ЧЕБОКСАРСКИЙ ЗАЛИВ КАК ПРИРОДНО-АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Исследовательская работа посвящена любимому месту отдыха чебоксарцев и гостей нашего города - чебоксарскому заливу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cheboksarskiy_zaliv.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕБОКСАРСКИЙ ЗАЛИВ КАК ПРИРОДНО-АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Формированию облика города Чебоксары – столицы Чувашской Республики уделяется большое внимание. На восприятие этого облика влияет не только планировка улиц и площадей, но исторические и культурные особенности города. Огромное значение имеет состояние городской среды, насколько ухожен и благоустроен город в целом, а также каждый его уголок. Выбор древней части Чебоксар в качестве темы для исследования определяется тем, что эта территория отличается древностью освоения и большим культуротворческим потенциалом.

Объектом исследования является Чебоксарский залив и его природное и культурное окружение.

Цель исследовательской работы: выявить, как сочетаются в оформлении Чебоксарского залива природно-культурные элементы и современные достижения архитектурно-строительной техники.

Задачи:

- изучить источники, раскрывающие причины появления города в его историческом месте;

- выявить влияние древней культуры чувашей на современное оформление исторической части города;

- привести примеры применения высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений Чебоксарского залива.

Формы и методы исследования: поиск и знакомство со специальной литературой, использование Интернет-ресурсов, анкетирование учащихся 9-х классов.

Актуальность исследования: Лицом города является Чебоксарский залив. И от того, как он выглядит, зависит имидж нашего города. Поэтому все более актуальное значение приобретают мероприятия по созданию благоприятных условий для деятельности и отдыха населения, улучшению экологического, архитектурно-художественного, эстетического и культурного облика Чебоксар.

Мы провели опрос учащихся 9-х классов о проблемах и перспективах развития исторической части города. Одним из ключевых вопросов был следующий: Как сделать так, чтобы благоустройство исторической части города не оказалось утратой памятников архитектуры и разрушением исторической среды? В ходе дискуссии, учащиеся пришли к выводу, что современная застройка на территории, прилегающей к заливу, необходима, но следует более взвешенно подходить к выбору зданий, которые планируется построить.  Еще одно решение проблемы – это развитие туризма.

Формирование природного и исторического наследия старых Чебоксар раскрыты в исторических, этнографических, географических исследованиях таких чувашских ученых как Дмитриев В.Д., Каховский В.Ф., Арчиков Е.И., Корнилов и др.

Чебоксары – жемчужина Поволжья, город с богатой историей, с населением около 500 тысяч человек. Для того чтобы выявить динамику развития Чебоксар, мы обратились к истории появления города. В давние времена на территории города был своеобразный рельеф. Первые люди поселились в долине рядом с местом впадения реки Чебоксарки в Волгу. О ранней истории города почти нет никаких сведений. «Первое упоминание названия Чебоксары было в 1469 году. Официальное основание города летописи относят к 1555 году: «В лето 7063 и на Чебоксаре город поставили» [2, 61].  Появление города именно в этом месте обусловлено благоприятными природно-географическими условиями.

Город Чебоксары получил статус столицы в 1920 году. Вскоре он становится индустриальным центром Чувашии. В годы Великой Отечественной войны в Чебоксары было эвакуировано несколько промышленных предприятий. «50-60 годы были временем бурного развития промышленности в Чебоксарах. Для обеспечения этого развития необходимо было решить в первую очередь энергетическую проблему» [1, 52].

Появление залива в исторической части города обусловлено строительством в конце 1960-х годов Чебоксарской ГЭС. «Наличие в центральной части города долины реки Чебоксарки определило глубокое проникновение водохранилища в пределы городской застройки и создало уникальную возможность включения большого зеркала воды в архитектурный облик реконструируемого центра города, придания ему своеобразных неповторимых черт» [7].  В соответствии с этим был разработан и в основном осуществлен архитектурно-планировочный проект.

