Статья "Внутренний аудит в системе образования"

Смирнова Елизавета Сергеевна

В данной статье рассмотрены основные виды аудита, различия между внешним и внутренним аудитом, а так же влияние внутреннего аудита на качетство образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnutrenniy_audit_v_sisteme_obrazovaniya.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Внутренний аудит в системе дополнительного образования»

Термин «аудит» традиционно связывается с экономикой и бухгалтерскими документами.

        Для аудирования в этих сферах разработаны пособия и рекомендации.

        Применение термина «аудит» в практике ОУ связано с попыткой создания системы управления качеством образования, ориентированной на международные стандарты серии ISO, TQM[1]

        В стандартах ISO 9001:2000 (ГОСТ З ИСО 9000-2001) обозначены следующие требования:

  • проверка всех аспектов деятельности и процессов системы качества ОУ;
  • планирование аудитов;
  • документирование результатов проверки;
  • компетентность аудиторов:
  • проведение по результатам аудитов анализа системы качества со стороны администрации; своевременное исправление несоответствий.

        Аудит — это независимая контрольная деятельность, которая обеспечивает реальную оценку работы субъекта в целом и по отдельным структурным подразделениям.

        Данный вид деятельности имеет ряд основных характеристик:

  • независимость (понятие организационное, которое в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита);
  • объективность (индивидуальные качества внутреннего аудитора — компетентность, беспристрастность в оценках и выводах);
  • совершенствование деятельности организации (увидеть и оценить слабые стороны в работе цчрежденя, личности и дать рекомендации, направленные на повышение эффективности процессов, результатов);
  • предоставление заказчикам аудита объективного анализа надежности и эффективности системы, процессов, результатов и консультаций по вопросам повышения их эффективности.

        Применительно к образованию аудит — это:

  • деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности ОУ;
  • независимое оценивание результатов образовательного процесса;
  • систематическая проверка деятельности, результатов работы ОУ с точки зрения их соответствия установленным требованиям, внедрения установленных требований и изучения их соответствия заявленным целям.

                Как правило, теория аудита в западных странах рассматривает следующие виды аудита: операционный аудит, аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности.

                Операционный аудит проводится как проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффективности. Результатом аудита является передача управленческому персоналу рекомендаций по совершенствованию деятельности.

                В зависимости от поставленных целей операционный аудит проводится:

  • на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях;
  • внешними и внутренними аудиторами;
  • в интересах внешних либо внутренних пользователей.

При аудите соответствия устанавливается степень, с которой система качества понята, внедрена и соблюдается персоналом (фактическое выполнение персоналом требований, установленных в документации соответствия качества ОУ).

Цель аудита на соответствие требованиям — проверка соблюдения хозяйственной системой (персоналом) правил и процедур, предписанных вышестоящим руководством. Проверки на соответствие предназначены для выявления соблюдения организацией конкретных правил, законов, пунктов договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности.

        Аудит на соответствие принятым требованиям проводится в целях установления:

  • соответствия деятельности государственных организаций установленным вышестоящими органами предписания;
  • соответствия действий внутренних подразделений организаций требованиям и правилам, закрепленным распоряжениями администрации, и т.д.

Выявленные аудитором несоответствия в документах заносятся в протоколы.

Аудирование может происходить по двум формам:

  • внешний аудит
  • внутренний аудит

По своему характеру и внешний (независимый) и внутренний аудиты имеют много общего. Но существуют и принципиальные различия между этими видами деятельности (таблица 2)

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита

Внутренний аудит

Внешний аудит

Осуществляется специалистами по учету, контролю и анализу, работающими в данной хозяйственной системе

Осуществляется профессионалами, которые не являются наемными работниками, а выполняют функцию засвидетельствования главным образом на договорной основе

Основная задача — удовлетворение потребностей администрации в рамках данной хозяйственной системы

Главная задача — высказать свое мнение для нужд третьих лиц

Действенность и эффективность прямо влияют на объем, содержание и характер внешнего аудита

