"Работа с семьей как основным институтом воспитания ребенка".

Ленькина Юлия Васильевна

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Совместная деятельность дополнительного образования, семьи, школы, социальных партнеров по обеспечению благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития ребенка в клубах по месту жительства»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Тема: «Совместная деятельность дополнительного образования, семьи, школы, социальных партнеров по обеспечению благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития ребенка в клубах по месту жительства»                   

 

 Работа с семьей как основным институтом воспитания ребенка.

Семья – это место его рождения и становления материального и духовного.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для маленького человека школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным  и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации воспитательного процесса.

Взаимодействие с семьей.

Суть взаимодействия с семьей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

 Совместная деятельность с родителями и детьми может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща.

  Характер взаимодействия с семьями в клубах дифференцированный. Не навязывается всем одинаковое, ориентируемся на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания. Основные формы работы с семьей могут быть индивидуальными и групповыми.

  К индивидуальным формам можно отнести беседы с детьми по таким темам: «Умеем ли мы общаться?», «Адаптация ребенка к школе».

 Консультации для родителей: «Готовность ребенка к школе», «Адаптация ребенка к школе», «Конфликты между детьми и родителями. Пути их разрешения».

Любая беседа или консультация не проходят спонтанно. Стараемся заранее обговорить и спланировать встречу, подготовиться.

К групповым формам можно отнести такую форму работы психолога с родителями в клубах – родительские собрания. Пока прошло одно собрание на тему: «Современный подросток. Кто он?». На апрель месяц намечено еще одно собрание на тему: «Мудрость ангелов». В первом собрании приняло участие 25 человек.

   Существенное значение для взаимодействия имеет стиль  общения на родительских собраниях в клубе. Монолог на собрании звучит реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решений каких-то проблем.

     Для ребят младшего подросткового возраста в клубе проводятся занятия по саморазвитию личности. Цель занятий: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. На сегодняшний день проведено 5 занятий. Занятия посетило 125 ребят.

     Для ребят среднего подросткового возраста проведено было 5 занятий по профилактике девиантного поведения. Цель занятий: предоставление ребятам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков, расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации, актуализация процесса самоопределения. Занятия посетило 118 ребят.

    Одной из форм работы с родителями является организация психолого-педагогического просвещения родителей – оформление тематических уголков, информационных стендов для родителей(«Для вас родители», «Это интересно»). В этих уголках помещается расписание мероприятий и консультаций для родителей, памятки и интересные статьи по воспитанию детей.

   Анкетирование – это еще одно направление работы с детьми и родителями.

На сегодняшний день родители были проанкетированы:

1.«Изучение интересов и потребностей родителей».

В исследовании приняло участие 40 родителей. Результаты были получены следующие: родители указывают, что их дети с удовольствием посещают клуб, родители имеют общее представление о программе работы клуба(73%), одобряют занятия своего ребенка в клубе и считают, что они принесут ему пользу. Хотят, чтобы досуг их детей был заполнен и помогал им раскрывать свои таланты и способности.

На данный момент дети были проанкетированы:

  1. «Изучение интересов и потребностей детей».(119 человек). Результату анкеты показали, что ребят привело в клуб желание заняться чем-нибудь в свободное время и им интересно дело, которым занимаются в клубе. Многие ребята пришли в клуб из желания найти друзей.
  2. «Мотивация прихода детей в ДК»(160 человек). Результаты показали, что дети посещают клуб, потому что там очень интересно, большинство из них хотят раскрыть свои способности и хотят больше узнать.
  3. «Психологический климат в ДК»(79 человек). Результаты показали, что психологический климат в детских клубах устойчиво благоприятный.

Запланировано проведение анкет по выявлению уровня воспитанности среди воспитанников ДК, а также выявление удовлетворенности детей и родителей услугами ДК.

Несомненно, в клубах ведется работа и с педагогами. В этом учебном году было запланировано 2 занятия, и они уже проведены, по следующим темам: «Улучшение эмоционального состояния», «Стресс». Участвовало 10 человек. Целью занятий являлось: создание групповой сплоченности, Осознание своей жизненной позиции, способов достижения цели, изучение техник снятия эмоционального напряжения, релаксации.

 С педагогами также была проведена следующая методика «Социально-психологическая самоаатестация группы как коллектива». Целью данной методики была комплексная оценка уровня развития в группе отношений характерных для коллектива. Были получены следующие результаты: общая оценка уровня развитости всех отношений в группе – средняя. Это говорит о том, что большинство видов отношений (ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость, организованность) развиты средне. И только один вид отношений (информированность) развит высоко.

 

 Таким образом, содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей.

Но одна из главных задач работы с семьей – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью проводятся родительские дни в клубах, праздники с участием мам и дочерей, бабушек и внучек, отцов и сыновей.

Таким образом, связь с родителями налаживается и приобретает все большие масштабы. Родители еще больше стали интересоваться работой клубов, которые посещают их дети, стали более активными и неравнодушными.