В результате строительства Чебоксарской ГЭС десятки построек XVII – XIX веков были безвозвратно утеряны. Но в 90-е годы XX века историческая часть города получила второе рождение. Летом 1996 года состоялось торжественное открытие Дороги к Храму – дамбы, которая соединила современный город с его древней исторической частью. Дорога к Храму – это символ духовного возрождения чувашского народа, уважение к старине.

Несомненно, что на современное оформление залива повлияла традиционная чувашская культура. Знания древних чувашей о мире создавались веками и способствовали их адаптации в окружающей среде. Рельеф города представляет собой холмистую равнину, расчлененную оврагами и долинами небольших речек. Существует легенда о том, что Чебоксары – это ладонь с пятью пальцами (холмами) великана Улыпа. Действительно, если посмотреть на город со стороны Волги, то можно увидеть Западный косогор с возвышающимся Введенским собором; холм, на котором расположился театр оперы и балета; Владимирскую горку, где заканчивается залив; холм, по которому поднимается вверх бульвар Купца Ефремова и Восточный косогор с парком Победы. Между холмами пролегают овраги, образованные речками и родниками.

Чебоксарский залив – это искусственная среда с консервацией природной среды: воды, холмов, растительности. В структуре залива воплощены представления древних чуваш о природных стихиях: земле, воде, лесе. По представлениям наших предков земля – это живое существо. Она была святостью и ее называли Çĕр амăш (земля-матушка). Одной из самых верных клятв считалась клятва землей. Река ассоциировалась с мужским началом, поэтому Волгу чуваши называли Атăл-атте (Атăл-батюшка). С почтением чуваши относились и к деревьям. В народной поэзии сохранилось представление образов деревьев в виде людей. Прежде чем срубить дерево, человек просил прощение у духа леса. По верованиям древних чувашей у каждого существа был свой дух и свои правила. Люди старались не нарушать эти правила и жить в согласии со всем миром. Согласно чувашским мифам, Вселенная представляет собой единство природы, общества и личности. «Все обряды и ритуалы древнечувашского быта были направлены на поддержание постоянного мирового порядка или на восстановление нарушенной гармонии. Личность была в ответе перед обществом, общество – перед природой...» [4, 205].  Чтобы как-то вернуть в мир порядок, люди молились божеству и благодарили его за благополучную жизнь.

Современному человеку не хватает общения с природой. Поэтому так охотно люди вводят в городскую среду природную стихию – воду. Украшением нашего города является не только сам залив, но и его фонтаны. Вода несет в себе сакральный смысл очищения. Язычник смывал с себя не только грязь физическую, но и грязь духовную – оболочку порока, тьмы, ненависти. Перед совершением обряда жрец обязательно должен был помыться в бане, чтобы ритуалу не помешали темные силы.

Центральное место в чувашской мифологии занимает культ материнства. В чувашском обществе всегда был высок авторитет женщины. В 2003 году на территории залива был установлен монумент Матери-Покровительнице.  Это дань уважения всем матерям. «Фигура женщины-чувашки в национальном уборе – обобщенный монументализированный образ.  Руки, раскинутые в стороны, – не только встречающий, но и охватывающий жест, обещающий покровительство этой земле и народу» [8]. Это неофициальный символ столицы Чувашии и всей республики в целом, а также символ возрождения духовных ценностей чувашского народа.

Над заливом перекинуты мосты с ажурными чугунными решетками. Мост в мифах разных народов олицетворяет сообщение между Небом и Землей, объединение человека и божества. Мост всегда означал переход из одного состояния в другое, изменение или желание перемен. Для того чтобы попасть к монументу Матери-Покровительнице нужно пройти по пешеходному мосту.   С него хорошо виден другой мост – Московский. Он был построен в 1969 году над рекой Чебоксаркой, которой суждено было впоследствии стать Чебоксарским заливом. Московский мост красиво смотрится в вечернее время, когда залив освещают тысячи огней.

В процессе возрождения исторической части города была проведена большая работа по освещению территорий, примыкающих к заливу, а также подсветки основных градостроительных акцентов исторической части города. Освещение архитектурных объектов в ночное время позволяет даже в условиях ограниченной видимости воспринимать городскую архитектуру, а также обеспечивает ориентацию человека и его комфортное пребывание в темное время суток. Искусная подсветка храмов и других исторических и современных зданий создает неповторимый облик этой части города.

