ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ в системе «ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ»

 Павлова Марина Владимировна.

Общими для любого вида профессиональной деятельно¬сти, в том числе и педагогической, являются факторы, стиму¬лирующие трудовую активность специалиста. Основные из них лежат в области «человеческих отношений», требующих умения общаться, строить свои отношения на основе взаимопонима¬ния, уважения и сотрудничества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Игримская детская школа искусств»

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ

тема ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ

 в системе  «ПЕДАГОГ -ПЕДАГОГ»

Преподаватель

Художественного отделения:

Павлова М.В.

пгт. Игрим

2012-2013


«Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится»

Ксенофонт

        Общими для любого вида профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, являются факторы, стимулирующие трудовую активность специалиста. Основные из них лежат в области «человеческих отношений», требующих умения общаться, строить свои отношения на основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества.

     Педагогическое общение охватывает области личных мнений, пристрастий, интересов, ценностей ученика и педагога.

     Педагогическое общение включает словесный (вербальнйй) и бессловесный (невербальный) компоненты. К бессловесным средствам педагогического общения относятся: имиджевые (зрительный образ учителя), телесные (мобилизация, вес, мимика и пантомимика, жесты), и пространственные (мизансцена класса, организация межличностного микропространства общения, дистанция общения). 

    Общение в    системе «педагог-учащийся» как и в системе «педaгог-педагoг» выстраивается на общих нормах и принципах моральной регуляции отношений всех участников процесса. Знания и учет, которых может объяснить многие нюансы и сложности взаимоотношений. К примеру, наличие совместимости и несовместимости, симпатии и антипатии отражается на самочувствии и работоспособности всех участников педагогического процесса является показателем профессиональной  культуры педагога. И сложности таких отношений определяются культурологическими и психологическими различиями.

   Что означает для педагога - соответствовать требованиям современной школы:

  • осознавать и нести ответственность за свое влияние на личность учащегося,  за формирование тех качеств, которые ты (педагог) вырабатываешь  у него своим отношением к жизни поведением и внешним видом;
  • знать, понимать и принимать проблемы, потребности и интересы современной молодежи и не брюзжать, если они не устраивают тебя, а считаться с объективной ситуацией.

    В чем же конкретно должно проявляться уважение к личности ученика. Проявлением уважения выступает, прежде всего, доверие, когда педагог видит в учениках равных себе людей со своими взглядами и интересами и надеется, что и они воспринимают  его так же.  Когда он не притворяется перед ними, когда у него нет «двойной жизни»: личной для себя и «воспитательной» для «них». Это и означает доверие. Доверие сопряжено с интересом к личности учащегося.

        Интерес, как правило, начинается с терпимосmи: терпимости к самостоятельности мышления ученика, его взглядам, внешнему виду (порой эпатирующему), его часто неординарному поведению. Педагог должен привыкать к тому, что сегодня «не только волосы, но и  мысли подростков нельзя подстричь под одну гребенку», и относиться к этому следует спокойно. Более того, своим интересом, действиями, поддержкой педагог сам должен стимулировать в них стремление к проявлению собственной индивидуальности и самостоятельности.

      Интерес учителя к личности учащегося имеет и другую этическую сторону - это, если можно так выразиться, «соискание» интереса ученика к себе - «заинтересованность в его интересе». Не правы те учителя, которые высокомерно заявляют, что им безразлично, как относятся к ним их ученики: «Пусть ненавидят, но знают предмет. Мне их любви не нужно». Но ведь если ученики испытывают симпатию к учителю, то это залог их интереса к его предмету.        

     Eщe одним проявлением уважения к личности учащегося выступает недопустимость  унижения личного достоинства ученика. Банальность этого требования очевидна. Однако на практике сплошь и рядом оно нарушается, причем редко - специально, целенаправленно, чаще - незаметно для самого учителя, так сказать, по привычке, что, может быть, еще хуже. Мы привыкли унижать учеников взглядом, тоном, насмешкой, окриком. Крик учителя,  призывающего  к порядку или обличающего лодыря и нарушителя дисциплины, к  сожалению, в школе все еще обычное дело. И все это - не «со зла», а из благих побуждений. Причем всегда этому находится оправдание:  мол, «довели», «сорвался», «не выдержал» и т.д. А между тем кричать на детей - значит расписываться в собственном педагогическом бессилии (т.е. других средств воздействия у меня больше нет),  следовательно, провоцировать неуважение к себе и одновременно демонстрировать свое неуважение к ученикам.

