Методическая разработка интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе»

фоменко светлана васильевна

                            Методическая разработка интеллектуальной игры                

                                              «Олимпиада начинается в школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_v_shkole.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное  бюджетное  образовательное учреждение  дополнительного образования детей                

                  Дворец детского юношеского творчества  Московского района  г. Санкт- Петербурга

 

                 

                            Методическая разработка интеллектуальной игры                

                                              «Олимпиада начинается в школе»

Материал предоставляется к разделу: Методическое сопровождение образовательного процесса:  Совершенствование спортивного образования в области знаний о спорте и олимпийском движении.

Авторы:

Бровченко Анна Борисовна (brovchenko.anna@gmail.ru ), педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

Фоменко Светлана Васильевна (fomenko_sv@mail.ru ), педагог-организатор, педагог   дополнительного образования

          Методическая разработка интеллектуальной игры   «Олимпиада начинается в школе».

Материал предоставляется к разделу: Методическое сопровождение образовательного процесса:  Совершенствование спортивного образования в области знаний о спорте и олимпийском движении.


"Олимпизм – это философия жизни, превозносящая и объединяющая в сбалансированное целое качества тела, воли и разума. Смесь спорта с культурой и образованием – Олимпийское движение – стремится к созданию образа жизни, основанного на радости, строящейся на усилиях, просветительском значении хорошего примера и уважения универсальных основополагающих этических принципов"
("Олимпийская хартия", Основные принципы, пункт 1.)

Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что это особое событие, происходящее раз в четыре года, которое вносит существенный вклад в распространении информации о культуре  и мировоззрении разных стран и уважении к ним. Олимпизм, как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля люде        , их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет его сущностное содержание- служение человеку, личности, обществу. В 2014 году  в  Сочи  прошли  XXII  Олимпийские  зимние  игры, они стали рекордные по целому ряду показателей. У нашей страны великое прошлое. Нам есть чем гордиться. Олимпийские рекорды, история страны и достижения спортсменов на Олимпийских играх, и особенно, Паралимпийских – все это, собранное воедино должно передаваться из поколения в поколение. Это часть духовности нашего народа. А уважительное отношение к истории спорта в целом признак гражданской зрелости.

Исходя из вышесказанного,  мы разработали  игру  «Олимпиада начинается в школе». Предназначена эта игра для учащихся 6-8 классов.

Значимые моменты в организации игры:

  • Игра носит соревновательный характер;
  • Задания игры позволяют в живой интересной форме активизировать знания и представления учащихся по истории Олимпийских игр.
  • Подготовка к игре для учащихся заключается в формировании команды и подготовке по заданным темам, касающихся Олимпийских игр;
  • Этапы игры построены следующим образом: от сложных, значимых моментов к более простым, понятным, интересным;
  • Все задания выполняются коллективно участниками команды;
  • По времени игра рассчитана на 45-60 минут;
  • Для удобства организации игры на различных её этапах создана мультимедийная презентация, которая представляет зрительный и музыкальный ряд при выполнении ряда заданий, что облегчает деятельность ведущего и участников игры.

На основе этой игры создана методическая разработка, которая включает в себя все необходимые материалы для её организации, что позволит любому заинтересованному педагогу без больших проблем и сложностей воспользоваться всеми предоставленными материалами.

Цели интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе»:

  • Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний об истории проведения олимпийских игр, о возникновении олимпийского движения;
  • Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы;
  • Формирование у учащихся представления о ценностях Олимпизма и Паралимпизма.

Задачи интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе»:

  • Создать у учащихся представления об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;
  • формировать у учащихся  потребности к спорту, здоровому образу жизни;
  • развить у учащихся  чувство патриотизма, любви к Родине и гордости за олимпийские результаты;
  • расширить знания по истории олимпийских игр.

План интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе»:

  • организационный этап (5 мин);
  •  операционный этап (35 мин);
  • аналитический этап (5 мин).

Условия  интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе»: 4 команды по 10-12  человек.

Ход интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе »:

             Ведущий. В старину, в античном мире,

                  Двадцать шесть веков назад,

                  Города не жили в мире,

                  Шёл войной на брата брат.

                  И мудрейшие решили:

                  Ссоры вечные страшны,

                  Можно в смелости и силе

                  Состязаться без войны!

                  Пусть в Олимпию прибудет,

                  Кто отважен и силён;

                  Для сражений мирных будет

                   Полем боя – стадион!

Здравствуйте, дорогие друзья. Недаром я начал свое выступление с такого стихотворения.  Эти строки посвящены Олимпиаде, как в принципе и наша интеллектуальная игра . 

Глашатый (голос). Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию.

Ведущий. Сейчас   вы услышали голос  глашатого, и это не просто так. Ведь именно такими словами на территории всей Древней Греции устанавливался мир, запрещались раздоры и войны, а в Олимпию начинали съезжаться и сходиться тысячи зрителей и сотни участников изо всех полисов Эллады, включая колонии. Итак, глашатый прокричал, мы все здесь собрались, и значит, мы начинаем.

