Статьи о роли народного творчества в воспитании детей

Дорохова Елена  Александровна

…Будьте добры, чтобы вы на добро не скудели!
Будьте добры к безмятежным глазам детворы…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon НАРОДНЫЙ КОСТЮМ46.18 КБ

Предварительный просмотр:

   НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

THE FOLK COSTUME

Традиция - это та часть нашего прошлого,

которой мы помогаем перебраться в будущее.

 Виктор Кротов(1)

Народный костюм - тема сложная и очень обширная. С ней не так-то просто разобраться, как иногда кажется. Традиционный народный костюм является своего рода образной летописью жизни наших предков. Народная одежда языком цвета, формы, орнамента раскрывает глубоко скрытые тайны и законы красоты, становиться тем звеном, которое связывает художественное прошлое народа с его настоящим и будущим.

Ключевые слова: Народный костюм. Стилизованный народный костюм. Прошлое, настоящее и будущее народного костюма. Фелтинг.

           Tradition - is that part of our past,

we are helping to move into the future.
  Victor Krotov (1)

The folk costume - a topic very complex and extensive. Since it is not easy to understand, as it sometimes seems. Traditional folk costume is a kind of imaginative chronicle of the lives of our ancestors. People wear the language of color, shape, ornament reveals deep and hidden mysteries of the laws of beauty, to become the link that connects the artistic past of the people with its present and future.
Keywords: People's suit. Stylized folk costume. Past, present and future of the national costume. Fеlting

«Для россиян, для России вопросы «кто мы?», «кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе всё громче и громче». Сказал Президент России В.В. Путин на Заседание международного дискуссионного клуба  «Валдай» , 19 сентября 2013 года  (2)

Не последнюю роль в ответе на это вопрос играет национальный костюм, причем  Россия формировалась именно как многонациональное государство с первых своих шагов, и разнообразие традиций и культур всегда взаимно обогащало народы нашей огромной страны.

Россия – как образно говорил философ Константин Леонтьев, – всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве. (2)

Сегодня хотелось бы поговорить о женском русском народном костюме. Тем более что, традиции русского народного костюма очень богаты и многогранны.

« По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, или даже же наказание.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний севернорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

С 1700 по 1725 г. по указу Петра I горожане не имели права носить русское платье. Но тяготение к его основным формам всегда было сильно, особенно в средних и низших по имущественному положению кругах. После смерти Петра, когда многие купцы и горожане вернулись к национальному костюму, западное влияние не исчезло окончательно. Начал формироваться модернизированный русский мужской костюм — костюм купцов и горожан, полностью сложившийся к середине XIX в. В нем сочетались элементы национальной одежды с деталями, заимствованными из дворянского костюма. (3)

Октябрьская революция изменила социальный состав общества.

Крестьянский и городской костюм рабочих, служащих, интеллигенции стихийно приспосабливался к новым, суровым особенностям военного и гражданского труда и быта тех лет.

Красный цвет, цвет знамени революции, приобрел в этот период важнейшее символическое значение в декоративном решении костюма. Кожаные мужские и женские куртки комиссаров, руководителей рабочих, партийных и молодежных организаций, солдатские гимнастерки с широкими кожаными ремнями, френчи, сатиновые темные косоворотки с городскими пиджаками — основная одежда мужчин.

Платья из солдатского сукна или холста, прямые юбки, ситцевые блузки и куртки, красные платки и косынки, повязанные на лоб, — одежда женщин.
Обувь, мужскую и женскую, составляли сапоги, ботинки, парусиновые тапочки.
Для костюма того времени было характерно полное отсутствие «декоративных излишеств» . Даже шляпы, сумки, яркий цвет в одежде воспринимались как буржуазные элементы, враждебные духу нового коммунистического быта.

Предельная скромность и строгость пролетарского костюма объяснялась тем, что, разрушая старый мир гнета и насилия, революционеры отрекались от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нем.

