Взаимодействие семьи и школы в формировании национальной идентичности

Дугаржапова Баира Мункожаргаловна

Публичная лекция нацелена на воспитание у подрастающего поколения гордости за свою Родину, уважение к традициям и обычаям предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya.semya_i_shkola_v_vek_obrazovaniya.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция

Взаимодействие семьи и школы в формировании национальной идентичности подростков

Семья и образование являются непреходящими ценностями                   цивилизованного общества, от которых во многом зависит успешность развития, качество жизнедеятельности, социальное положение каждого человека, прогресс общества, стабильность и благополучие государства.

С точки зрения И.Я. Лернера, понятия "обучение" и "воспитание" отражают разные характеристики одного и того же явления - трансляции социального опыта как процесса и результата. Считаю необходимость проанализировать соотношение двух подсистем целостного процесса образования обучения с точки зрения воспитания. Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность,  являются  прекрасным методом воспитания. Они предоставляют возможность ребёнку самому дотронуться до глубин истории  родного края, традиции и культуры своего народа, а учителю и родителям воспитывать его на основе этнопедагогики.

Здесь уместно вспомнить слова великого китайского философа Конфуция: «Только лелея старое можно создавать новое».

Понимание важности семьи и школы в жизни человека и общества,  обусловило актуальность поиска наиболее действенных путей в воспитании новых поколений. В настоящее время, когда на первое место ставится развитие личности, наша задача состоит в том, чтобы совместно с семьёй восстановить в генетической памяти неиссякаемую кладезь этнопедагогики, способствовать обогащению опыта маленького ребёнка.

        Как отмечают Арутюнов и Чебоксаров: « Возрастание роли этнического в современном мире объясняется тем, что сложность информационной ситуации значительно опережает возможности адекватно реагировать на эту ситуацию. В результате возникает острая потребность в обращении к этническим ценностям, представляющимися вечными и незыблемыми в изменчивом настоящем». При разрушении любой идеи, скрепляющей общество, на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования – этническая.

 Важнейшим аспектом воспитания и формирования общечеловеческих ценностей в семье и школе является воспитание с учётом опыта народной педагогики, где особое внимание уделяется сохранению национально культурного наследия и культурно исторических традиций.

«Культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования, как народов, малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование лишается смысла. Культура по существу поставлена в один ряд с жизнью. И потому право на культуру должно стоять в одном ряду с правом на жизнь, правами человека. Культура – условие продолжения осмысленной жизни, человеческой истории, дальнейшего развития человека». Замечательные слова академика современности Д.А. Лихачёва подчёркивают неоспоримое единство культуры и образования в воспитании подрастающего поколения. Самое важное место здесь отводится образованию, а именно, учителю как носителю культуры, творцу культуры последующих поколений.

Привлекательность региональной культуры для воспитательных целей объясняется тем, что она позволяет, опираясь на природные закономерности региона, осмыслить ментальное единство народов, имеющих единые природно-экологические условия и культурно-исторические истоки существования.

В России интерес к этнической культуре проявился во второй половине XVIII века, когда в русской общественной мысли были впервые поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и русского человека. Ключом к пониманию психологии любого народа является его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание духа нации.

Среди трудов русских философов XX века, постигавших «глубинный смысл  национальной принадлежности в жизни человека», выделяются работы Ильина о безусловной важности национальных корней для истинного  и глубокого межнационального общения и самопонимания.  По Ильину, существует закон человеческой природы и культуры, согласно которому всё великое может быть сказано человеком или народом на лоне национального опыта, духа и уклада. Тот, кто знает, кто чует духовное и любит его, тот знает его сверхсоциальную, общечеловеческую сущность. Он знает, что великое русское – велико для всех народов, что гениальное греческое – велико для всех веков. То, что глубоко и мудро в культуре китайцев и индусов, - глубоко и мудро перед лицом всего человечества.

Вхождение бурятского народа в состав России стало примером его мудрости  и нравственности. Мудрость, которая передавалась из поколения в поколение, приобщалась детям в семье. Таким образом, семья у бурят является подлинным очагом воспитания детей. Воспитание любви и уважения к родителям и родовой солидарности являлось фундаментом народного воспитания, модулем формирования у детей  положительных нравственных качеств. Эта прекрасная система воспитания является основой совместной плодотворной работы семьи и школы в  век образования.