Объем, содержание и характер, а также аудиторский риск определяются в зависимости от качества и действенности внутреннего аудита

Хозяйственные операции, использование ресурсов, состояние учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля проверяются на соответствие установленной учетной политике и обще методическим положениям 

Эффективность использования ресурсов, состояние учета и отчетности, уровень внутрихозяйственного контроля проверяются, чтобы определить масштаб внешнего аудита и уровень первоначального доверия к данным учета и отчетности клиента 

Ориентация работы аудиторов на отношения по функциональному и линейному управлению в данной хозяйственной системе 

Аудит ориентирован на важнейшие позиции отчетности и источники доходов, с применением необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям

В остальном методические приемы контроля могут быть весьма сходными, хотя применяемое аудиторами их соотношение – различное

В остальном методические приемы контроля могут быть весьма сходными, хотя применяемое аудиторами их соотношение – различное 

Внутренний аудит прямо связан с текущим обеспечением сохранности активов, контролем постановки и организации материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам и хищениям

Связь с выявлением фактов мошенничества и хищений, с контролем постановки материальной ответственности является не прямой, а случайной, т. е. возникает в тех случаях, когда их результатом являются приписки и иные искажения отчетности

Внутренние аудиторы должны быть организационно независимыми от ревизуемых объектов, а в целом они должны удовлетворять потребностям руководства данной хозяйственной системы и получать от него заработную плату 

Внешний аудит должен быть независимым от клиента не только организационно, но и в материальном отношении (практикуя денежные залоги за предстоящий аудит или имея иные источники финансирования, как в деятельности налоговой полиции. Счетной палаты и т. д.)

Внутренний аудит есть часть внутрихозяйственного контроля, который должен быть непрерывным

Внешний аудит является периодическим, осуществляется примерно с годовым интервалом 

http://bus.znate.ru/docs/index-19261.html?page=13 доступ 2.12.2013

Определение сущности внутреннего аудита.

        Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.

        Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах. (Документы Международного института внутренних аудиторов)

        Внутренний аудит — деятельность подразделения клиента по оценке работы субъекта, проверке и мониторингу адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. (Международный стандарт аудита 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»).

        Внутренний аудит — это организованная экономическим субъектом, действющая в интересах его руководства и собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. (Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» (в настоящее время отменено).

        Внутренний аудит — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита. (Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»).

        В организационно-правовом аспекте аудит регламентируется нормативными актами разного уровня, регулирующих вопросы организации аудиторской деятельности в Российской Федерации. К первому уровню относится Закон РФ «Об образовании» ст.32 и вступивший в силу с 1 января 2011 года Федеральный закон от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

        К документам второго уровня могут быть отнесены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, регламентирующие отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

        В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд. Они в свою очередь подразделяются на три основные группы: общие правила (стандарты), правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, правила (стандарты) составления отчета.

        Четвертый уровень — это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам.

        Пятый уровень — внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить.

        С учетом рекомендации нормативов, внутренний аудит является индивидуальным для каждой организации, поскольку зависит от особенностей ее деятельности.

В экономической литературе выделяются следующие организационные формы внутреннего аудита:

  • формирование собственной службы внутреннего аудита;
  • аутсорсинг;
  • ко-сорсинг (Панкратова Л.А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией // Аудитор. - 2012. - №6. - с. 25-33)

        Формирование собственной службы внутреннего аудита предполагает его осуществление собственными силами компании, чему способствует хорошая осведомленность сотрудников о внутренней структуре компании и отраслевых особенностях бизнеса.

        Аутсорсинг предполагает полную или частичную передачу функций внутреннего аудита сторонней компании или внешнему консультанту.

        Ко-сорсинг предполагает, что внутри организации создаются органы внутреннего аудита, но в некоторых случаях могут привлекаться эксперты сторонних организаций или внешние консультанты, т. е. Ко-сорсинг представляет собой частичный аутсорсинг.