Одним из первых массовых костюмов была красноармейская форма. В 1918 г. создается специальная комиссия по выработке формы РККА, которая объявляет конкурс на лучшие образцы военной одежды. В конкурсе приняли участие художники-живописцы В. Васнецов, Б. Кустодиев и другие, которые использовали в своих творческих поисках русский исторический костюм. Через год проекты новой формы были утверждены: шлем, шинель, рубаха, кожаные лапти. Как в конструктивном, так и в декоративном решении авторы эскизов шли от русского кафтана и рубахи. Старинные мотивы отделки петлицами сочетались с символическим красным цветом обшлагов, воротника и звезды на шлеме. Шлем также повторял древнерусскую форму шолома с бармицей. Его историческая и национальная основа, подчеркнув героизм и романтику образа, вскоре получила современное боевое имя буденовки и просуществовала вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Обращение к традиционным формам русского национального костюма, использование его конструктивности, простоты, выразительности декоративного решения характеризуют и работу по созданию гражданского бытового костюма. Такая работа начала осуществляться уже в 1919 г., когда при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса по инициативе Н. Ламановой были созданы «Мастерские современного костюма». Это была первая в Советской Республике творческая экспериментальная лаборатория новых форм одежды. В ее работе приняли участие такие выдающиеся художники, как В. Мухина, Н. Ламанова, Н. Макарова. Несколько позднее, в 1923 г., создается «Центр по становлению нового советского костюма», переименованный затем в «Ателье мод», и другие творческие центры по созданию нового советского костюма.

Основоположницей его заслуженно считают Надежду Петровну Ламанову. Ее творческая деятельность началась в конце прошлого века и продолжалась в советские годы. Замечательной особенностью, отличавшей ее от других мастеров костюма, было умение согласовывать форму костюма с образом человека.
Девизом творчества художников-модельеров и в наши дни является знаменитая формула Н. Ламановой: назначение, образ, ткань. Многие ее модели выполнялись из ткани кустарного изготовления по мотивам русского народного костюма.

Художница развивает народную традицию — подчеркивать конструкцию декоративными приемами, делать ее центром идейной и художественной выразительности изделия.

Модели Н. Ламановой и В. Мухиной, экспонированные на Всемирной выставке в Париже в 1925 г., получили высшие награды Гран при за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением. Каждая модель была дополнена головным убором, сумкой, украшениями, выполненными из бечевки, шнура, соломы, вышитого холста, бусами из раковин и камешков.

Н. Ламанова заложила основы советского моделирования, создала своеобразное творческое направление, с которым связаны имена выдающегося советского скульптора В. Мухиной, специалиста прикладного искусства Е. Прибыльской, талантливых художниц А. Экстер, Н. Макаровой, Ф. Гореленковой. По своему назначению, идейному содержанию, формам и применяемым тканям созданные ими костюмы противопоставлялись костюмам нэпманов, подражающих западной моде.(4)

Сырьем для первых моделей советского костюма были холст, суровое полотно, бязь, ситец, солдатское сукно, байка, бумазея, грубая шерсть.

1930-40-е годы были временем создания фундамента легкой промышленности.

В 1934 г. в Москве на базе опытно-технической лаборатории треста «Мосбелье» был создан Дом моделей на Сретенке. В 1936 г. в Московском текстильном институте, на факультете художественного оформления тканей, было организовано отделение художественного моделирования и конструирования одежды. В 1938 г. на базе Дома моделей на Сретенке и опытно-технической швейной фабрики треста «Московшвей» создается Московский Дом моделей.

Великая Отечественная война на несколько лет остановила начавшийся процесс становления современного костюма. Однако уже в 1944 г. в еще разрушенном фашистами Киеве создается Киевский Дом моделей под руководством Н. Лозовского, в 1945 г. — Ленинградский дом моделей, в котором поначалу работали только 10 модельеров.

Советский костюм первых послевоенных лет отразил дальнейшее развитие ассортимента и силуэтных форм предыдущего периода.