       Недопустимость унижения ученика криком, оскорбления словом или делом определяется, по меньшей мере, такими обстоятельствами как:

- «использование служебного положения в личных целях»: ведь в этой ситуации учитель явно пользуется тем, что ученик, зависимый от него, не может ответить ему тем же;

-  «вмешательство в личную жизнь граждан»: ведь понятно, что между учащимися, как в любой социальной группе устанавливаются какие-то отношения симпатии и антипатии, дружбы, товарищества.

    Вместе с тем уважение выражается и в требовательности  к учащемуся,    которую можно представить так: я, педагог, с уважением отношусь к его мнению и знаниям, я верю, в его силы и возможности и потому требую с него.

Еще больше нравственная культура педагога и его способность уважать своих учеников проявляется в оценке труда учащихся: выставляет учитель отметки официально или, «для себя» в любом случае он оценивает учащихся, их поведение, знания, способности. И тогда ero оценка, так или  иначе, выступает одновременно индексом  отношения к своим ученикам.

    Конечно, устанавливая те или иные взаимоотношения, необходимо ориентироваться на возрастные особенности школьников. Для учащихся позиция учителя всегда эмоционально значима в силу того, что учитель наделен функцией оценивания.  От того, какую информацию о личности ребенка дает учитель родителям, другим взрослым, сверстникам, во многом зависит эмоциональное благополучие ребенка в этих сферах общения.

Осторожными надо быть с разнообразными оценками учащихся. Очень важна степень доброжелательности.

     Преподавание - это в каком-то смысле лице-действо - «делание лица». Причем педагогическое лицедейство - это не притворство, не обман. Это - забота о настроении других; основа создания оптимального климата в аудитории. Оставлять собственные недомогания, личные переживания, плохое настроение за порогом, «надевать» на лицо выражение оптимизма, уверенности в себе и детях, поддерживать в себе азарт, любознательность и интерес к познанию с тем, чтобы «заразить» ими учащихся - это то, что в театре называется «кураж» И требует любви и творческого отношения к своему делу. И главное здесь - не только уметь, но и хотеть, понимать необходимость этого в педагогической работе.

      Имидж педагога - одно из основных средств реализации важного принципа гуманистической педагогики - принципа воспитания собой. При этом главное правило - собственный образ учителя должен быть привлекательным для детей. Для того чтобы правило «работало», необходимо знать, что именно привлекает в имидже учителя современных учащихся. Самым главным моментом в имидже педагога и одновременно самым неуловимым, труднее всего поддающимся саморазвитию, является личное обаяние учителя. Не заигрывание, не показная доброжелательность, а внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, что предполагает и умение пользоваться своими внешними и внутренними достоинствами.

Имидж - это собирательное понятие. Это та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильно действующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следуeт признать воспитанность, эрудицию, профессионализм – это основа, на которой держится имидж конкретной личности; психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль деятельности и т.п.  Другая составляющая - это статусные характеристики. Со статусом, как уже отмечалось, тесно связаны модели ролевого поведения. Статусные характеристики включают в себя и связь личности с другими социальными группами. Каждая из указанных групп характеристик вносит различный вклад в формирование личностного влияния и в различной степени поддается сознательному конструированию.

Нельзя опустить роль языка, язык используется не только в плане сообщения информации, предъявления требований и т.п., но и для того, чтобы строить свой образ. Образ, который был бы притягателен для учеников, который они могли бы уважать и любить. Вялая, тихая, впрочем, как и суетливая, речь придает образу учителя неуверенность. Следовательно,  педагогу необходимо работать над речью, жестами, всеми атрибутами невербального воздействия, что составляет собственно педагогическую технику, обеспечивающую эффективное влияние на учеников.