Звук фанфар.

Ведущий. Для Начала мы ещё раз поприветствуем наши команды.

Представление команд.

Ведущий. А теперь наших уважаемых  судей- жюри.

Представление жюри.

Ведущий. Теперь, когда мы с вами познакомились, двигаемся дальше. В Древней Греции проходили игры пять дней, в первый день  приносили жертвы богам и давали клятвы у алтарей. Текст олимпийский клятвы, которую на сегодняшний день произносят спортсменом страны, где проводятся Олимпийские игры , была разработана в 1913 году  Пьером де Кубертеном, а произнесена в 1920 . Кто-нибудь знает её текст?

Если у какой-нибудь команды есть правильный ответ, то он засчитывается команде, как 10 баллов.

Текст этой клятвы вы видите сейчас на экране.

Текст  клятвы: « От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд ».

Ведущий. На нашем состязании будет тоже клятва, и вы наши команды по очереди будете произносить её. Готовы?

Текст клятвы команд:  «От имени нашей команды я обещаю, что мы будем участвовать в этих играх , уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно творческом духе, во славу спорта и во имя чести своей команды!».

Команды произносят текст клятвы.

Ведущий. Но не все так просто, ведь клятву произносили не только спортсмены. Но и судьи, элланодики, как их называли в Древней Греции. По предложению Олимпийского комитета СССР в 1968 МОК включил в Летние и Зимние Олимпийские Игры, произносится после Олимпийской клятвы спортсменов судьей из страны, где проводятся игры. Текст этой клятвы вы видите на экране.

Текст клятвы судей : «От имени всех судей и официальных лиц, я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности на этих Олимпийских играх с полной беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе ».

Ведущий. Не будем отходить от традиций и за клятвой наших спортсменов, клятву будут произносить судьи.

Клятва судей. « От имени судей и официальных лиц, я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности на этих играх с полной беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся».

Произносят судьи.

Ведущий. А теперь переступим к нашему интеллектуальному состязанию. Внимание на экран. Вы видите табло, на котором присутствуют шесть категорий, в каждой категории по пять  вопросов. Если отвечаете правильно на вопрос, вам присваиваются баллы того вопроса на который ответили , если не правильно, то нет. Категории поделены на темы «Россия Олимпийская» , в этой теме мы затрагиваем вопросы касающиеся олимпийского движения в современной России. «Знай наших» - в этой теме мы затрагиваем вопросы, касающиеся олимпийского движения в Советском союзе. «Олимпийские игры древности»- в этой теме мы затрагиваем вопросы, касающиеся истории зарождения олимпийских игр. «Олимпийская мозаика»- в этой теме мы затрагиваем вопросы, касающиеся основных  принципов (ценности) олимпизма. «Олимпийская азбука»- в этой категории мы затрагиваем вопросы, касающиеся возрождения олимпийского движения . « О, Спорт ты- мир!» - в этой категории мы затрагиваем вопросы, касающиеся- краткая характеристика видов спорта, входящих в программу зимних и летних Олимпийских игр  . В вопросе на пятьдесят баллов зашифровано задание для всех команд, не только для той, которая выбрала эту категорию. Итак, команды готовы? Приступаем. Внимание на экран.

Игра.

I. Россия  Олимпийская- в этой теме мы затрагиваем вопросы касающиеся олимпийского движения в современной России.

10.  Первая в истории наших команд женщина-знаменосец (Мария Шарапова)

20. Какой персонаж мультфильма стал талисманом сборной России на Олимпиаде 2004? (Чебурашка)

30. Президент Олимпийского комитета России ?  (Александр Дмитриевич Жуков)

40. Какое место  в медальном зачете заняла сборная  команда России на Олимпиаде в 2012 году? (четвертое)- 82 медали : 24 золотых, 26 серебряных, 32 бронзовых.

50. Тема задания: XXII Олимпийские игры в Сочи - 2014.

В этом задании ведущий выдает  таблички , на которых написано : верю или не верю. Из команды выбирается пара. Время  для подготовки ответа по каждому вопросу – 5 сек. Задается по 10 вопросов. По сигналу ведущего поднимают таблички с надписями «да» или «нет». Правильный ответ – 1 балл. Паре, не поднявшей  табличку или давшей неправильный ответ,  баллы не начисляются. Максимальное количество баллов за конкурс – 10.

II. Знай наших - в этой теме мы затрагиваем вопросы касающиеся олимпийского движения в Советском союзе.

10. На Олимпиаде в Москве был проведен забег для всех желающих на «Олимпийскую милю». А какова была длина этой дистанции?

(1980 м. – год проведения Олимпийских игр в Москве.)

20. В истории спорта СССР первый олимпийский чемпион –?(Нина Пономарева.)

