Методический материал к лекторию "Первые шаги в православном храме"

Материл к методической разработке лектория может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям ОПК, классным руководителям для занятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_5_kl.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Большинство из нас с вами считают себя православными, в детстве были крещены, носим православный крестик, но … не имеем опыта духовной жизни. Что это значит? Мы редко ходим в храмы или не ходим вообще (ну может быть на Пасху, «забежим» осветить куличи, или будем канистрами набирать Крещенской воды), мы не понимаем зачем это нужно делать, мы не читаем огромного духовного наследия святых подвижников, не притворяем в жизнь тех духовно-нравственных законов, которое дает нам православие – вера наших предков и не придаем значения нашим культурным традициям.

Слайд 2. Нельзя быть «Иванами родства своего не помнящими». Надо изучить жизнь, хотя бы таких исторических личностей, которых Церковь прославила в лике святых, как кн. Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков и др. и попытаться ответить на вопрос: что для них было православие, и что оно дало в историческом и духовном смысле и для отдельных людей, и для нашего государства.

Слайд 3. Возможно, перед вами встанут вопросы:

- Кто я? Зачем я живу? В чем смысл моей жизни? Что делать мне, если кажется, что нет надежды и сил? И вообще, что дает православие человеку?

На этом пути познания и знакомства с православными традициями и культурой, невозможно не говорить о храме.

Вы можете задать вопросы:

Слайд 4. - А если я захочу узнать? Что делать, если в моей семье никто не ходит в храм, а мне интересно познать православие? Волнуюсь, не знаю, как себя вести в храме?  

Вот сегодня мы и поговорим о первых шагах в православном храме, как он устроен и как себя в нем вести.

Слайд 5. А началом для нашего разговора станут добрые советы детской писательницы К.В. Лукашевич (1859-1931): «Милый друг, когда у тебя на душе горе, обида, злоба, поди в Божий храм. Там, отрешившись от житейских забот, наедине со своею совестью, ты с полной верой и надеждой излей Господу Богу свою душу. Молись и надейся! И тебе будет легче, дитя мое!»

Итак, давайте разбираться по порядку.

Слайд 6. Когда мы слышим слово церковь, то перед нами появляется образ храма с сияющими куполами и сверкающими в небе крестами. И это верно! Однако Церковь – это не только храм, не только здание. Прежде всего, это общество людей, собрание верующих, желающих жить по Божиим заповедям людей.  

Слайд 7. Подумаем, чем отличается Церковь от всех других собраний людей?

Церковь – это собрание людей вокруг Христа, поэтому Она священна, то есть имеет внутри себя Божественное основание.

Слайд 8. А зачем люди ходят в Церковь?

Люди приходят в храм по любви к Христу, потому что хотят быть ближе к нему и сделать себя чище рядом с Ним.  С точки зрения православия есть жизнь земная – временная, а есть жизнь вечная – со Христом (где? – в Царствии Небесном).  Помощник человеку в Царствие Небесное – Церковь. Мир – море житейское, а храм (церковь) – это корабль, в котором верующие спасаются от потопления в бурном море земной жизни.

Слайд 9. Как человек может встретиться и соединиться со Христом? Встреча и соединение людей с Богом совершается в Таинствах Церкви. От какого слова произошло слово «таинство»? Какой корень мы слышим в нем? – Тайна. Назовем эти таинства: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства.

Слайд 10. Когда пришел на землю Спаситель мира Господь Иисус Христос, то он установил самое важное богослужение, называемой Божественной литургией. «Литургия» - от греч. – «совместное дело». Люди собираются в храм для того, чтобы прославить Бога, совершить общее богослужение. Литургию называют также обедней, так как в ней сам Бог питает наши души таинственными Божественными силами. Во время литургии повторяется вся земная жизнь Иисуса Христа от его рождения до распятия. Совершая это богослужение, верующие благодарят Бога за спасение рода человеческого от греха и смерти. Это спасение даровано людям Жертвой, принесенной на Кресте Сыном Божиим Иисусом Христом.

Слайд 11. Во время литургии совершается удивительное, недоступное человеческому уму таинство: силою Святого Духа пшеничный хлеб и виноградное вино становятся Божественным Телом и Кровью Господа. Хлеб и вино, ставшие Божественными Телом и Кровью Христа, называются Святыми Дарами, потому что Господь дарит людям Свое пречистое Тело и Свою Кровь.