        В России наиболее распространенной формой является первая форма внутреннего аудита, которая позволяет полученные навыки и опыт оставить внутри компании.

        

Цель внутреннего аудита применительно к образованию

        Внутренний аудит качества образования призван осуществлять внутреннюю экспертизу образовательного процесса, с использованием самого широкого диапазона методов и средств оценивания.

        Образовательный аудит — это независимое оценивание результатов учебной деятельности специальными аттестационными службами, имеющими сертификат на проведение контрольно-оценочных процедур стандартизированными педагогическими измерителями при соблюдении правил, установленных Законом РФ «Об образовании» или другими нормативными документами.

        Целью образовательного аудита является составление мнения о достоверности уровня подготовленности обучающихся. Образовательный аудит не применяет контроль со стороны органов управления образованием, указание по его итогам не является обязательным для исполнения, и проводится он только по заявкам отдельных лиц или ОУ для выявления соответствия уровня подготовленности требованиям стандарта или статистическим нормам

        Важно иметь в виду, что внутренний аудит касается системы менеджмента качества, а не оценки персонала ОУ. Система внутреннего аудита необходима для постоянного совершенствования внутришкольной системы обеспечения качества образования. Аудит результативен, если он обеспечивает свободный и беспристрастный подход к принятию решений; выявление возможностей для совершенствования; улучшение прохождения информации; усиление мотивации; оценку возможности имеющейся системы.

        Эффективность внутреннего аудита, качество образовательного процесса ОУ обеспечивается созданием надежных организационно-управленческих механизмом оценивания.

        Для этого в ОУ рзрабатывается документированная процедура «внутренний аудит» (Приложение 1). Документами аудита общепринято считать:

  • программу аудита (Приложение 2);
  • план внутреннего аудита системы качества (Приложение 3);
  • чек-лист (опросный лист) (Приложение 4);
  • протоколы несоответствия (Приложение 5);
  • листы регистрации изменений (Приложение 6);
  • отчеты по аудитам;
  • планы корректирующих и предупреждающих действий;
  • отчеты по последующим аудитам.

        Под программой аудитов понимается совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретные сроки и направленных на достижение определенных целей. В соответствии с установленной программой аудитов (проверок) могут переодически проводится аудиты различных подразделений ОУ, различных процессов и видов деятельности, результатов деятельности ОУ или общие системные аудиты системы качества ОУ.

        В ОУ может быть принята одна или несколько программ аудита. При этом администрация школы должна предоставить полномочия для менеджмента программы аудиты соответствующим лицам.

        Для систематического аудирования рекомендуют разработать стандартную форму, которая должна включать в себя следующие составляющие:

  • цель аудита;
  • область аудита (устанавливаются пределы, в которых действует проверка: конкретные подразделения ОУ, виды деятельности, основные или обеспечивающие процессы);
  • аудиторская группа, проводящая аудит (указывается ведущий аудитор и члены аудиторской группы);
  • нормативные документы, по которым ведется проверка (перечисляются конкретные документы и критерии, на соответствие которым проводится проверка);
  • ход проверки (указываются основные виды деятельности при проверки, обязанности и планируемые даты выполнения);
  • перечень интервью (перечисляются все кого нужно интервьюировать для определения эффективности системы. Если интервью планируется по определенному граффику, то должны быть указаны даты их проведения);
  • опросные листы (опросные листы должны быть подготовлены для каждого интервью и вида деятельности, который будет рассматриваться при аудите. Опросные листы помогают аудиторам сконцентрировать все ключевые элементы и требования из различных документов, на соответствие которым ведет проверка. Опросные листы помогают аудиторам полностью охватить все этап проверки).

        

        Для проведение внутренних аудитов качества образования создается специальное структурное подразделение (непосредственно в рамках администрации ОУ, в составе учебно-методического управления ОУ и т. д.). Таким структурным подразделением может стать центр аудита качества образования.

