ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ Симпатия и антипатия в системе общения «педагог-учащийся»

 Павлова Марина Владимировна.
Развитие учащегося, и личностно-профес¬сиональное саморазвитие учителя происходит в пространстве связей и отношений между людьми, которые своими действиями и взаимо¬действиями и создают возможность развития.
        Общими для любого вида профессиональной деятельно¬сти, в том числе и педагогической, являются факторы, стиму¬лирующие трудовую активность специалиста. Основные из них лежат в области «человеческих отношений», требующих умения общаться, строить свои отношения на основе взаимопонима¬ния, уважения и сотрудничества. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_etika_otnosheniy_pedagog-uchashchiysya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Игримская детская школа искусств»

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ

Тема: ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ

Симпатия и антипатия в системе

общения «педагог-учащийся»

Преподаватель

Художественного отделения:

Павлова М.В.

пгт. Игрим

2012-2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………...….3

Глава 1.    Основные принципы межличностных

отношений в системе «педагог-учащийся»……………………….………..5

Глава 2. Связь имиджа и профессионального компонента авторитета

 в педагогическом общении………………….………………………………10

Глава 3.    Особенности взаимодействия учителя

с учениками………………………………………………….………………..15

Заключение…………………………………………………………………....17

Литература………………………………………………………………….…19

Введение

                                                                                                                                        «Никто не может ничему научиться

                                                              у человека, который не нравится»

                                                                                                          Ксенофонт

     Развитие учащегося, и личностно-профессиональное саморазвитие учителя происходит в пространстве связей и отношений между людьми, которые своими действиями и взаимодействиями и создают возможность развития.

        Общими для любого вида профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, являются факторы, стимулирующие трудовую активность специалиста. Основные из них лежат в области «человеческих отношений», требующих умения общаться, строить свои отношения на основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества.

     Педагогическое общение охватывает области личных мнений, пристрастий, интересов, ценностей, смыслов ученика и педагога и становится педагогически эффективным.

     Педагогическое общение включает словесный (вербальнйй) и бессловесный (невербальный) компоненты. К бессловесным средствам педагогического общения относятся: имиджевые (зрительный образ учителя), телесные (мобилизация, вес, пристройка, мимика и пантомимика, жесты), и пространственные (мизансцена класса, организация межличностного микропространства общения, дистанция общения). 

    Общение в    системе «педагог-учащийся» как и в системе «педaгог-педагoг» выстраивается на общих нормах и принципах моральной регуляции отношений всех участников процесса. Знания и учет, которых может объяснить многие нюансы и сложности взаимоотношений. К примеру, наличие совместимости и несовместимости, симпатии и антипатии отражается на самочувствии и работоспособности всех участников педагогического процесса. является показателем профессиональной  культуры педагога. И сложности таких отношений определяются культурологическими и психологическими различиями.

В общей системе профессиональной культуры педагога особое место занимают ее нравственные и психологические компоненты, в совокупности, составляющие феномен, «обеспечивающий» духовность, душевность, гуманность, взаимопонимание в отношениях педагога и учащихся.

В современной американской, педагогике существует специальный термин для обозначения носителя высокой нравственно-психологической культуры - психол8гическоЙ культуры - «эффективный учитель». Его отличает уникальная комбинация личных моральных качеств и устойчивых тенденций психологического реагирования, которые выступают как предпосылки профессионализма субъекта в педагогической работе. Хорошим, «эффективным» учителем считается тот, для которого внутренняя, психологическая сторона более важна, чем внешняя.

 В условиях гуманистической этики  - место нормальным продуктивным межличностным отношениям педагогов и учащихся. так необходимых для реализации личности. А для этого педагогу необходимо выстраивать  

          Для педагогической этики очень важны вопросы, рассматривающие нормы и принципы поведения педагога и его отношения к детям, которые опять-таки связаны с особенностями самой педагогической деятельности.