Слайд 12. В конце литургии все, кто заранее готовился к таинству Святого Причащения (постился несколько дней, молился, не совершал греховных поступков), причащаются, то есть вкушают под видом вина и хлеба пречистые Кровь и Тело Христа. Принимая Святые Дары, люди душой и телом соединяются с Самим Богом. Так Господь входит в нашу жизнь. Божественная литургия и Святое Причастие удивительно благотворно действуют на людскую душу.

Таким образом, храм – это дом Божий, место особого присутствия Бога. А церковное богослужение – это главное, для чего создан храм и для чего люди приходят в церковь.

Слайд 13. А сейчас, давайте отправимся непосредственно в храм. Но для начала уясним:

  • поскольку храм является таинственным жилищем невидимого Бога, входить в храм нужно с трепетом и благоговением.
  • По православному обычаю мужчины проходят в храм без головного убора, а женщины – покрыв голову платком.

Слайд 14. Подойдя к храму, мы оказываемся на паперти. Слово паперть происходит от старославянского языка, в котором оно является производным от утраченного пьрть – дверь. (От этого же древнеславянского утраченного слова происходят наши: переть, запереть, отпереть, взаперти и проч.). 
Буквальный перевод слова паперть – преддверие. У дверей храма, осенив себя крестным знамением, следует сделать три поясных поклона, выражая наше смирение и благоговение перед Богом.  

Слайд 15. Войдя в храм, мы попадаем в притвор. Здесь также нужно осенить себя крестным знамением и сделать три поясных поклона, обратившись к алтарю. Притвор – это еще не храм, а помещение перед храмом. Оно – как коридор – уже не улица, но еще и не дом. Сегодня в притворах устраиваются свечные или книжные лавки. Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально предназначенном для того месте – притворе, а не в самом храме, следует сохранять благоговение и тишину.

Слайд 16. Затем пройдем в церковную лавку и приобрети свечи, - наш дар Богу и жертва Церкви.

Давайте посмотрим ВИДЕО о церковных свечах.

Слайд 17. Подавать записки с именами наших родных, друзей, всех тех, за кого мы хотим, чтобы помолились на Литургии, молебне, панихиде, – очень древняя традиция. В лавке можно подать записки о здравии и о упокоении наших родных и близких – православных христиан. Во время службы мы действительно молимся за живых и усопших. Молимся в разные моменты службы, и в соответствии с тем, как мы хотим помянуть человека, мы и подаем записку. Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена. Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Имена писать не сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.

Слайд 18. После приобретения свечей и подачи записок мы проходим в центральную или средняя часть храма. Эта центральная часть называлась корабль, потому, что храм уподоблялся Ноеву ковчегу, плывущему к спасению.

Слайд 19.  На середине любого храма лежит икона, которую называют Праздничной иконой, или Иконой праздника. По этой иконе очень легко определить, какое событие сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.  Осенив себя крестным знамением и сделав два поясных поклона, следует приложиться к святому образу (т.е. поцеловать), затем вновь осенить себя крестным знамением, сделать поясной поклон и поставить свечи.

Слайд 20. Подойдя к иконе, какое-то время мы должны благоговейно постоять возле нее и помолиться. Однако: 
А) Мы никогда не молимся в храме вслух, если, конечно, в молитве не участвуют все верующие.
Б) Если за нами очередь, мы молимся, пока стоим в очереди. Когда подошла наша очередь прикладываться к святыне, мы никого не задерживаем. Крестимся (один раз), благоговейно целуем святыню и отходим.

Существует благочестивый обычай, поцеловав святыню, на секунду приложиться к ней лбом: в просвещение разума.

Слайд 21. Оглядимся. На стенах храма — иконы, лампады, фрески… Храм изображает собою космос, вселенную, или, попросту, наш мир. Единственное, но принципиальное отличие мира, который изображает собою храм, от того мира, в котором живем мы, — это то, что храм изображает мир, послушный Богу. Отсюда множество святых, которые глядят на нас с внутренних стен храмов, лики которых помещаются на иконах и фресках. Они – те, кто в высшей степени исполнил заповедь о святости.