В одежде остаются гимнастерки, френчи, брюки галифе, широкие кожаные пояса, строгие деловые платья и костюмы, часто комбинированные из разных тканей. В силуэте подчеркиваются широкие и высокие плечи.
В эти годы открываются новые Дома моделей в Горьком, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Минске, Тбилиси. Московский Дом моделей в 1949 г. реорганизуется в Общесоюзный Дом моделей одежды. В 1953 г. он впервые участвует в Международном конкурсе одежды в Праге.

В моде конца 50-х гг. ведущим силуэтом женской одежды становится прямой рубашечный, что имело большое значение для развития массового производства. Конструкция этого силуэта прекрасно выявляла и выразительность новых тканей из химических волокон.
Первыми образцами деятельности советских модельеров совместно с текстильщиками были молодежные костюмы, созданные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 г. Яркие, красочные, из недорогой ткани юбки, блузки, рубашки имели успех у молодежи.

В 1958 г. к Всемирному конкурсу одежды были разработаны новые требования: создание массовой одежды из недорогих тканей, современных моделей по народным мотивам. Первую и вторую премии получила художница Общесоюзного Дома моделей В. Аралова за модели платьев «Плахта» и «Суздаль». Оба платья — из искусственного шелка прямого рубашечного силуэта.

Во всем мире становятся известны имена молодых советских художников    В. Зайцева, Л. Телегиной, Е. Стерлиговой, С. Качаравы, Т. Осмеркиной и многих других модельеров.

Художник В. Зайцев создает серию сарафанов по мотивам русской народной одежды. Их стилизация — от северных русских крестьянок Билибина, от «Московской девушки XVII в.» Рябушкина. Но в то же время это модели современные по покрою и методам обработки.

Уже в начале 60-х гг. многие Дома моделей, в том числе и ОДМО, переходят к разработке моделей по одной конструктивной основе. Этот метод получил свое дальнейшее развитие в работе коллектива Специального художественно-конструкторского бюро Министерства легкой промышленности РСФСР и стал основным методом при разработке промышленных коллекций моделей.

В 70-е гг. по-новому решается и орнаментация тканей. Круг изобразительных мотивов значительно расширяется и усложняется: сюжетные изображения, сложные природные мотивы, ковровые узоры, мозаика, витраж, рисунки классического типа. Орнамент строится на сложном фоне с неожиданными зрительными эффектами цвета и формы

В 80-е гг. значительно обновляется ассортимент тканей и других материалов. Костюм видоизменяется как комплект одежды. Одежда 80-х гг. представляет собой многопредметный многослойный ансамбль, в котором части надеваются одна на другую своеобразными ярусами. Блузоны, куртки, жилеты, брюки, юбки, комбинезоны просторны и объемны, они дополняются рисунчатыми чулками, гетрами, головными повязками, украшаются аппликациями. Наряду с молодежным в одежде сохраняется классический стиль с чувством строгой меры в деталях, сдержанностью и элегантностью дополнений.

Успехи науки и техники способствуют созданию новых материалов для одежды — искусственного меха, искусственных замши, кожи, пленочных и нетканых материалов, материалов со специальными видами отделки, мягких, эластичных и облегченных трикотажных полотен. (4 )

Как видно из этого экскурса в прошлое, народный костюм на протяжении многих десятилетий являлся одним из основных  источников вдохновения для художников-модельеров.

Однако, кроме внешнего сходства отдельных  элементов современного костюма с нарядами наших предков, хотелось бы рассмотреть и родовой, социальный, бытовой,  художественно-эстетической и других функций русской народной одежды отличающиеся особой силой и энергетикой сакрального, оберегового характера. Обереговая сила, наработанная и проверенная нашими предками, заслуживает уважения со стороны современных людей и особого изучения этой сферы интеллектуального и психологического уровня, доступного редким исследователям. Например, в монографии  Павла Ивановича Кутенкова "Южнорусский народный костюм", изданной в Питере в 2011 году, приводится 221 исследование по обсуждаемой теме, он опубликовал богатейшие материалы о магической силе русских свастичных символов.

