выполняю работу)

Воспитатель.

Вы настоящие маленькие художники, которые нарисовали свой мир.  Творить такое волшебство не каждому дано. Лишь тем, кто умеет внимательно смотреть вокруг, видеть красивое, доброе и важное.

И я думаю, у каждого из нас есть мечта, давайте напишем на наших шарах свою заветную мечту и отпустим её. Радуйтесь каждому дню, плачьте вместе с дождём, улыбайтесь солнечным зайчикам, дарите радость людям!

Итог занятия.

А теперь давайте подведем итог нашего занятия.

Чем мы сегодня с вами занимались? Что увидели нового? Чьи репродукции картин рассмотрели? Какие картины вам понравились больше всего?

Спасибо вам за активную работу на занятии.