     Ощущение профессиональной компетентности придает уверенность учителю, что отражается в его образе. При этом все-таки нельзя допустить, чтобы новый учитель вошел в педагогический коллектив незаметно, так же как нельзя позволить, чтобы первые встречи с учениками не оставили у них яркого впечатления. Если первое впечатление в целом благоприятное, то в дальнейшем поведение и поступки начинают оцениваться с позиции первого восприятия. Но при негативном первом впечатлении даже положительные качества и поступки в последующем не замечаются или недооцениваются на фоне чрезмерного внимания к недостаткам.

  Значительная часть влияния в процессе педагогического общения происходит бессознательно. При этом активно работают все каналы восприятия - и вербальные, и невербальные. Например, восприятие предмета учащимся происходит в большинстве случаев через восприятие образа учителя.

Для учащихся очень важно, чтобы учитель давал им надежду на будущее, строил позитивные для них перспективы, по сути, был оптимистом.

    Уважение педагогом личности своих учеников, взаимная значимость позволяют создать необходимую атмосферу подлинного сотрудничества и сопричастности учителя к проблемам учеников.

    Процесс воздействия педагога на учеников всегда связан с выдвижением определенных требований. Корректность и тактичность выдвижения требования во многом будут определять характер взаимоотношений.

    Следует вывод, что в процессе формирования авторитетных отношений и их подкрепления предполагается активная личностная позиция в этом вопросе самого учителя.

Таким образом, преподаватели, обладающие, пoзитивной  Я-концепцией, имеют больше, шансов содействовать ее развитию и успехам учащихся. Напротив, учителя, не любящие свою профессию, испытывающие чувство личной или профессиональной неадекватности, непроизвольно создают в классе атмосферу, соответствующую этим ощущениям.

Эти и другие отрицательные установки способны серьезно осложнить взаимоотношения в системе «педагог-учащийся».

   Профессиональная педагогическая этика проявляет себя еще в одном блоке взаимоотношений: в системе «педагог-педагог». Разумеется, отношения в коллективе педагогов, как и в любом коллективе, регулируются общими правилами делового этикета, предполагающими взаимную вежливость, предупредительность, внимание друг к другу.

    Этические нормы и принципы делового общения регулируют служебные отношения между коллегами в каждом коллективе. Они ориентированы на установление такого морально-психологического климата, который способствовал бы наиболее эффективному и оптимальному решению задач любого коллектива.

   Специфика моральной регуляции в педагогическом коллективе заключается в особенностях профессиональной психологии педагога. Перечислим некоторые из них:

  • кажущийся  индивидуализм педагогического труда
  • обостренная потребность в авторитете
  •  категоричность и максuмализм, безаnелляционность суждений, и уверенность в собственной непогрешимости
  • излишняя подозрительность и обидчивость
  • сложности в самооценке и объективной оценке педагогического труда
  • сложности в оценке и определении квалификационного положения связанные с особенностями критики в педагогическом коллективе.

Обеспечению оптимального климата в отношениях, созданию обстановки психологического комфорта должно способствовать соблюдение необходимых этическuх принципов и норм.

     Здесь особенно велика роль этики и культуры общения - толерантности, терпимости к инокомыслию, желания и умения понять другого.

Подобные отношения между педагогами могут быть обеспечены при соблюдении следующих требований:

1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых профессии, способствующих личному успеху и продвижению.

2. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.

 3.  Терпимость к недостаткам, вредным привычкам  коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть: твердая yвepeннocть в том, каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и мы должны принимать людей именно такими - «иными» по  сравнению с нами.

4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, попытаться понять, что движет другим человеком.

        5. Способность к сочувствию, сопереживанию - это даже не требуемое (требовать этого нельзя), а скорее ожидаемое, желаемое.

        Эти общие принципы отношений конкретизируются в нормах поведения, включающих в себя:

        - подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;

        - умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;        

        - стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументированно отстаивать собственную точку зрения;        

        - умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения профессиональных педагогических проблем;

        - способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.

        Если вы действительно стремитесь вызвать хорошее к себе  отношение и хотите, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то следуйте известным советам Д. Карнеги:

         - искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам;

        - доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;

        - запоминайте имена людей и обращайтесь к ним по имени и отчеству, соблюдайте субординацию: людям это нравится;

        - умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам;

- говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас;

- дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.