Например, уже в глубокой древности, задолго до христианизации Руси, была создана система Рун и Свастичных символов, создающих вокруг человека обереговое пространство. С незапамятных времен разные народы мира выявили наиболее уязвимые места человеческого тела и его жизненно важные энергетические центры. В русских национальных одеждах силам зла и темным энергиям перекрыты все пути к мужскому телу и, особенно, к женскому — как источнику продолжения человеческого рода. Вышитые и тканые полосы с обереговыми узорами (это свастичные символы, солярные знаки, яргические сложные построения орнаментов, простые полосы) известны на наших одеждах на вороте, плечевом и локтевом суставе, груди и спине, по краю рукавов, подола, вдоль руки. До сих пор известна практика шитья одежды для детей из одежды родителей, включение изношенных родительских одежд в обереговые предметы. Дошло до нас обязательное перепоясывание тела различного вида и назначения поясами, шнурами, гашниками, лентами. Известно употребление поясов для подвески различных предметов, а также употребление поясов не только поверх одежды, но и под одеждой. Предки донесли до нас головные уборы не только с бытовым и социальным назначением, но и магическим: девичьи ленты и повязки для девочек и девушек с открытым теменем, потрясающие конструкции женских головных уборов с закрытым теменем и обязательным сокрытием волос, являющих собой сакральный энергетический объект. (8)

Диалектическое единство прошлого, настоящего и потенциального будущего, заложенного в традиции, прекрасно выражено в определении, которое дал  немецкий философ Эдмунд Гу́ссерль (1859-1938): « Весь совокупный культурный мир во всех его формах пришел из традиции». (1)

Наши дома заполонены новомодной и коммерчески выгодной мебелью и текстилем. Мы надеваем чуждые нам одежды, поставив самим себе заслоны к прекрасным, теплым, с многовековыми традициями оберега одеждам наших предков. Что-то произошло в наших душах, если мы по-выбрасывали одежды своих пра- бабушек и бабушек.

Народный мастер России Юлия Хижняк, со студентами, у которых  преподавала "Этику" и "Эстетику" в МГАУ им. В. П. Горячкина,  провела свои исследования на тему «изучение возможностей возрождения русского традиционного костюма в современных условиях». И первое, что она сделала - провела анкетный опрос на тему русского национального костюма.

 АНКЕТА к теме «Изучение возможностей возрождения форм бытования русского национального костюма в современных условиях».

1.В каком месте России Вы родились? Откуда ваши родители?

2.Есть ли в вашем доме русские народные одежды. Носит ли их кто-либо из семьи?

3. Наденете ли вы на себя русский национальный костюм в следующих ситуациях?

- дома, для себя;  дома, для приема гостей:  на улицу, просто пройтись:  после бани;   на работу; на праздничное гуляние в народ;  в институт;  на свадьбу друга;  на свою свадьбу;  в храм;  венчаться;  на прием по поводу важного мероприятия.

4. Расшифруйте следующие названия фрагментов русского национального костюма:

-поднизь; гайтан; косоворотка; ластовица; панева; кичка; запон; повойник; завеска; рясны; зипун; епанечка; пестрядь.

5. Владеете ли вы каким-либо ремеслом для изготовления народного костюма?

Женские ремесла: кружевоплетение; крой; тканье на станке; набойка; вышивание; бисерное плетение; жемчужное низание; шитье на руках; шитье на машинке; расшивание лентами и блесткой; изготовление каких-либо головных уборов; изготовление женских украшений.

Мужские ремесла: украшения из металла; изготовление обуви; украшения из бересты и дерева; набойка;

6. Каковы, на Ваш взгляд, причины, по которым русский народ отказался от многих форм бытования своего традиционного костюма?

7.Можно ли возродить русский национальный костюм в нашем современном быту?

