"История моего села"

Маркелова Татьяна Николаевна

Материал предназначен для уроков ОРКСЭ в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Истрия села Турминское202.39 КБ

Предварительный просмотр:

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени Андрея Евдокимовича  Кошкина Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» -

«Турминская начальная общеобразовательная школа»

ИСТОРИЯ СЕЛА ТУРМИНСКОЕ

Работа учительницы 1,3 классов

Маркеловой Татьяны Николаевны

2015г.

Содержание

  1. Введение
  2. История возникновения села
  3. Достопримечательности села
  4. Они – гордость нашего села
  5. Заключение
  6. Список источников

Введение

История - одна из немногих наук, которая будоражит умы. Выдающиеся мыслители древности, совсем недавнего прошлого и наши современники, независимо от языка, культуры и уровня развития цивилизации, придавали и придают историческому знанию огромное значение. «История, - писал знаменитый русский историк Николай Михайлович Карамзин, - в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая…  завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

История объединяет ныне живущие и давно ушедшие из жизни поколения, связывает их в единое целое, формирует нацию, сознающую своё место в историческом процессе.  

Кайбицкий район относится к числу тех мест, не увидев которые, не узнаешь, не поймешь и не почувствуешь красоту и богатство Татарстана.

Хочется  рассказать о Кайбицком крае, поведать о его уникальности. Кроме того, хочется дать возможность нашим землякам, находящимся вдали от Родины, прикоснуться к своим корням.

В нашем районе живут удивительные люди, трудолюбивые, ответственные и необыкновенно красивые. Хорошими, добрыми делами в различных сферах жизни наши жители прославляют родной край. Мы гордимся своей землей, любим ее и трудимся во имя ее будущего.

Мы очень хотим, чтобы сюда ехали люди со всей страны, потому что у нас в чести радушие, доброжелательность и гостеприимство. И если природа дарит вам успокоение, если вы любите леса, реки и бескрайние нивы, то значит, у нас вы непременно найдете то, что ищите.

Хочется думать, что, изучая  историю родного края, многому можно научиться, расширить  свой исторический кругозор, больше  любить и ценить  родную землю.

Зеленый купол каменной церкви, старинный двухэтажный барский дом с остатками аллеи и заснеженные крыши домишек, рассыпавшихся вдоль извилистой речки... Эта живописная панорама открывается с возвышенности на подъезде к селу Турминское Кайбицкого района. Первые упоминания об этом селе относятся ко второй половине XVI века.

http://www.wanders-k.ru/sites/default/files/2_101.jpg

История

Интересно географическое положение села Турминское, которое находится вблизи от административной границы с Чувашией. Если посмотреть на карту Татарстана, видно, что русские села Большое Подберезье, Корноухово, Федоровское, Патрикеево, Харино протянулись отсюда по линии, направленной к острову Свияжск. И это не случайно. Основаны они были по пути продвижения войска Ивана Грозного к столице Казанского ханства. По всем этим населенным пунктам можно проследить маршрут движения стрельцов на Казань. В тех местах, где войско останавливалось лагерем, впоследствии возникли поселения на землях, пожалованных российским государем боярам и воеводам, отличившимся при взятии столицы покоренного ханства.

Вот и первыми поселенцами Турминского были стрельцы, пушкари, пищальники, ставившие свои избы на берегу полноводной тогда Кубни. В каждом селе строили церковь или часовенку возле родника. В окрестностях села таковых сразу три. Иванов ключ – наиболее почитаемый среди местных жителей.

 В старые времена в верховьях речушки Турмы (притока р. Кубни) существовало поселение, которое по-чувашски называлось «Тёрём» (венгерское слово, означает «стоянка»). Речушка Турма своим течением впадает в реку Кубня. Здесь река  Кубня делает большой изгиб («Аслё кукёр»). На этом месте во время похода на Казань русские войска царя Ивана IV Грозного разбили военный лагерь, изгиб реки  Кубни соединили по прямой вырытым вручную каналом. Не вступив в бой с ногайцами, отправились к Казани. После падения Казани (1552) отличившиеся в боях князья, воеводы стали получать земли вдоль  Кубни. Так в 1566 году Богдан Путилов получил 195 десятин земли. В низовьях речушки Турмы русскими основана деревня, названная князем Пожарским Турминское (чув. Вырёс Тёрём)

Достопримечательности села

http://www.wanders-k.ru/sites/default/files/1_115.jpg     Церковь Святой Троицы.

