Духовно- нравственное воспитание личности на уроках изобразительного искусства в условиях модернизации образования.

В статье рассматриваются понятия духовность и нравственность. Особенности воспитания личности средствами искусства. Приводится анализ действующих образовательных программ по ИЗО относительно обсуждаемой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie1.odt27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Адыгейский Республиканский институт повышения квалификации

Проект.

Тема:  «Духовно- нравственное воспитание личности на уроках изобразительного искусства в условиях модернизации образования.»

Выполнила:

 Столярова Людмила Анатольевна

учитель изо и МХК

Абадзехского МБОУ СОШ №3

Майкопского района

2015 г.

Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

Фридрих Шиллер

Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.

Народная мудрость.

     Актуальность темы.

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Современный ребенок живет иллюзией свободы. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни. На первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

      Проблема проекта.

  Духовно-нравственное воспитание личности на уроках изобразительного искусства. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства, оно должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

          Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современнуюинновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

 Методологическая проблема.

   Ограничение интеллектуальной активности ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства.

Формы реализации проекта .

  Знакомство с основными направлениями духовно-нравственного воспитания личности ребёнка и их реализации во всех направлениях воспитательной деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной и культурной.

Цель проекта.

  Анализ и систематизация требований  по реализации концепции духовно-нравственного воспитания на уроках изобразительного искусства.

 

Задачи:

1.Изучение основопологающих нормативных документов.

 2.Анализ своей педагогической деятельности  и используемой программы по реализации концепции духовно-нравственного воспитания личности учащегося  в прцессе изучения изобразительного искусства в условиях модрнизации образования.

3.Системаизация направлений педагогической деятельности по реализации направлений духовно-нравственного воспитания.

  • Этапы работы над проектом:
  1.   Планирование работы по выбранной теме.
  2.  Изучение нормативных документов (Закон об образовании РФ,Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности,ФГОС )
  3.   Формирование перечня основных направлений духовно-нравственного воспитания учащихся.
  4. Анализ программы по изобразительному искусству в связи с  требованиями, предъявляемыми ФГОС и Концепцией...
  5. Выводы.

      Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности легло в основу работы над образовательным стандартом второго поколения.

             В Концепции модернизации российского образования утвержденной

распоряжением Правительства Российской Федерации сформулированы

важнейшие задачи воспитания формирование у школьников гражданской

ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,

инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной

социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

       Реализация Основных направлений развития воспитания в системе

образования, утвержденных приказом Минобразования России № 193 призвана

способствовать решению ряда важнейших задач:

•сохранение исторической преемственности поколений; развитие

национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и

культурному наследию народов России;

•формирование духовно-нравственных качеств личности;

•воспитание патриотов России; граждан правового демократического

государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную

и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;

•разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих

способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного

мировоззрения;

•формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к

семейной жизни;

•формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам

построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда

•формирование социальной и коммуникативной компетентности

школьников средствами всех учебных дисциплин.

         Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

Личностная культура:

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;
  • сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
  • готовность  способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.

Социальная культура

  • сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
  • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
  • готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании  моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
  • доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
  • забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Семейная культура

  • сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
  • приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
  • бережное отношение к жизни человека, продолжение рода

Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается направлениями воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:

  1.  ПАТРИОТИЗМ любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

  2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ — свобода личная и национальная, доверие к людям,институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

3.   ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

4.  СЕМЬЯ— любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

 5.  ТРУД И ТВОРЧЕСТВО— уважение к труду, творчество и созидание,

целеустремлённость и настойчивость;

6.  НАУКА— ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

7.  ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ— представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

8.  ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА— красота, гармония, духовный мир человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

9.  ПРИРОДА эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание;

10. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО— мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

   

       Вышеизложенный материал ставит перед учителем вопрос: в какой мере в

своих программах, на своих уроках он реализует Концепцию? Все ли он делает для формирования базовых национальных ценностей подрастающего поколения?