Когда анкет собралось более тысячи, то были, обнародовали шокирующие результат. 97% студентов, которые приехали из других городов, поселков, районов России, не имеют не только самого костюма в своем доме, но и представлений о нем. Ничего из русского костюма в их семьях нет (за исключением валенок, платков, телогреек - это из 3%), и все богатство и красота наших потрясающих, невиданных одежд неизвестна им. Они сообщили, что не наденут его ни на улицу, ни дома, что б принять гостей, ни в церковь, ни на свадьбу - словом, никуда его нельзя надеть. А на вопросы о названиях самых распространенных деталей наших национальных одежд практически ответили единицы, уместившись в те самые 3%. (5)

Из "Открытого письма В.М.Зайцева президенту Российской Федерации В.В.Путину" «...Сегодня русский традиционный костюм фактически вытеснен из нашей жизни в музеи и на эстраду, его место занял безликий импортный ширпотреб, а отечественные производители одежды и хранители традиций русской старины информационно заблокированы как от широкого потребителя, так и от делoвых кругов, то есть от столь необходимых для поддержки нашей национальной культуры инвестиций. Забвение традиций - одна из главных причин наших нынешних настроений и дезориентации в обществе...» (6)

В своем выступлении на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай»      19 сентября 2013 года,   Президент России В.В. Путин дал характеристику происходящему культурному и духовному кризису в нашей стране: «… Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия национальных катастроф ХХ века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили разрушительный удар по культурному и духовному коду нации, столкнулись с разрывом традиций и единства истории… Экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер.»  (2)

В настоящее время традиционный народный костюм  получил свое новое развитие. За последние, буквально, пару лет интерес к нему неуклонно растет

Русский традиционный костюм богато представлен в многочисленных изданиях: книгах, каталогах, журналах и альбомах, сохранен в коллекциях знатоков, ценителей и исследователей, музейных запасниках, монастырях, провинциальных краеведческих музейчиках, изучается на археологических раскопах. И что особенно важно, он живет и бытует в современности не только в отдельных патриотически настроенных семьях, но и в целых поселениях. . Все реже можно услышать  восклицание: «А куда его одевать то, этот русский костюм? Засмеют еще»...

Возрождение национального костюма продолжается по текущим трём направлениям.

Первое направление, это реконструкция одежд. Задача здесь — в точности повторить старинный образец или восстановить нечто утраченное.

Второе направление также важно для восстановления наших национальных одежд в быту. Это изучение и изготовление одежд из современных материалов, очень близкое к образцам старины. Недаром наш выдающийся исследователь русского национального костюма Федор Максимович Пармон в своей известной монографии представил не аутентичные костюмы разных губерний России, а их образы, по которым мы сегодня можем не только изучать особенности национальных одежд, но и шить, декорировать, моделировать по старинным наработкам. (7)

И третья группа, которая во все времена ценилась в народе — создание новых образов, авторские выдумки, которыми также богата наша одежда.  Но, конечно, при этом все авторские костюмы всегда несут печать старины, ее конструкций, узоров, орнаментов.

Национальные мотивы прочно вошли в мир сегодняшней моды. Большое количество модельеров и дизайнеров всего мира используют элементы русского стиля в своих коллекциях. Благодаря чему народные мотивы стали одним из актуальных трендов. Женская одежда, аксессуары и обувь в русском стиле

Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев, Анна Бородулина, Алена Ахмадулина, Ив Сен Лоран, Джон Гальяно, Карл Лагерфельд, Kenzo, Dolce & Gabbana, Valentino – эти и другие модельеры и модные дома неоднократно использовали русские мотивы.

Наибольшей популярностью среди дизайнеров пользуются:

хохломские узоры;

посадские платки и шали;

традиционная народная роспись;

русские матрешки.

Так, например, мало кому, известно, что Коко Шанель, которую мы чтим за «истинно французский» шик и элегантность, создавала свои коллекции под влиянием и в тесном сотрудничестве с русскими, находящимися в эмиграции в Париже.

«Наступление» славян на модную Европу особо проявилось на мировых подиумах в 2001/2002гг.

Вообще, большинство западных модельеров на создание своих «русских» коллекций были вдохновлены своими поездками в Россию. Так, зимой 2001 г,  Джон Гальяно, трудившийся тогда для Дома Диор, посетил Москву и Санкт-Петербург, после чего на свет появилась целая трилогия - «Анастасия», «Санкт-Петербург» и «Русская матрешка» (осень/ зима 2002-2003гг).

