Взаимодействие с коллегами

Соболевская Рима Зигмовна

Взаимодействие с родителями, коллегами и рабтниками других сфер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospitatelya_s_roditelyami.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя с родителями,

коллегами, представителями других сфер.

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ – родительский дом.

 

         Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека.

           В современных условиях взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнерство в интересах ребенка, где ответственность за его образование, развитие и воспитание разделена между партнерами. В начальный период обучения в школе родители и организация жизни ребенка в семье являются наиболее важными факторами в развитии детей. В связи с этим часто родителям может быть необходима поддержка педагога в воспитании детей. Учитель в свою очередь должен осознать, что без активного участия родителей в жизни класса нельзя ожидать положительных результатов в его деятельности.

  Организация совместной работы с родителями должна выстраиваться именно на ступени начального общего образования, так как активные формы работы с родителями с самого начала позволяют им осознать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

           Образовательно-просветительская деятельность включает изучение типов семей и приемов улучшения взаимодействия с ними, систематический мониторинг уровня взаимоотношений семьи и школы, организацию родительского всеобуча, индивидуальные консультации, организацию встреч с врачами, психологами, работниками библиотеки, опытными родителями, другими учителями.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ.

*   Урок – наблюдение за деятельностью педагога и детей.

*   Урок – соревнование детей и родителей.

*   Уроки совместного изучения информационных технологий.

*   День открытых уроков.

               

Алгоритм рефлексивного анализа:

-   удовлетворены ли вы оформлением класса, отношениями между учениками класса, взаимоотношениями учителя с учащимися?

-   полную ли информацию вы получили об успехах и затруднениях своего ребенка?

-   какой характер затруднений был отмечен?

-   в какой помощи со стороны учителя вы нуждаетесь?

-   что особенного и положительного вы можете отметить в работе учителя с детьми, что удалось реализовать?

-    что можно было бы улучшить?

-    в чем вы видите совместную работу родителей с учителем класса?

 

   *   День открытых дверей.

   *  Театрализованные представления и драматизация.

   *  Университет педагогических знаний.

   *  Лекция.

   *  Конференция.

   *  Практикум.

   *  Педагогическая дискуссия.

   *  Посещение семьи.

   *  Переписка с родителями.

   *  Родительское собрание.

   *  Школьное самоуправление (родительский комитет).

   *  Ролевые игры.

   *  Индивидуальные тематические консультации.

   *  Родительские чтения.

   *   Родительские тренинги.

   *  Совместные экскурсии, поездки в театр и т.д.

   

ФОРМЫ ДОСУГА: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотров, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями, спортивные секции .

   Вряд ли будет ошибкой сказать, что не менее двух третей родителей испытывают трудности в воспитании своих детей потому, что не умеют создать педагогически целесообразный уклад жизни семьи.

   Для преодоления этих трудностей в школе есть специалисты в области педагогики,  психологии, медицины и права перед ними стоят следующие задачи:

-  изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности, проблемы семей с различным жизненным укладом.

-  диагностировать социально-психологические и педагогические ситуации в семье.

-  помогать семье адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям.

-  вести профилактическую и коррекционную работу с семьей, ребенком.

-  оказывать психолого-педагогическую поддержку людям с лабильной нервной системой.

-  содействовать оздоровлению семьи.

-  способствовать повышению психолого-педагогической культуры семьи.

-  защищать интересы ребенка.

-  устанавливать контакты с другими учреждениями для оказания более эффективной защиты ребенка, вплоть до изоляции ребенка из неблагополучной семьи.

  Работа с родителями начинается с тщательного изучения семьи, используются различные методы: наблюдение, посещение семей, составление социального паспорта, система характеристик, опросы родителей и детей, беседы, анкетирование, творческие работы детей.

   Успех в работе учителя с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.

   

              Взаимодействие с коллегами.

  • Педагогические мастерские (совместная разработка уроков, модулей, коллекций)
  • Мастер классы и дистанционные курсы (ведение совместного    мастер - класса, курса; участие в мастер - классах, обучение на курсах)
  • Интернет – проекты.
  • Профессиональные конкурсы (представление собственного материала; участие в экспертизе представленных материалов)

           

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

       Тема : «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Цель :

        определить перспективы работы родительского коллектива класса     на год, избрать родительский комитет класса.

Форма:  

       деловая игра.

Участники:

       родители класса, классный руководитель.

Подготовительный этап:

      персональные приглашения для родителей, анкетирование родителей.