        Формирование собственной службы внутреннего аудита должно быть инициировано наличием реальных предпосылок для ее создания. Такие предпосылки представлены в таблице 2.

Предпосылки необходимости

Организационные предпосылки

Наличие установленной законодательством контрольной функции вышестоящих звеньев по отношению к нижестоящим

Отсутствие реально существующего органа внутреннего контроля на любом уровне организации

Наличие многоступенчатой организационно-управленческой структуры компании

Наличие предпосылок законодательства для формирования органа внутреннего контроля

Увеличение масштабов деятельности и изменение ее видов

Существование не забытых ранее традиций функционирования ведомственного контроля

Отсутствие регулирования процессов взаимодействия и взаимосвязи между ведомственными контрольными органами различного уровня

Реальная работа различных органов контроля, выполняющих отдельные функции внутреннего контроля в системе по вертикальной и горизонтальной составляющим

Отсутствие единой методики организации внутреннего контроля

Реальная работа различных структурно-функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту

Потребность в профессиональном консалтинге

Привлечение иностранных инфестиций

Целью работы центра аудита качества образования является повышение качества подготовки выпускников ОУ через реализацию следующих мероприятий:

  • проведение мониторинга, то есть отслеживание, получение, анализ и оптимальное использование информации результатов объективной, достоверной и независимой оценки освоения обучающимися основных образовательных программ в ОУ;
  • прогнозирование возможный проблем обеспечение качества образовательного процесса в ОУ;
  • разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности систем и процессов, реализуемых в ОУ;
  • предоставление гарантий качества и консультаций с заказчиком внутриорганиазционного аудита.

Функции  центра аудита качества образования:

  • Методическая и консультационная поддержка при разработке концепции внедрения принципов и методов менеджмента качества в ОУ, миссии, видения, политики, целей и задач в области качества образования;
  • разработка гарантий качества, подготовка к изданию и распространение учебно-методических материалов по вопросам менеджмента качества образования включая методические указания и рекомендации по построение и внедрению системы качества ОУ, пособия, курсы лекций, учебники, компакт-диски и т. п.;
  • организация и проведение семинаров, циклов лекций, курсов повышения квалификации и дополнительного образования в области оценивания качества образовательного процесса;
  • методическая и консультационная помощь в работе по созданию, внедрению и совершенствованию системы качества ОУ, включая разработку методик, типовых форм документов, форм анкет для различных групп потребителя и т. п.;
  • организация и проведение исследований по проблемам оценивания качества образовательного процесса в ОУ;
  • организация и проведение педагогических измерений качества подготовки обучающихся, выпускников ОУ;
  • проведение мониторинга удовлетворенности педагогов, сотрудников, обучающихся качеством организации образовательного процесса в ОУ;
  • осуществление мониторинга качества образовательного процесса в ОУ;
  • организация консультаций педагогов по вопросам проектирования и внедрения системы качества образования;
  • организация работы по участию в проведению конкурсов по качеству и др.

Главные требования к аудиторам:

  • безупречная честность;
  • независимость;
  • соответствующая профессиональная подготовка;
  • использование современных контрольно-оценочных средств и процедур.

Внутренние аудиторы назначаются приказом директора.

Внутренние аудиторы не могут проверять свою собственную деятельность.

Аудит может проводить один аудитор или группа аудиторов.

Руководителем группы аудиторов является главный аудитор.

Персонал организации, ответственный за проведение внутренних проверок и осуществляющий их проходит обучение по образовательным программа повышения квалификации «Проблемы качества образования», «Управление качеством образования в школе», «Требования международного стандарта ISO 9001: 2000. Внутренний аудит системы менеджмента качества», «Система оценивания качества образовательного процесса в ОУ» и имеют соответствующую экспертную компетенцию или квалификацию внутреннего аудитора.

