Кулинарное путешествие по России

Малахова Надежда Александровна

Викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulinarnoe_puteshestvie_po_rossii_-pole_chudess_kartoy.doc553.5 КБ

Предварительный просмотр:

п. Мостовской, Малахова Н.А.

 «Разговор о правильном питании»

Викторина на тему:

                                    Автор: учащиеся 4 – А класса, Лымарева А., Самойленко К., Сувязова Д., Ванина

А.,Мелкова В.Вертеленко Т.

                                                   кл. руководитель: Малахова Н.А.                                          

                                                   МБОУ СОШ №28

          п. Мостовской

                     Краснодарский край.

Данная работа является частью программы «Две недели в лагере здоровья».

Тема программы: «Кулинарное путешествие по России».

Возраст учащихся,  для которых предназначена конкурсная работа: 9-11 лет

Название организационной формы работы:  викторина для учащихся младших классов

Конкурсная работа была организована совместно  учителем, учениками и их родителями.

Задачи:

- сформировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа;

- расширить представление о кулинарных традициях своего народа;

- изучать историю быта своего народа, используя самое важное и полезное;

-  расширять кругозор;

-  прививать культуру здорового питания.

В каждом туре викторины могут принимают участие не только сами ученики, но и несколько семей – ребёнок и его родители, что способствует укреплению семьи, расширению круга знакомства, развитию познавательной активности и интеллекта.

Текстовый    комментарий - пояснение.

Основная  цель реализации программы «Разговор о правильном питании» - формирование у детей и подростков культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Результаты работы программы подтверждают ее эффективность:  программа помогает укреплению здоровья детей.

  В  ходе занятий дети получают знания о пищевой ценности продуктов, о полезности или вреде употребления, узнают основные медико-биологические данные о витаминах, минеральных веществах, их влиянии на организм.  Знания, которые даются, адаптированы под определенный возраст. Ребята с большим удовольствием получают новую информацию.

Задача этих мероприятий - рассказать ребятам в игровой форме о важности правильного питания, а также убедить их в том, что здоровое сбалансированное питание - это полезно, вкусно и весело.

Какими бы полезными и интересными ни были занятия, детям нужен праздник – выразительный, запоминающийся.

Увлекательный сценарий  викторины позволит детям легко усвоить основные правила здорового питания в разных регионах нашей страны в прошлом и настоящем.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, детская игрушка «Юла» со стрелкой, карточки с цифрами,  физическая карта России, картинки продуктов, призы.

                              Ход мероприятия:

Ведущий.

-Здравствуйте, уважаемые участники викторины! Сегодня мы с вами совершим необычное кулинарное путешествие по России, во время которого вы узнаете, какие продукты, блюда были на Руси, чем была полезна еда наших предков. Наше занятие будет проходить в форме игры «Поле чудес». Для отбора участников (семей) проводим блиц – турнир по  загадкам о продуктах питания. За правильный ответ семья получает жетон. Ребята, набравшие наибольшее количество жетонов, становятся участниками игры соответственно 1, 2, 3 туров.

                          Загадки о продуктах питания.

1. Комковато, ноздревато и губато, и горбато,

    И твердо, и мягко, и кругло, и ломко.

    И черно, и бело, и всем людям мило.(хлеб)

2. Сидит на ложке, свесив ножки.(лапша)

3. Белая бочка, а в ней — ни сучочка.(яйцо)

4. В воде родится, но воды боится.(соль)

5. В городе Торжке продают бабу в горшке.(каша)

 6. Дедушка смеется, на нем шубонька трясется.(кисель)

7. Что всегда поверх воды?(масло)

8 Белая беляна,

По полю гуляла,

Домой пришла,

По рукам пошла.(мука)

9. Мы с ватрушкою друзья, куда она, туда и я.(творог)

10. Дорогой капитал все души напитал.(борщ)

12. Чем больше ешь, тем больше остаётся.(орех)

13. Золотое решето чёрных домиков полно,

      Сколько чёрненьких домков – столько беленьких жильцов. (подсолнух)

14. Чёрная макушка, желтая опушка. (подсолнух)

Ведущий.

        - По подсчётам жетонов выявлены участники викторины.

Итак, задание 1 тура.      

Слайд 2.

Картофель на Руси раньше не знали. Заменял его другой овощ. Его запекали в печи, ели сырым.  Как он называется? Слово из 4 букв.

   

Ведущий.

- Репа была самым доступным овощем и основой зимнего рациона на протяжении многих веков  в Центральной  России. О нём осталось много свидетельств в русском языке («дешевле пареной репы», «лук репчатый», «репница» - старинная похлебка из репы с солодом, и многое другое). Репа является близким родственником капусты и происходит из Сибири. Существует много разновидностей растения, которые различаются по форме, цвету и размеру корнеплодов.

Слайд 3.

( Учащиеся прикрепляют на карту России картинку репы.)

Ведущий.

        Приглашаются следующие участники. Слушаем внимательно задание 2 тура.

Слайд 4.

На Руси её ели сырую, сушённую, мороженную, квашенную, солёную или варёную. Что же это за необычный продукт? На табло 4 буквы.

Ведущий.

- Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии северных народов. Рыба, разумеется, была пищевым сырьем и в других регионах России. Это Заволжье, Зауралье, Дон, Кубань.

Но рыбные блюда различались не только степенью кулинарной обработки той или иной рыбы, тем, что ее ели сырую, мороженую, вяленую, сушеную, кислую (квашеную), соленую или вареную, но и тем, что разные виды рыб обладали разным вкусом и приготовлялись по-разному, разными методами.

Слайд 5.

( Ученики помещают на карту России картинку с изображением рыбы)

Ведущий.

Слайд 6.