   Что означает для педагога - соответствовать требованиям современной школы:

  • осознавать и нести ответственность за свое влияние на личность учащегося,  за формирование тех качеств, которые ты вырабатываешь  у него своим отношением к жизни. поведением и внешним видом;
  • знать, понимать и принимать проблемы, потребности и интересы современной молодежи и не брюзжать, если они не устраивают тебя, а считаться с объективной ситуацией.

Глава 1.    Основные принципы межличностных отношений в системе «педагог-учащийся»

    В чем же конкретно должно проявляться уважение к личности ученика. Проявлением уважения выступает, прежде всего, доверие, когда педагог видит в учениках равных себе людей со своими взглядами и интересами и надеется, что и они воспринимают  его так же.  Когда он не притворяется перед ними, когда у него нет «двойной жизни»: личной для себя и «воспитательной» для «них». Это и означает доверие.        

Доверие сопряжено с интересом к личности учащегося, выступающим другим проявлением уважения к ней, причем в данном случае речь идет о личности еще не сформировавшейся, находящейся в процессе становления, что особенно сложно.

        Интерес, как правило, начинается с терпимосmи: терпимости к самостоятельности мышления ученика, его взглядам, внешнему виду (порой эпатирующему), его часто неординарному поведению. Педагог должен привыкать к тому, что сегодня «не только волосы, но и  мысли подростков нельзя подстричь под одну гребенку», и относиться к этому следует спокойно. Более тогo, своим интересом, действиями, поддержкой педагог сам должен стимулировать в них стремление к проявлению собственной индивидуальности и самостоятельности.

         И терпимость учителя к самым «завиральным» идеям и каверзным вопросам такого ученика, к его скептицизму и желанию «дойти до самой сути» - это не только показатель педагогической культуры учителя, но и залог формирования личности нового типа - свободной, раскованной, творческой.

      Интерес учителя к личности учащегося имеет и другую этическую сторону - это, если можно так выразиться, «соискание» интереса ученика к себе - «заинтересованность в его интересе». Ведь психологической основой обучения и восприятия информации является интерес к ней, и потому дело нашей профессиональной чести, уметь этот интерес вызвать. Вместе с тем ориентация на заинтересованность учащихся - это и проявление уважения к ним. Не правы те учителя, которые высокомерно заявляют, что им безразлично, как относятся к ним их ученики: «Пусть ненавидят, но знают предмет. Мне их любви не нужно». Но ведь если ученики испытывают симпатию к учителю, то это залог их интереса к его предмету.

   Доверие к учащимся, как возможная форма демократизации школьных отношений должно проявляться и в уважении мнения учеников о педагоге.        Разумеется, речь идет не о том, чтобы обсуждать с учащимся достоинства или недостатки коллег-педагогов за их спиной: это не этично. Но открыто интересоваться мнением учащихся о самом себе, изучать его мнение и использовать его для корректировки своей профессиональной деятельности и личных качеств – это не только, установление педагогом «обратной связи» с учащимися (хотя и оно тоже), но и определенный воспитательный момент, форма доверия к ним.        

     Eщe одним проявлением уважения к личности учащегося выступает недопустимость  униженuя личного достоинства ученика. Банальность этого требования очевидна. Однако на практике сплошь и рядом оно нарушается, причем редко - специально, целенаправленно, чаще - незаметно для самого учителя, так сказать, по привычке, что, может быть, еще хуже. Мы привыкли унижать учеников взглядом, тоном, насмешкой, окриком. Крик учителя,  призывающегo  к порядку или обличающего лодыря и нарушителя дисциплины, к  сожалению, в школе все еще обычное дело. И все это - не «со зла», а из благих побуждений. Причем всегда этому находится оправдание:  мол, «довели», «сорвался», «не выдержал» и т.д. А между тем кричать на детей - значит расписываться в собственном педагогическом бессилии (т.е. других средств воздействия у меня больше нет),  следовательно, провоцировать неуважение к себе и одновременно демонстрировать свое неуважение к ученикам.

