Методическая разработка "Создание фольклорной куклы как арт-терапия"
Создание фольклорной куклы может использоваться как способ арт-терапии, а также как элемент урока по изучению фольклора в рамках школьных предметов (литература, музыка, искусство, МХК).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornaya_kukla_kak_art-terapiya.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание фольклорной куклы как вид арт-терапии.
Актуальность
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
С первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.
С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов - ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.
Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.
Помочь в этой ситуации может народная кукла. Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:
- она является близким другом для ребенка,
- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,
- главное в этих играх – эмоциональный контакт,
- дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Приобщать детей к народной культуре нужно через совместное творчество с взрослыми. Ведь ещё одна проблема современности – это вечная нехватка времени у взрослых: они всегда спешат, у них много важных дел. Детям часто передаётся эта нервозность, они страдают от недостатка внимания со стороны родителей. Поэтому любое совместное творчество позитивно сказывается на развитии ребёнка. Если же речь идёт о ребёнке из детского дома, то кукла станет для него персонифицированным защитником, «выслушает» его проблемы.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Типы и назначение народной куклы
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги
Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла. А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в алтайских селах. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям.
Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Обрядовые куклы
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.
Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Куклы заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения, например, кострома, масленица, купавка.
Фольклорная кукла в арт-терапии
Являясь частью культуры всего человечества, народная кукла охраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Арт-терапия методом изготовления кукол несет серьёзную психологическую роль, формируя и воплощая определённый идеал, давая выход эмоциям. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.
Психологическая практика данного метода основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах, а приёмы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того, как люди передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах, постепенно двигаясь к его осознанию.
Психологи считают возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счёт исцеляющих возможностей самого процесса художественного творчества, дающего выразить и заново пережить внутренние конфликты. Создание фольклорных кукол в процессе арт-терапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются: стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме; исследовать окружающий мир через символизацию его в особой форме, потребность понять и разобраться в себе, вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.
Образ в народной игрушке - кукле передается условно и обобщенно, но при этом он невероятно выразителен. Простота изготовления, индивидуальность творческого начала и яркость возрождают интерес к этим скромным куклам. Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
- Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально-приемлемые, допустимые формы.
- Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.
- Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
- Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что продуктивная деятельность требует планирования и регуляции на пути достижения целей.
- Оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний и реакций.
- Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе, за счет социального признания ценности продукта, созданного самим человеком.
Технология изготовления игровой куклы
Зайчик – на – пальчик
У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника.
Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Взрослым сложнее бывает открыться и поделиться своими обидами, проблемами, а порой просто и не с кем. Зайчику легче выговаривать свои горести и беды. И при этом веселей как-то. Ощущение, что у тебя есть друг, который тебя выслушает и поможет. Делать зайку надо обязательно с ребенком при любом его участии: от зрителя до автора.
Вариантов игры с зайкой очень много. Исходить из возраста и имеющихся навыков у ребенка. Игра с зайкой на пальце развивает координацию, чувство ритма, дарит радость общения и положительные эмоции от игры. Можно сделать несколько разноцветных зайцев и сочинять про них разные истории, сказки. Импровизируйте, фантазируйте вместе с ребенком.
Технология изготовления
Берем носовой платок, сгибаем его по диагонали. Затем сворачиваем в жгут, складываем пополам. Завязываем в узел, оставляя петельку для пальца. Зайчик готов.
Затем можно поиграть с зайчиками, используя потешки, песенки, стихи.
Ну-ка, зайка, поскачи, Лапкой серой постучи. Ты на травку упади, Полежи и отдохни. Отдохнул, теперь вставай, Прыгать снова начинай! Быстро к елочке беги и скорей назад скачи. Вот болотце на пути! Как его нам перейти? Прык да скок! Прык да скок! Веселей скачи, дружок!
Вариантов игры с зайкой очень много. Читается такой стишок:
Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка
Ты его поймай-ка!
1. Малыш в конце последней фразы ловит зайку на своей же руке.
2. Зайка должен уметь прятаться, и к концу фразы малыш прячет своего зайку, чтобы его не поймали.
3. Малыш ловит зайку не на своей руке.
4. Своего зайку спрятать, а "чужого" поймать — это самый сложный вариант, к которому надо стремиться.
Можно сделать несколько разноцветных зайцев и сочинять про них разные истории, сказки и т.п.
Можно в форме игры с зайцем познакомить ребёнка с социальными и бытовыми нормами:
Саша у нас зайчик, зайчик – побегайчик! Зайчик Саша - скок – поскок, Подберет штаны, носок. Свои вещи не теряет И на место убирает.
Применение народной куклы в терапии для взрослых.
Арт-терапия методом изготовления кукол несет серьёзную психологическую роль, формируя и воплощая определённый идеал, давая выход эмоциям. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация. Психологическая практика данного метода основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах, а приёмы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того, как люди передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах, постепенно двигаясь к его осознанию.
Психологи считают возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счёт исцеляющих возможностей самого процесса художественного творчества, дающего выразить и заново пережить внутренние конфликты. Создание фольклорных кукол в процессе арт-терапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются: стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме; исследовать окружающий мир через символизацию его в особой форме, потребность понять и разобраться в себе, вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.
Образ в народной игрушке - кукле передается условно и обобщенно, но при этом он невероятно выразителен. Простота изготовления, индивидуальность творческого начала и яркость возрождают интерес к этим скромным куклам.
Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально-приемлемые, допустимые формы.
Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.
Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что продуктивная деятельность требует планирования и регуляции на пути достижения целей.
Оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний и реакций.
Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе, за счет социального признания ценности продукта, созданного самим человеком.
Классический пример куклотерапии в арт-терапии – создание плоскостной куклы, похожей на страх пациента. Она вырезается из плотного картона и подвешивается на нитку, в результате человек получает возможность, буквально, управлять своим страхом, устраивая театр теней с ним в главной роли.
В московской арт-группе «Пси-арт»: молодые художники создали целый новый жанр – куклартина (кукольная картина). Это объемная открывающаяся конструкция типа ящика, передняя сторона которой украшена рамкой, внутри, на заднем плане – живописное полотно, фотография или коллаж, например, интерьер, а на переднем – самодельные куклы, вписанные в этот интерьер. Излюбленные герои – настроения или состояния души, которыми легко можно управлять: открыл ящик, вынул одну куклу и на ее место посадил другую.
Впрочем, намного чаще пациентам предлагают просто смастерить традиционную куколку из лоскутков.
Делаем тряпичную куклу
Материал: кусочек льняной или хлопчатобумажной ткани, квадрат белой ткани размером с носовой платок, пара-тройка пестрых лоскутков, нитки.
- Сворачиваем льняную ткань в трубочку.
- Кладем ее на середину квадрата из белой ткани по диагонали. Сверху ткань загибаем, заворачиваем в нее часть льняного валика. На треть от края перетягиваем все ниткой – получилась шея и голова.
- Два угла привязанной к валику ткани свободно болтаются по бокам – это руки. Перевязываем их на концах, так, чтобы вышли ладошки. Середину туловища обматываем свободной частью белой ткани и фиксируем нитками место талии.
- На лысую голову повязываем платочек – первый пестрый лоскуток, из второго делаем юбочку. Из третьего, самого маленького, – фартук.
Особенно популярное направление в арт-терапии для женщин – это проведение курса занятий по созданию кукол, олицетворяющих разные роли женщины: младенчество, детство, юность, замужество, материнство, взросление, отпускание детей, старение. Отличие терапии от просто рукоделия в данном случае – присутствие на занятии психотерапевта, который поможет комфортную атмосферу для самовыражения, раскрытия личности, осознания скрытых проблем, страхов.
Вот как описывается курс на одном из сайтов, посвященных куклотерапии:
Мы начнем с младенчества, пеленашки, младенчики и кувадки будут нашими первыми помощниками. Наш мир рос, в нем появлялись бабушки-дедушки, дяди-тети, крестные, соседи, друзья. Мы смотрели на них во все глаза и учились строить отношения с этим большим и непонятным миром. Кукла отдарок поможет нам отдать «долги», высказать недосказанное, завершить незаконченное, оставить детство.
Вместе с куклами ты проживешь свое взросление: простоволоска, славутница, женская суть проведут тебя через этапы и кризисы твоего становления и развития в тебе женщины.
Страх одиночества был знаком женщинам и сто и тысячу лет назад, и они научились договариваться с ним с помощью кукол. И тебе обязательно помогут оберег от одиночества и кукла на удачное замужество. Свадьба на протяжении тысячелетий была глубоко символичным обрядом перехода во «взрослость», на следующий этап развития. Проблема современных семей в отсутствии такого перехода, отсюда и страх старения, беготня за «вечной» молодостью, страх испортить тело рождением и кормлением детей. Осознать и пережить изменения, происходящие в тебе, поможет кукла девка-баба. Постичь и найти свою счастливую долюшку ты сможешь с куклой Долюшкой, а беду отвлечет Недоля. Все грани радости и мудрости материнства покажут Семья, Ведучка, а Материнское благословение и материнская Утешница помогут отпустить повзрослевших детей. А добрая Нянюшка научит получать удовольствие от статуса бабушки.
Курс рассчитан на год, вернее на девять месяцев, с сентября по май, ровно столько, чтоб человек мог действительно что-то в своей жизни изменить, проработать и прожить то, что получил на занятиях. Ну и конечно, за это время можно получить фундаментальные знания о традиционной кукольной культуре.
Занятие обычно происходит следующим образом:
1) История куклы, её значение в фольклоре.
2) Целеполагание. Для начала, перед созданием куклы важно настроиться: поставить четкую задачу, сформулировать конкретный запрос. Например, «меня не устраивает в моей жизни то-то и то-то», «я хочу то-то, но не получается» или «как мне наладить отношения с … (мужем, ребенком и т.п.)».
3) Изготовление куклы. Важно при этом внимательно запоминать или фиксировать происходящее. Тут уже начинается интересное: могут теряться подходящие тряпочки, могут развязываться крепкие узелки, перекашиваться детали даже в самой простой кукле, могут появляться неожиданные мысли, чувства – это все и будет ответом на запрос. Чем четче поставлен вопрос, тем понятнее будет ответ.
4) Рефлексия. Делая куклу, создавая ее образ, мы волей-неволей отражаем в этом образе себя. И если образ получился кривоват, его можно поправить. Когда результат проделанной работы не радует и кукла создательнице не нравится, ее обязательно нужно переделать – ПОЛАДИТЬ. А поладив куклу, сделав ее такой, какой хочется, мы исцеляем и свое пространство – реальные отношения, реальную жизнь. Таков результат душевной работы.
Что лечит куклотерапия
Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.
Куклы лечат страхи, помогают в социальной реабилитации инвалидов, позволяют найти внутренние резервы для борьбы с болезнью.
Развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Это очень важно не только для детей и людей, страдающих различными заболеваниями. Кукла помогает «высказаться» просто зажатым людям, не привыкшим устно формулировать свои эмоции, страхи, переживания.