Стиль «а-ля-рюсс» оказался на пике моды в сезоне осень/зима 2012-2013. Разнообразные вышивки в фольклорном стиле декорировали не только одежду, но и обувь, сумки, аксессуары Christian Dior, Miu Miu, Dolce&Gabbana. Пышные юбки, платья «ампир» и, разумеется, мех царят в коллекциях Hermes, Kenzo, La Perla, Gucci, Etro, Max Mara, Costume National, Anna Sui, Dries Van Noten. Модели Roberto Cavalli в роскошных ушанках вышагивают по «заснеженному» подиуму в сопровождении русских борзых, Diane von Furstenberg в коллекции «Зимний дворец» демонстрирует великолепную технику оренбургского вязания, отсылает к парадной военной форме российской армии и блеску императорских балов. Даже знаменитые производители белья - Lejaby, Argentovivo, Wolford - выдают свои вариации на «русскую тему». ( 9 )

Актуальность моей  работы заключается в том, что интерес к русскому народному костюму неуклонно  растет, и  назрела необходимость пропаганды  национальных, самобытных, фольклорных традиций русского костюма. Ведь в нашем лексиконе прочно поселились такие слова, как «лосины», «кардиган», «топ». Время идёт, всё меняется. Сарафаны сменились джинсами, вместо картуза наши головы украшают бейсболки с иностранными надписями. Стоит ли на это обращать внимание? Стоит, ведь изменения в одежде свидетельствуют не только о следовании моде, но и ведут к забвению национальных традиций, изменению языка и самосознания народа.

Я решила внести свой посильный вклад в решение этой глобальной проблемы - создать стилизованный русский костюм, опираясь на народные традиции и свои знания  о истории народного костюма; имеющуюся информацию в книгах, научных публикациях и интернет источниках. Тематически это костюм «Зимы». У многих из нас, зима ассоциируется с белым, и синим цветом, а также с морозным рисунком на стекле. Поэтому я решила взять за основу гжельские мотивы.  Новизна этой работы состоит в том, что за основу брались элементы народной одежды, и выполнялась в  технике фелтинга. Для создания образа «Зимы» я взяла такие элементы народной зимней одежды, как душегрея, кокошник и традиционные русские валенки и варежки, и постаралась придать им современный вид.

История фелтинга, или валяния, насчитывает несколько тысячелетий. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кoчевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима. Его до сих пор изгoтавливают и применяют в странах с суровым климатом. (4)

Цель работы. Привлечь внимание к истокам народного костюма и выделить его достоинства - красоту, удoбство и экологичность.

Гипотеза исследования заключается в том, что бы изучив исторические и современные источники, посвященные народному костюму, создать свой костюм, который мо бы быть использован, как эффективный рекламоноситель для  пропаганды народных традиций и воспитания молодого поколения в  уважении  и понимании национальной культуры и фольклора своей многонациональной страны.

    Заключение.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки–это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду. Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода–явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве – путь развития и обновления современного костюма.

Возникновение замысла (идеи) произведения у художника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Работая над новой идеей, формой будущего произведения художник обращается к различным источникам творческого процесса. Основным таким источником является сама жизнь все её проявления. При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. При этом национальные мотивы в наиболее интересных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Широко применяются отечественные ткани. В моделях используются ситцы, сатины, каньоны, ткани с орнаментальными рисунками разных пропорций и цветовых сочетаний, ткани с печатными рисунками по народным мотивам. Принцип вариантности кроя и приемов декора – одно из основных средств. Этот принцип интуитивно широко использован в создании народной одежды. Я  предлагают не этнографический, а вполне современный костюм, используя красоту народного кроя–конструкции  косоклинного сарафана, душегреи, кокошника и традиционных русских валенок и варежек.