       Недопустимость унижения ученика криком, оскорбления словом или делом определяется, по меньшей мере, такими обстоятельствами как:

- «использование служебного положения в личных целях»: ведь в этой ситуации учитель явно пользуется тем, что ученик, зависимый от него, не может ответить ему тем же;

-  «вмешательство в личную жизнь граждан»: ведь понятно, что между учащимися, как в любой социальной группе устанавливаются какие-то отношения симпатии и антипатии, дружбы, товарищества, первой влюбленности... Грубо вторгаясь в эти отношения, учитель не только унижает за невыполненный урок нерадивую Машу, но и показывает тем самым Васе, что на нее можно кричать и  так обращаться с ней.

    Вместе с тем уважение проявляется несколько в том, чтобы никогда «не гладить против шерсти». Оно выражается и в требовательности  к учащемуся,    которую можно представить так: я, педагог, с уважением отношусь к его мнению и знаниям, я верю в его силы и возможности и потому требую с него.

Еще больше нравственная культура педагога и его способность уважать своих учеников проявляется в оценке труда учащиxся: выставляет учитель отметки официально или, «для себя» в любом случае он оценивает учащихся, их поведение, знания, способности. И тогдa eгo оценка так или  иначе выступает одновременно индексом  отношения к своим ученикам.

    В качестве условия реализации принципов демократизации и гумманизации подобных отношений, педагогу очень важно научиться проявлять реальный интерес и знание особенностей учащихся - его «партнеров» и «собеседников» с различными типами их психологической реакции и поведения.

    Конечно, устанавливая те или иные взаимоотношения, необходимо ориентироваться на возрастные особенности школьников. Для учащихся позиция учителя всегда эмоционально значима в силу того, что учитель наделен функцией оценивания.  От того, какую информацию о личности ребенка дает учитель родителям, другим взрослым, сверстникам, во многом зависит эмоциональное благополучие ребенка в этих сферах общения. Исследования показывают, что самый высокий уровень тревожности ожиданий по сравнению с отношениями к родителям и другим взрослым отмечен во взаимодействии с учителем.

Осторожными надо быть с разнообразными оценками учащихся. Очень важна степень доброжелательности. Задача, решаемая ребенком в эмоционально напряженной обстановке, психологически иная, чем та, которая решается в нормальной атмосфере.

    Еще одним проявлением демократизации и гуманизации, способствующим включению в систему педагогической регуляции положительных ориентиров, является разумное сочетание формальных (официальных)   и неформальных («человеческих») отношений в общении педагога и учащегося. По сути дела, это вопрос о дистанции - быть ей или не быть между педагогом и учащимся и если быть, то какой.

Ориентация на положительные отношения и чувства к учащимся предполагает и другую сторону - заботу о «взаимности» этих отношений. Поэтому нормальным является стремление педагога вызвать симпатии учащихся, его забота о собственном имидже. Способы здесь могут быть самые разные.

     Поэтому преподавание - это в каком-то смысле лице-действо - «делание лица». Причем педагогическое лицедейство - это не притворство, не обман. Это - забота о настроении других; основа создания оптимального климата в аудитории. Ведь раздражение, недовольство, злость заразительны -впрочем, как и улыбка. И поэтому так же, как актер, который выходит на сцену, сияя улыбкой, когда «на душе кошки скребут», педагог не имеет права на плохое настроение, безразличие, отсутствие вдохновения.

     Оставлять собственные недомогания, личные переживания, плохое настроение за порогом, «надевать» на лицо выражение оптимизма, уверенности в себе и детях, поддерживать в себе азарт, любознательность и интерес к познанию с тем, чтобы «заразить» ими учащихся - это то, что в театре называется «кураж» И требует любви и творческого отношения к своему делу. И гла6ное здесь - не только уметь, но и хотеть, понимать необходимость этого в преподавательской работе.