Троицкая церковь – трехпрестольный каменный храм, построен в 1805 году на средства помещика, майора Леонтия Петровича Есипова. Это крупная сельская церковь с симметричной композицией, памятник культовой архитектуры, выполненный в традициях классицизма с включением отдельных элементов барокко.

Тогда же образован приход. Приделы освящены во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя Святого Пророка Ильи. Крупный, крестообразный в плане храм с невысокой двухъярусной колокольней, яркий образец раннего классицизма с некоторыми элементами барокко.

Прихожанами особо почиталась икона Иоанна Предтечи, которая появилась в селе задолго до строительства храма и, вероятно, еще с XVII в. находилась в старинной часовне, по преданию поставленной на месте обретения иконы. Ежегодно, 25 мая, в день третьего обретения главы Иоанна Предтечи, совершался крестный ход от храма до часовни, собиравший богомольцев из Свияжского и Цивильского уездов.

Большую часть прихожан составляли татары, принадлежащие к этнографической группе, называемой «молькеевские кряшены». Они проживали в деревнях Тябердино, Полевая Буа, Баймурзино (в этой деревне в 1910 году была построена церковь), Молькеево.

В 18421896 гг. в приходе служил священник Гавриил Иванович Новошешминский (1819-?) (окончил КДС в 1842 г.). В 18961918 гг. настоятелем храма был священник Порфирий Михайлович Соловьев (1869-?) (окончил КДС в 1891 г.). В настоящее время храм передан Казанской епархии и в нём совершаются богослужения.

Прихожанами являлись не только турминцы, но и жители из соседних сел, где проживали молькеевские кряшены. Особенно многолюдно было в храме на Троицу. После службы на площади устраивали шумную ярмарку, где шла бойкая торговля.

В престольный праздник — в день Святой Троицы в Турминском проводилась ярмарка, обороты которой достигали ста тысяч рублей. По словам моей бабушки Анисии Капитоновой, жившей в соседней деревне Хозесаново, ярмарки проводились грандиозные , красочные, многолюдные. Она первый раз пробовала здесь медовый пряник. Такого вкусного, красочного пряника она никогда больше не ела.

Закрыли храм в 1937 году, передав под колхозный зерносклад. После пожара он долгое время стоял заброшенный.

Настоятелю храма Святой Троицы отцу Николаю еще в середине девяностых пришлось восстанавливать поруганную безбожниками церковь.

– Вы посмотрели бы, что здесь творилось! – вспоминает батюшка, осматривая своды и стены восстановленного храма. – Роспись вся осыпалась, с потолка кирпичи падали, плиты пола выворочены – кто-то клады искал...

Большую помощь в восстановлении святыни оказали местные жители. Бригада кровельщиков Алексея Королева заново перекрыла купол, укрепив его каркас. А деньги на колокола собирали всем миром – и православные, и мусульмане. И теперь плывет в праздничные дни над селом перезвон, как это было много лет назад, когда поблизости шумели кронами вековые тополя и липы старинной усадьбы.

Барская усадьба

В селе Турминское находится дом, который в первой половине XIX в. принадлежал местному помещику А.Е.Лебедеву. Однако не исключена вероятность того, что дом мог быть построен в конце XVIII в. помещиком Л.П. Есиповым, который в 1805 г. построил в селе Турминское церковь. Дом расположен в центре села. Двухэтажный барский дом – памятник жилой архитектуры в классицистическом стиле.

 Двухэтажное здание помещичьей усадьбы смотрит пустыми глазницами окон на старинный храм. Над березами у бывшего парадного входа, уныло каркая, кружат вороны.

После революции барин умер, усадьба перешла в руки его дочерей. Их большевики выселили из имения, которое разграбили подчистую. Тогда же вырубили аллею из лип и тополей. Старожилы говорят, что, когда вырубали аллею, последняя наследница в сердцах бросила разорителям: «Хоть пару деревьев оставьте себе, а то ведь и повеситься не на чем будет...»

После революции в здании барского дома разместилась участковая больница: стационар на два десятка мест, операционная и роддом.

Лет десять назад при возведении пристроя к зданию больницы из-за скопившихся сточных вод, которые размыли почву, осел фундамент. Образовались трещины, стала заваливаться стена, здание пришло в аварийное состояние. Больницу закрыли. Так и стоит здание без окон и дверей, с частично разобранной кровлей.

Земская школа

 Здесь же находится здание земской школы, которое было построено в 1872 г. на средства уездного земства. Ежегодно в школе обучалось 75 мальчиков и 25 девочек. После Октябрьской революции в этом здании разместилась семилетняя школа.