Чебоксарский залив – это огромная территория, раскинувшаяся от подножия Западного и Восточного косогоров до Владимирской горки. За последние два десятилетия проделана большая работа по восстановлению Свято-Троицкого монастыря, Архангельской, Успенской и Воскресенской церквей. На территории залива реконструированы старые здания и возведено много новых, эклектичных по стилю, современных сооружений. Примером обновленного здания является двухэтажный дом Михаила Ефремова, который является памятником архитектуры регионального значения и входит в современный музейный комплекс. В 1981 году его передали Чувашскому Национальному музею. С использованием новых архитектурных стилей и современных строительных направлений на западном берегу залива строится отель «Сувар, уже построены Чебоксарский речной порт и Дом Правительства на Президентском бульваре.

Городская среда представляет собой совокупность природных и искусственных компонентов, формирующих определенное предметно-пространственное окружение, связанное с жизнедеятельностью людей. Город – это живой организм, который постоянно развивается и изменяется. Существующее взаимодействие архитектурного и природного окружения Чебоксарского залива, это та среда, которую залив формирует и от которой, в свою очередь, в большой степени зависит его художественное восприятие. Гости города часто говорят о том, что наш залив является самым красивым местом не только Чебоксар, но и Поволжья. Территория залива – самое посещаемое место города, и поэтому она должна обладать такими культурными и природными особенностями, которые создают ее характерный облик и выделяют ее из всех прочих культурно-массовых зон.

Мы видим, что Чебоксарский залив обновляется, происходит реконструкция исторических архитектурных памятников, строятся новые объекты, что облагораживает, осовременивает его вид. Но при этом территория, прилегающая к заливу, застраивается различными по стилю зданиями, что приводит к потере единого стиля.  Мы считаем, что задачей современных архитекторов должна стать работа по формированию целостного образа Чебоксарского залива. В современных условиях с появлением новых отделочных материалов и технологий происходит активная работа по созданию единого стиля исторической части города. Главная задача этого стиля - создание яркого, запоминающегося образа нашего города. Однако взаимодействие природной и искусственной среды все чаще приобретает форму нарастающего давления городской застройки на окружающий ландшафт. Доказано, что потеря природных ландшафтов негативно сказывается на экологии и психологическом состоянии современных горожан. Поэтому мы более внимательно должны подходить к охране природного наследия, окружающему ландшафту.

Практическая значимость исследования состоит в том, что особенности культурного ландшафта Чебоксарского залива могут служить основой для разработки региональной туристической программы. Фактический материал и основные теоретические положения работы могут применяться в учебном процессе в курсах культурологии, экологии, ландшафтного планирования.

Библиографический список

1 Данилова, А. П. Мой город / А. П. Данилова, В. Д. Данилов, Т. Н. Иванова.  –    Чебоксары: изд-во Чувашского республиканского института образования, 2004.  

2   Данилов, В.Д.  История Чувашии / В.Д. Данилов, Б.И. Павлов – Чувашское книжное изд-во, 2003.

3    Салмин, А. К.  Система религии чувашей / А. К. Салмин. – С-П: изд-во «Лема», 2008.  –  С. 382-487.

4    Егоров, Н. И. Чувашская мифология / Н. И. Егоров.  – // Скворцов М. И. Культура Чувашского края.  – Чебоксары: Чуваш. книжное изд-во, 1995. – С. 109-128.

5    Терентьев, А. И.  Чебоксары и чебоксарцы / А. И. Терентьев. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1992.  

6    www.chuvsu.ru Экологические аспекты Чебоксарского залива.

7   http://www.sculptornagornov.ru/2315360969

8   http://chuvashia.news-city.info/docs/sistemsa/dok_ieyibo.htm   Постановление главы г.Чебоксары ЧР от 21.12.2005 № 290 «Об утверждении концепции дизайнерского и художественного оформления города Чебоксары».