«Допущение» учащихся в личную жизнь педагога, установление человеческих отношений с учениками имеет, конечно, свои плюсы и минусы. К плюсам относится то, что в этом случае педагог получает возможность влиять нa формирование личности ребенка не только своим предметом, но своим жизненным опытом, собственным отношением к жизни, богатством своей души (если оно есть). Но здесь и возникают минусы, точнее осложнения. Оказывается, что сокращение дистанции предъявляет повышенные требования прежде всего к самому. учителю. Отныне ученик рассматривает его, если позволительно так выразиться не через подзорную трубу, а в микроскоп, при максимальном приближении. Что он увидит там? Не выявится ли при этом глубокая трещина между декларируемыми педагогом принципами добра, красоты, человеколюбия и проявляемыми им в реальной жизни мелочностью, ничтожеством, а иногда и безнравственностью? Подобные соображения вновь ставят вопрос, с одной стороны, о высокой моральной ответственности педагога, а с другой - о целесообразности сокращения дистанции и о том, каждый ли учитель имеет на это моральное право.

Глава 2. Связь имиджа и профессионального компонента авторитета в педагогическом общении.

       Педагогическая культура является частью общей культуры педагога, базируется на ней и проявляется в реализации профессиональных функций. Вместе с тем, существуя объективно и относительно автономно, педагогическая культура функционирует через субъективный мир отдельного педагога. Как показали исследования, что большинство учителей включают в это понятие лишь личностные качества (тактичность, требовательность, уважение к учащимся, умение общаться и др.), не затрагивая при этом вопросы профессионализма.

      Имидж педагога - одно из основных средств реализации важного принципа гуманистической педагогики - принципа воспитания собой. При этом главное правило - собственный образ учителя должен быть привлекательным для детей. Для того чтобы правило «работало», необходимо знать, что именно привлекает в имидже учителя современных учащихся. Самым главным моментом в имидже педагога и одновременно самым неуловимым, труднее всего поддающимся саморазвитию, является личное обаяние учителя. Не заигрывание, не показная доброжелательность, а внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, что предполагает и умение пользоваться своими внешними и внутренними достоинствами.

Создание привлекательного имиджа учителя является существенным фактором для построения авторитетных отношений. Имидж учителя находится в тесной связи с социальной перцепцией, это набор определенных личностных качеств, которые люди ассоциируют с конкретной индивидуальностью.

Имидж - это собирательное понятие. Это та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильно действующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следуeт признать воспитанность, эрудицию, профессионализм – это основа, на которой держится имидж конкретной личности; психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль деятельности и т.п.  Другая составляющая - это статусные характеристики. Со статусом, как уже отмечалось, тесно связаны модели ролевого поведения. Статусные характеристики включают в себя и связь личности с другими социальными группами. Образ учителя несет в себе и определенную символическую нагрузку, что хорошо отражено в фильмах, посвященных проблемам школы. Каждая из указанных групп характеристик вносит различный вклад в формирование личностного влияния и в различной степени поддается сознательному конструированию.

Так или иначе, все направлено на повышение возможностей оказывать эффективное воздействие, особенно если речь идет о формировании ценностей, о преемственности ценностей, что всегда было, есть и будет актуальным в педагогической деятельности.

Нельзя опустить роль языка, язык используется не только в плане сообщения информации, предъявления требований и т.п., но и для того, чтобы строить свой образ. Образ, который был бы притягателен для учеников, который они могли бы уважать и любить, носителю которого могли бы делегировать право решать за них значимые вопросы. Вялая, тихая, впрочем, как и суетливая, речь придает образу учителя неуверенность. Следовательно, будущему учителю необходимо работать над речью, жестами, всеми атрибутами невербального воздействия, что составляет собственно педагогическую технику, обеспечивающую эффективное влияние на учеников.

Для усиления влияния учителя на учащихся важна экспертность учителя, т.е. учащиеся должны воспринимать его как опытного и знающего человека и на этом основании подчиняться ему. Любое сомнение в силе этого качества существенно подрывает  уже сложившийся авторитет и значительно усложняет процесс построения авторитетных отношений. В этой связи выявляется очевидная связь имиджа и профессионального компонента авторитета учителя.