        Общие требования к внутренним аудиторам (на основе рекомендаций ГОСТ Р ИСО 19011 — 2003):

  • наличие высшего образования и опыта работы не менее 3 лет;
  • наличие специальной подготовки по проведению внутренних аудиторов или сертификата внутреннего аудитора;
  • знание требований нормативных документов к СК (в т.ч. ГОСТ Р ИСО серий 9000; ГОСТ Р ИСО 19011 — 2003, документов СК) к принципам, методам и организации внутренних аудитов;
  • умение устанавливать личные контакты, коммуникабельность, уравновешенность, умение владеть собой;
  • реалистичность и объективность, умение аналитически и гибко мыслить, целеустремленность;
  • умение устно и письменно выражать свои мысли, тактичность, работоспособность.

Внутренние аудиторы должны ответственно подходить к сохранению конфиденциальной информации, если она имеется.

Внутренний аудитор несет ответственность в рамках своей деятельности за выполнение плана аудита, достоверность и объективность информации по внутреннему аудиту.

Центр аудита качества образования выполняет комплекс функций обеспечения и контроля качества образования: сервисную, диагностическую, компенсаторную, прогностическую, обучающую, консалтинговую и консультативную.

  1. Сервисная функция заключается в обеспечении методического, технологического, информационного сопровождения системы управления качеством образования; осуществлении сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о качесве образовательной подготовки обучающихся.
  2. Диагностическая функция включает изучение и анализ качества образовательного процесса в ОУ, постоянное отслеживание, оценивание его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятие к реализации управленческих решений по регулированию и коррекции в соответствии с прогнозируемыми результатами.
  3. Компенсаторная функция, реализуемая на основе диагностической функции, нацелена на разработку рекомендаций и предложений в адрес структурных подразделений ОУ по оцениванию качества освоения школьниками основных образовательных программ.
  4. Прогностическая функция включает разработку опережающих конструктивных моделей разрешения проблем, возникающих в образовательной деятельности ОУ по вопросам развития и совершенствования образовательного процесса
  5. Обучающая функция подразумевает участие центра аудит качества образования во внутриорганизационной системе повышения квалификации по вопросам гарантии качества образования.
  6. ?????????

Сегодня внутренний аудит может применяться как совместно с внутренним контролем, так и независимо от него. Внутренний аудит стал выполнять функцию оценки надежности и гарантирования эффективности системы внутреннего контроля.

Набрана в виде таблицы, вариант сделать в виде цветной схемы с расшифровкой этапов.

Схема разрботки документации внутреннего аудита

(схема разработана на основе ст. Белова С.Н.)

Название этапов

Начальная документация этапа

Выполняемая работа

Итоговая документация этапа

Подготовительный этап

Требования клиентов

Рекламации

Указания администрации

Предложения подразделений

Разработка и утверждение программы внутренних аудитов

Годовая программа внутренних аудитов

Рекомендации для ведения документации по внутреннему аудиту

Годовая программа внутренних аудитов

Подготовка и утверждение плана внутреннего аудита

План аудита

Установочный

Проведение вступительного совещания

Информационный

План внутреннего аудита

Чек-лист, Протокол несоответствия

Сбор и проверка информации в структурном подразделении

Документация; Чек-лист, Протокол Несоответствия

Опытный

План отчета по аудиту

Подготовка отчета по результатам аудита

Отчет по внутреннему аудиту

Проведение итогового совещания

Информация о результатах аудита

Коррекционно-архивный

Отчет по аудиту, протоколы несоответствий

Утверждение, рассылка и хранение аудита

Отчет по внутреннему аудиту

Работа с несоответствиями аудита

Документирование результатов, корректирующих и предупреждающих действий


[1]        ISO 9001 — серия стандартов, применяемых при организации, внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества.

        Системная разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной организации по стандартизации (International Organization for Standartization).

        Стандарты серии ISO 9001 приняты более чем в 90 странах мира в качестве национальных и применимы к любым предприятиям, независимо от их численности и сферы деятельности.