30. В каком году  команда  СССР дебютировала на зимних Олимпийских играх :?(1956 г на 7-х зимних Олимпийских играх в Кортина-д Ампеццо,Италия)

40. Первым представителем СССР в Международном олимпийском комитете был: ( Константин Александрович Андрианов)
50. Тема задания : Гордость СССР.

Каждой команде ведущий раздает два листа  А4 , на одном  написаны  знаменитые  спортсмены- олимпийские чемпионы СССР  и вид спорта. Второй лист бумаги чист. Участники должны на втором листе написать,  в какой области спорта этот чемпион завоевал олимпийскую медаль.

III. Олимпийские игры древности- в этой теме мы затрагиваем вопросы касающиеся истории зарождения олимпийских игр.

10. Когда состоялись первые Олимпийские игры Древней Греции? (В 776 г. до н. э.)

20. В Элладе соревновались в беге на один стадий. Дистанцию, по преданию, бегунам размечал сам Геракл. Чем он отмерял расстояние?

(Ступнями: стадий приблизительно равен 600 ступням, или 192 м 27 см.)

30. История донесла до нас имя победителя первых Игр – быстроногого повара из Элиды. С этого имени начинается история олимпийского движения. Назовите его.

 (Корэб – повар из Элиды или Норэб)

40. Во время Олимпийских игр объявлялось Священное перемирие. Нарушалось ли оно в Древней Греции?

(Да. В 36 г. до н. э. аркадийцы захватили Олимпию. Греки, разгневавшись, надолго запретили им участвовать в Играх.)

50. Тема задания: Знатоки истории.

Ведущий раздает на листах бумаги текст на тему «Олимпийские игры древности»,участникам  нужно внимательно прочитать и найти ошибки и подчеркнуть их.

IV.Олимпийская мозаика- в этой теме мы затрагиваем вопросы касающиеся основных  принципов (ценности) олимпизма.

10.  В каком городе находится штаб-квартира Международного олимпийского комитета?(Лозанна, Швейцария.)

20. Когда впервые на Олимпийских играх появился олимпийский флаг ?( 1920 года в Антверпене (Бельгия).

30. Как зажигают олимпийский факел?(На факел направляют пучок солнечных лучей, собранных при помощи системы линз и отражателей)

40. Кому, согласно Олимпийской хартии, предоставляется честь организации Олимпийских игр: городу или стране?

(Городу.  Кандидатура города должна быть поддержана правительством страны.)

        

             50.Задание: БЛИЦ –ТУР.

В течении минуты каждой команде будет задано по  10 вопросов, нужно успеть за это время на них ответить.

V.Олимпийская азбука- в этой категории мы затрагиваем вопросы, касающиеся возрождения олимпийского движения .

10. Кто выступил с предложением возродить Олимпийские игры?

 (Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен.)

20. В каком году прошли I зимние Олимпийские игры?

(В 1924 г., Шамони, Франция.)

30. Эта церемония привычна для зрителей современных Олимпиад. Однако впервые она состоялась IV Олимпийских играх в Лондоне (1908 г.). О какой торжественной церемонии идёт речь?

(Прохождение команд торжественным маршем под флагами своих стран.)

40. Во время Олимпийских игр 1912 года в Париже по примеру древнегреческих Олимпиад был проведен конкурс искусств. Назовите произведение, удостоенное золотой медали на этом конкурсе, и его автора.

(«Ода спорту» Пьера де Кубертена.)

50. Тема задания:  Важные даты

Каждая команда получает лист бумаги, на котором изображена таблица с датами и событиями , связанных с олимпиадами. Задание - найти соответствие между спортивным событием и временем его проведения.

VI. О, Спорт ты- мир! - в этой категории мы затрагиваем вопросы, касающиеся- краткая характеристика видов спорта, входящих в программу зимних и летних Олимпийских игр  .

10. Сколько видов спорта входило в программу первых возрожденных Олимпийских игр в 1896 г.? (9)

20. Когда в олимпийской программе появилась женская тяжёлая атлетика?

(В 2000 году на Олимпийских играх в Сеуле.)

30. В каком олимпийском водном виде спорта выступают только женщины?

(Синхронное плавание.)

40. Хозяевами  какой Олимпиады было позволено включить дзюдо в программу Игр?

(XVIII Олимпиады в Токио, 1964 г.)

50.Задание: Тест.

Каждой команде на стол выдается тест, который включает в себя десять вопросов, нужно  выбрать правильный ответ.

Ведущий. А сейчас слово для подведения итогов, мы передадим нашим элланодикам.

Жюри подводят итоги.

Ведущий. Я думаю, что не стоит расстраиваться, если вы не показали сегодня высоких знаний в теории, вы ведь можете наверстать упущенное и прочесть, изучить. Ведь даже  существует неофициальный девиз олимпийских игр и гласит он, что «Главное не победа, а участие». Так что до новых встреч, друзья.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Знание истории Олимпийского движения, олимпийских ценностей, традиций, талисманов- очень важны. А знание достижений своего народа на Олимпийских играх служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Через них формируется нравственный мир человека.