Слайд 22. Мы уже говорили, что церковь молится не только о живых, но и за усопших. В храме есть особое место где усопшие поминаются. Это канун – четырехугольный стол с Распятием (Голгофа) и множеством ячеек (40), куда можно поставить свечу за усопшего перед началом службы. Рядом с кануном на столик для приношений можно положить продукты – хлеб, печенье, конфеты, сахар. Эти приношения являются милостынею за усопшего и употребляются с молитвой на общей трапезе в храме или раздаются неимущим.

Слайд 23. Крест является величайшей христианской святыней, символом нашего искупления и спасения. В древности распятие на кресте считалось самой позорной и мучительной смертью. Претерпев страдания и смерть на кресте, Господь избавил людей от греха и вечной смерти. С тех пор крест стал символом победы над смертью и символом нашего спасения. В православной церкви чаще всего употребляется изображение восьмиконечного креста. Его верхняя перекладина изображает табличку с надписью: «Иисус Назорей Царь Иудейский», а нижняя подножие (опора для ног).

Слайд 24. Если мы поднимем голову, над нами окажется церковная люстра, правильно называемая паникадило. По-гречески эта люстра называется поликанделион, что переводится как многосвечие, в русском же языке это слово исказилось и пришло к нынешнему.

В некоторые моменты богослужения, а также при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники в храме, в том числе и паникадило, создавая образ Божия света. 

 Слайд 25. Конечно, при входе в храм мы видим иконостас – особую перегородку с установленными на ней святыми иконами. В центре иконостаса находятся Царские врата, символизирующие вход в Царство Небесное, которое стало открытым для всех людей с приходом в мир Спасителя.

Слайд 26. Самая священная часть храма – алтарь. Сегодня именно в алтаре, на престоле совершается Таинство Евхаристии (Причастия). Он символизирует небо - место особенного пребывания Бога, а также рай, в котором до грехопадения жили первые люди.

Алтарь место священное и входить в него разрешается только священникам и лицам мужского пола, участвующим в богослужении. Слово «алтарь» в переводе с латинского означает возвышенный жертвенник. Главная святыня алтаря – престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается Таинство Святой Евхаристии.

Слайд 27. В северо-восточной части алтаря слева от престола находится жертвенник – четырехугольный стол. На нем особым образом приготавливаются хлеб и вино для Таинства Святой Евхаристии.

Слайд 28. Во время богослужения в храме нужно стоять на одном месте, не разговаривая и не мешая другим, смиренно, с верой и надеждой вознося к Богу свои молитвы.

Слайд 29. По окончании Божественной литургии священник выходит на амвон – и все верующие прикладываются к святому кресту. Мы уже с вами поговорили о некоторых моментах поведения в православном храме. Давайте повторим (Ответы детей.) А теперь поговорим о том, что делать нельзя.

Слайд 30. Какое поведение недопустимо. На ваш взгляд, что показано на фотографии, что недопустимо?

Появление в храме женщин в брюках или слишком короткой юбке или шортах недопустимо, равно также и недопустимо не покрыть голову платком.

Слайд 31. А на этом фото? Конечно, такое поведение прихожанина тоже нельзя назвать подобающим...Мобильные телефоны в храме следует переключить на вибросигнал. Если все же необходимо поговорить по телефону, то следует выйти из храма. Тем более недопустимо разговаривать по телефону во время богослужения.

Слайд 32. А на этом фото? У этих молодых людей случилось горе, поэтому они ведут себя не совсем традиционно. Во вне богослужебное время такое возможно, во время же богослужения, когда храм полон молящихся, лучше не обнаруживать свои чувства и вести себя благообразно.
В любом случае, если мы видим какое-то странное поведение, мы должны сделать замечание крайне деликатно или обратиться к церковному служителю.  Если наша грубость, нетактичность обидят человека, не знающего о правилах поведении в храме, оттолкнут от Церкви, то горе нам. Как искупить тот грех, что мы человека оттолкнули от Бога, от Церкви?..

Слайд 33. К слову сказать, наши церковные бабушки могут нас обидеть, нетактично повести себя. Мы же не должны на них обижаться, но ко всем относиться доброжелательно и приветливо. Поверьте, священники, которые во время отпуска или в иное время приходят в храмы и не одеты в священнические одежды, тоже нередко становятся «жертвами» бдительных церковных старушек.

Слайд 34. Спасибо за внимание!