   В книге Б.М. Неменского «Мудрость красоты», я нашла  ответы на многие мои вопросы, особенно, как воспитать посредством искусства нравственные качества ребенка, приобщить к общечеловеческой культуре. А работа по его программе показывает её актуальность на сегодняшний день.Программа не догма, можно варьировать темы, увязывать ее с местными условиями и личными способностями.

Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

     Дети приносят в школу художественные штампы: синие тучки на белом небе, чёрная земля  и т. д. Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.

          Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников на уроках изо являются:

  •  научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой;
  • развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

Но ведь одно дело – изобразить красивое лицо, а другое – красиво изобразить и некрасивое лицо. Некрасивое явление может стать предметом искусства, если оно изображено прекрасно. Для искусства

противопоказано не безобразное явление, а его безобразное воспроизведение. Поэтому красота есть основная ценностная категория искусства.

       Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.

       На уроках учащиеся рассматривают репродукции художников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! Анализ окружающей природы и работ художников помогает учащимся создавать самостоятельные живописные этюды.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «материнства», «мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки. Также важна тема «Сопереживание» (тема урока в 4-м классе), которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание.

Отметим, что "доброта", "красота", "природа", "любовь", "здоровье", "человеческая жизнь" как нравственные ценности выделяются во все времена. К числу духовно-нравственных ценностей относят окружающий нас мир, природу, продукты человеческого труда, искусство, культурное наследие различных народов и наций.

    Терпимость - одна из заповедей христианства, настойчиво повторяющаяся на протяжении священного писания. Пройдя через века, традиция терпимости была закреплена у великих русских писателей гуманистов Пушкина и Достоевского. Цивилизацию спасет только единая семья народов, так как все мы из одного гнезда. Для учителя изобразительного искусства обучение толерантности является одной из важнейших задач, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека.

        Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.  Ведь одно дело – изобразить красивое лицо, а другое – красиво изобразить и некрасивое лицо. Некрасивое явление может стать предметом искусства, если оно изображено прекрасно. Для искусства противопоказано не безобразное явление, а его безобразное воспроизведение. Поэтому красота есть основная ценностная категория искусства.

Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде.   Ведь уникальность искусства – в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.

ВЫВОД:    Методики преподавания предмета «Изобразительное искусство» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. «Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания

  Абсолютной ценностью воспитания является ребенок как "мера всех вещей", "личность - это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания", как центр, цель воспитания, наивысшая ценность.

Основные понятия:

  • Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и

ответственно свою позицию среди других.

  • Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.
  • Духовность – в психологическом плане характеризуется понятиями разума и

мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями как доброта, любовь, истина, смысл жизни.

  • Нравственность- характеристика психологической структуры личности,

отвергающей или принимающей моральные требования общества, осознающей их необходимость.

  • Духовно-нравственное развитие личности – это процесс формирования новых

ценностных ориентаций нравственного плана.

  • Социализация – по своему содержанию есть процесс становления личности.
  • Выделяются три сферы – в которых прежде всего происходит становление

личности - деятельность, общение, самосознание.

  • Деятельность - расширение «каталога» деятельностей.
  • Общение - расширение и углубление общения, умножение контактов человека

сообразно возрасту.

  • Самосознание - становление образа «Я».

Литература.

I. Нормативные документы

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности

гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение,

2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено

Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 //

Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.

3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте

формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая

участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:

Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно -

нравственного воспитания / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. -

 2. - С. 11- 18.

6. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания

подростков / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226.

7. Логинова, А. Нравственное воспитание подростков в художественно - эстетической

деятельности : Программа // Искусство в школе. - 2009. - № 3. - С. 70 — 73.

8. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к

народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. -

 11. - С. 20 — 22.

9.Каримова Винера Вазыховна.Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусст с элементами истории искусства.п. Майский 2007 г.

10.Петухова Л.Н.Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства.

11.Общие лекции АРИПК.