                         

Анкета для родителей

  1. Ф.И.О.(полностью)отца, матери.
  2. Домашний адрес, телефон.
  3. Место работы, должность, телефон.
  4. Жилищные условия семьи.
  5. Сколько детей растет в семье?
  6. Есть ли у школьника в квартире рабочее место?
  7. Интересы, увлечения семьи.
  8. Как в семье организован досуг детей и родителей?
  9. Какую помощь в воспитании детей класса вы могли бы оказать?

Оборудование, оформление:

        Игра проводится в подготовленном помещении. Для каждой игровой группы оборудуется игровое место (стол, стулья, сиденья, бумага, фломастеры). Столы располагаются в комнате по кругу, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга. К доске прикрепляется плакат с изображением «дерева успеха».

                                 

Ход собрания.

   Вступительное слово учителя о целях собрания.

Каждая группа из 4-5 человек формируется по желанию.

            1-й этап: «Разминка»

   В ходе разминки родителям предлагается продолжить фразу: «Младший школьник – это …». Ответы родителей фиксируются на листе ватмана. В результате коллективного творчества получается собирательный образ младшего школьника.

           2-й этап: «Корзина»  проблем

   Каждая группа родителей определяет круг проблем воспитания, которые они хотели бы обсудить в предстоящем учебном году. Все предложения от групп передаются учителю, и он на листе ватмана их фиксирует (во время работы групп звучит легкая музыка).

            3-й этап: Заполнение «Дерева успеха».

   «Дерево успеха» - это своеобразный перечень совместных дел родителей и детей в предстоящем году. Каждая группа заполняет свои предложения на «листочках» и прикрепляет к « дереву». В результате совместной деятельности родителей, учителя формируются предложения в общеклассный план воспитательной работы.

          4-й этап: Выборы родительского актива, решение организационных вопросов.

   В заключение собрания классный руководитель предлагает родителям памятку, которая им поможет в воспитании детей.

                             Советы родителям

«Десять ошибок в воспитании, которые все когда –нибудь совершали»

   1.   Обещание  больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».

Мнение психолога («Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».)

  1.   Безразличие

«Делай, что хочешь, мне все равно»

.

Мнение психолога («Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».)

  1. Слишком много строгости

«Ты должен делать то , что я тебе сказала, потому что я в доме главная».

Мнение психолога («Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».)

  1. Детей надо баловать

«Пожалуй, я это сделаю сам. Моему малышу это пока не по силам».

Мнение психолога («Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».)

  1. Навязанная роль

«Мой ребенок – мой лучший друг».

  1. Больше денег – лучше воспитание
  1. Наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью и т.д.), я не позволю ему упустить свой шанс».

  1. Слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребенка».

  1. Ваше настроение
  1. Слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению , у меня совсем нет времени для тебя».

            Родительское собрание.

(встреча-знакомство в родительском клубе)

     Учитель .   Путешествие всегда складывается удачно, если те, кто идут рядом, хорошо понимают друг друга. Но для начала нам нужно поближе познакомиться. Предлагаю чуть-чуть передохнуть, приняв участие в игре «Весь покрытый зеленью».

     Задание. Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Только не пугайтесь, ведь с вами волшебные краски. Все, что вы нарисуете этими красками, сразу становится реальностью: еда, одежда и пр. Итак, выбирайте свою часть острова -  и  за дело.

Суть игры: это игра с элементами диагностики. В ходе ее сразу выделяются малые группы (как правило, они совместно выбирают часть острова); лидеры, которые руководят тем, что, как и где рисовать на «острове», и не принятые, которым или не нашлось места на «острове», или они сами предпочитают не втягиваться в общую деятельность.

     Выбор тех или иных предметов характеризует систему ценностей участников игры.(выбор родительского комитета)

К сожалению, наша встреча в родительском клубе подходит к концу.Приятно видеть, что совсем небольшое количество времени, проведенное нами вместе, сделало атмосферу в нашем клубе чуть-чуть теплее и доброжелательней. Чтобы закрепить, оставить в нашей памяти это настроение, предлагаю всем вам  «закружиться в карусели». Карусели добрых слов и пожеланий.

Задание. Подпишите свой листок в нижнем правом углу и передайте его соседу справа. У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку; добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок… но ваше обращение должно уложиться в одну - две фразы .Затем этот листок  передаете соседу справа. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок. с  вашими собственными именем и фамилией.

     Учитель. Советую сохранить этот листочек и в трудные моменты своей родительской жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, какими вы были в самом  начале своего членства в школьном родительском клубе.

Игра.

      Я предлагаю вам поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте в круг. Посмотрите на соседа справа и произнесите слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Ваш сосед  должен сказать что –нибудь доброе и приятное.

Старайтесь почаще хвалить друг друга, говорить комплименты. Так вы поднимаете настроение своим друзьям. А если у друга хорошее настроение, то и вы испытываете приятные эмоции.