Часто современный костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных для народного костюма, например, полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают художнику различный ассортимент изделий. Но не правильный подход к источнику творчества может привести к механическому перенесению в бытовой костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного костюма.

В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение моды.

Народный национальный костюм – отнюдь не застывшая в своих формах неизменная категория. Народ вырабатывал и сохранил для костюмов формы, в наибольшей степени соответствовавшие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте. Климатические условия, род занятий определили повсеместное распространение, как у русских, так и у других славянских народов и их соседей, традиционной зимней одежды, отличающейся среди людей разной национальности формой, длиной, конструктивным и композиционным решением, а также способом ношения. Чаще всего это шубная овчина, которая  сочетает в себе одновременно полный пакет для зимней одежды.

Виды и формы национальной одежды представляют собой неслучайное, а вполне закономерные явление, обусловленное всей жизнью народа или нации.

Основной смысл и ценность народного костюма, его философия – в демократичности, широко понятой функциональности, логики форм и конструкций, его рациональности и целесообразность. Народный костюм по праву является неиссякаемым источником, способствующим обогащению современного костюма. Творческая трансформация первоисточника начинается со сбора материала. Это наиболее трудоемкая и важнейшая часть работы художника. Без первичного материала нельзя даже говорить ни о фантазии, ни об ассоциациях, ни о художественном образе.

Выполняя копии, зарисовки, надо стремится прочувствовать все богатство первоисточника – выявить пластику формы и закономерности её развития, красоту пропорциональных отношений элементов друг к другу и к целой форме, разнообразия ритмов, характер цветового построения, фактурное разнообразие и определить важность всего этого в целостной композиции.

Первоисточник может вдохновить художника на создание своих, чисто специфических решений, Однако строя композицию нельзя полностью использовать старую форму. Художник обязан создавать модели, в которых отражается современность, мода времени. Не копирование старого, а осмысление его богатства и создание новых, интересных предложений.

Особый интерес к народному костюму проявляется в настоящее время. При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма, с учетом развития искусства, науки, промышленности, новых форм быта. Так, русские народные рубахи, сарафаны, душегреи, казакины используются для создания современных блуз, платьев, курток, полупальто. Многие современные головные уборы напоминают русскую сороку, кокошник,  во все его многообразии, или двурогую кику.

Неповторимое национальное своеобразие современным  изделиям придает использование элементов народной вышивки, играют роль и другие приёмы декорирования. Обеспеченность населения разнообразной одеждой зависит от правильности выбора материалов, от оригинальности конструкции, соответствующих назначению одежды, сезону и возрастным особенностям человека. Художественно оформленная одежда, так же , как и художественно решенные мебель, посуда, становятся произведениями прикладного искусства. Сущность художественного творчества состоит в том, что оно является художественно-образным отражением действительности.

Суть деятельности художника-модельера заключается в том, что он создает вещи художественные по сравнению с нехудожественными, чисто утилитарными вещами. В костюме, созданном с позиции искусства, кроме наличия утилитарности, всегда присутствует определенный заряд выразительности, выявляющий художественно-психологическую сторону вещи.
Список литературы:

1.Афоризмы.  http://letter.com.ua/aphorism/tradition1.php

2. В.В. Путин. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай»      19 сентября 2013 года,  Новгородская область

3. Н.М. Калашникова  «Народный  костюм»  Изд. Сварог и К ; 2002 г.

4.  Т. Стриженова « Судьба Надежды  Ломановой». http://afield.org.ua/mod3/mod28_1.html

5. «Сила русского наряда»,  март 2013г.

http://zavtra.ru/content/view/sila-russkogo-naryada/

6.Статья "Вячеслав Зайцев: существует заговор против русской одежды" от 28.07.2000:

7. Ф. М. Пармон  «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества», Москва, Легпромбытиздат 1994

8. Павел Иванович Кутенков "Южнорусский народный костюм", Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета , 2011 г.

9. Н. М. Каминская. История костюма.  http://modnoe.tv/content/5/102

                                                                                  Магистр педагогического образования Дорохова Елена