     Ощущение профессиональной компетентности придает уверенность учителю, что отражается в его образе.

     Основной механизм личностного влияния привлекательного, обаятельного учителя - это идентификация. Объект влияния пытается быть похожим на другую личность, которой он восхищается и старается подражать. Механизм идентификации делает возможным такой способ влияния, как, воздействие личным примером.  Доброжелательность и справедливость также являются личностными  качествами, позволяющими притягивать внимание учеников.

     Остановимся на проблеме имиджа молодых учителей или вновь пришедших в педагогический коллектив школы и также тех преподавателей, кто в данном педагогическом коллективе работает давно. По сути, рассматривается проблема завоевания и удержания авторитета. Бытует мнение, что молодым сложнее. Но в плане построения имиджа, когда о тебе ничего не знают и можно действовать, опираясь только на авторитет роли, функциональные обязанности. Построить такой имидж, какой учитель сочтет нужным, легче, безусловно, в рамках норм, существующих в данном сложившемся педагогическом коллективе. При этом все-таки нельзя допустить, чтобы новый учитель вошел в педагогический коллектив незаметно, так же как нельзя позволить, чтобы первые встречи с учениками не оставили у них яркого впечатления. Если первое впечатление в целом благоприятное, то в дальнейшем поведение и поступки начинают оцениваться с позиции первого восприятия. Но при негативном первом впечатлении даже положительные качества и поступки в последующем не замечаются или недооцениваются на фоне чрезмерного внимания к недостаткам.

  Становится очевидной несостоятельность утверждений о все охватывающем влиянии авторитетного учителя на все сферы жизнедеятельности ученика. Исследования И. С. Кона (1979) позволяют внести определенную коррекцию в эти утверждения. Учитель имеет в сознании ребенка ряд ипостасей, соответствующих выполняемым им функциям. И в связи с этим, подростки и юноши достаточно  дифференцированно и порой неоднозначно воспринимают личность педагога и свои взаимоотношения с ним.

      Таким образом, ролевая позиция педагога в формировании авторитета не гарантирует ему авторитет личности, и в процессе взросления его учеников эта закономерность проявляется отчетливее.

   Взаимоотношения между учителем и учениками до того момента, когда они уже могут быть охарактеризованы как отношения подлинного авторитета личности педагога, проходят ряд этапов: авторитет роли педагога, авторитет учителя как источника значимой информации, авторитет эксперта, авторитет личности в целом. Безусловно, в практической деятельности нужны какие-то ориентиры. Как показывают наблюдения, обращения к учителю только за информацией с вопросами  типа: «Что вы думаете...?», «Как оцениваете...?», «Ваша точка зрения...?» и т.д. свидетельствуют, что учитель интересен не только как источник информации, но и как личность, имеющая свою позицию относительно этой   информации. Именно мнение этого лица признается важным.

     В то же время высокая референтность учителя не исключает возможности негативного отношения учащегося к нему как к личности. Несмотря на то, что отношение референтного учителя к интерпрeтируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизни, ученик может быть не согласен с данной оценкой, не принять ее как неоспоримо верную и в конечном итоге может занять позицию «от противного». Весьма показательным в оценке авторитетности учителя в глазах учащихся, как показали наблюдения, является наличие у него сокращенных форм имени-отчества, а то и вовсе прозвищ. Действительно, авторитетного учителя ученики школы, класса даже в его отсутствии называют по имени-отчеству. Понять и принять положение, что не может быть ситуации в реальной ЖИЗНИ, когда педагог всесилен во всех аспектах воспитательных проблем, - это значит проявить гуманизм не только по отношению к ученику, но и по отношению к самому учителю. Предвосхищение, ожидание возможных трудностей характеризует его профессионализм. Чем в большей мере возникающие трудности застают педагога врасплох, тем в меньшей степени он защищен от ошибок. Необходимо соизмерять учебно-воспитательные задачи и возможности их решения с учетом не только субъективных возможностей педагога, но и объективных реалий.