Турминская начальная школа располагается в доме, построенном в 1872 году. До революции в нем находились почта и контора станционного смотрителя. Рядом – конюшня и постоялый двор, где останавливались на ночь ямщики и проезжающие. Здесь они чувствовали себя под надежной защитой. Времена тогда были неспокойные, на дорогах пошаливали разбойники.

Кстати, неподалеку находится село Чутеево – родина известного в 20 – 30-е годы прошлого века конокрада Шакура-карака. Дорога, пролегавшая поблизости через лес, звалась в народе Шакурской.

– Мой дед рассказывал, что по этой дороге Шакур успевал доехать до Казани почти за четверть часа, – вспоминает директор школы Татьяна Долгова. – За это время даже сваренная каша в горшке остынуть не успевала... По всей дороге были у конокрада тайные схроны, где он менял лошадей на свежих, отдохнувших.

Прадед наш у здешнего барина Есипова кучером служил. Как-то раз на станцию Канаш по железной дороге пришла барину по почте посылка – кожаный мешок с золотыми червонцами. Об этом узнал гроза местных табунщиков Шакур. Так Есипов тайно ночью вместе со своим кучером в Канаш выехал. Под утро добрались они до станции, получили ценный груз, уложили в тарантас. Барин говорит: «Гони, Степан, что есть духу, лошадей не жалей!..» Весь обратный путь стрелой до усадьбы летели. Доставили груз в сохранности. Барин ножом тот мешок вспорол, а из него червонцы так и посыпались... Тут же отсчитал кучеру дюжину золотых – за верную службу. А потом узнали: через полчаса после того, как они из Канаша выехали, Шакур туда со своими головорезами нагрянул. Узнал, что золото забрали, в погоню кинулся, да уж поздно...

Они – гордость нашего села

Фёдоров Иван Михайлович – радист 877-го гаубичного артиллерийского полка (25-я артиллерийская Свирская бригада, 7-я артиллерийская Запорожская Краснознамённая ордена Суворова дивизия прорыва РГК, 46-я армия, 2-й Украинский фронт), сержант. Родился в 1924 году  в селе Турминское в крестьянской семье. Русский. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года сержанту Фёдорову Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали        «Золотая  Звезда» (№7983).

C:\Users\Ирек\Desktop\Отсканировано 23.02.2012 22-29.bmp

Евдокимова Антонина Ивановна родилась  и выросла  в  селе Турминское. Семья Евдокимовых  в числе первых  вступила в колхоз. Николай Степанович  Евдокимов  был первым его председателем. Николай ушёл на фронт  защищать завоеванное счастье, колхозный строй и отдал за это самое дорогое – свою жизнь.

Антонина  Ивановна  осталась с четырьмя малолетними детьми. Было трудно. Почти  все мужчины находились  на фронте. В колхозе  работали женщины, старики и подростки. Антонина Ивановна  руководила звеном, в составе которого преобладали вдовы. Успехи звена радовали подруг, прибавляли новые силы, разжигали  стремление  быстрее  устранить  последствия  военных лет и сделать колхоз краше прежнего.

Антонина Евдокимова, звеньевая  колхоза «Революция»,    за получение  в 1947 г. урожая  ржи и пшеницы  от  20 до 30 центнеров с гектара была удостоена звания  Героя Социалистического  Труда. Была награждена орденом Ленина, медалями «За добросовестный труд», «За доблестный труд». В 1951- 1955 годы была депутатом Верховного Совета ТАССР. В последние годы жизни оставалась  почетным членом колхоза.

Заключение

Как мы видим, у каждого народа есть свои национальные обычаи, традиции, обряды и праздники. Многие из них имеют древние корни и возникли, например, много столетий, а то и тысячи лет назад. Руководство района делает все возможное для того, чтобы каждая нация оставалась самобытной, сохраняла обычаи и веру. Строятся и восстанавливаются мечети и церкви. Мы должны бережно и уважительно относиться не только к Родине, к этой земле, природе, но и к людям, живущим здесь, а также – друг к другу, потому что мы – не только будущее земли турминской, но и будущее нашей большой Родины. Культура, обычаи, вероисповедание могут быть различными, лишь бы Родина была общей для всех народов, ее населяющих.

Список источников

  1. Материал из Википедии – свободной энциклопедии
  2. Газета «Республика Татарстан» Выпуск: № 64 (27221)от 03.04.2012
  3. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ. История Кайбицкого района. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. 2011 год