        -Участникам 3 тура придётся вспомнить сказки А.Пушкина. Вот задание: как назывался древнейший вид зерна, из которого варили каши, о которой упоминается в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о его работнике Балде». Слово из 5 букв.

Ведущий.

 Слайд 7.

        -В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда говорит попу:

«В год за три щелчка по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу»

Полба (спельта) – это вид мягкой пшеницы, прародительницы пшеницы сегодняшней.

В полбе, в отличие от пшеницы, самое большое количество белка . Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна, особенно для детей. В полбе более высокое содержание железа, протеина и витаминов группы  В, чем в обычной пшенице.

Содержащиеся в полбе особые растворимые углеводы  обладают способностью укреплять иммунную систему. Кроме этого, полба очень легко и быстро усваивается организмом (отсюда быстрое насыщение после ее "поедания").

Полба содержит практически все питательные вещества, в которых нуждается человек, в гармоничном и сбалансированном сочетании — и не только в оболочке зерна, а равномерно во всем зерне. Это означает, что она сохраняет питательную ценность даже при самом тонком помоле.

Полба – в противоположность другим выращиваемым видам зерновых – генетически очень здоровое растение; ее ценность для здоровья и ее внутренняя сила несравнимо выше. Она устойчива к радиоактивности и заражениям окружающей среды, так как зерно плотно покрыто несколькими слоями (мякиной). Она была единственной культурой, которая после атомной  катастрофы в Чернобыле осталась невосприимчивой к излучению. Кашу из этого зерна готовили в Сибири, на Урале.

(Ученик наносит на карту России картинку с полбой)

Ведущий.

- А теперь- - игра со зрителями.

Слайд 8.

-Мы – жители большого и хлебосольного казачьего края. Как же называется блюдо, появившееся на Кубани вместе с запорожскими казаками, поселившимися на Кубани в 18 веке.

 Ведущий.

Слайд 9.

.- Да, это Его Величество - Кубанский борщ.

Борщ на Кубани, с одной стороны, блюдо совершенно повседневное, а с другой - блюдо абсолютно особенное, и в нем даже есть нечто ритуальное.

Традиционный обед на Кубани обязательно начинался с борща. Но иногда мог им и заканчиваться. Всякое бывало, бывало и так, что в доме хоть шаром покати и на стол, кроме хлеба и сала с чесноком, хозяйке и поставить было нечего, но если она всё же успевала приготовить кастрюлю наваристого кубанского борща, - считайте, что обед удался, и краснеть хозяйке уже не приходилось.

(Ученик прикрепляет к карте России картинку с этим блюдом)

-Ребята, знаете ли вы пословицы о борще?

( Предполагаемые ответы детей)

Слайд 10.

  • Борщ и капуста – в доме не пусто.
  • Борщ без каши – вдовец, каша без борща –вдова.
  • Борщ да каша – пища наша.
  • У одной хозяйки борщ всегда разный.

Ведущий.

- Вот мы и подошли к финалу. В этот  тур вышли ребята, знающие кухню разных народов России. Задание на финал.

Слайд 11.

Как в старину на Руси называлась сильно разваренная каша, разжиженная водой, маслом или горячим молоком, с добавлением лесных трав и лука. Слово из 6 букв.

             

Ведущий.

Слайд 12.

.         - К  кашицам по характеру пищевого сырья близки и такие блюда, как мучные кисели — овсяный, гороховый, ржаной. . Кащицы и разные кисели любят готовить в Центральной России, на Урале, в Сибири. В то же время в некоторых районах Предуралья и Зауралья сохранилось употребление и русских кислых «твердых» киселей — ржаного и овсяного, которые едят как сладкое блюдо, лакомство, холодными, с медово-ягодной подливой.

(Ученик прикрепляет к карте картинку с киселём)

- Кто из сидящих в зале знает пословицы о киселе, таком простом и полезном продукте.

Слайд 13.

                                               ( Предполагаемые ответы детей)

  • Киселём брюха не испортишь.
  • Кисель досыта – бабья еда.
  • Киселю да царю всегда есть место.

Ведущий.

 Слайд 14.        

        -В предлагаемой супер – блиц игре  финалист должен отгадать, как назывался хлеб северокавказской кухни, который можно взять с собой, надолго уходя из дома, так как он сохраняет свою свежесть.

Ведущий.

Слайд 15.        

- Это лепёшка. Традиционно лепешки не режутся ножом, а ломаются руками. Причем, класть отломанные куски лепешки «лицом» вниз строго запрещено столовым этикетом: это считается непочтительным отношением к хлебу.

Существует обычай, согласно которому путник, покидающий родной дом, берет с собой часть лепешки, которая хранится дома до его возвращения.

( Ученик на карте отмечает место картинкой с изображением лепёшки)

Ведущий.

        -Вот и подошло к концу наше увлекательное кулинарное  путешествие по России. Я думаю,  участники викторины и зрители почерпнули для себя много нового, интересного и.полезного о продуктах питания в разных регионах нашей страны.

Победитель викторины  получает в подарок «фруктовую»корзину, а остальные  участники - рецепты кубанской кухни.

Большое всем спасибо!

Слайд 16.

Для   запуска  проекта  на  компьютере  используется     программа    «Microsoft  Office  PowerPoint».

Список литературы:

1. Пикалов Н.В. «Кухня Кубани» (кулинарный путеводитель). Краснодар, 2007 г.

2. Турыгин В.В. «Кубанская кухня». Краснодар, 1984 г.

3. «Кухни народов мира». Энциклопедия. М. - 2005 г.

4. Хрестоматия по истории Кубани. Краснодарское кн. изд-во, 1982

 


 

Комментарии

Малахова Надежда Александровна

Можно использовать на внеурочке