       В профессиональной деятельности педагога, безусловно, имеются приоритетные аспекты. Если нравственные качества учителя оцениваются учеником как неприемлемые, не соответствующие его представлениям, то невозможно эффективное решение задач воспитания.

    Авторитет требует взаимности, которая является в важнейшим слагаемым отношений доверия и уважения между людьми. Наблюдения и беседы, проведенные с учителями школ и их учениками, показали, что односторонняя значимость наиболее пагубно сказывается на взаимоотношениях с подростками и старшими школьниками. При, таких взаимоотношениях быстрее всего наступает отчужденность, которая является существенным препятствием в процессе формирования авторитета учителя. Таких учителей, как правило, называют по предмету, который они преподают, причем это может быть весьма «свернутое» название: «руссичка», «физичка», «химичка» и т.д. В случаях, когда оценка преподавателя как профессионала невысокая, старшие школьники в общении между собой вместо имени-отчества учителя называют только имя, причем нередко в уменьшительной форме, но при этом очень важна интонация, она говорит порой больше, чем какие-либо объяснения. Подобное явление в вузах встречается значительно реже.

   

Глава 3.    Особенности взаимодействия учителя с учениками.

В педагогическом общении проявляются некоторые особенности взаимодействия учителя с учениками (монография Дж. Брофи и Т. Гуда «Отношения учителя и ученика»). Эти особенности важно рассмотреть, дабы придать им больший личностный контроль со стороны педагога и тем самым по возможности снивелировать отрицательные последствия.

Установлено, что учителя чаще обращаются к воспитанникам, которые вызывают у них то или иное эмоционально-смысловое отношение: симпатию, озабоченность, неприязнь, в то время как безразличные им ученики остаются обойденными учительским вниманием. Учитель склонен лучше относиться к более «интеллектуальным», более дисциплинированным, исполнительным ученикам. На втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные. На третьем месте - «растяпы», поддающиеся влиянию, но плохо управляемые. Самые нелюбимые - независимые, активные и самоуверенные школьники.

Существенной является внешность школьника. «Привлекательным» детям, при прочих равных условиях, учителя  приписывают более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников.

Учитель непроизвольно стремится больше обращаться к тем ученикам, которые сидят на первых партах, непосредственно перед ним. Эти школьники оцениваются им, при прочих равных условиях, более высоко. Учитель, особенно если у него самого безукоризненный почерк, предпочитает «каллиграфов»; он очень чувствителен к неправильностям речи и даже к тембру голоса.

Эмоциональная агрессивность оценок («Почему так медленно?», «Плохо!», «Не успеешь!», «Смотри, что делаешь!» и т.д.) вызывает подавленное состояние. Ребенку достаточно несколько раз пережить подобный стресс, чтобы выработать стойкое негативное отношение к определенной деятельности.          

     И еще надо помнить - состояние раздражения очень заразительно. Поэтому педагогу надо уметь снимать раздражительность с отдельных учеников. Не надо  торопиться призывать к порядку, не кричать: «Тихо!» Повышенный тон вызовет отрицательную реакцию. Лучше говорить, обращаясь ко всем присутствующим, очень тихим голосом, но так, чтобы учащиеся видели, что вы что-то говорите. К тому же эмоционально насыщать слова вовсе необязательно на повышенных тонах.

Основные барьеры порождаются в значительной мере особенностями педагогической деятельности.

К основным из них могут быть отнесены следующие:        

1. Кажущаяся противоположность изначальных установок и целей.

2. Неодинаковость, различие в положении учителя и учащегося: их социального статуса, жизненного опыта, уровня культуры и образованности.

3. Плохое знание педагогами интересов и потребностей современной молодежи.

4. Слабое знание психологии «предмета» своего воздействия.

     

.

Заключение

В чем же заключается и на чем должна базироваться эта ориентация на

положительное?  Ответ предельно краток и прост, это – любовь. Невозможно и некорректно согласноь педагогической этики требовать от педагога любви к детям (как и вообще бессмысленно требовать любви). можно говорить лишь о наличии или отсутствии этого чувства у учителя, будущего, начинающего или  давно работающего. Причем речь идет не о любви к замечательным, талантливым, послушным детям – мечте каждого педагога, а о любви ко всем детям, независимо от того, хорошие они или плохие (возможно, к «плохим», «недолюбленным» - особенно) уже только потому;  они - дети и потому, что только чья-то любовь, как говорил Э. Фромм, дает каждому человеку  возможность раскрыться и «быть».

  Сформированная установка к определенным действиям учителя оказывает сильное влияние на восприятие его учениками. Значительная часть влияния в процессе педагогического общения происходит бессознательно. При этом активно работают все каналы восприятия - и вербальные, и невербальные. Например, восприятие предмета учащимся происходит в большинстве случаев через восприятие образа учителя.

   Чем более значимые для учеников вопросы затрагиваются, тем большее значение имеет сформировавшаяся установка учеников в действиях учителя. Вот почему имидж уже известного в педагогическом коллективе учителя изменить радикально крайне сложно; многое зависит от того, в какой мере профессиональная деятельность педагога в дальнейшем будет оцениваться как успешная.

    Для учащихся очень важно, чтобы учитель давал им надежду на будущее, строил позитивные для них перспективы, по сути, был оптимистом.

    Уважение педагогом личности своих учеников, взаимная значимость позволяют создать необходимую атмосферу подлинного сотрудничества и сопричастности учителя к проблемам учеников.

    Процесс воздействия педагога на учеников всегда связан с выдвижением определенных требований. Корректность и тактичность выдвижения требования во многом будут определять характер взаимоотношений. В этой связи сформулирован принцип предъявления требования учителем в сочетании с проявлением уважения, взаимного доверия и значимости.

    Следует вывод, что в процессе формирования авторитетных отношений и их подкрепления предполагается активная личностная позиция в этом вопросе самого учителя.

Таким образом, преподаватели, обладающие, пoзитивной  Я-концепцией, имеют больше, шансов содействовать ее развитию и успехам учащихся. Напротив, учителя, не любящие свою профессию, испытывающие чувство личной или профессиональной неадекватности, непроизвольно создают в классе атмосферу, соответствующую этим ощущениям.

    Дело в том, что экстремальные установки и представления учителя о самом себе порождают и экстремальные формы его поведения: от агрессивных и враждебных до пассивных и заискивающе-льстивых, от невосприимчивости к мыслям и словам учащихся до привычки идти у них на поводу, от стремления во что бы то ни стало уличить учащегося в ошибке до полного равнодушия к его знаниям.        

 Установки, заключающие в себе негативный потенциал, способны оказывать пагубное воздействие на личность учащегося. К примеру:

- отрицательное реагирование на учащихся, которые тебя не любят;  -  - создание трудностей с целью держать учащихся в напряжении;

-   поддержание чувства вины у учащихся как стимула к учебе;

- оценка знаний учащихся, предполагающая возможность их нечестного поведения;        .

- стремление к установлению жесткой дисциплины;

- увеличение степени наказания пропорционально вине учащегoся.

Эти и другие отрицательные установки способны серьезно осложнить взаимоотношения в системе «педагог-учащийся».

Литература

 1.  К.М Левитан. Кулътур,а педагогического общения. - М., 1995.

 2. А.А. Леонтьев. Педагогическое общение. - М., 1996.

 3.  И.И. Рыданова. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.

  4.   О.В.Соловьева. Обратная связь в межличностном общении. - М.,1992.

  5.  Т.В.Мишаткина. Педагогическая этика. – Ростов-на-Дону, «Феникс»,   2004.